Окружающий мир «Земля – планета Солнечной системы»
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

Силантьева Елена Владимировна

Формирование понятия о Солнечной системе и месте планеты Земля в ней"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okruzh.mir_._2_klass.docx30.16 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

 

Окружающий мир «Земля – планета Солнечной системы»

2 класс

Тема:

Земля – планета Солнечной системы

Тип:

Открытие нового знания

Цель урока:

 Формировать представления детей о Солнечной системе и месте планеты Земля в ней.

 

Планируемые результаты

Предметные:

Знать названия  планет, их отличительные особенности  и  расположение в Солнечной системе. Уметь показать планеты на схеме.

Знать общие условия, необходимые для жизни живых организмов. Уметь называть  условия жизни на Земле.

Понимать, что наличие жизни - главное отличие Земли от других планет Солнечной системы.

Метапредметные:

Познавательные. Применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение,  доказательства и др.),   устанавливать причинно – следственные связи в изучаемом круге явлений. Осуществлять смысловое чтение, использовать знаково-символические средства для решения учебных задач.

Регулятивные.  Планировать и контролировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. Учиться высказывать своȅ предположение на основе текста учебника, обучающих фильмов; овладеть способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

Коммуникативные. Использовать речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач; слушать собеседника и вести диалог и признавать различные точки зрения и право каждого иметь свою; формулировать собственное мнение и позицию, работать в группе.

Личностные:

Уметь соотносить информацию с имеющимися знаниями,

устойчивый познавательный интерес к урокам окружающего мира; осознавать ответственность человека за общее благополучие;

понимать чувства других людей и сопереживать.

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Актуализация необходимых знаний и мотивация к деятельности

Организует проверку домашнего задания с целью актуализации необходимых знаний

 (Задано выполнение интерактивного задания на сайте  «Learning Apps», направленное на запоминание названий планет Солнечной системы, их расположение и внешний вид.

http://learningapps.org/display?v=p1v0jbwat16).

После просмотра статистической таблицы, из которой видно, кто из детей справился с заданием верно, учитель предлагает продемонстрировать выполнение задания на интерактивной доске.

Проводит беседу с целью мотивации к учебной деятельности, в ходе которой дети приходят к мнению, что они еще много могут узнать о Солнечной системе и планете Земля.

Дети выполняют задание на интерактивной доске: вызванный ученик выбирает любую планету Солнечной системы и кликает по маркеру. Появляются таблички с названиями всех планет. Ученик выбирает правильное название выбранной планеты.

 В результате получается рисунок с изображением Солнечной системы и названиями планет. Приложение 1

Участвуют в беседе, определяют границы знания. Делают вывод, что не знают еще много интересного о Солнечной системе и планете Земля, проявляют интерес к изучаемому материалу.

Организация познавательной деятельности

Помогает детям самостоятельно сформулировать тему и поставить цели урока.

Предлагает отгадать анаграммы: ЯМЕЛЗ, ЛАПТАЕН

Просит сформулировать тему урока.

Помогает поставить цели урока при помощи карточек-помощниц «Узнать…», «Сравнить»

Учитель уточняет, что значит «сравнить».

Отгадывают: Земля, планета

Формулируют тему урока и цели.

Цели: Узнать об особенностях  планеты Земля и других планетах. Сравнить  Землю с другими планетами.

Дети объясняют: найти, чем похожи и чем различаются Земля и другие планеты Солнечной системы.

Организует деятельность учащихся, направленную на открытие нового знания: наблюдения, сравнения, обобщение.

1. Просит рассказать, чем Земля отличается от других планет.

Предлагает убедиться в правильности предположений, познакомившись с одним ученым.

2. Проводит беседу, в ходе которой осуществляется работа над лексическим значением слов «астроном», «звездочет» и способе их образования;

вводится мультипликационный персонаж – Звездочет:

  • учитель просит назвать профессию человека, который занимается изучением звезд, планет, космоса;
  • спрашивает, каким способом оно образовано;

  • сообщает, что это слово пришло к нам из древнегреческого языка. Астрон – это звезда, номос –закон.
  • предлагает «перевести» это слово

  • спрашивает, где еще дети слышали слово «Астра»?

  • спрашивает, как эта профессия называлась в старину?

  3.Организует просмотр отрывка из фильма

«Инфоурок. Строение Солнечной системы». www.youtube.com/watch?v=aIBCZio2dic

В фильме показаны самые важные особенности каждой планеты, есть кадры сравнения их с Землей. Приложение 2

Перед тем, как рассказать о них, Звездочет задает вопрос о планете.

Учитель проводит инструктаж перед просмотром учебного фильма:

«Сейчас мы с вами посмотрим фильм,  в котором Звездочет будет задавать вам вопросы. Вы на них отвечайте хором».

Демонстрирует отрывок из фильма.

Организует физкультминутку с использованием стихотворения  о планетах. Приложение 3(текст)

4. Возвращает детей к поставленным целям, выясняет, каких целей уже удалось достичь, что еще надо узнать.

 

Предлагает выбрать источники недостающей информации.

Организует работу  с учебником:

«Прочтите статью на с.13-14 Приложение 4

 и ответьте на вопросы:

- Чем Земля отличается от других планет? - Какие условия позволяют жить на Земле разным живым существам?»

Предлагает проверить, как дети поняли статью учебника. Использует ЭОР Окружающий мир. 2 класс. Электронное учебное издание (Приложение 5)

5. Проводит итоговую беседу:

-Чем Земля отличается от других планет?

- Почему на других планетах Солнечной системы нет жизни?

- Есть ли планеты, которые похожи на нашу Землю? Чем они похожи?

5. Организует работу в группах(4-5 человек) с целью применения и закрепления изученного материала в игровой форме. Группы считаются экипажами космического корабля.

Высказывают предположения.

Делают вывод: «На Земле есть жизнь».

Участвуют в беседе

- Астроном

 Дети на доске демонстрируют способ образования слова «астроном», выделяя два корня и соединительную гласную.

Дети делают вывод, что астроном – это человек, изучающий звездные законы.

- Так называется цветок, похожий на звезду.

- Звездочет.

Дети смотрят фильм, отвечают на вопросы Звездочета.

Дети произносят стихотворение хором. Несколько учеников демонстрируют движения.

Дети замечают, что уже узнали об особенностях  разных планетах из фильма, но еще осталось сравнить Землю с другими планетами Солнечной системы.

Дети предлагают поработать с учебником.

Читают статью учебника, формулируют ответы на поставленные учителем вопросы.

Из предложенных условий дети выбирают те, которые являются условиями жизни на Земле, отмечают их на интерактивной доске и проверяют правильность выполнения.

В ходе беседы дети отвечают на вопросы, самостоятельно делают выводы, опираясь на полученные знания:

 Каждая группа  получает комплект табличек с описанием планет. Дети отгадывают и подписывают название планеты и вклеивают их в коллективный плакат с изображением Солнечной системы, который был изготовлен группами на прошлом уроке. Приложение 6

Рефлексия деятельности

Организует рефлексию.

  • Помогает детям сделать выставку плакатов и обсудить правильность их выполнения, аккуратность и оригинальность.  
  • Предлагает провести самооценку группы при  помощи вертикальной шкалы: «Покажите, на какую высоту взлетел на  ракете ваш экипаж».

Предлагает вспомнить, какие цели были поставлены нами?  

Удалось ли их достичь?

Что получилось? Чему еще надо учиться?

Участвуют в обсуждении плакатов.

Выполняют самооценку, отмечая на шкале уровень успешности своего «экипажа». Приложение 7

Вспоминают и формулируют цели урока, замечают, что цели удалось достичь, однако, можно еще узнать много нового.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест по окружающему миру 4 класс. Тема "Земля - планета Солнечной системы". Перспективная начальная школа

Тест для промежуточного контроля знаний по теме "Земля - планета Солнечной системы", 4 класс, ПНШ....

Презентация к уроку окружающего мира "Земля - планета солнечной системы"

Презентация к уроку окружающего мира "Земля - планета солнечной системы"...

Конспект урока по окружающему миру :"Земля -планета солнечной системы"

Конспект урока по окружающему миру во 2 классе на тему :"Земля -планета солнечной системы"...

«Земля – планета Солнечной системы. «Соседи» Земли по Солнечной системе».

Цель: Познакомить с формой и движением Земли, с глобусом; познакомить с планетами солнечной системы....

Тест по окружающему миру: Земля-планета Солнечной системы. 2 класс

Тест-презентация с разноуровневыми заданиями для 2 класса...