Конспект урока по окружающему миру на тему: «Почва. Её состав и свойства».
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

Цель урока: формирование представления о почвах; изучить состав и свойства почвы.

Задачи:

Образовательные :

  • познакомить с разнообразием почв,
  • выявить основные свойства и состав почвы.

Развивающие :

  • продолжить работу по углублению представлений учащихся о почве,
  • развивать мышление, наблюдательность, умение представить вывод, умение работать в группе, находить общее решение.

Воспитательные :

  • учить бережному отношению к земле,
  • воспитывать уважение к людям земледелия.

Тип урока: комбинированный; исследование.

Формы и методы:

Объяснительно-иллюстративный;

Проверочные карточки;

Работа в группах и в парах;

Обобщающая беседа.

Оборудование: проверочные карточки; образцы почв; спиртовка; стекло; стаканы с водой; штатив; кроссворд; презентация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_okruzhayushchemu_miru.docx37.73 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по окружающему миру

на тему: «Почва. Её состав и свойства».

Цель урока: формирование представления о почвах; изучить состав и свойства почвы.

Задачи:

Образовательные : 

  • познакомить с разнообразием почв,
  • выявить основные свойства и состав почвы.

Развивающие :

  • продолжить работу по углублению представлений учащихся о почве,
  • развивать мышление, наблюдательность, умение представить вывод, умение работать в группе, находить общее решение.

Воспитательные : 

  • учить бережному отношению к земле,
  • воспитывать уважение к людям земледелия.

Тип урока: комбинированный; исследование.

Формы и методы:

Объяснительно-иллюстративный;

Проверочные карточки;

Работа в группах и в парах;

Обобщающая беседа.

Оборудование: проверочные карточки; образцы почв; спиртовка; стекло; стаканы с водой; штатив; кроссворд; презентация.

Ход урока:

1.Организационный момент.

Учитель проверяет готовность учеников к уроку.

              В классе жду я вас всегда. 
              Вы готовы в путь, друзья? 
              Все преграды мы пройдем, 
              Знанья новые найдем. 

2.Психологический настрой на урок.

      Ты мой друг и я твой друг,
     Вместе мы семья.
     То, что не смогу один,
     Сможем ты и я!                  

3.Сообщение темы и цели урока.

Послушайте загадку и отгадайте. И вы узнаете тему сегодняшнего урока.

Есть на земле чудесная кладовая. Положите в неё весной мешок зерна, а осенью, смотришь - вместо одного мешка в кладовой - двадцать. Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в двадцать ведер. Горстка семян делается большой грудой огурцов, редисок, помидоров, морковок. Сказка это или не сказка? Это не сказка. Чудесная кладовая есть на самом деле. Скажите, как она называется?

-Это земля.

4. Изучение нового материала.

Значение слова «земля» несколько.

Это – Земной шар, поверхность, почва.

Сегодня мы будем говорить о почве. Вы узнаете состав почвы и её свойства, как она образуется.

Основные понятия:

Почва – верхний плодородный слой земли.

Чернозём – богатая перегноем почва.

Плодородие – способность почвы обеспечивать растения питательными веществами.

Найдите определение почвы в учебнике.

Почва – это верхний плодородный слой земли, на котором растут растения.

Далее идёт переходный слой – менее плодородный и нижний слой – это горная порода.

Первое научное определение понятия «почва» дал В.В.Докучаев.

Было время, когда у нашей планеты отсутствовал почвенный покров. Миллионы лет земная поверхность являло собой голую каменную пустыню. Но постепенно ветры и вода разрушали их. Образование мельчайших частиц послужило основой для возникновения почвы. Потом появились растения. Отмирающие растения обогащали поверхностные слои почвы перегноем.

Главная часть почвы – перегной. Из перегноя под действием микробов образуются минеральные соли. Их используют растения. Растениями питаются животные. Когда растения и животные умирают, их остатки под действием микробов попадают в почву и превращаются в перегной. Так и происходит круговорот веществ в почве.

Работа в группах:

Правила работы в группах: Давайте вспомним правила работы в группах.

В группе должен быть ответственный.

Работать должен каждый на общий результат.

Один говорит, другие слушают.

 Своё несогласие высказывай вежливо.

Если не понял, переспроси.

Работа в группах: Найти дополнительные материалы о полезных ископаемых и подготовить презентацию (домашнее задание). Представители из каждой группы выходят к доске и защищают свои работы.

Составьте схему «круговорот веществ в почве».

Разновидности почв: чернозёмные, подзолистые, песчаные.

 Чем больше в почве перегноя, тем выше её плодородие. В плодородной почве лучше растут растения. Самое большое количество перегноя содержится в чернозёмных почвах.

В подзолистых почвах перегноя немного и много глины. Растения в них чахлые.

В песчаных почвах много песков.

В ледяных просторах Антарктиды и Арктики, в высоких горах нет почвы.

Животные, обитающие в почве, делают в ней ходы, куда легко проникает вода и воздух. Улучшают свойства почвы дождевые черви. Передвигаясь в почве, они разрыхляют её. Дождевые черви затаскивают в свои норки большое количество растительных остатков. Мелкие бактерии превращают остатки растений в минеральные удобрения. Так они обогащают почву перегноем.

-Давайте посмотрим фильм о путешествии дождевого червячка.

 В почве живут различные насекомые и их личинки, миллионы бактерий. В земле роют свои норы мыши, кроты, суслики.

Физ.минутка (музыкальная пауза)  

5. Обобщение и закрепление  знаний.

Работа в парах: Вспомним правила работы в паре.

Работать должны оба.

Один говорит, другой слушает.

Если не понял, переспроси.

Своё несогласие высказывай вежливо.

 Карточки для работы в паре:  Раскрасить.  

Практическая работа: Состав почвы.

Итак, нам предстоит узнать, из чего состоит почва. У каждого на парте коробочки с почвой. Рассмотрите их.

-Какого она цвета?

-В почве есть остатки листьев, мелкие корешки, части насекомых, червей и другие мелкие животные.

-Проведём опыты:

Опыт 1: В стакан с водой бросим кусочек сухой почвы. Что заметили?

(Из почвы выходят пузырьки воздуха)

Вывод: В почве содержится воздух.

Опыт 2: Опустим почву в стакан с водой и тщательно размешиваем. Пипеткой возьмём несколько капель этой воды и поместим в предметное стекло. Нагреем стекло над огнём свечи. После испарения воды на стекле остался тонкий белый налёт.

Вывод: В почве содержатся минеральные соли, которые могут растворяться в воде.

Опыт 3: Положим почву в крышечку. Нагрею крышечку с почвой над пламенем свечи. А над почвой буду держать стекло. Чем объяснить, что стекло сначала становится влажной, а потом на ней появляются капельки воды.

Вывод: В почве содержится вода. При нагревании вода испаряется.

Опыт 4: Продолжим нагревать почву в огне. Через некоторое время увидим дым и почувствуем неприятный запах.

Вывод: Это сгорает часть почвы, которое состоит из остатков растений и мелких животных. Это - составная часть почвы - перегной. Перегной придаёт почве тёмный цвет.

Опыт 5: Опустим немного почвы в стакан с водой и размешиваем. Дадим отстоять. На дно стакана оседает слой песка, поверх его – слой глины, сверху – слой тёмного цвета – это перегной.

Вывод: В почве содержатся песок и глина.

Работа в группах:

Составить схему-кластер – из чего состоит почва.

Работа с тестом: 

1.Плодородие почвы зависит от количества:

А) песка

Б) перегноя

В) глины

Г) солей

2.Из остатков умерших растений и животных под воздействием микроорганизмов образуется:

А) песок

Б) глина

В) перегной

Г) ил

3.Из перегноя под воздействием микроорганизмов образуются:

А) вода

Б) воздух

В) камни

Г) соли

6. Итог урока.

Это интересно! Образование почвы.

1см почвы за 250-300 лет

20см за 5-6 тысяч лет

Земля-мать тому, кто умеет с ней обращаться.
Спасая почву, мы спасаем себя и жизнь на нашей планете.

Давайте же и мы с вами любить, ценить землю, заботиться о ней. Тогда она будет радовать нас своими богатствами.

7. Рефлексия.

Давайте прикрепим свои смайлики на доске.

 6 Я доволен собой, у меня всё получилось. Хочу знать больше.

7 У меня не всё получилось, но я постараюсь. 

11 Ничего не понятно на уроке. 

Ответить на вопросы:

Что узнал? Что смог? Что понравилось?

-На картине с цветами и сердечками спряталось волшебное слово. Найдите их.

-Да, это слово «молодцы» и вы молодцы, отлично поработали.

8. Выставление оценок.

Оценка учеников по подсчёту смайликов.

9. Домашнее задание. Подобрать материал о животных почв. Прочитать тему из учебника и ответить на вопросы.

                                                      Список литературы:

1. Познание мира. Учебник для 3-класса.2011г.

2. Справочник для начальной школы. Корчагина О.Ю.

3. Детская энциклопедия. Эллиот Дж. 2000г.

4. https://ru.wikipedia.org/wiki.Докучаев В.В.

5. https://ru.wikipedia.org/wiki. Почва.

6. https://www.google.kz. Состав и строение почвы.

7. https://www.youtube.com. Путешествие дождевого червячка.

8. https://www.youtube.com.Видеоурок «Как образуется почва» Шарова И.В. 2011г.

9. http://nachalka.edu.ru/

10. https://www.google.kz/search


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по окружающему миру. Тема урока: "Реки "2 класс, программа "Школа-2100"

Конспект урока по  окружающему миру. Тема урока: "Реки "2 класс, программа "Школа-2100"  Цель: создать условия для осознания, осмысления и первичного закрепления блока новой информации...

Конспект урока по окружающему миру . Тема урока: « Великая Война и Великая Победа»

Тема урока: « Великая Война и Великая Победа»Предмет: Окружающий мир  4 класс учебник Плешакова А.А.Класс:4Учитель: Коршунова Ю.Н.Цель деятельности учителя :Сформировать представления учащих...

Урок по окружающему миру. Тема "Почва"

На уроке учащиеся знакомятся  с соством почвы. Проводятся опыты....

Конспект урока по окружающему миру Тема урока: «Какой бывает транспорт?»

Урок обобщения и систематизации  знаний обучающихся о видах транспортных средств и их назначении;  значение транспорта в жизни человека;  история появления транспорта...

Конспект урока по окружающему миру 1 класс УМК "Эльконин-Давыдов" Свойства воды.

Цели деятельности учителя: формирование знаний  детей о разнообразных состояниях воды и их отличительных признаков.Планируемые результаты:Предметные:- знать  разнообразные состояния вод...