Конспект урока по окружающему миру. 3 класс. Урок "Свойства воды". "Школа России".
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Конспект урока по окружающему миру в помощь учителю начальных классов. Урок "Свойства воды". 3 класс. "Школа России". Коспект содержит цель, задачи, УУД, ход урока.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Предмет: 3 класс, окружающий мир (программа «Школа России»).

Тема: Вода. Свойства воды.

Цель: определить  свойства воды и их значение для растений, животных, человека.

Задачи:

образовательные: экспериментальным путем выявить свойства воды;

развивающие: развивать навыки практической деятельности, наблюдательности, внимания, аккуратности, любознательности;

воспитательные: способствовать воспитанию любви к природе, необходимости бережного отношения к воде.

Универсальные учебные действия (УУД):

Познавательные:

– рассматривание объекта в соответствии с намеченным планом наблюдения;

– анализ и оценка получаемой информации;

– сравнение результатов наблюдения, полученных разными участниками учебного процесса;

– обобщение результатов наблюдения.

Регулятивные:

– «удержание» цели наблюдения от ее постановки до получения результата деятельности;

– соотнесение пошагового алгоритма действий с имеющимся планом наблюдения;

– оценка получаемого результата (соотношение цели и результата).

Коммуникативные:

– участие в учебном диалоге по ходу наблюдения (сомнения–рассуждения);

– участие в учебном диалоге по анализу результатов наблюдения (вопрос–ответ–рассуждение);

– оформление результатов наблюдения в схеме, рисунке, таблице, аналитическом тексте.

Личностные:

– осознание значения наблюдения для расширения и углубления знаний;

– оценка собственного знания–незнания.

Время урока: 45 минут.

Форма проведения: урок-практикум.

Основной метод обучения: практическая деятельность с целью установления существенных свойств воды.

Основной структурный элемент: опыт и анализ его результатов.

 

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Повторение пройденного материала.

Мини-тест. У учащихся карточки-тесты. Учащиеся отмечают верные ответы:

1. При нагревании воздух сжимается.

2. Воздух не имеет цвета.

3. Воздух хорошо проводит тепло.

4. При охлаждении воздух сжимается.

5. Воздух – голубого цвета.

6. При нагревании воздух сжимается.

7. Воздух прозрачен.

8. При охлаждении воздух расширяется.

9. Воздух хорошо проводит тепло.

10. Воздух не имеет запаха.

3. Сообщение темы и задач урока.

- Отгадайте загадки. О каком веществе в них говорится?

  • Серебристая Морковка
    Прицепилась к крыше ловко.
    Уцепилась за карниз
    И растёт зимою вниз. (Сосулька)

  • С неба падают крупинки,
    Это маленькие льдинки. 
    Им вообще никто не рад,  
    Потому что это .... (Град)

  • Зимой греет,
    Весной тлеет,
    Летом умирает,
    Осенью оживает. (Снег)

  • Сквозь густую пелену
    Ничего я не пойму.
    Дом, деревья, водоем
    Серый гость накрыл плащом. (Туман)

- Какое вещество «спряталось» в загадках? (Вода). Сегодня мы будем говорить о воде и проведем практическую работу, чтобы лучше узнать свойства воды.

4. Групповая работа под руководством учителя.

- Проведём опыты с водой. Для чего, как вы думаете? (чтобы определить свойства воды).

- Группам раздаются таблички для заполнения результатов опытов:

№ п/п

Вопрос

Предполагаемые ответы

Ответы после опыта

1

Какова прозрачность воды?

2

Имеет ли вода цвет?

3

Имеет ли вода запах?

4

Что произойдет с солью, если ее бросить в воду?

5

Можно ли очистить мутную воду?

6

Что произойдет с водой при нагревании?

7

Что произойдет с водой при охлаждении?

Опыт 1. Прозрачность воды.

- Ответьте на первый вопрос таблицы и запишите предполагаемый ответ.

- Подумайте, как можно проверить прозрачность воды? Какой можно поставить опыт?

(В стакан с водой опустить предмет. Поставить за стакан с водой этот предмет.      Стакан с водой поставить на рисунок.)

- Опустите в стакан с водой карандаш. Виден ли он? О каком свойстве воды это говорит?

- К какому выводу вы пришли?

Вывод: вода прозрачна. Ответ запишите в таблицу. Сравните ответы до опыта и после.

- Когда люди используют это свойство воды? (Когда рассматривают камешки на дне реки, рыбок в аквариуме и т.д.).

Опыт 2. Какого цвета вода?

- Ответьте на второй вопрос таблицы и запишите предполагаемый ответ.

- Подумайте, как определить цвет воды? Какой можно поставить опыт? (с помощью полосок цветной бумаги).

- Ознакомьтесь с опытом в учебнике. Приложите полоски цветной бумаги к стакану с водой.

- Сделайте вывод.

Вывод: цвет воды не совпадает с цветом полосок. Вода бесцветна. Ответ запишите в таблицу. Сравните ответы до опыта и после.

- Когда мы используем это свойство? (Когда готовим пищу, пьём чай и т.д.).

Опыт 3. Какой у воды запах?

- Ответьте на третий вопрос таблицы и запишите предполагаемый ответ.

- Подумайте, как определить запах воды? Какой можно поставить опыт? (понюхать воду).

- У вас стоят два стакана с жидкостями разного цвета (чистая вода и сок). (Правила вдыхания запаха: ладонью создать движение струи воздуха от пробирки к носу, вдохнуть воздух, почувствовать запах). Понюхайте сначала жидкость в одном стакане, а потом в другом.

- Сделайте вывод.

Вывод: вода не имеет запаха. Ответ запишите в таблицу. Сравните ответы до опыта и после.

- Когда человек использует это свойство воды? (Когда отличает одну жидкость от другой).

Опыт 4. Вода-растворитель.

- Ответьте на четвертый вопрос таблицы и запишите предполагаемый ответ.

- Подумайте, как определить, растворяет вода вещества или нет? Какой можно поставить опыт? (бросить соль в воду).

- Ознакомьтесь с опытом в учебнике. Перед вами два стакана с водой. В один стакан насыпьте соль, а в другой измельченный мел. Помешайте.

- Сделайте вывод.

Вывод: вода растворяет многие вещества: соль растворяет, а мел не растворяет. Ответ запишите в таблицу. Сравните ответы до опыта и после.

 - Когда человек использует это свойство воды? (Когда готовит пищу, т.д.). 

Опыт 5. Вода фильтрует грязь.

- Ответьте на пятый вопрос таблицы и запишите предполагаемый ответ.

- Ознакомьтесь с опытом в учебнике. Этот опыт я покажу сама. Из специальной бумаги я заранее сделала фильтр и теперь через него пропущу грязную воду. Что увидели? (В стакан  капает чистая вода).

- Сделайте вывод.

Вывод: вода фильтрует грязь, отделяя чистые вещества от грязных. Ответ запишите в таблицу. Сравните ответы до опыта и после.

- Когда человек использует это свойство воды? (Когда попадает в поход). 

Опыт 6. При нагревании вода расширяется.

- Ответьте на шестой вопрос таблицы и запишите предполагаемый ответ.

- Ознакомьтесь с опытом в учебнике и рассмотрите иллюстрацию к этому опыту.

- Сделайте вывод.

Вывод: вода при нагревании расширяется. Ответ запишите в таблицу. Сравните ответы до опыта и после.

 - Когда человек использует это свойство воды? (Когда готовит пищу, т.д.). 

Опыт 7. При охлаждении вода сжимается.

- Ответьте на седьмой вопрос таблицы и запишите предполагаемый ответ.

- Ознакомьтесь с опытом в учебнике и рассмотрите иллюстрацию к этому опыту.

- Сделайте вывод.

Вывод: вода при охлаждении сжимается. Ответ запишите в таблицу. Сравните ответы до опыта и после.

 - Когда человек использует это свойство воды? (Когда наступает зима, жизнь животных в зимних водоемах). 

5. Проверка работы в группах.

- Учащиеся каждой группы рассказывают об изученных свойствах воды по плану, который записан на доске:

1. Свойство воды.

2. Как определить его.

3. Как человек использует его.

6. Закрепление знаний.

- Я буду показывать отдельные предметы опытов, а вы будете называть опыт, и какое свойство он доказал.

7. Самоконтроль  самооценка.

- Проверьте себя, как вы запомнили основные свойства воды в тетради. (Дети отвечают на вопросы опытов). Поставьте себе оценку за урок.

8. Итог (рефлексия).

- Перед каждым из вас 2 карточки: синяя и красная. Поднимите красную карточку, если у вас возникли трудности в течение урока, и синюю - если трудностей не было.

- Какие трудности у вас возникли? Почему?

- Что бы ещё вам хотелось узнать о воде?

9. Домашнее задание.

- Выполните с родителями задание в тетради (растворить вещества в воде и результаты записать в таблицу).

- В дополнительной литературе найдите применение знаний о свойствах воды в окружающем мире.

Самоанализ.

  • Учащиеся с удовольствием работали коллективно;  активно обсуждали план работы и алгоритм действий;  в течение урока сами предлагали несколько опытов по определению свойств воды; делали самостоятельные выводы.
  • Оборудование для опытов были заготовлены заранее.
  • При обсуждении использования свойств воды человеком дети опирались на свой жизненный опыт.
  • Урок опирался на методы самонаблюдения и взаимонаблюдения.
  • На уроке общение с учащимися опиралось на беседу, обмен мнениями.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по окружающему миру "Водные богатства" (УМК "Школа России", 2 класс)

Цель деятельности учителя: формирование знаний о водных богатствах.Планируемые результаты:Предметные:Знать:разнообразие водоёмов;части реки;Уметь:различать по происхождению искусственные и естественны...

Конспект урока по окружающему миру "Музей путешествий" (УМК Школа России, 3 класс)

Конспект урока по окружающему мируТема: «Музей путешествий» Цель деятельности учителя: формирование представления учащихся о достопримечательностях и культуре городов мира; формирован...

Конспект урока по окружающему миру "На севере Европы" (Школа России, 3 класс)

Цели деятельности учителя: создание ситуации для знакомства с северными европейскими странами. Планируемые результаты: Предметные: - знать названия стран Скандинавии, их столицы и особенности. - уметь...