Инклюзивный урок "Человек и домашние животные"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс)

Косарева Людмила Геннадьевна

Инклюзивный урок разработан в соответствии с использованием материалов Федерального государственного образовательного стандарта, адаптированной основной образовательной программы общего образования, разработанной на основе ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью.

Урок предназначен для учащихся 1 класса, в котором обучаются дети по основной общеобразовательной программе и ребёнок с лёгкой степенью умственной отсталости.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Инклюзивный урок40.92 КБ
Файл пояснительная записка17.05 КБ

Предварительный просмотр:

Разработчики: МКОУ Тинская ООШ

(учитель начальных классов) Косарева Л.Г.,

Учащиеся с ОВЗ

Мир природы и человека 1 класс

Тема урока: Домашние животные. Кошка.

Цель: расширение и уточнение представлений о домашних животных на основе знакомства с кошкой.

Задачи:

образовательные:

- формировать представления о домашних животных, их связи с человеком;
- формировать умения отличать домашних от диких животных.
коррекционно-развивающие:

-коррекция наглядно-образного и логического мышления на основе упражнения в анализе и синтезе

- развитие произвольного внимания, творческой активности, мелкой и крупной моторики

-развитие устной речи, через ответы на вопросы и составления рассказа

воспитательные:

-воспитание любви к животным, бережного отношения к ним

-формирование эмоциональной адекватности поведения

Нормативно  развивающиеся учащиеся

Окружающий мир 1 класс

Тема урока: Человек и домашние животные.

Цель урока: создание условий для развития умения классифицировать животных (домашних, диких)

Задачи:

1. закреплять умение классифицировать животных

2. «открытие»  новых знаний через формулировку учебной проблемы и поиск ее решения

3. формулировать учебную задачу урока, отвечать на поставленные вопросы, сотрудничать между собой и учителем

4. применять полученные знания

5. создать условия для развития таких базовых качеств личности, как рефлексивность

Технологическая карта урока

Предмет, тема урока

Методы обучения

Тип и вид урока

Планируемые результаты

Виды учебной деятельности

Система средств обучения

личностные

БУД

предметные

Мир природы и человека 1 класс

 Домашние животные. Кошка.

 

Репродуктивные, игровые, практические  действия с раздаточным материалом

Комбинированный урок

Воспитание любви к животным, бережного отношения к ним

Стараются  соблюдать правила поведения на уроке.

Начинают сотрудничать с учителем и друг с другом

Коммуникативные: вступать в контакт и работать в коллективе (учитель−ученик, ученик–ученик); слушать и понимать инструкцию к учебному  заданию. Регулятивные:  принимать оценку деятельности, адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.). Познавательные: работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение).

Знать названия домашних животных, их внешнее строение: части тела.

Место в жизни человека (для чего содержат животное), забота и уход за животным.

Умеют выполнять задание в тетради работать с учебником, иллюстрациями.

Работа с  раздаточным материалом работа в тетради.

Ведущие компоненты: рабочая программа.

Ведомые компоненты: учебник, раздаточный материал.

Ожидаемый результат:

Знать: кошка – представитель домашних животных, части тела, питание.

Уметь: составлять полные предложения, из них рассказ описательного характера.

Формы организации познавательной деятельности:

-индивидуальная;

-групповая;

-фронтальная

Технологии обучения: коррекционно - развивающее обучение,  Технологии дифференциации и индивидуализации обучения, здоровьесберегающие, игровые.

Межпредметные связи: рисование, математика, технология (ручной труд).

Средства обучения: раздаточный материал, учебник, числовой ряд.

Ожидаемые результаты:

Предметные: сравнивать домашних и диких животных, приводить примеры

Коммуникативные: сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий в парах

Регулятивные: выполнять задания в соответствии с целью; учиться взаимодействовать со сверстниками; быть готовым к преодолению трудностей

Личностные: мобильность, самостоятельность, сотрудничество между собой и учителем

Познавательные: осуществлять целенаправленный поиск ответа на поставленный вопрос; знать в чем состоят отличия между дикими и домашними животными; классифицировать животных по признаку «домашние – дикие»; рефлексия способов и условий своих действий

Необходимое оборудование и материалы ИКТ: рисунки с изображением диких и домашних животных; таблица для практической работы

Технологическая карта к уроку

Этапы

урока

Организация работы по адаптированной образовательной программе

Организация работы по общеобразовательной программе

Деятельность

учителя

Деятельность

Обучающихся

Деятельность

учителя

Деятельность

Обучающихся

Орг. Этап

Предлагает послушать стихотворение и ответить на вопросы:

Прозвенел звонок для нас, все зашли спокойно в класс.

Встали все у парт красиво.

Поздоровались учтиво.

Тихо сели спинки прямо.

Вижу, класс наш хоть куда.

Мы начнём урок друзья!

Ребята, а какое сегодня число?

Месяц, день недели?

Проверяет готовность к уроку.

Слушают, садятся за парты, готовятся к уроку.

Отвечают на вопросы учителя.

Актуализация знаний.

2. Давайте вспомним, что мы изучали на предыдущем уроке, для этого я предлагаю вам выполнить задание.

Соотнесите картинки  взрослых животных  и их  детёнышей (минимальный уровень)

Назовите взрослое животное и его детёныша (достаточный уровень). (Приложение)

4. Проверка выполнения задания.

5. Вопрос,  «На какие группы можно разделить животных?» - обсуждается фронтально.

Дети соотносят картинки  (приложение-карточки Домана)

(минимальный уровень), называют взрослое животное и его детёныша (достаточный уровень).

Ответы:

-На картинке изображена корова, её детёныша называют – телёнок.

-На картинке мы видим лошадь, её детёныш-жеребёнок.

- Это свинья, детёныш-поросёнок.

-Это овечка, детёныш ягнёнок.

-Это собака, детёныш-щенок.

-Это кошка, детёныш-котёнок.

Дети дополняют схему-кластер, распределяя картинки животных по группам домашние и дикие.

1. Учитель: Ребята перед вами вопросы, я предлагаю вам подумать над ответами. Свои ответы мы оформим в виде схемы-кластера на доске.

  3. Вы подумали, теперь давайте ответим на вопросы вместе (приложение - объекты живой и неживой природы)

- Что мы называем природой?

На какие группы можно разделить объекты природы?

 Какие объекты относятся к каждой группе?  

Для ответа на этот вопрос вам надо распределить иллюстрации по группам живая и неживая природа.

5. Вопрос  «На какие группы можно разделить животных?» - обсуждается фронтально.

Ребята знакомятся с вопросами.

Отвечают на вопросы.

- Все, что нас окружает.

- Все объекты природы можно разделить на живую природу и неживую.

Самостоятельно, распределяют иллюстрации по группам живая и неживая природа

- Неживая природа: Солнце, воздух, вода, Земля.

 Живая – человек, растения. Животные

Отвечают на вопрос и дополняют схему-кластер на доске. (Приложение)

Постановка учебных задач

Сейчас загадаю вам загадку, а вы должны угадать, о каком животном здесь сказано.

Отворилась тихо дверь –

И вошёл усатый зверь.

Сел у печки, жмурясь сладко,

И умылся серой лапкой.

Берегись, мышиный род –

На охоту вышел …

- Правильно, кот, а кот это домашнее или дикое животное?

-Значит тема нашего урока….?

Сегодня мы с вами постараемся определить признаки, по которым выделяют домашних животных.

Слушают и

отгадывают загадку.

Ответ: Это кот.

Ответ: Кот-это домашнее животное

Выявляют  (Формулируют, определяют ) тему урока: «Домашние животные. Кошка»

Отгадывают загадку.

Выявляют тему урока:

«Человек и домашние животные»

Усвоение новых знаний и способов действий.

1. Соберите пазл «Кошка». (Приложение, дополнительные иллюстрации на доске).

3.  Теперь мы ответим на вопросы.

(Фронтальная работа и проверка.)

- Назовите части тела кошки?

-Какая кошка по размеру?

-Чем покрыто тело кошки? 

- Какая шерсть? 

- Есть ли хвост?

Какой?

- Что на мордочке?

-Как вы думаете, нужна нам кошка? Зачем?

-Чем будем её кормить?

(минимальный уровень)

- Как надо заботиться о кошке, ухаживать за ней?

- Сколько лап?

 (показать на числовом ряду цифру)

 (достаточный уровень).

Собирают пазл.

Работают в группах, самостоятельно.

(карточка)

Ответы:

- голова, туловище, хвост, лапы.

- Кошка может быть большая, а может быть маленькая.

- тело покрыто шерстью

- короткая, длинная, мягкая

- да, хвост есть, он длинный.

- на мордочке есть глаза, уши, нос, рот, усы

- да, кошка нам нужна, она ловит мышей

- молоком, рыбой, мясом.

- кормить, мыть.

- четыре лапы, показывает на числовом ряду.

2. Ребята я вам предлагаю поработать самостоятельно в парах. Откройте учебник на с.33 и выполните задание рубрики  «Соображалка».

(дополнительное задание с.33).

Работа с учебником.

Рассматривают рисунки и отвечают на вопросы.

Релаксационная пауза

(вместе)

Физминутка

Организует выполнение упражнения

на снятие позостатического напряжения

Выполняют упражнение

Наши уточки с утра —

Кря-кря-кря! Кря-кря-кря!

Наши гуси у пруда —

Га-га-га! Га-га-га!

Наши курочки в окно —

Ко-ко-ко! Ко-ко-ко!

А как Петя-петушок

Раным-рано поутру

Нам споет: «Ку-ка-ре-ку!»

Дети изображают походку уточки, вперевалочку. Повторяют за учителем: «Кря-кря-кря».

Вытягивают шеи, отставив руки назад.

 « Бьют» руками по бокам.

 Поднимаются 

на носочки отставляют 

руки назад.

Усвоение новых знаний и способов действий.

 (вместе)

Мы провели физминутку, скажите каких животных мы с вами изображали? (Учитель показывает иллюстрации животных). А это животные домашние или дикие?

А мы можем с вами назвать признаки, по которым определяем домашних животных?

Ответим на вопросы.

 – Где живут домашние животные животные?

– А кто строит жилища для домашних животных?

– Кто заботится о животных и об их потомстве?

На доске схема из заготовок различного цвета

Дети перечисляют названия животных и отвечают на вопросы.

Ответ: В физминутке мы изображали –уточку, гуся, курочку, петушка.

Подбирают иллюстрацию в соответствии признаку.

Ответ:

- домашние животные живут  с человеком.

- строит человек.

- заботится человек

Отвечая на вопросы, выделяют основные признаки, по которым определяют домашних животных (Приложение).

Закрепление

Ребята я предлагаю вам поработать творчески: разукрасить рисунок и наклеить аппликацию.

Разукрашивает рисунок кошки (минимальный уровень). (Приложение)

Наклеивает аппликацию «Кошка» (достаточный). (Приложение)

Каждой паре я назову домашнее животное. Вам нужно будет посовещаться друг с другом и вспомнить, какую пользу приносит это животное человеку, что оно ему дает.

Корова.

Молоко, молочные продукты (сливки, сметана, творог, сыр, простокваша, кефир, ряженка, сгущенка), мясо, жир.

Лошадь.

Продукты питания (мясо, молоко), средство передвижения и перевозки грузов.

Коза. Мясо, молоко, молочные продукты (сыр, брынза, творог, сметана), шерсть, пух.

Собака.

Охрана жилищ и человека.

Спасение людей (в горах).

Средство передвижения (на севере собачьи упряжки).

Друг человека.

Кошка. 

Защищает жилище человека от грызунов.

Куры.

Яйца, пух, мясо.

Домашнее задание

Нарисовать свою любимую кошку

С. 34 «Сочинялка»

Рефлексия.

В конце урока поиграем «Накорми кошку» и «Гусеница настроения».

Выбирают из числа картинок, картинки на которых изображено  то, что ест кошка.

«Гусеница настроения»

Зелёный круг – хорошее настроение

Жёлтый круг – мне всё равно

Красный круг  – плохое настроение

Выбирают круги разных цветов.



Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Инклюзивный урок разработан в соответствии с использованием материалов Федерального государственного образовательного стандарта, адаптированной основной образовательной программы общего образования, разработанной на основе ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью.

Урок предназначен для учащихся 1 класса, в котором обучаются дети по основной общеобразовательной программе и ребёнок с лёгкой степенью умственной отсталости.

Планирование урорка в инклюзивом классе включает в себя как общеобразовательные задачи, так и коррекционно – развивающие задачи, предусматривает в ходе занятия смену деятельности обучающихся, чередование активной работы с отдыхом, обязательное использование наглядных средств.

Инклюзивный урок по теме «Домашние животные. Кошка»- для детей ОВЗ, «Человек и домашние животные» - для нормативно развивающихся детей,  построен по типу предъявления новых знаний.

В ходе корреционных занятий осуществляется психолого - педагогическое воздействие, направленное на устранение отклонений в психическом и личностном развитии, гармонизацию личности и межличностных отношений. Основные направления работы: познавательная сфера (формирование учебной мотивации, стимуляция сенсорно-перцептивных, мнемических и интеллектуальных процессов); эмоционально-личностная сфера (гармонизация пихоэмоционального состояния, формирование позитивного отношения к своему «Я», повышение уверенности в себе, развитие самостоятельности, формирование навыков самоконтроля); коммуникативная сфера и социальная интеграция (развитие способности к эмпатии, сопереживанию; формирование продуктивных видов взаимоотношений с окружающими (в семье, классе), повышение социального статуса ребенка в коллективе, формирование и развитие навыков социального поведения).

Коррекционно - развивающая работа предусматривает организацию и проведение занятий, способствующих социально-личностному развитию обучающихся с умственной отсталостью, коррекции недостатков в психическом и физическом развитии и освоению ими содержания образования.

На занятии использованы здоровьесберегающие технологии

(Физкультминутка составлена с учетом упражнений для детей с ОВЗ).

Устные задания выполняются по следующему алгоритму:

Учитель проговаривает само задание (т.е., что мы будем делать) – обучающиеся проговаривают задание после учителя.

На занятии применяются следующие коррекционные методы:

-информационные методы (беседа, консультирование).

-практические методы (приучение, упражнение, воспитывающие ситуации).

-оценочные методы (поощрение).

Дидактические приёмы, применяемые в учебно-воспитательном процессе детей с ограниченными возможностями здоровья: развитие наблюдательности через показ явлений; наглядность в практически значимой деятельности; сознательность и активность в усвоении знаний; учёт индивидуальных особенностей.

Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов по окружающему миру.

Минимальный уровень

Достаточный уровень

  • представления о назначении объектов изучения;
  • узнавание и называние изученных объектов на иллюстрациях, фотографиях;
  • отнесение изученных объектов к определенным группам (видо-родовые понятия);
  • называние сходных объектов, отнесенных к одной и той же изучаемой группе;
  • представления об элементарных правилах безопасного поведения в природе и обществе;
  • знание требований к режиму дня школьника и понимание необходимости его выполнения;
  • знание основных правил личной гигиены и выполнение их в повседневной жизни;
  • ухаживание за комнатными растениями; кормление зимующих птиц;
  • составление повествовательного или описательного рассказа из 3-5 предложений об изученных объектах по предложенному плану;
  • адекватное взаимодействие с изученными объектами окружающего мира в учебных ситуациях; адекватно поведение в классе, в школе, на улице в условиях реальной или смоделированной учителем ситуации.
  • представления о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в окружающем мире;
  • узнавание и называние изученных объектов в натуральном виде в естественных условиях;
  • отнесение изученных объектов к определенным группам с учетом различных оснований для классификации;
  • развернутая характеристика своего отношения к изученным объектам;
  • знание отличительных существенных признаков групп объектов;
  • знание правил гигиены органов чувств;
  • знание некоторых правила безопасного поведения в природе и обществе с учетом возрастных особенностей;
  • готовность к использованию полученных знаний при решении учебных, учебно-бытовых и учебно-трудовых задач.
  • ответы на вопросы и постановка вопросов по содержанию изученного, проявление желания рассказать о предмете изучения или наблюдения, заинтересовавшем объекте;
  • выполнение задания без текущего контроля учителя (при наличии предваряющего и итогового контроля), оценка своей работы и одноклассников, проявление к ней ценностного отношения, понимание замечаний, адекватное восприятие похвалы;
  • проявление активности в организации совместной деятельности и ситуативном общении с детьми; адекватное взаимодействие с объектами окружающего мира;
  • соблюдение элементарных санитарно-гигиенических норм;
  • выполнение доступных природоохранительных действий;
  • готовность к использованию сформированных умений при решении учебных, учебно-бытовых и учебно-трудовых задач в объеме программы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий урока окружающего мира в 1 классе по системе развивающего обучения Л.В. Занкова "Одомашнивание животных. Домашние животные и их дикие предки"

Сценарий урока окружающего мира в 1 классе по системе развивающего облучения Л.В. Занкова с применением технологии критического мышления через чтение и письмо "Одомашнивание животных. Домашние животны...

Окружающий мир 2 класс. Дикие и домашние животные. Поведение при встречи с дикими животными.

Дикие и домашние животные.Поведение при встречи с дикими животными.Цель: Изучить особенности диких и домашних животных.          Развивать умение раб...

урок по предмету Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности во 2 классе школы -интерната VIII вида по теме "Домашнее животное -кролик, дикое животное -заяц.

Урок разработан с целью: сформировать у учащихся представления о группе животных: домашних и диких.  На уроке использованы стихи, кроссворд, загадки, речевые разминки. презентация....

Внеклассное занятие "Дикие и домашние животные. Животные Ростовской области

Это внеклассное занятие проведено в рамках духовно-нравственного воспитания по "Доноведению"...

«Животный мир. Домашние животные. Детеныши животных»

Занятие по русскому языку в Центре культурно-языковой адаптации детей мигрантов....

30ноября- Всемирный день домашних животных. Домашние животные знаменитостей.

Познакомить младших школьников с необычными животными, расширить кругозор детей....