Конспект урока по окружающему миру в 3 классе. Тема: "Путешествие в Китай"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Кукушкина Елена Юрьевна

Цель урока: познакомить с объектами Всемирного наследия Китая, приобщить к национальной и мировой культуре.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okr.mir_kitay_3_kl.docx455.88 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока-путешествия: Путешествие в Китай

Учитель: Кукушкина Елена Юрьевна

Класс:  3 класс  

Предмет:  Окружающий мир

Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация, девиз урока, эмблема Всемирного наследия, карта Китая, предметы: фарфоровая чашка, зелёный чай, палочки для еды, компас, бамбуковый коврик, раздаточный материал: буклеты «В помощь туристу», флаг КНР, иллюстрации и пазлы с изображениями достопримечательностей Китая, иероглифы, цветные карандаши, клей, китайская музыка, кроссворд «Китай», Карта успешности, Информационные листы, ЖЕТОНЫ.

Цель урока: познакомить с объектами Всемирного наследия Китая, приобщить к национальной и мировой культуре.

Задачи:

 Личностные УУД: формировать положительное отношение к познавательной деятельности, желание приобретать новые ЗУН;

 Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу, планировать необходимые действия; адекватно оценивать свои достижения;

Познавательные УУД: осуществлять для решения учебной задачи операции анализа, сравнения, синтеза, устанавливать причинно-следственные связи;

Коммуникативные УУД: участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения, слушать и отвечать на вопросы, высказывать и обосновывать свою точку зрения, осуществлять совместную деятельность в парах.

п\п

Этап урока

Деятельность учителя

1

Организационный момент

Мотивация к учебной деятельности

Прозвенел звонок весёлый

Мы начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать

И друг другу помогать!

-Девиз урока по окружающему миру сегодня -это слова неизвестного путешественника-

«Путешествия – это единственная вещь на свете,

покупая которую, становишься богаче» 

-Как понимаете данную фразу?

2

Актуализация знаний

C:\Users\Kukus\Desktop\картинки Байкал\unesco.jpg

Проверка знаний

(На экране эмблема всемирного наследия)

-Вспомните, что это за эмблема на экране. О чем говорит каждый элемент в эмблеме? Как она связана с путешествиями?

(круг символизирует природу, квадрат-творение человека.)          Значит выражение «Всемирное наследие» обозначает…. Выдающиеся культурные и природные ценности, составляющие достояние всего человечества.

-Вспомните, что включено в список Всемирного наследия?

(в список Всемирного наследия включены шедевры архитектуры, созданные руками человека и природные объекты исключительной красоты и важности)

- Приведите примеры объектов природного и культурного наследия. (Большой каньон в США, Национальный парк Серенгети в Танзании, Вулканы Камчатки и озеро Байкал в России – природное наследие и деревянные церкви Кижи в России, Венеция в Италии, Тадж-Махал в Индии – культурное наследие).

-Ну что ж, мы побывали во многих вертуальных путешествиях, посетили разные государства, проверим знаете ли вы их?

(слайды с заданиями):

1. С какими странами мы познакомились на прошлых уроках?

-Выберите нужные:

  • Великобритания, Египет. Италия, Греция, Израиль, Франция.

Ответ: Египет, Греция, Израиль.

2. Отгадайте название страны, о которой идёт речь:

  • Стена Плача, Храм Гроба Господня, Скрижали, Голгофа.

Это страна: Израиль

  • Нил, Александрия, Каир, пирамиды.

Это страна: Египет

  • Афины, Акрополь, храм Зевса, Олимпийские игры.

Это страна: Греция

3.Открытие нового знания

Сообщение темы и цели урока.

-Но есть еще одно государство, в котором мы точно не были.

-Возьмём с собой в путешествие сегодня небольшой багаж. Обратите внимание, он перед вами: это компас, фарфоровая чашка, зелёный чай, палочки для еды, бамбуковый коврик.

-Как вы думаете, почему именно этот набор я вам предлагаю взять с собой? Что объединяет данные предметы?  
-Итак, мы отправляемся в путь. (Звучит китайская музыка.
Гонг.)

-Сформулируйте тему нашего путешествия.

«Путешествие в Китай»

 

   Мы полетим в Китай не случайно.
            В сказочный мир нас мечта позвала.

   Было вокруг все овеяно тайной.

   Это великая чудо-страна!

- Мы отправляемся в Восточную Азию, к Тихому океану к нашему южному соседу в Китайскую Народную Республику.

 –Китай… древняя и загадочная страна, соединившая в себе старое и новое, древность и современность. Эта великая страна занимает третье место в мире по территории, уступая лишь России и Канаде. А по числу жителей – это крупнейшее государство мира.

-А что вы знаете о Китае?

-Найдём на карте государство Китай.

-С какими государствами граничит Китай? (Россия, Монголия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Афганистан, Пакистан, Индия, Непал, Мьянма, Лаос, Вьетнам).

- Какие моря его омывают? (Жёлтое, Восточно-Китайское и Южно-Китайское)

- Назовите столицу Китая. (Пекин)

(Китай на карте мира)

C:\Users\Kukus\Desktop\3e95e11317fcc295490adcaaee2d0f7c.jpg

-Китай часто называют страной «Поднебесья», («Тянься»), а сами китайцы-Джунго, что значит «срединное государство».

-Трудно путешествовать по стране, если не знаешь языка.

-Попробуем прочитать и запомнить важные слова на китайском языке, используя перевод в буклете «В помощь туристу»

(на столе):

Здравствуйте - Ни хао

До свидания -    Цзай цзянь

Меня зовут ... - Во цзяо…

Спасибо -           Се се

Пожалуйста -  Бу яо кэци

Да -                     Ши

Нет -                  Бу ши

Плохо -               Бу хао

Хорошо –           Хао

-Давайте представим Китай во всей красоте! (отрывок из фильма «Самые красивые места Китая»-1.5 мин.)

(Заполните Карту успешности по двум первым вопросам о Китае)

4.Постановка учебной задачи

Работа в группах

Защита РЕКЛАМНЫХ БУКЛЕТОВ и составление красочного ПАЗЛА

- Чем же так интересен и знаменит Китай расскажут сегодня ТУРИСТИЧЕСКИЕ ФИРМЫ. Выбор названия.

-Сформулируем задачи урока (с помощью учителя):

-Необходимо раскрыть следующие вопросы:

1. Китай – древнее государство.    (Турфирма «РОБИНЗОН»)

2. Китайский мудрец Конфуций.   (Турфирма «МЕРИДИАН»)

3. Современный Китай.                   (Турфирма «НАВИГАТОР»)

4. Великая Китайская стена.        (Турфирма «ФЛАГМАН»)

-Учащиеся разбиваются на 4 группы (7-8 чел.).

-Каждая группа представляет отдельное ТУРИСТИЧЕСКОЕ АГЕНТСТВО, которое должно представить туристам великолепную страну- Китай. Группа получает разные сведения о Китае на Информационных листах.

Цель- ознакомиться с информацией, внести данные в Рекламный буклет, украсить лист картинками, символами Китая, оформить вывод. Представить свою работу классу.

-Для успешной работы прошу получить необходимый раздаточный материал:

(буклеты «В помощь туристу», флаг КНР, иллюстрации с изображениями достопримечательностей Китая, иероглифы, цветные карандаши, клей).

 

-После рекламного выступления каждая группа получит ПАЗЛ, из которого необходимо будет собрать к концу путешествия изображение объекта Всемирного культурного наследия Китая.

-Если задания понятны попробуем ответить по-китайски: 

«ДА-ШИ»

ФИЗМИНУТКА

-Настало время отдохнуть перед далёким путешествием (физминутка):

              Побываем мы в Китае

На высоких Гималаях, (встают на цыпочки, тянут руки)

На Тибет взойдём мы смело, (шагают)

И увидим снег мы белый. (рука к глазам, вглядываются вдаль)

На равнинах, на песках, (руки вперед, перед собой)

Бамбук качается вот так. (покачиваются)

А Китайская стена – очень длинная она. (руки в стороны)

               Долго мы по ней шагали, (шагают на месте)

               Но совсем мы не устали. (вытереть лоб)

               Тихо сели на песок. (сели за парты)

               И продолжили урок.

5.Открытие и фиксирование нового знания

1 ГРУППА. Турфирма «РОБИНЗОН»

Китай – древнее государство

      Хуанхэ - река, по берегам которой возникло древнейшее в Китае государство. Полное название страны-Китайская Народная Республика. Это очень древнее государство. Его история насчитывает несколько тысяч лет. Велик вклад Китая в развитие человеческой культуры. Именно китайцы изобрели бумагу, фарфор, порох, научились изготавливать шёлковые ткани. Для этого они выращивали червей-шелкопрядов. Из Китая первые куколки этих червей были вывезены в женской причёске, так как китайцы строго хранили их от вывоза за границу. Считается, что в Китае появился и первый компас. А бумажные деньги тоже были придуманы в Китае.

     В национальной одежде китайцев преобладающие цвета – красный и желтый – символизируют огонь или синий – символизирует  воду. Часто на национальных костюмах можно увидеть иероглифы с драконом – повелителем  водной стихии, который дарует людям воду. Древние китайцы не стригли волосы, а собирали их в тугой узел – цзы. Женщины волосы собирали в пучки, смазывали их маслом или воском, украшали цветами, веточками. Ещё в Древнем Китае зародилась практика – фэншуй. Талисманами фэншуй считаются трёхлапая жаба, черепаха, дракон, хотэй. Китай – родина чая, и до конца 19 века он был единственным поставщиком в мире. В Китае чай пьют помногу, а во время чаепития наслаждаются ароматом и вкусом напитка.

Вывод: Китай-очень древнее государство с богатой культурой. Великие изобретения сделаны в Китае.

Защита рекламного буклета

-Скажем: «спасибо» (по-китайски»)- «Се-се»

Самооценка- (Карта успешности)

-Вручаю группе первый ПАЗЛ для создания изображения объекта Всемирного культурного наследия Китая.

(Закрепить на доске)

2 ГРУППА. Турфирма «МЕРИДИАН»

Китайский мудрец Конфуций

         В Древнем Китае жил мудрец Конфуций, которого почитают и современные китайцы, и уже 2500 лет называют Учителем. 

Младшие должны с уважением относиться к старшим, почитать родителей. Но и старшие должны проявлять внимание к младшим, заботиться о них. Он воспитал в себе 5 замечательных человеческих качеств: любовь к людям, справедливость, верность обычаям, благоразумие и добросовестность. И других людей учил воспитывать в себе эти качества. Конфуций выразил правила совместной жизни людей: «Не делай человеку того, чего не пожелаешь себе».

      Китайская кухня готовится на основе учения Конфуция. Ученый сформулировал основные принципы питания: «Не ешьте ничего, что переварено, что небрежно лежит и содержит недостаточно специй». Китайские повара следуют неуклонно его советам и создают поистине экзотические блюда. Основная черта китайской кухни – использование большого числа компонентов для приготовления одного блюда. Такую еду очень удобно есть палочками. Палочками умеют пользоваться все, даже дети 5 – 6 летнего возраста.

Вывод: Китайский мудрец Конфуций воспитывал 5 человеческих качеств: любовь к людям, справедливость, верность обычаям, благоразумие и добросовестность.

Защита рекламного буклета

-Скажем: «хорошо» (по-китайски»)- «ХАО»

Самооценка- (Карта успешности)

-Вручаю группе второй ПАЗЛ для создания изображения объекта Всемирного культурного наследия Китая.

(Закрепить на доске)

3 ГРУППА. Турфирма «НАВИГАТОР»

Современный Китай

     

Современный Китай занимает первое место в мире по числу жителей. Численность его населения сейчас превышает миллиард человек.  Столица Китая-город Пекин, что означает «северная столица». Среди достопримечательностей самая большая в мире площадь- Тяньаньмэнь («Площадь Небесного Спокойствия»). На ней одновременно могут разместиться 2 000 000 человек. Здесь находится  великолепный Императорский дворец, также известен как Запретный город. Он огорожен высокой стеной и рвом с водой. Это самый большой исторический памятник Китая и самый большой в мире музей под открытым небом. 

Внутри крепостных стен 9999 помещений. За дворцом расположены ворота, внутренние дворы, ручьи и сады.  Крупные города Китая- Шанхай, Гонконг. В китайских городах древние и старинные сооружения соседствуют с современными небоскрёбами. А на юге Китая расположен остров-курорт Хайнань. В Новый год в Китае зацветает китайская слива -мэйхуа. По числу объектов Всемирного наследия Китай занимает 3 место в мире после Италии и Испании. Здесь 42 объекта, насколько удивителен и прекраесн Китай. Народ Китая бережно хранит традиции духовной культуры – китайский театр, живопись, музыку, кухню, гимнастику ушу, лунный календарь, медицину.

Вывод: В китайских городах древние и старинные сооружения соседствуют с современными небоскрёбами. По числу объектов Всемирного наследия Китай занимает 3 место в мире.

Защита рекламного буклета

-Скажем: «спасибо» (по-китайски»)- «Се-се»

Самооценка- (Карта успешности)

-Вручаю группе третий ПАЗЛ для создания изображения объекта Всемирного культурного наследия Китая.

(Закрепить на доске)

4 ГРУППА. Турфирма «ФЛАГМАН»

Великая Китайская стена

          Великая Китайская стена включена в Список Всемирного культурного наследия. Это самая большая постройка за всю историю человечества!  

Словно причудливо изогнутая каменная лента. Стену возвели ещё в древности, потом достраивали и укрепляли. Строительство башни продолжалось 2000 лет. Общая протяжённость стены, включая ответвления, составляет 8851 км. Стена была нужна Китаю для защиты от нападений врагов. Вдоль стены были выстроены дозорные башни для наблюдения. Защитники стены подавали сигналы тревоги-дымовые шашки, фонари. Колонны воинов и повозки с боеприпасами перемещались прямо по стене, как по дороге. Стена-визитная карточка Китая.           

Вывод:     В Список Всемирного культурного наследия включена Великая Китайская стена- главная достопримечательность Китая.

Защита рекламного буклета

-Скажем: «хорошо» (по-китайски»)- «ХАО»

Самооценка- (Карта успешности)

-Вручаю группе четвёртый ПАЗЛ для создания изображения объекта Всемирного культурного наследия Китая-

Великой Китайской стены.

(Закрепить на доске)   

6.Включение в систему знаний

Формулируется общий вывод.

Вывод:   Китай-очень древнее государство с богатой культурой. Великие изобретения сделаны в Китае. Китайский мудрец Конфуций воспитывал 5 человеческих качеств: любовь к людям, справедливость, верность обычаям, благоразумие и добросовестность. В китайских городах древние и старинные сооружения соседствуют с современными небоскрёбами. По числу объектов Всемирного наследия Китай занимает 3 место в мире. В Список Всемирного культурного наследия включена Великая Китайская стена -главная достопримечательность Китая.

-Вам понравились Рекламные буклеты турфирм?

-Действительно, они «сделаны с любовью».

-Для того, чтобы определить, какая Туристическая фирма поработала лучше, смогла заинтересовать клиентов – прошу приклеить жетон- «Сделано с любовью» на оценочный лист с названием туристической фирмы.

-Молодцы!

-Прошу заполнить до конца свою КАРТУ УСПЕШНОСТИ по результатам урока (табличка на столе)

7. Рефлексия по продукту деятельности

- Все туристические фирмы своими РЕКЛАМНЫМИ БУКЛЕТАМИ сумели заинтересовать клиентов, вы большие МОЛОДЦЫ! Здорово получилось!

-Проверим, сумеете ли вы отгадать слова по нашему путешествию в кроссворде «Китай».

Работа в паре

КРОССВОРД «Китай»

1. Тонкая и воздушная ткань, секрет производства которой в древности был известен только китайцам.

2. Изобретенный в Китае прибор, помогающий не заблудиться в далеких путешествиях.

3. Река, по берегам которой возникло древнейшее в Китае государство.

4. Самая известная впадина Китая.

5. Материал для письма, изобретенный в Китае.

6. Одно из китайских государств, правитель, которого объединил весь Китай под своей властью (221 г до н.э.).

7. Какое растение цветет в праздник Новый год в Китае?

8. Изобретенный в Китае напиток, прогоняющий усталость.

1

2

3

у

р

ф

и

н

с

к

а

я

5

6ц

и

н

ь

7

8

Ответы: шёлк, компас, Хуанхэ, Турфинская, бумага, цинь, слива, чай (КОНФУЦИЙ)

8. Подведение итогов

-Завершаем работу в группах – словами прощания на языке той страны, с которой сегодня познакомились.

                             Спасибо! - Се се

                До свидания! - Цзай цзянь! (хором)

-Догадайтесь, какая фраза адресована вам с помощью китайских иероглифов?

С НАСТУПЛЕНИЕМ ВЕСНЫ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по окружающему миру. 1 класс. Тема: Путешествие в зоопарк.

Тема: Путешествие в зоопарк. Цель: познакомить учащихся с некоторыми животными зоопарка.Задачи: 1) расширить и углубить знания о жизни диких животных;2) формировать умение делить выводы и аргумен...

Конспект урока по окружающему миру 3 класс УМК Перспектива Тема:Путешествие в Египет

Конспект урока по окружающему мируТема: «Египет» Цели деятельности учителя: ознакомление с природным объектом Всемирного наследия Египет.Планируемые результаты:Предметные: -знат...

Конспект урока по окружающему миру 3 класс УМК Перспектива Тема:Путешествие в Иерусалим

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУТема: «Путешествие в Иерусалим». Цели деятельности учителя: формирование представления о культуре Иерусалима, формирование убеждения о важности и рол...

Конспект урока по окружающему миру 3 класс УМК Перспектива Тема: «Путешествие в Грецию»

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУТема: «Путешествие в Грецию»Цели деятельности учителя: формирование представлений об объектах Всемирного наследия Греции. Планируемые результатыПредм...

Конспект урока окружающего мира 2 класс. Тема: "Путешествие по Москве". УМК «Школа России».

Конспект урока окружающего мира 2 класс. Тема: "Путешествие по Москве". УМК «Школа России»....

Конспект урока по окружающему миру 3 класс УМК Перспектива Тема:Путешествие в Иерусалим

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУТема: «Путешествие в Иерусалим». Цели деятельности учителя: формирование представления о культуре Иерусалима, формирование убеждения о важн...