Урок окружающего мира в 3 классе по теме «Географическая карта»
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Кашапова Руфина Римовна

Урок окружающего мира  в 3 классе

по теме «Географическая карта»

Цель урока:    создание условий для формирования метапредметных умений средствами урока «окружающий мир».

Задачи урока:

  1. Сформировать первые представления учащихся о картах, их разнообразии и назначении (карта полушарий, физическая карта России, контурная карта и др.)
  2. Формирование начальных умений работы с картой.
  3. Развитие коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий.
  4. Развитие самостоятельности мышления, познавательного интереса к окружающему миру.

Планируемые результаты

Предметные:       уметь объяснять значение термина «географическая карта»,  характеризовать глобус и карту, их условные обозначения.

Метапредметные:

Коммуникативные: навыки делового партнерского общения; сотрудничество в совместном решении проблемы; умение находить и исправлять ошибки в работе соседа и при коллективном обсуждении.

Регулятивные: осмыслить практическую задачу, для решения которой недостаточно имеющихся знаний; сравнивать полученные результаты с поставленной задачей; оценивать свою деятельность на уроке, определять успехи и трудности.

Познавательные:  умение строить речевое высказывание в устной форме по вопросам, извлекать необходимую информацию из текста; умение строить логическую цепь рассуждений.

Личностные: самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения; формирование позитивной самооценки.

 

Тип урока:      урок овладения новыми знаниями, умениями

Форма проведения урока:      коллективная, работа в парах

Методы обучения:       словесные, наглядные, практические

Оборудование и наглядные пособия:   учебники, тетради для самостоятельной работы, школьные глобусы для парной (групповой) работы, демонстрационный глобус, настенные карты Западного и Восточного полушарий, физическая карта России, ИКТ, карта мира, разноуровневые карточки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 00031580-9acfe5b2.docx20.51 КБ

Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира  в 3 классе

по теме «Географическая карта»

Цель урока:    создание условий для формирования метапредметных умений средствами урока «окружающий мир».

Задачи урока:

  1. Сформировать первые представления учащихся о картах, их разнообразии и назначении (карта полушарий, физическая карта России, контурная карта и др.)
  2. Формирование начальных умений работы с картой.
  3. Развитие коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий.
  4. Развитие самостоятельности мышления, познавательного интереса к окружающему миру.

Планируемые результаты

Предметные:       уметь объяснять значение термина «географическая карта»,  характеризовать глобус и карту, их условные обозначения.

Метапредметные:

Коммуникативные: навыки делового партнерского общения; сотрудничество в совместном решении проблемы; умение находить и исправлять ошибки в работе соседа и при коллективном обсуждении.

Регулятивные: осмыслить практическую задачу, для решения которой недостаточно имеющихся знаний; сравнивать полученные результаты с поставленной задачей; оценивать свою деятельность на уроке, определять успехи и трудности.

Познавательные:  умение строить речевое высказывание в устной форме по вопросам, извлекать необходимую информацию из текста; умение строить логическую цепь рассуждений.

Личностные: самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения; формирование позитивной самооценки.

Тип урока:      урок овладения новыми знаниями, умениями

Форма проведения урока:      коллективная, работа в парах

Методы обучения:       словесные, наглядные, практические

Оборудование и наглядные пособия:   учебники, тетради для самостоятельной работы, школьные глобусы для парной (групповой) работы, демонстрационный глобус, настенные карты Западного и Восточного полушарий, физическая карта России, ИКТ, карта мира, разноуровневые карточки.

Ход урока

  1. Организационный момент

«Заливистый школьный звонок, позвал нас сейчас на урок. Будьте все внимательны и старательны.» Посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу. Садитесь поудобнее.

Вот с таким настроением мы и начнем наш урок окружающего мира.

  1. Актуализация знаний

На уроке вас ждут открытия. Какими они будут: большими или маленькими, у каждого из вас они будут свои. И еще хочется дать вам совет: «Прежде чем ответить, хорошо подумай!»

Перед тем, как мы определим тему урока, давайте вспомним некоторый материал, который изучали ранее и который пригодится сегодня на уроке.

Работа по карточкам (разноуровневые задания)   с последующей проверкой                                                                           Приложение 1

  1. Создание проблемной ситуации. Сообщение темы и цели урока

На предыдущих уроках с помощью глобуса вы узнали немало нового о нашей Земле. Прежде всего: какой формы наша Земля; какие объекты природы есть на поверхности Земли, о расположении на Земле океанов, материков, гор и других объектов.

- Найдите и покажите на глобусе  названия нескольких материков, океанов, гор, равнин.

- Как вы думаете, в чем неудобство пользования моделью Земли?

(Глобусы довольно громоздки, ими не совсем удобно пользоваться, а тем более возить с собой. Кроме того, глобус – сильно уменьшенная модель Земли, на нем изображены только самые большие, саамы важные объекты. А в жизни людям требуется более подробное описание какой-то конкретной местности.)

- Давайте обратимся к учебнику, с. 19 – 20.

- Как же быть? Что нам может помочь?

Попробуйте отгадать загадку:  

Моря есть – плавать нельзя,

Дороги есть – ездить нельзя,

Земля есть – пахать нельзя. Что это?     (карта)

- Какова же тема сегодняшнего урока? Какую цель на урок мы поставим перед собой?

  1. Изучение нового материала

Слово «география» означает «землеописание» (от слов «гея» - земля, «графио» - пишу).  А что такое географическая карта?

  Работа с понятиями  «географическая карта», «географические объекты»  (толковый словарик учебника)

Рассказ  учителя о разнообразии карт  (с помощью презентации)

- Карты могут быть разного размера и различного назначения. Есть карты полушарий, карты отдельных материков и океанов, карты стран, областей, районов, есть карты исторические, с которыми мы будем знакомиться на уроках истории.

  1. Физминутка

В зоопарке ходит слон,

Уши, хобот, серый он.

Головой своей кивает,

Будто в гости приглашает.

Раз, два, три — вперёд наклон,

Раз, два, три — теперь назад.

Головой качает слон —

Он зарядку делать рад.

Хоть зарядка коротка,

Отдохнули мы слегка.

  1. Знакомство и работа с картой полушарий

- Сегодня мы поподробнее познакомимся с картой полушарий.

- Как вы думаете, что собой представляет карта полушарий?

Работа с учебником на с. 20 – 21

Демонстрация карты Северного и Южного полушарий(в учебнике) Западного  и Южного  полушарий (на доске).

В первом варианте карты полушарий глобус разделен на две части по экватору, а во втором – линия разреза проходит по нулевому меридиану.

Работа в парах.  Один школьник показывает соседу по парте экватор, Северное и Южное полушарие, а его сосед показывает на карте нулевой меридиан, карту Западного и Восточного полушарий.

- На карте полушарий нашу Землю можно увидеть целиком со всеми морями, океанами, материками, крупными реками и озерами, горами, равнинами.

- Чем же отличается глобус от карты?  (На глобусе сразу можно видеть только одну половину Земли, глобус более громоздкий и тяжелый.)

  1. Закрепление полученных знаний.  Работа в тетради для самостоятельной работы с. 6 – 7,  задания 8-9

Задание  8.  Определить, о чем идет речь – о глобусе или карте?

(Если все ответы будут верными, то выделенные буквы составят слово из семи букв «отлично»)

- Если человек хочет узнать что-то новое о дальних странах, собирается путешествовать, то он должен уметь работать с картой, т.е. читать ее. Чтобы работать с картой надо уметь находить на ней географические объекты, например, горы, равнины, страны и города.

Задание  9.  Работа с контурной картой полушарий.

- На этой карте только обозначены географические объекты, но не подписаны. Нет на ней и условных цветовых обозначений. Вам необходимо самостоятельно нанести на карту необходимые сведения.

  1. Итог урока

- Какие задачи мы ставили в начале урока?

Рефлексия  «10 секунд» (дети одним предложением высказывают, что нового узнали на уроке)

  1. Домашнее задание

Подготовить сообщения о разнообразии карт и нарисовать карту.

Приложение 1

Разноуровневые карточки

Карточка № 1 (для слабого ученика)

  1. Рассмотрите глобус. Найдите самый большой материк, найдите самый маленький материк и запишите их названия.

____________________________________________________________

  1. Чего на Земле больше: суши или воды? Какой океан самый маленький, а какой самый большой? _______________________________________

_____________________________________________________________

Карточка № 2 (для среднего ученика)

  1. Какой океан, на ваш взгляд, самый теплый, а какой самый холодный?

____________________________________________________________

  1. Угадайте материки.
  • Я самый маленький материк, с самым сухим климатом, который полностью находится в Южном полушарии._________________
  • И я нахожусь в Южном полушарии, но почему-то люди не спешат заселить меня. ___________________________________
  • А я почти весь нахожусь между северными и южными тропиками, меня называют самым жарким материком.

_______________________________________________________

Карточка № 3 (для сильного ученика)

  1. Линии, указывающие направление север-юг, называют______________
  2. Самая большая параллель Земли_________________________________
  3. Линии разной длины, расположенные на глобусе, называют_____________________________________________________
  4. Огромные участки суши, со всех сторон омываемые океанами, называют_____________________________________________________
  5. Участки земной поверхности, которые значительно приподняты над равнинами, называют___________________________________________
  6. Огромные водные пространства, разделяющие материки, называют_____________________________________________________

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к уроку окружающего мира по теме "План. Карта"

презентация к уроку окружающего мира по теме "План. Карта"...

Методическая разработка урока окружающего мира по теме "Россия на географической карте"

Данную разработку можно использовать при подготовке  к уроку окружающего мира по теме "Россия на географической карте"....

технологическая карта к уроку окружающего мира по теме "Россия на карте". Программа "Школа России" 2 класс

Технологическая карта разработана к уроку окружающего мира по теме : "Россия на карте". Программа "Школа России". 2 класс. Технологическая карта разработана по всем требованиям ФГО...

Тестовая работа по окружающему миру по теме "Географические карты"

Тестовая работа проверяет , что изучают географы, что является языком географии, что такое географическая карта, какую информацию содержит карта....

Технологическая карта урока окружающего мира по теме «Россия на карте» ( УМК "Школа России" 2 класс)

Тип урока: "открытие" нового знанияЗадачи урока по практической части ВКР: создание условий для  ознакомления обучающихся с понятием «Географическая карта», с уловными обозн...

Технологическая карта урока окружающего мира по теме: "Политическая карта России и соседних стран" УМК "Развивающая система Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова" (3 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование у обучающихся знаний о политической карте России, её границах; умения показывать на карте Россию и другие страны.Задачи:Дид...