Технологическая карта по окружающему миру «О первых мануфактурах, заводах и фабриках в России. О пароходе и о первых железных дорогах» 3 класс
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Санникова Мария Ивановна

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: формирование представления о мануфактурах, заводах и фабриках в России. О пароходе и о первых железных дорогах.

Задачи урока

Дидактические:

  1. Познакомить с первыми заводами, мануфактурах и фабриках в России;
  2. Познакомить с изобретениями, пароходами и первой железной дорогой;

Развивающие:

  1. Уметь работать с дополнительными источниками
  2. Развивать логические операции: анализ, сравнение, обобщение
  1. Воспитательные:
  1. Воспитывать уважение друг к другу в процессе групповой работы
  2. Воспитывать интерес к природе и окружающей среде

Оборудование: учебник «Окружающий мир» 3 класс 2 часть Виноградовой, презентация, раздаточный материал

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ

Дата: 29.04.2022

Школа: МАОУ № 84

Класс: 3 «А»

Урок: 3

Время:   Кабинет:

Студент: Санникова Мария

Группа: № 46

Учитель: Материнская Лилия Александровна

Тема урока «О первых мануфактурах, заводах и фабриках в России. О пароходе и о первых железных дорогах»

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: формирование представления о мануфактурах, заводах и фабриках в России. О пароходе и о первых железных дорогах.

Задачи урока

Дидактические:

  1. Познакомить с первыми заводами, мануфактурах и фабриках в России;
  2. Познакомить с изобретениями, пароходами и первой железной дорогой;

Развивающие:

  1. Уметь работать с дополнительными источниками
  2. Развивать логические операции: анализ, сравнение, обобщение

  1. Воспитательные:
  1. Воспитывать уважение друг к другу в процессе групповой работы
  2. Воспитывать интерес к природе и окружающей среде

Оборудование: учебник «Окружающий мир» 3 класс 2 часть Виноградовой, презентация, раздаточный материал

Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы, методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Планируемые результаты
(П, М, Л)

Дидактические интерактивные средства

Самоопределение к деятельности  
(1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на лчностно значимом уровне

Словесный: беседа

Настроить учеников на работу.

- Давайте встанем и поприветствуем друг друга. Здравствуйте ребята, меня зовут Мария Ивановна, и сегодня урок окружающего мира проведу у  вас я. Садитесь.

Настраиваются на дальнейшую работу

Л: формирование ценностных ориентаций (саморегуляция, стимулирование, достижение и др.)

Презентация

Актуализация знаний и мотивация

(4-5 мин)

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового способа действий

Словесный: беседа

Практический метод: тестирование

(Проверка домашнего задания: пересказ)

- ребята какой раздел из истории нашего государства мы сейчас изучаем?

- Что создавалось трудом ремесленника?

-Что такое ремесло?

- А ремеслом владели только взрослые?

-Скажите какие ремесла были в России в 17-18 веках?

Уже в 16 веке в Москве было много слобод. Что такое слобод?

 

Попробуйте по названию слобод определить, чем занимались ремесленники, живущие в каждой из них. (Иконная, Оружейная, Плотничья, Гончарная, Кузнецкая).

-Раздел называется "Как трудились в старину "

-трудом ремесленника создавалось все  материальное и услуги, в которых нуждались.

- Ремесло - это труд человека по производству предметов, необходимых для жизни.

- нет дети тоже помогали своим родителям (смотрели за младшими детьми, собирали грибы, ягоды, пасли коров, гусей)

-Скорняжное, строительные, ювелирные, производство продуктов, гончарное, обработка металла, обработка льна и т.д.

- Слобод - это место, где жили и работали ремесленники.

-Иконная(писали иконы), Оружейная ( делали оружия), Плотничья ( занимались с обработкой дерева), гончарная (лепили из глины посуду) кузнецкая( ковал сталь)

Р: отслеживать цель учебной деятельности и внеучебной

П: сопоставлять информацию, представленную в разных видах.

Презентация

Постановка учебной задачи
(4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Словесный: беседа, учебный диалог

Как вы думаете, какова тема нашего урока?

- Верно ребята.

-Какая цель нашего урока?

Работа с планом (восстановить последовательность пунктов)

ПЛАН

  1. Познакомиться с первыми заводами и мануфактурами России
  2. Узнать, что делали люди до ремесла
  3. Познакомиться с историей создания первого парохода и первой железной дороги

 (пункты будут перепутаны)

- о мануфактурах, заводах и фабриках в России. О пароходе и о первых железных дорогах.

Л: формирование ценностных ориентаций (саморегуляция, стимулирование, достижение и др.)

Презентация

"Открытие" детьми нового знания
 (7-8 мин)

Построение детьми нового способа действий  и формирование способности к его выполнению

Наглядный: демонстрация

Словесный: беседа, учебный диалог

Как вы думаете, на каком заводе легче работать: там, где много машин, или там, где все делается руками? А как вещь можно сделать быстрее - с помощью машины или без нее? При каком труде ( машинном или ручном)можно сделать больше вещей?

Чтобы ответить на эти вопросы, давайте обсудим пример.

В мастерской рабочие делали булавки. Да, да простые булавки. За один день вручную один рабочий мог сделать всего 20 булавок. Но вот поставили машину, и этот же рабочий с ее помощью мог теперь сделать больше миллиона булавок!

Теперь сделаем вывод: что изменилось на фабриках, когда люди придумали разные механизмы и машины?

Я предлагаю разделиться на 3 группы .

1 группа. Будет работать с толковым словарем.  Найдет слова мануфактура, завод, фабрика,  комбинат, производства.

2 группа. Будет работать по учебнику на стр 126-127 и расскажет нам о первых мануфактурах, заводах и фабрика в России

3 группа. Будет работать с учебником на стр 128-130 и ответит на основные вопросы.

 

-Итак начнем. 1 группа работала с толковыми словарем и они должны были найти обозначение слов.

- 2 группа работала по учебнику.

-На что вы обратили особое внимание в этой статье?

-Когда начинается строительство первых дорог?

-Разве первые заводы появились в эпоху Петра 1 ?

-Ребята а что делали рабочие когда уставали?

Вот и мы с вам тоже отдохнем.

Просмотр видеоролика, анализ

-Подумайте, почему в это же время в России начинают появляться железные дороги?

-Конечно.  И про первые железные дороги нам расскажет 3 группа.

-Им нужно было прочитать текст и ответить на вопросы.

Слушают учителя

Ответы детей

Мануфактура-

Завод -

Фабрика-

Комбинат-

Производства-

-Чтобы страна была богатой и независимой, надо, чтобы в ней развивалась промышленность.

- Петр 1 уделял огромное внимание развитию промышленности. Сначала  в России были мануфактуры, а потом появились заводы и фабрики. На мануфактурах больше ручного труда, а на заводах и фабриках- механизированного. На фабриках производят то, что нужно для дома, а на заводах станки и разное оборудование.

-Первые заводы появились в 18 веке.

- Нет значит первые заводы появились в 17 веке.

-отдыхали

- Надо доставлять металл или товары из отдаленных точек ближе к центру.

Ответы:

1. Кто построил первый паровод?( Черепановы отец и его сын)

2 В каком году была построена железная дорога?(в 1837г)

3. Длина первой железной дороги для перевозки пассажиров?(27 км)

4. По первой железной дороге пассажиры могли доехать?(от Санкт-петербурга до Царскаго Села)

5 Железная дорога между Москвой и Санкт-Петербургом было проведена ?(В середине 19 века)

6. Для кого была построена первая железная дорога?(для царской семьи)

П:структурирование знаний, построение рассуждения

Р: восприятие оценки учителя, адекватная самооценка.

Иллюстрации

Презентация, учебник Плешаков 3 кл. 1 ч

Первичное закрепление
(10 мин)

Усвоение нового способа действий

Практический: групповая работа

Чтение учебника, анализ

ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА

Утром бабочка проснулась,

Улыбнулась, потянулась.

Раз – росой она умылась.

Два – изящно покружилась.

Три – нагнулась и присела.

На четыре – улетела.

Читают материал, делают выводы

Выполняют динамическую паузу за учителем

П:структурирование знаний, построение рассуждения

Р: восприятие оценки учителя, адекватная самооценка

Презентация, учебник Плешаков 3 кл. 1 ч

Самостоятельная работа с самопроверкой
(4-5 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Практический: индивидуальная работа

Индивидуальная работа (кроссворд)

1. Как называется труд человека по производству предметов, необходимых для жизни.(ремесло)

2. Это большой торг обычно с увеселениями, развлечениями, устраиваемый регулярно, в одном месте и в одно время. (ярмарка)

3. Внешний вид, наружность человека(облик)

4. Назовите село, расположенное недалеко от города Вятки,  где в 18 веке родился народный промысел- изготовление игрушек. Эти изделия ласково называют дымка. (Дымково)

5. Как называют человека, который владеет гончарным ремеслом.(гончар)

6. как называют человека, который владеет кузнецким ремеслом.(кузнец)

7. Назовите город расположенный недалеко от Москвы, где жили известные мастера по производству деревянных игрушек(Сергиев Посад)

8.Как называют человека, который занимается простой обработкой дерева, постройкой деревянных зданий(плотник)

Выполнение работы

Проверка по эталону, самооценивание

Л: формирование границ собственного «знания» и «незнания»

Презентация, учебник Плешаков 3 кл. 1 ч

Включение в систему знаний, повторение

(7-8 мин)

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Словесный: беседа, анализ

(фронтальная работа)

- Повторим немного прошлый материал

За каждый правильный ответ даю ромашку

1. Отметь правильные высказывания:

а) Солнце – звезда, а Земля – планета.

б) Солнце – планета, а Земля – звезда.

в) Солнце значительно больше Земли.

г) Солнце и земля одинакового размера.

2. Отчего происходит смена времен года:

а) Земля вращается вокруг Солнца;

б) Земля вращается вокруг своей оси;

в) Луна вращается вокруг Земли.

3. Глобус – это

а) Земля б) условные обозначения в) модель Земли

4. Изображение на плоскости поверхности Земли, где объекты обозначаются определенными условными знаками называется:

А) глобус б) географическая карта г) рисунок

5. Наука, занимающаяся описанием Земли, называется:

а) история б) астрономия в) география

 Назови строку, где указаны только съедобные грибы.

А) подосиновик, рыжик, сыроежка, бледная поганка

Б) боровик, лисичка, мухомор, масленок

В) подберезовик, груздь, трюфель, опята

8. Какие растения называются культурными?

А) растения, которые всегда красивые.

Б) растения, которые специально выращиваются.

В) растения, которые употребляются в пищу только людьми.

  1. 11. Подземный орган растения:
  2. А) побег б) ствол в) корень
  1. Вегетативным называется размножение:
  2. А) частями корня
  3. Б) семенами
  4. В) частями стебля
  5. Г) листом
  1. 3. В году:
  2. а) 364 дня;
  3. б) 365 дней;
  4. в) 363 дня.

Работают с иллюстрацией, анализируют

Читают вслух текст, затем делают вывод

Р:самоконтроль в форме результата с заданным эталоном;

Р: волевая саморегуляция в ситуации затруднения.

Презентация, учебник Плешаков 3 кл. 1 ч

Рефлексия деятельности

(2-3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Словесный: беседа

- Какая у нас была тема урока?

-Какие цели мы перед собой ставили, и выполнили ли мы их?

- Мы достигли поставленных целей?

- Что нового вы узнали сегодня?

ДЗ: с.109-114, РТ с. 21 номера 49, 51

Ответы детей

Р: восприятие оценки учителя, адекватная самооценка.

Презентация


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока окружающего мира в первом классе "Я — часть Мира"

Класс  1УМК  ПерспективаПредмет Окружающий мирТема    Я — часть МираТип урока Урок рефлексии.Цель урока — формировать у учащихся представление о том, что каждый че...

Технологическая карта урока окружающего мира по теме «Проект «Города России» ( УМК "Школа России" 2 класс)

Тип урока: "открытие" нового знанияЦель урока: формирование представлений о достопримечательностях Москвы, Челябинска, Нижнего Новгорода, Магнитогорска; изучение известных исторических объек...

Технологическая карта урока окружающего мира по теме «Россия на карте» ( УМК "Школа России" 2 класс)

Тип урока: "открытие" нового знанияЗадачи урока по практической части ВКР: создание условий для  ознакомления обучающихся с понятием «Географическая карта», с уловными обозн...

Технологическая карта урока окружающего мира УМК "Школа России" 2 класс "Проект "Города России"

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРАТема урока: Проект «Города России»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование умения выполнять проект; расширение зн...

Технологическая карта урока окружающего мира «Страны мира. Проект страны мира» ( УМК «Школа России», 2 класс)

Цель урока:  введение понятия «физическая » и «политическая карта мира», знакомство с некоторыми странами мира, воспитание чувства гордости за Россию.Задачи урокаДидактиче...

Технологическая карта о окружающему миру: "Россия на карте" 2 класс УМК Школа России

Цель урока: формирование представлений у учащихся о России на карте.Задачи урока Дидактические:Дать представление о России на карте;Учить умению читать карты;Учить определять объекты на карте.Раз...

Технологическая карта урока окружающего мира «Школа первой помощи» (УМК «Перспектива», 3 класс)

Цель урока: создание условий для формирований умений пользования  медицинскими термометрами, пользования номерами телефонов экстренной помощи и оказание первой помощи при легких травмах, обм...