Технологическая карта урока окружающего мира «Страницы истории 1920-1930 годов» (УМК "Школа России", 4 класс)
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Закирова Эльвира Рахимовна

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

 

Дата: 25.04.2022

ФИО студента: Закирова Эльвира Рахимовна

Школа: МАОУ СОШ  № 74

Группа: 45

Класс: 4

ФИО учителя: Новикова Анна Александровна

Кабинет: 216

 

 

Тема урока:

«Страницы истории 1920-1930 годов»

 

Тип урока: «открытие» нового знания

 

Цель урока: формирование представления учащихся о важнейших событиях в России в 1920-1930 годов;

Задачи урока

Дидактические:

  1. Познакомить учащихся с важнейшими событиями в России в 1920-1930-х годов.

Развивающие:

     1. Развивать интерес к окружающему миру;

    2.Развивать познавательный интерес младших школьников;

    3.Развивать интерес к законам и правам человека.

Воспитательные:

  1. Воспитывать уважение друг к другу в процессе работы в классе, в парах.
  2. Воспитывать аккуратность, организованность.
  3. Воспитывать бережное отношение к учебнику.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

Дата: 25.04.2022

ФИО студента: Закирова Эльвира Рахимовна

Школа: МАОУ СОШ  № 74

Группа: 45

Класс: 4

ФИО учителя: Новикова Анна Александровна

Кабинет: 216

Тема урока:

«Страницы истории 1920-1930 годов»

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: формирование представления учащихся о важнейших событиях в России в 1920-1930 годов; 

Задачи урока

Дидактические:

  1. Познакомить учащихся с важнейшими событиями в России в 1920-1930-х годов.

Развивающие:

     1. Развивать интерес к окружающему миру;

    2.Развивать познавательный интерес младших школьников;

    3.Развивать интерес к законам и правам человека.

Воспитательные:

  1. Воспитывать уважение друг к другу в процессе работы в классе, в парах.
  2. Воспитывать аккуратность, организованность.
  3. Воспитывать бережное отношение к учебнику.

ЭТАПЫ УРОКА

Методы и приемы

Формы, методы и приемы

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

ФОРМИРУЕМЫЕ

УУД


ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ

I. Этап самоопределения к деятельности

Словесный метод: слово учителя

- Здравствуйте.

- Садитесь, пожалуйста, за парты.

Мы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться,

Только тот, кто много знает-

В жизни что-то достигает!

- Будьте внимательны на уроках, желаю вам хорошей и продуктивной работы.

Готовят рабочее место. Настраиваются на работу.

Слушать учителя.

Р: умение организовать свое рабочее место.

Л: самоопределение.

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками.

II. Актуализация знаний и мотивация

Словесный метод: фронтальный опрос, диалог.

Наглядный метод: презентация.

-Давайте вспомним, о чем мы говорили с вами на прошлом уроке.

- С какого года начинается отсчет ХХ века?

- Что отмечалось в 1913 году, в феврале?

- Какое событие произошло в начале этого века, что изменило ход истории?

- Почему она называлась «мировой»?

- Кто такие большевики?

- Какие события произошли в Петрограде в октябре 1917 г.?

- Что такое гражданская война?

- Отлично.

- На прошлом уроке мы говорили о Николае II, о революции 1917 года и Первой мировой войне.

- Отсчет начинается с 1901 года.

- 300-летие со дня избрания Романовых на царство.

- В 1914 году началась Первая мировая война.

- Потому что в  ней участвовала не одна страна.

- Большевики – это сторонники В.И. Ленина.

- Отречение Николая Второго от престола. Россия вышла из мировой войны. К власти пришли большевики. Октябрьская революция.

- Война, происходившая между гражданами одной страны.

Р: контроль и самоконтроль.

П: умение структурировать знания, анализ ответа одноклассников.

К:выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, аргументация своего мнения и позиции, сотрудничество с учителем и сверстниками.

III. Постановка учебной задачи

 

Словесный метод: слово учителя.

Словесный метод: диалог.

Практический метод: карточки, иллюстрации.

Проблемное обучение: проблемная ситуация.

- Ребята, послушайте стихотворение внимательно, так как в нем «спрятана» тема сегодняшнего урока.

Красивы в убранстве лесов и озер

Пятнадцать республик, пятнадцать сестер.

Эстонка и русский, грузин и узбек

С открытой душой породнились навек.

Скрепили пожатья над кручами гор

Пятнадцать республик, пятнадцать сестер.

Казах и армянка, киргиз и таджик

Для дружбы нашли самый верный язык.

Единой семьею живут с давних пор

Пятнадцать республик, пятнадцать сестер.

Туркмен, украинка, латыш, белорус –

Зовут отчим домом... 

- Верно. Скажите, пожалуйста, что вы узнаете о Советском Союзе?

- Кто догадался, какая тема нашего урока?

- Отлично. Какие цели мы можем поставить на урок?

- Верно. Сейчас в парах напишите на листочках, те события, которые вы знаете, произошедшие во времена Советского Союза 20-30-х годов. Работайте в парах. На выполнения задания у вас 2 минуты.

- Сегодня мы познакомимся с жизнью нашей страны в 20–30-е годы.

- Как называлось наше государство до революции 1917 года?

- Как стало оно называться после 1922 года?

- Какой город был столицей Российской империи?

- Какой город стал столицей Советского Союза?

- Молодцы.

Слушают учителя.

- Советский Союз.

Варианты ответов детей.

- Тема нашего урока «Страницы истории 1920-1930 годов».

- Сегодня мы познакомимся с новым государством – Советским Союзом, узнаем, какие события произошли в это время.

Выполняют задание.

Отвечают на вопросы.

- Российская империя.

- Советский Союз. Союз Советских Социалистических Республик.

- Столицей был город Санкт-Петербург.

- Столицей Советского Союза была Москва.

П: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

Р: целеполагание.

К:умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

IV. Открытие детьми нового знания

Словесный метод: фронтальный опрос.

Наглядный метод: презентация.

- В 1922 году на карте появилось новое государство – Союз Советских Социалистических Республик. Государство существовало в 1922–1991 годах на большей части территории Российской империи. С начала 20-х годов и особенно после смерти В. И. Ленина  в 1924 году, в руководстве страны развернулась острая борьба за власть.

- Как вы думаете, кто пришел к власти после смерти Ленина?

- Верно. К власти после смерти В. И. Ленина пришел И. В. Сталин в 1925 году. И с середины 20-х годов началось сворачивание новой экономической политики (нэп).

- Прочитайте текст «Новое государство – Советский Союз» на с. 136–137 учебника.

- Скажите, почему государство так назвали?

- Сколько республик вошло в СССР?

- Отлично. Кто может выйти и показать эти республики на карте?

- Молодец. Сейчас мы немного разомнемся.

Музыкальная физкультминутка.

- Садитесь, пожалуйста.

Слушают учителя.

- После смерти Ленина к власти пришел И.В. Сталин.

- Основным звеном в управлении государством стали Советы. Поэтому и новую власть назвали Советской, а государство – Советским Союзом.

- 15 республик.

Один ученик работает у доски.

Учувствуют в физкультминутке.

К:умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; умение слушать и вступать в диалог.

Логич.: анализ объектов с целью выделения признаков.

П: осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

V. Первичное закрепление

Словесный метод: диалог.

Наглядный метод:презентация.

- Сейчас пользуясь картой учебника на странице 134-135 соедините таблицу. В левом столбике даны 15 республик, а в правом их столицы. На выполнения этого задания у вас 3 минуты.

Россия

Вильнюс

Белоруссия

Киев

Украина

Таллин

Армения

Рига

Азербайджан

Кишинёв

Литва

Москва

Латвия

Душанбе

Молдавия

Ташкент

Казахстан

Баку

Таджикистан

Фрунзе

Киргизия

Тбилиси

Узбекистан

Алма-Ата

Грузия

Минск

Туркмения

Ереван

Эстония

Ашхабад

- Сейчас какая пара хочет вслух зачитать республики и их столицы?

- Молодцы.

- Каждая деталь государственного герба Советского Союза изображена не просто так, ведь смысл есть во всем, и герб СССР не исключение. Рассмотрите герб СССР.

- Что означает перекрещение серпа и молота?

- Сколько ленточек перевивают колосья пшеницы?

- Что это означало?

- Почему красная звезда изображена на гербе?

- Что символизирует солнце на гербе?

- Молодцы.

Слушают учителя и выполняют задание.

Россия

Москва

Белоруссия

Минск

Украина

Киев

Армения

Ереван

Азербайджан

Баку

Литва

Вильнюс

Латвия

Рига

Молдавия

Кишинёв

Казахстан

Алма-Ата

Таджикистан

Душанбе

Киргизия

Фрунзе

Узбекистан

Ташкент

Грузия

Тбилиси

Туркмения

Ашхабад

Эстония

Таллин

- Серп и молот воплощают в себе союз рабочих, крестьян и интеллигенции, борющихся за светлое будущее.

- На гербе 15 ленточек.

- Ленты же отображали число республик, входивших в состав СССР.

- Красная звезда обозначала освобождение трудящихся от голода, холода, войны, нищеты и рабства.

- Восходящее солнце – это символ возникновения СССР, строящего коммунистическое общество. Некоторые расшифровывают солнце с лучами как зарождение коммунистических идей.

П: осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, сравнение, наблюдение, обобщение.

К: умение вступать в учебный диалог, аргументация своего мнения.

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой

Практический метод: выполнение работы в парах.

- Откройте рабочие тетради на странице 48 и выполните 1 и 2 задания.

- Каждый делает самостоятельно. На выполнение этих заданий у вас 5 минут

- Сейчас мы с вами проверим 1-ое задание.

- Отлично

- Что относится к Российской империи?

- Отлично. А к помещениям СССР относится

- Что же происходило в Советском Союзе в 30-е годы?

- Прочитайте текст «Страна-труженица» на с. 137–138 учебника.

-  1926–1928 годы истории называют начальным этапом индустриализации. За это время более чем вдвое увеличились капиталовложения в промышленность и техническое переоснащение фабрик и заводов. Постепенно разворачивается и новое строительство. В 1929–1937 годы создаются угольно-металлургическая база на востоке страны, нефтяная база в Башкирии, проводятся новые линии железных дорог. Стали возникать коллективные хозяйства (колхозы).

Слушают учителя и выполняют задания.

- Наша страна называлась Советский Союз. Столица Москва.

- К Российской империи относится Дом Дворянского собрания, Царицынская улица, улица Малая Ордынка, Дворцовая, Богаявленский переулок, Смольный институт благородных девиц, Большой Каретный переулок.

- К постройкам времен СССР можно отнести Безбожный переулок, улица Ударная, Дом колхозника, Денежный переулок, улица 25октября, Большевитская улица, улица Многостаночников, театр Советской армии, улица Бригадная, Метростроевская улица.

Варианты ответов.

П: структурирование знаний.

Р: умение контролировать и оценивать учебные действия.

К: умение строить речевое высказывание и аргументировать своё мнение.

VII. Включение в систему знаний, повторение

Словесный метод: беседа..

- Кто стоял у власти после 7 ноября 1917 года?

- Как позднее стали называть большевиков?

- Почему новую власть назвали советской?

- Когда появилось новое государство – СССР?

- Сколько республик входило в состав СССР?

- Какие изменения произошли в стране?

- Что построили в 20–30-х годах?

- Какие изменения произошли в деревне?

- Молодцы. Сейчас возьмите листочек, на котором вы писали в начале урока изменения. Которые произошли в 20-30 годы. Совпали ли у вас события?

- Хорошо.

- У власти стояла партия большевиков под руководством В.И. Ленина.

- Коммунисты.

- По названию выборных органов государственной власти – Советов

- СССР появилось в 1922 году.

- В состав СССР входило 15 республик.

- Заводы, фабрики и другие предприятия стали собственностью государства. Началась борьба с неграмотностью. Уничтожались исторические памятники.

- Строились новые города. Построили метро в Москве.

- Крестьяне должны были объединиться в колхозы

Сравнивают материал.

Ответы детей.

К: умение строить речевое высказывание и аргументировать своё мнение, выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

П: структурирование знаний.

VIII. Рефлексия деятельности

Словесный метод: беседа.

- Скажите, пожалуйста, как тему мы проходили сегодня?

- Отлично. Какие цели мы ставили на уроках?

- Реализовали ли мы их?

- Молодцы. Сейчас мы с вами закончим предложение: «На уроке мне ...»

- Используем такие варианты ответа как:

Было трудно ...                              

Было интересно ...

Было не понятно ...                      

Было легко …

- Молодцы. Мне урок тоже понравился,  Вы были активными, с удовольствием выполняли все задания и получали новые знания.

- Запишите, пожалуйста, домашнее задание. Рабочая тетрадь страница 49 № 3.

- Тема нашего урока «Страницы истории 1920-1930 годов».

- Мы ставили цели познакомиться с новым государством – Советским Союзом, узнать, какие события произошли в это время.

- Цели мы реализовали.

Анализировать свою работу на уроке.

Записывают домашнее задание.

Р: оценка; умение контролировать и оценивать учебные действия.

П: рефлексия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

К: умение слушать и вступать в диалог.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока окружающего мира "Страницы истории 1920 - 1930-х годов" и презентация к уроку.

Технологическая карта урока окружающего мира "Страницы истории 1920 - 1930 -х годов", 4 класс, УМК "Школа России", с формируемыми УУД. Презентация к уроку....

Конспект урока окружающего мира «Страницы истории 19 века» (УМК «Школа России», 4 класс)

Цели деятельности учителя:формирование представления о жизни в XIX в., о технических изобретениях того времени.Планируемые результаты Предметные: знать важные события XIX века;уметь использовать получ...

Конспект урока окружающего мира «Страницы истории XIX века» (УМК «Школа России», 4 класс).

Цели деятельности учителя: формирование представлений о важнейших событиях жизни страны в XIX веке: восстании декабристов, отмене крепостного права, создании новых технических изобретений того времени...

Конспект урока по окружающему миру: «Страницы истории 1920-1930 годов», 4 класс, УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование знаний об образовании новой страны - СССР;формирование представлений о жизни страны в 1920-1930 годов.Планируемые  результатыПредметные:знать историю 1920-...

Конспект урока окружающего мира "Страницы истории 1920-1930-х годов" (УМК "Школа России", 4 класс)

Цели деятельности учителя: ·        формирование знаний об образовании новой страны - СССР;·        формирование пре...

Технологическая карта урока окружающего мира ««Страницы истории 1920–1930-х годов» (4 класс, УМК "Школа России")

Тема урока «Страницы истории 1920–1930-х годов»Тип урока: «открытия» новых знаний Цель урока: формирование знаний об образовании новой страны - СССР; формирование предста...

Технологическая карта урока окружающего мира: "Когда наступит лето" (времена года) УМК "Школа России"

Тема урока: «Когда наступит лето»Тип урока: открытие нового знанияЦель урока: Формирование представления о годовом цикле – временах года и причинах смены времен года; формирование пр...