Экологическая викторина
методическая разработка по окружающему миру (4 класс)

Сомова Наталия Григорьевна

Экологическая викторина , прошедшая в нашем классе в декаду экологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Декада экологии25.32 КБ

Предварительный просмотр:

Экологическая  викторина  для  4-х классов

 «Земля – наш общий дом!»

Цели: расширение кругозора детей, их знаний об окружающем мире, способствовать воспитанию экологической культуры, бережного отношения к окружающей природе, желанию заботиться о ней.
Воспитание чувства ответственности за свои поступки по отношению к объектам природы.

Есть на земле огромный дом

Под крышей голубой.

Живут в нём солнце, дождь и гром,

Лес и морской прибой.

Живут в нём птицы и цветы,

Весенний звон ручья,

Живёшь в том светлом доме ТЫ

И все твои друзья.

Куда б дороги не вели  

Всегда ты будешь в нём.

ПРИРОДОЮ родной земли

Зовётся этот дом.

- Добрый день, дорогие друзья! Все мы - жители одного большого дома под названием планета Земля. Посмотрите вокруг: какой прекрасный мир нас окружает. Леса, поля, реки, моря, горы, небо, солнце, животные, птицы. Это природа! Она нас поит, кормит, одевает и взамен требует совсем немного - бережного отношения к себе. Однако порой и взрослые,  и дети бездушно ведут себя по отношению к ней. Некогда красивейшие водоёмы превращаются в сточные канавы, пересыхают реки, задыхаются от мусора леса, исчезают редкие виды животных и растений.

А знаете ли вы главные беды Земли? (дети перечисляют)

1.В мире животных

У ведущего 4 карточки. Каждая команда по очереди вытаскивает карточку с вопросом и отвечает. За правильный ответ- 1 балл.

Отгадайте  - что это за животное?

1.У меня прекрасное зрение, тонкий слух, удивительное чутье: считают, что оно сильнее обоняния человека в миллион раз. А еще про меня говорят, что меня «ноги кормят». Кто я?  ВОЛК

2. Я живу в Австралии. У меня очень длинные и сильные задние лапы и большой хвост. Я могу прыгать на 12 м в длину и на 3 м в высоту. Кто я?  КЕНГУРУ

3.Я очень древнее животное. У меня нет ног, век и барабанных перепонок, но я и так прекрасно себя чувствую. Ещё я  пробую  воздух на вкус с помощью своего языка . А люди меня очень боятся .ЗМЕЯ.

4. У меня есть копыта, живу я в пустыне, «облачен» в теплую мохнатую шкуру. Питаюсь растительной пищей и имею большие запасы жира. ВЕРБЛЮД

5.Я  пушной зверёк с шелковистым мехом. По берегам рек и озёр рою норы  и строю хатки.  Мой  хвост является и рулем, и веслом, в нем же я накапливает жир на зиму. Питаюсь корой осины, ивы, водными растениями. БОБР 

6. Я известен людям давно, ещё 2 тысячи лет назад. Меня  можно увидеть в лесу, в роще, в парке и, совсем рядом с человеком, в саду. Я  бегаю, не таясь, шуршу  листьями, громко посапываю, а когда ем, громко причмокиваю. Кто я?  ЁЖ

7. Звери от врагов спасаются по-разному: кто в дуплах, кто прячется под снегом, кто в норах. А я ничего этого делать не умею. Врагов у меня полным-полно. И всё-таки, я живу, не тужу. Выручают меня нос, чуткие уши, быстрые ноги и неприметная шубка. (Заяц)

8. Я –огромный пушистый зверь, длиной до 3 м и весом более тонны. Я хорошо плаваю, загребая своими огромными лапами, охочусь не только в воде, но и со льда. Иногда подолгу сижу у лунки, поджидая тюленя. Живу я там, где всегда холодно» (белый медведь)

9.Я  грациозное, быстрое и мускулистое хищное животное из семейства кошачьих ,я никогда  не втягиваю когти. Во время погони за добычей могу перемещаться 7-ми метровыми прыжками. Я бегаю быстрее всех и люблю залезать на деревья.(гепард)

2.Пернатые друзья

1.Птица-почтальон, символ мира.(№ 3 – голубь)

В далеком прошлом эти птицы жили в горах, поэтому любят гнездиться на чердаках и крышах домов.

2.Какая птица подбрасывает яйца в чужие гнезда? (№5 – кукушка)

Она не вьет гнезда и не высиживает птенцов, а дожидается, когда улетит какая-нибудь птица за кормом, и подбрасывает свое яйцо в чужое гнездо.

3.Эта птица устраивает свои гнезда в обрывах над рекой. (№ 1 – ласточка)

4.Какую птицу называют «ночной кошкой»? (№ 7 – сова)

Одна сова уничтожает за лето до тысячи мышей-полевок. Ни одна кошка не может соперничать с совой.

5.Какая птица прилетает к нам весной первой? (№ 4 – грач)

6.Эта птица выводит птенцов зимой. (№ 8 – клест)

Эти птицы обитают в хвойных лесах, лазят по веткам, цепляясь лапами и клювом. Хоть вниз хвостом повиснет, хоть вниз головой- ему все равно. Он занят одним- вылущивает семена из шишек.

7.Эта птица ночует, зарывшись зимой в снег. (№ 6 – рябчик)

8. Какая птица наших лесов лучше всех подражает птичьим голосам? (№ 9 - Скворец.)

3.Народная мудрость

Каждой команде дается лист с пословицами .Надо соединить стрелками начало и конец.

Потом команды меняются листочками и проверяем все вместе.

  1. Отольются кошке……..мышкины слезки.
  2. Лес рубят…….щепки летят
  3. Лучше синица в руке…….чем журавль в небе.
  4. Каждый сверчок…..знай свой шесток
  5.  Что посеешь……то и пожнешь.
  6. Всяк кулик…….свое болото хвалит.
  7. Одинокое дерево …..и ветра боится.

4конкурс  «Догадайка!»

1.Его производит обыкновенная корова.

2.В небольших количествах он очень полезен.

3.Когда его слишком много, это становится настоящим бедствием.

4.При попадании в водоемы он разрушается, рыба и другие водные животные   начинают задыхаться.

5.Его необходимо компостировать.

(Навоз)

1. Из нее делают очень много игрушек.

2.Она бывает разноцветной, и ее очень трудно сделать.

3.Предметы, изготовленные из нее, мало весят.

4.Если ее поджечь, то появляется много черного дыма, который плохо пахнет.

5.Ее нельзя выбрасывать, т. к. она сама по себе в природе не разлагается.

(Пластмасса)

1.Ее изобрели китайцы.

2.У нас ее получают из дерева.

3.Она легко горит.

4.Из нее получается очень много мусора.

5.На ней обычно рисуют или пишут.

(Бумага)

1.Его делают из песка.

2.Чаще всего оно прозрачное.

3.Когда падает, оно разбивается.

4.Если его нагреть, оно становится тягучим, как тесто.

5.Брошенное в лесу, оно может стать источником пожара.

(Стекло)

1.Это то, чего много в городе, но мало в деревне.

2.Особенно много этого в промышленном городе, где много заводов и фабрик.

3.От этого люди болеют, много нервничают, громко кричат, и этого становится еще  больше.

4.Его издают разные приборы, машины.

5.Он вызывает загрязнение воздуха и окружающей среды, если этого много, то это вызывает опьянение и действует как наркотик.

(Шум)

1.Этого почти не видно.

2.Этого очень много в промышленном городе, где работают фабрики и заводы.

3.От этого у людей бывает астма, бронхит, рак.

4.Это могут собрать на свои листья зеленые растения.

5.В городе, где этого много, не растут лишайники.

(Газовые отходы)

1.Это получается, когда что-то становится старым или ломается.

2.Это можно увидеть везде - в городе, в деревне, даже вдоль дорог.

3.Это можно сдать и получить деньги.

4.Из этого можно сделать что-то новое.

5.Это бывает цветным и за него можно получить деньги.

(Металлолом)

Конкурс 5. Сказочный остров
На этом острове собрались герои сказок, которые сами живут в воде или сюжет сказки связан с водой.
1. Какая рыба исполняла желания Емели? (Щука, «По щучьему велению»)
2. Как зовут одного из героев мультфильма «Лунтик и его друзья», который следит за порядком в пруду? (Пескарь Иванович)
3. Какая рыбка исполняла желания старухи в одной из сказок Александра Сергеевича Пушкина? (Золотая рыбка, «Сказка о рыбаке и рыбке»)
4. Героиня какой сказки Андерсена жила в море, а мечтала жить на берегу? («Русалочка»)
5. В какой русской народной сказке главный герой не послушался сестры, и вода его наказала? (Иванушка выпил воды из копытца и превратился в козлёночка; «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»)

6 конкурс  «Бюро погоды»
А : ХОРОШАЯ ПОГОДА; В: ПЛОХАЯ ПОГОДА
По поведению животных и растений предскажите погоду.
1. Рыба не клюет – она сыта; (В)
2. пчелы сидят в улье и громко гудят; (В)
3. ласточки и стрижи летают высоко; (А)
4. птицы /ВОРОБЬИ/ купаются в пыли; (В)
5. благоухают цветы сирени, жасмина, акации; (В)
6. Божья коровка, взятая на руку быстро слетает; (А)
7. раскрыты цветы кувшинки; (А)
8. одуванчик складывает свой пушистый зонтик; (В)
9. поздно вечером сильно трещат кузнечики; (А)
10. крот нагребает высокие холмики; (В)
11. паук усиленно плетет паутину; (А)
12. голуби разворковались. (А)

7.Подведение итогов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологическая викторина с презентацией "Земля - наш дом".

Материал в игровой форме поможет формированию у учащихся уважительного и бережного отношения к природе, привычки заботиться о природе и ее обитателях.Данная викторина может быть использована...

Экологическая викторина для 3 класса

Перед вами экологическая викторина для 3 класса "В согласии с природой". Ее можно использовать на внеклассном занятии как средство развития у младших школьников экологической культуры, так актуальной ...

экологическая викторина "День Земли и воды"

викторина разработана для учащихся 3-4 классов...

Экологическая викторина " В гостях у леса"

Внеклассное мероприятие на экологическую тему направлено на формирование у учащихся понятия необходимости беречь и охранять природу....

"Береги природу" Экологическая викторина

Викторина, позволяющая  расширять и углублять природоведческие знания учащихся, воспитывать бережное отношение к природе....

Экологическая викторина

Во время зимних каникул учителя начальной школы Идрисова Марина Валерьевна, Шестопалова Елена Геннадьевна, Долбилова Наталья Викторовна и Макарычева Нина Зяйнуллавна подготовили и провели...

Экологическая викторина

Экологическая  викторина для учащихся начальной  школы. Разработка  экологической игры "Счастливый случай".Цели: формирование экологических знаний, нравственно-ценностного отношения к п...