Урок окружающего мира на тему: «О форме нашей планеты»
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

БеляковаТатьяна Михайловна

Работа с научно-учебным текстом 

УМК «Планета знаний»

4 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Сценарий урока51.62 КБ
Файл приложение 113.6 КБ
Файл приложение 2140.48 КБ
Файл приложение 3354.61 КБ

Предварительный просмотр:

Белякова Татьяна Михайловна

ГБОУ гимназия № 426 Петродворцового района Санкт-Петербурга имени Героя Советского Союза Г.Д. Костылева

Работа с научно-учебным текстом

Урок окружающего мира на тему: «О форме нашей планеты»

УМК «Планета знаний»

4 класс

Цели: создать условия для формирования представлений о научных методах познания окружающего мира.

Задачи урока

Образовательные: вспомнить о планетах Солнечной системы, глобусе - модели Земли; углубить знания учащихся о форме Земли.

Развивающие: способствовать развитию грамотной речи, памяти, внимания, мышления, умения высказывать свою точку зрения, аргументировать свое высказывание.

Воспитательные: содействовать воспитанию бережного отношения к нашей Земле, воспитание культуры общения, способности к сотрудничеству.

Планируемые результаты

личностные - способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

предметные - знать форму Земли, ориентироваться в научно-популярном и учебном тексте, использовать полученную информацию, прогнозировать содержание произведения по его заглавию, находить ключевые слова, определять основную мысль прочитанного, выражать её своими словами.

метапредметные

Познавательные УУД - уметь ориентироваться в своей системе знаний; добывать новые знания, используя свой жизненный опыт и текст учебника.

Регулятивные УУД - уметь определять учебную задачу на уроке, высказывать свое мнение, аргументировать свой ответ.

Коммуникативные УУД - уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать мнения других.

 Форма проведения урока: групповая.

Оборудование: Г.Г. Ивченкова, И.В. Потапов. Окружающий мир. 4 класс. Часть 1, листы с текстом учебной статьи у каждого ученика, листочки с кроссвордом у каждого ученика, презентация, подготовленная учителем.

Ход урока

 I. Орг. момент.

II. Актуализация опорных знаний.

– Давайте вспомним, что мы изучали на уроках из раздела «Мы живём на планете Земля».

Для этого отгадаем кроссворд – работа в парах (листочки с заданием)

  1. Направление, сторона света, где вечером заходит солнце. (Запад)
  2. Измерение времени, основанное на периодическом повторении явлений природы. (Календарь)
  3. Устройство (прибор), облегчающее ориентирование на местности. (Компас)
  4. Разновидность календаря, основанная на периодической смене полнолуния и новолуния. (Лунный)
  5. Самая яркая звезда, которая ближе всех расположена к Северному полюсу. (Полярная)

– Какое «ключевое» слово у нас получилось?

– Что обозначает слово «земля»?

– Давайте узнаем значение этого слова в Толковом словаре Ожегова. (Слайд 1)

Земля –1 - третья от Солнца планета Солнечной системы, вращающаяся вокруг Солнца и вокруг своей оси; 2 - суша в противоположность водному или воздушному пространству; 3- почва, верхний слой коры нашей планеты, поверхность.

– Почему Землю нельзя назвать звездой?

– Какое место занимает Земля в Солнечной системе?

III. Постановка проблемы, формулирование темы и цели урока.

- На этом уроке мы продолжим разговор о нашем доме – планете Земля. Прочитайте в учебнике тему урока. (Слайд 2) Предположите, о чем пойдет сегодня речь. На какой вопрос нам предстоит сегодня ответить? Какова тема урока? Каковы цели урока?

Наша сегодняшняя цель: найти доказательства того, что Земля имеет форму шара.

IV. Совместное «открытие» знаний.

1. Чтение статьи учебника с. 98-99 (статья дублирована на листках, которые выданы учащимся).

- Определите, к какому жанру относится текст, который вы прочитали. О чём вы прочитали? К какому типу относится этот текст? (Рассуждение.) Почему так решили? Какова его основная мысль?

2. - Вспомним, определение термина. (Слайд 3)

- Найдите и выделите желтым цветом в тексте термины, которые требуют объяснения. (По щелчку на экране появляются слова: планета, вывод, горизонт, линия горизонта, местность, горы, окружность, затмение, шар, геоид.) С какими из них ты уже знаком?

- Подумайте и объясните, что такое геоид. Какое предложение помогло вам это определить? Подчеркните его простым карандашом.

3. – Ответьте на вопросы. Нужную информацию выделяйте в тексте. (Слайд 4) 

Зеленым: - Как древние люди представляли Землю?

- Какие наблюдения доказывают шарообразность Земли?

4. Работа в группах (прием «зиг-заг»): 4 группы (№ 1 - № 4). (Слайд 5)

- Каждый член группы читает свой отрывок, отмеченный соответствующим номером.

- Выделите в доказательстве одно ключевое слово или словосочетание, или предложение, отражающее его тему.

- Выберите человека, который расскажет это доказательство шарообразности Земли всем одноклассникам.

- Придумайте 1-2 вопроса по содержанию своего выступления, адресованные остальным одноклассникам.

  1. Презентация работы групп.

  1. Составление кластера.

  1. Чтение статьи учебника на с. 100. (Продолжение статьи на листе)

- О чем вы прочитали? К какому типу относится этот текст? (Описание.) Почему так решили? Какова его главная мысль? (Землю надо беречь.)

  1. Работа с текстом. (Слайд 7)

- Найдите в первой цитате слова-синонимы (удивительно – поразительно).

- Замените в предложении «Наша голубая планета из космоса удивительно красива» слово удивительно другим, близким по значению (дивный, диковинный, изумительный, поразительный, разительный, странный, чрезвычайный, чудный, чудесный, сенсационный)

- Познакомьтесь с лексическим значением слова ресурсы (щелчок). В каком значении это слово употреблено в тексте? С каким прилагательным связано слово ресурсы в тексте?

- Выделите прилагательные, которые используют космонавты, описывая Землю, желтым цветом.

- Найдите во второй цитате словосочетания с противоположным значением (черное пространство – многоцветная планета, крошечная и незначительная – важная и значительная).

- Чем Земля похожа на космический корабль? (- несется в космосе; - есть экипаж; - ограниченные ресурсы)

- Почему же нужно беречь нашу планету? (Земля уникальна!)

V. Итог работы.

VI. Рефлексия, д/з.



Предварительный просмотр:

О форме нашей планеты

        Правильное представление о форме нашей планеты сложилось далеко не сразу. Например, древние люди представляли землю в виде горы, которая окружена со всех сторон морем. А на море, как опрокинутая чаша опирается небосвод. Со временем, проводя наблюдения в природе, ученые пришли к выводу, что Земля имеет шарообразную форму.

        Какие же наблюдения позволяют сделать такой вывод?

        Если наблюдать за приближающимся кораблём, то можно заметить, что появляется он из-за линии горизонта постепенно. Сначала становятся видны верхушки матч, трубы, а затем и весь корабль. Когда же корабль удаляется от берега, то кажется, что он опускается за линию горизонта.

        Доказательством шарообразной формы Земли служит и то, что на открытой местности линия горизонта представляется нам в виде окружности. А когда мы поднимаемся, то линия горизонта как бы отодвигается.

        Шарообразность Земли подтверждают и наблюдения за лунными затмениями. Луна вращается вокруг нашей планеты, и раз в месяц Земля оказывается между Луной и Солнцем. При этом наша планета загораживает от Луны Солнце, и на полный диск Луны наползает круглая тень от Земли. Так происходит лунное затмение. Но только шар всегда имеет круглую тень.

В настоящее время учёные имеют много доказательств шарообразности Земли, например, получены фотографии Земли из космоса, на которых отчётливо видно, что Земля – шар. Еще учёным удалось выяснить, что Земля имеет форму слегка сплюснутого шара – геоида.

Вид земли из космоса поражает воображение человека. Прочитай слова российского космонавта Виталия Севастьянова: «Наша голубая планета из космоса удивительно красива. Она прекрасна, но и поразительно мала… и вдруг понимаешь, что сама Земля – это космический корабль, который несется в космосе. Он имеет ограниченные ресурсы и экипаж – человечество, которое должно беречь свою планету, её ресурсы, беречь себя».

        А вот что сказал по этому поводу американский космонавт Томас Паттэн Стаффорд: «Из космоса я увидел много неожиданного. Все мои представления о земле переменились. Увидеть на фоне черноты пространства маленькую, многоцветную планету Земля с её хрупкой средой и уникальной жизнью – это волнующее и поучительное впечатление. С одной стороны, Земля кажется такой крошечной и незначительной среди космических просторов, но с другой – она так важна и значительна вследствие своей уникальности.  Мы должны сделать всё от нас зависящее, чтобы сохранить Землю со всей её красотой и особенностями».



Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

О форме нашей планеты ГБОУ гимназия № 426 Петродворцового района Санкт-Петербурга имени Героя Советского С оюза Г.Д. Костылева 4-а класс Белякова Татьяна Михайловна 2020-2021 учебный год

Слайд 2

Те́рмин (от лат. terminus — предел, граница) — слово или словосочетание, являющееся названием некоторого понятия какой-нибудь области науки, техники, искусства и так далее. Планета , вывод, горизонт, линия горизонта, местность, окружность, затмение, шар, геоид. Затме́ние — астрономическая ситуация, при которой одно небесное тело заслоняет свет от другого небесного тела. Наиболее известны лунные и солнечные затмения.

Слайд 3

Ответь на вопросы. Выдели нужную информацию в тексте. - Как древние люди представляли Землю? - Какие наблюдения доказывают шарообразность Земли? № 1 № 2 № 3 № 4

Слайд 4

Работа в группе Каждый член группы читает свой отрывок, отмеченный соответствующим номером. Выделите в доказательстве одно ключевое слово или словосочетание, или предложение, отражающее его тему. Группа выбирает человека, который расскажет это доказательство шарообразности Земли всем одноклассникам. Группа продумывает и составляет 1-2 вопроса по содержанию своего выступления, адресованные остальным одноклассникам.

Слайд 5

Кластер Объект из-за линии горизонта появляется постепенно Земля - шар На открытой местности линия горизонта – окружность Круглая тень от Земли Фото из космоса

Слайд 6

Удивительный - дивный , диковинный, изумительный, поразительный, разительный, странный, чрезвычайный, чудный, чудесный, сенсационный. Ресурс - средства , позволяющие с помощью определённых преобразований получить желаемый результат . Ресурс (техника) - объём работы, на который рассчитывается машина, здание и т. д. После исчерпания ресурса не гарантируется безопасная работа, устройству требуется капитальный ремонт или замена. Ограниченность ресурсов — экономическое понятие, выражающее конечность, редкость, дефицитность ресурсов , доступных человеку и человечеству в каждый конкретный момент, относительную их недостаточность в сравнении с безграничными человеческими потребностями, для удовлетворения которых эти ресурсы употребляются.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира по теме "Россия-любимая наша страна"

Данный урок проведён как открытый по новым стандартам. Урок прошёл хорошо, дети с удовольствием включались в работу....

Фрагмент работы урока окружающего мира по теме "Как зимовали наши предки"

Ознакомление с данной статьей в учебнике рекомендую после вступительной беседы в начале урока.  Данная работа предполагает получение нового материала самостоятельно в группах, используя зна...

Презентация к уроку окружающего мира по теме "Животноводство в нашем крае" 4 класс

Презентация к уроку по предмету "Окружающий мир" в 4 классе.(А.Плешаков. "Школа России"). Основные направления животноводства в Крыму....

Урок окружающего мира по теме: «Природные богатства нашей Родины»

Данная разработка урока знакомит с природными богатствами России и родного края. Предназначена для учащихся 1 класса по программе "Школа 2100"....

Методическая разработка урока окружающего мира по теме «Как лечились наши предки» 3 класс УМК Гармония

В ходе урока ученики познакомятся с тем, как лечились наши предки, как сохраняли здоровье. Знание того, как устроен организм, как работает, в чём он нуждается, как уберечь его от микробов и вредных ве...

Открытый урок окружающего мира по теме: «Какую форму имеет Земля», 4 класс, УМК "Планета Знаний"

урок дан для студентов колледжа социально-педагогического профиля...