Технологическая карта урока окружающего мира. Тема: «Про кошек и собак», 2 класс
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

Хикматова Рамиля Фандасовна

План урока по окружающему миру по УМК "Школа России", 2 класс.Тема :"Про кошек  и собак"

Скачать:


Предварительный просмотр:

2 класс

Технологическая карта урока окружающего мира

Тема: «Про кошек и собак»

Учитель начальных классов МБОУ «СОШ №8 г. Азнакаево»

Азнакаевского муниципального район РТ,

учитель 1 кв. категории

Хикматова Рамиля Фандасовна

Тема

Про кошек и собак

Цель темы

Научить определять породы кошек и собак, пользуясь иллюстрациями; обсуждать их роль в жизни человека.

Основное содержание темы, термины и понятия

Кошки и собаки в доме человека. Породы кошек и собак. Роль кошек и собак в жизни человека. Уход за домашними животными. Ответственное отношение к содержанию домашних питомцев.

Планируемый результат

Предметные результаты

УУД

Научатся приводить примеры разных пород кошек и собак; различать изученные породы.

Обсудят роль кошек и собак в нашей жизни.

Получат возможность научиться ответственному отношению к нашим любимцам.

Регулятивные УУД:

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные УУД:

научится осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий в дополнительной литературе.

Коммуникативные УУД:

формулировать собственное мнение и позицию.

Личностные УУД:

- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

- способность к самооценке

Организация пространства

Межпредметные связи

Формы работы

Ресурсы

Литературное чтение (умение осознанного чтения, работа с информацией)

Фронтальная, в группах, в парах,  индивидуальная

Учебник «Окружающий мир», А.А. Плешаков;

Рабочая тетрадь № 1 «Окружающий мир», А. А. Плешаков

Методическое пособие: Поурочные разработки по предмету «Окружающий мир» 2 класс, Е. М. Тихомирова.

Наглядный и раздаточный материал: тесты для учащихся;

компьютер, проектор, экран; ноутбук.

I этап. Организация класса

Характеристика деятельности учителя

Характеристика деятельности учащихся

Комментарии

Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне. «Хочу, потому что могу».

(1-2 мин)

Распахнем глаза пошире.

Раз, два, три, четыре.

Веселы, бодры мы снова

И к занятиям готовы.

–  Ваш ум, внимание, знания помогут на уроке. Желаю вам успешных поисков и решений!

- Пожелайте друг другу удачи!

- Ребята, у нас сегодня необычный урок, у нас гости. Давайте посмотрите на наших гостей, улыбнитесь и красиво сядьте. А сейчас всё внимание сюда!!!

хлопки в ладони друг друга с соседом по парте

Личностные УУД

РегулятивныеУУД

II этап. Актуализация ранее усвоенных знаний и умений (повторение)

Характеристика деятельности учителя

Характеристика деятельности учащихся

Комментарии

Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.

Возникновение проблемной ситуации.

 (4-5 минут)

Ребята, давайте вспомним, о ком говорили на прошлом уроке?

Вы должны были подготовить выступление о своих питомцах. Ведь о них можно рассказывать бесконечно. Из ваших творческих работ получилась вот такая яркая, познавательная выставка.

- А теперь, кто хочет

рассказать о своем питомце?  

О ком сегодня пойдет речь, вы узнаете, отгадав загадки.

1.Гладишь – ласкается,

Дразнишь – кусается,

На цепи сидит,

Дом сторожит.(собака)

2. Мордочка усатая,

Шубка полосатая,

Часто умывается,

А с водой не знается.(кошка)

Предположите, о чем мы будем говорить на уроке? (о кошках и собаках).

Тема сегодняшнего урока так и называется «Про кошек и собак». Вот такие замечательные кошки и собаки будут сегодня присутствовать на нашем уроке

(слайд №1)

- Подумайте и скажите, почему они не похожи друг на друга? (Давайте попробуем разобраться в этом) (Проблема)

- О домашних питомцах

Выступления детей (Алсу,, Альберт, Айгуль, Элина)

Отгадывая загадки, формулируют тему урока.

Ответы детей: потому что они разной породы

Регулятивные УУД

Познавательное УУД

III этап. Формирование новых знаний и умений (постановка учебной задачи)

Характеристика деятельности учителя

Характеристика деятельности учащихся

Комментарии

Цель: обсуждение затруднений («Почему возникли затруднения?»,

«Чего мы ещё не знаем?»);

Проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить.

 (4-5 минут)

-Чему же мы конкретно должны научится на уроке? Что об этом говорит Муравьишка на стр. 8

Совместно с учителем формулируют задачи урока.

-Узнаем о  породах кошек и собак. Научимся различать изученные породы. Обсудим  роль кошек и собак в нашей жизни.  Будем учиться ответственному отношению к нашим любимцам

IV этап. Открытие нового знания.

Характеристика деятельности учителя

Характеристика деятельности учащихся

Комментарии

Цель: решение УЗ (устных задач) и обсуждение её решения.

(5 минут)

  1. Рассказ по теме урока

Из хищников собака стала первым домашним животным.

Её предки - различные виды волков - были одомашнены ещё в каменном веке. Собаки бывают декоративные, служебные, охотничьи.(слайд№ 2,3,4 )

И с кошкой человек дружит давно.

 Вероятно, когда появился дом у самого человека. Вокруг продуктовых запасов стали появляться мыши.

- И кто мог помощь людям избавляться от грызунов?

Кошка была одомашнена в Древнем Египте.

В деревнях и сёлах кошку заводят, прежде всего, для того, чтобы она избавляла человека от грызунов.

 А городской житель получает удовольствие от общения с ней.

  1. Работа с информацией в учебнике (страница 84)

Прочитайте текст в учебнике, найдите ответ на вопрос:

«Сколько пород кошек и собак существует?»

Ответ: кошки приходили на них охотиться.

Учащиеся ищут ответ на поставленный вопрос в тексте учебника.

Заслушиваются  ответы

V этап. Первичное закрепление.

Характеристика деятельности учителя

Характеристика деятельности учащихся

Комментарии

Цель: проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала.

(7-8 минут)

Сегодня вы познакомитесь с некоторыми представителями пород кошек и собак. Каждая порода кошек и собак имеет особенную историю, а также уникальные черты внешности и характера.

 А чтобы работа была наиболее продуктивной, для выполнения заданий будете работать  в группах

Задание:

На партах лежит задание №1

- Вам с  помощью атласа-определителя и дополнительного источника  нужно определить породу животного, которое у вас на столе и выписать информацию о них

 Некоторые дети, когда я задавала домашнее задание, захотели найти информацию о породистых кошках и собаках. Я конечно же их поддержала. Давайте послушаем их выступления

Деление учащихся на группы для поиска информации о кошках и собаках.

Распределение ролей:

*ищут информацию;

*совместно готовят краткое выступление;

* намечают представителя от группы.

Выступления детей:

Породы кошек:

 сиамская кошка – Х.Аделя Р.,

 персидская кошка –Эвелина, сибирская кошка -  

Породы собак:

немецкая овчарка- Х.Адель

колли - Данияр,

такса – Г.Адель

пудель – В.Ислам,

 ньюфаудленд - Данир

Коммуникативные УУД

Работа в группе

Регулятивные УУД

Индивидуальная помощь учителя учащимся

Познавательные УУД

VI этап. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль.

Характеристика деятельности учителя

Характеристика деятельности учащихся

Комментарии

Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет.

 (4-5 минут)

Задания:Продолжим работу, но уже в парах

- С помощью атласа-определителя  выполнить задания №2,3в тетради

(Слайд№5)

Работа в паре. Выполняют задания №2,3 в рабочей тетради (самоконтроль, самооценка.)

Регулятивные УУД

VII этап. Физкультминутка.

Характеристика деятельности учителя

Характеристика деятельности учащихся

Комментарии

Ребята, давайте немного отдохнём. Идем в лес. Готовы?

Только в лес мы все зашли

VIII этап. Включение нового знания в систему знаний и повторение.

Характеристика деятельности учителя

Характеристика деятельности учащихся

Комментарии

Сначала предложить выбрать только те, которые содержат новый алгоритм или новое понятие.

-Затем выполняются упражнения, в которых новое знание используется вместе с изученными ранее.

(7-8 минут

А теперь работаем в группах.

- Достали задания под номером 2 и определите по рисунку роль собаки в жизни человека. Какую же пользу приносит собака человеку. Посовещайтесь и кратко прокомментируйте свой рисунок

Рассказ учителя о заслугах собак.

Заслуги собак перед человеком огромны. Люди, так или иначе, выражают свою благодарность четвероногим друзьям.(Слайды№7-10)

Есть памятник, посвященный бездомным собакам, который призывает людей не оставлять в беде четвероногих друзей. Ведь человек в ответе за тех, кого приручил.

- Конечно кошки не приносят столько пользы как собаки .Но в книге есть очень интересный рассказ. Прочитайте её, пожалуйста, и ответите на мой вопрос.

- Где работали кошки?

- Что делали кошки?

- Достали задание №3.Перед вами памятки по уходу за кошками и собаками.

Вам нужно отобрать правильные утверждения и составить памятку

 РАЗДАТЬ ПАМЯТКИ!!!( Ребята, я вам подготовила красивые памятки, с которыми вы познакомитесь дома и надеюсь, что они вам пригодятся

 (По рисункам – подсказкам рассказывают о роли собаки в жизни человека) Распределение ролей:

*совместно готовят краткое выступление;

* намечают представителя от группы.

Собаки в армии. Защищают границу необъятной нашей страны

Собаки полицейские: помогают ловить преступников

Собаки « миноискатели» Специально обученные собаки, из-за хорошего нюха быстро определяют опасные места

Собаки спасатели.  Помогают находить людей из-под обломков, разрушений во время землятрясений и др. несчастных случаях

Собака поводырь. Помогает слепым. Ведет их

Собака санитар. Во время войны выносили раненых из поля боя

Собаки в упряжках( транспорт). Служат транспортом для передвижения в холодных краях

Читают на с.86, «Кошки на работе»

- в государственной службе, служащими музея, получали жалованье. Была униформа, на шее повязан пышный жёлтый бант.

- защищали коллекцию от мышей

Составляют памятку «Уход за собаками», «Уход за кошками»

Выслушиваются ответы детей

Коммуникативные УУД

Работа в группе

Познавательные УУД

Работа в группах

Х. Рефлексия деятельности ( итог урока).

Характеристика деятельности учителя

Характеристика деятельности учащихся

Комментарии

Цель: осознание учащимися своей УД (учебной деятельности), самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

(2-3 минуты)

Составление синквейнов.  

- Чему мы научились на уроке?

А сейчас поработаем в парах.  

В конвертах находятся заготовки для составления синквейна: кошка, нежная, пушистая, мурлычет, играет, лечит, Кошки, ловят вредных, мышей, радость: собака, умная, преданная, защищает, спасает, охотится, Собака, охраняет, наш, дом, друг. Найдите слово, которое отвечает на вопрос «кто?» и положите его сверху. – Найдите два слова, которые отвечают на вопрос «какие?» и прикрепите их под этим словом во второй ряд. – Найдите три слова, которые отвечают на вопрос «что делают?» и прикрепите в третий ряд. – Из оставшихся слов составьте предложение из 4-х слов и прикрепите в четвёртый ряд.

Дети представляют по парам  получившиеся синквейны.

кошки

пушистые, нежные

мурлычут, играют, лечат

Кошки ловят вредных мышей.

собаки

умные, преданные

защищают, спасают, охотятся

Собаки охраняют наши дома.

Кошки – для нас радость, собаки – друзья. Они любят нас, помогают нам. Домашние животные нуждаются во внимании человека.  Сколько радости доставляет нам общение с ними! Так давайте, ребята, и мы будем любить и заботиться о них, оказывать помощь обездоленным собакам и кошкам. Если мы решили завести кошку или собаку, нужно создать для них хорошие условия жизни. Помните: мы в ответе за тех, кого приручили.

- Ребята, вы очень хорошо поработали на уроке. Мы всему успели. Оценки я поставлю за ваши творческие работы и за работу в тетради.

Итог урока

1. Сегодня я узнал …  .

2. У меня получилось …  .

3.  Было интересно ….

4. Теперь я умею …  .

Работа в парах.

                                                                                                                 XI этап.  Домашнее задание

Обязательно (базовый уровень):  Читать стр.84-87, ответить на вопросы учебника; задание 1, стр.58 в тетради.

По выбору (повышенный уровень): выполнить задания в рабочей тетради на страницах 59, зад.5 (желающим)

 

 

Комментарии

Домашнее задание носит дифференцированный подход, давая возможность обучающимся по коррекционно-развивающей программе работать в привычном для себя темпе.

Собака – верный друг и помощник человека с давних времён. Она первой пришла к нему из лесной чащи и приняла его покровительство. Это было очень – очень давно. Первобытный человек постоянно боялся за свою жизнь. Он прислушивался к каждому шороху, к незнакомому звуку: не подкрался ли враг. А собака слышит то, чего не слышит человек, чувствует запахи, которые недоступны человеческому обонянию. Особенно чутка она ночью, ведь в прошлом собака была хищником.

Понадобилось много времени, прежде чем собака забыла далекие привычки и стала настоящим другом человека. Постепенно человек приручил собаку сторожить дом, она стала помогать на охоте: отыскивать дичь и приносить её хозяину, помогала хозяину защищаться.

Служебные собаки – очень крупные собаки, мощные животные с оборонительной реакцией, беспредельно преданные человеку.

- Почему эти собаки называются охотничьими?

Охотничьи собаки. Эти собаки преимущественно используются для различных видов охоты. У них развит очень хорошо охотничий инстинкт, направляемый человеком путем умелой дрессировки.

- Почему эти собаки относятся к декоративным породам?

Декоративные собаки. Назначение этих собак – дарить людям тепло и ласку. Общение с животным приносит ему радость.

IV. Релаксация.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока окружающего мира. Тема:"На пути к единству"(4 класс, УМК"Перспектива").

Тип урока: “открытие” нового знания Цель урока: формирование представлений о событиях Смутного времени в жизни страны, о борьбе за независимость и единство Отечества.Задачи урокаДидак...

Технологическая карта урока окружающего мира. Тема:"Праздники для всех"(2 класс, УМК "Перспектива").

Тип урока: открытие “нового” знания.Цель урока: формирование представлений о важнейших праздниках современного российского календаря.Задачи урокаДидактические:Познакомить с важнейшими праз...

Технологическая карта урока окружающего мира. Тема:"Какая бывает промышленность"(3 класс, УМК "Школа России").

Тип урока: открытие “нового” знания.Цель урока: формирование представлений о промышленности как с отрасли экономики.Задачи урокаДидактические:Познакомить с отраслями промышленности;Научить...

Технологическая карта урока окружающего мира. Тема:"Что такое деньги?"(3 класс, УМК "Школа России").

Тип урока: открытие “нового” знания.Цель урока: создание условий для знакомства учащихся с историей денежных единиц и их ролью в жизни человека.Задачи урокаДидактические:Познакомить с опре...

Технологическая карта урока окружающего мира. Тема урока: «Про кошек и собак», УМК «Школа России», 2 класс.

Тип урока: “открытие” нового знания Цель урока: ознакомление обучающихся с некоторыми породами кошек и собак....

Технологическая карта урока окружающего мира. Тема урока: “Путешествие по Золотому кольцу”, УМК "Школа России", 3 класс.

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование представления учащихся о городах России, которые называются золотым кольцом.Задачи урока:Дидактические:Формировать представление...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА Тема: «Животноводство» 3 класс Тема: «РАСТЕНИЕВОДСТВО»

Создать условия для обобщения знаний учащихся о растениеводстве; формирования представлений о животноводстве, его отраслях; ознакомления с особенностями разведения и содержания домашних животных, отра...