Конспект урока окружающего мира на тему "Чудо под ногами"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Конспект    окражающего мира для 3 класса. УМК  "Перспектива", но можно использовать в любом УМК.. Тип урока - урок-исследование. На уроке дети узнают что такое почва, её состав, знвчение плодородия для  жизни растений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chudo_pod_nogami.docx31.23 КБ

Предварительный просмотр:

МАОУ «Школа № 10 г.  Благовещенска

Юпатова Ольга Анатольевна

Урок окружающего мира

Тема: Чудо под ногами

Класс: 3

Предмет: окружающий мир

УМК ( авторы):  «Перспектива», А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая.

Тип урока: открытие новых знаний, урок - исследование

Планируемые результаты:

  • Предметные:

Узнать что такое почва, состав почвы, значение плодородия почвы для жизни растений, образование почвы, охрана почвы.

Метапредметные

  • Познавательные: осуществлять запись информации, использовать модели, схемы для решения учебных задач, строить сообщения в устной и письменной форме устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать, анализировать, обобщать.
  • Регулятивные: понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять, высказывать предположения о том, почему почва плодородна,  обосновывать их, исследовать состав почвы в ходе учебного эксперимента, использовать полученные данные для проверки выдвинутых гипотез, анализировать схему связей почвы и растения, обсуждать вопрос о взаимосвязи живого и неживого в почве, формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы, оценивать достижения на уроке.
  • Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве,

         формулировать собственное мнение и позицию, договариваться и                            

           приходить к общему решению, задавать вопросы,

          контролировать действия партнёра, использовать речь для регуляции   своего действия.

  • Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Цели урока:

Образовательная:

  • формировать понятия «почва» как верхний плодородный слой земли;
  • выявить в ходе опытов состав почвы
  • продолжить обучение учащихся постановке опытов и формулировке их результатов.

Развивающая:

  • развивать умение работать с научным текстом;
  • делать выводы на основе проведённых опытов;
  • развивать познавательный интерес, речь, мышление наблюдательность учащихся;
  • умения доказывать выдвигаемые предположения;

Воспитательная:

  • воспитывать коммуникативные качества, сотрудничество, в процессе постановки опытов – организованность, аккуратность;
  • воспитывать интерес к самостоятельной экспериментальной работе,      

           любовь к природе, родному краю.

Педагогические технологии: технология проблемного диалога, исследовательская деятельность, групповой метод (работа в парах), частично-поисковый метод, практический метод, здоровьесберегающая технология.

Средства обучения:

Печатные (учебник,  тексты для чтения, атлас, таблички со словами); ТСО ( компьютер, проектор, презентация); коллекции почв,  ёмкости с разными видами почв, семена овса,; учебные приборы ( спиртовка, лупа. стеклянные лабораторные стаканы, держатель, стекло, штатив, стеклянная палочка, тарелка, пипетка.)

Формы организации познавательной деятельности: групповая

Ход урока:

  1. Организация класса.
  2. Проверка д/з.

- 3 чел. поработают на карточках, а  с остальными поиграем в игру «Вено, неверно»

- Верно ли , что соль встречается в природе в виде камня? +

- Верно ли , что гранит – это минерал?  -

-  Верно ли, что полезные ископаемые бывают твёрдыми, жидкими и газообразными? +

-  Верно ли , что известняк служит топливом?  -

- Верно ли, что нефть добывают в шахтах? –

- Верно ли, что места, где залегают полезные ископаемые называются залежами? +

- Верно ли, что полезные ископаемые находят биологи? -

- Верно ли, что горные породы состоят из минералов? +

- Проверьте себя.

СЛАЙД 2

- Оцените себя.

  1. Целеполагание и мотивация.

- Ребята, кто такие исследователи?

-Что нужно исследователям для того, чтобы заниматься познанием мира?

-Сегодня мы с вами будем исследовать чудесную кладовую.

СЛАЙД 3.

-А что это за  чудесная кладовая вы узнаете, прочитав текст.

  3. Актуализация    знаний.

- Что же это за чудесная кладовая? (земля)

- Как по другому можно её назвать? (почва)

- Слово “земля” многозначное.

- Какие  значения имеет слово земля?  СЛАЙД 4.

  1. (ОНЗ)

Усвоение  и осмысление новой учебной информации.

А) Создание проблемной ситуации,  определение темы и цели урока

-  Чтобы определить тему и цель сегодняшнего урока, помогите решить проблемную ситуацию. Месяц назад со мной поделились отростками цветка. Часть отростков я посадила в горшочек, часть отростков – оставила в воде. Сравните их. (ростки, оставленные в воде, отстают в развитии)

  • Почему отростки, оставленные в воде, отстают в развитии?

- О чём же будем говорить на уроке?

- Какие цели поставим ?

- С чего начнем?

 (Выслушиваются ответы детей. Если ученики затрудняются, следует задать вопросы)

СЛАЙД 5.

- Знаете ли вы, что такое почва?

- Итак, прежде всего, надо дать научное определение почве. (На доске появляется табличка "Что такое почва?")

- Что еще хотели бы узнать о почве?

- Как образовалась почва на нашей планете? ( «Образование почвы»)

- Какими свойствами она обладает? ( На доску вывешивается следующая табличка "Свойства почвы")

- Как Вы считаете, везде ли почвы одинаковые? (Нет)

- Значит, с чем познакомимся?

- Кто догадался?

- С видами почв. (Ниже вывешивается табличка "Виды почв")

Б) Определение понятия  «почва».

- Что же такое почва?

- Где мы можем найти ответ на вопрос?

-  найдите информацию в учебнике на стр. 74.

- Что же такое почва?

СЛАЙД 6.

  • Какое слово главное в определении понятия «почва»?
  • Как понимаете это слово?

(плод, род – родятся плоды, урожай)

- Плодородие – главное свойство почвы. СЛАЙД 7.

В) Образование почвы.

- Когда-то, миллионы  лет назад почвы на нашей планете не было.  Как же она образовалась?

- Прочитайте сказку.

- Под влиянием чего образуется почва?  

СЛАЙД 8.

- Образование почвы – это очень медленный процесс. По подсчётам учёных, требуется 2 тыс. лет для образования  слоя почвы толщиной 5 см.

Г) Поиск решения проблемы. Практическая работа в группах

- Итак, плодородие – главное свойство почвы. Выясним состав почвы и узнаем почему.

- Для этого предлагаю вам начать исследования, выполнить несколько опытов т.к. именно они помогают человеку раскрыть тайны природы. Полученную информацию будем фиксировать  в бланке исследований.

 ( Дети получают задание, работают в группах)

Д) Защита у доски результатов выполненной работы представителями групп и подведение итога.

На доске постепенно составляется кластер «Почва»

СЛАЙД 9.

Ответы детей дополняются опытами, проводимыми учителем:

После выступления 2 группы:

- Немного почвы нагрею на огне. Над почвой подержу стекло. Что наблюдаете?

- Сделайте вывод.

После выступления 3 группы:

- Я продолжу нагревать почву. Что появилось?

- Это сгорает перегной.

- Как понимаете это слово?

- Если весь перегной сгорит, почва приобретёт серый цвет.

- Сделайте вывод.

- Так что же придаёт почве тёмный цвет?

После выступления 4 группы:

- Помещу на стекло каплю воды,  из стакана, в котором размешали кусочек почвы. Подержу стекло над огнём.

 - Что стало с водой?

 - Что видите на стекле?

- Это минеральные соли.

  • Как образуются соли в почве?

- Сделайте вывод.

  • Проверьте свои гипотезы с информацией учебника.

(Минеральные соли образуются под действием микробов, которые живут в почве )

  • Дополните схему.

  1. Физминутка.

Мы копали огород, шаг назад, шаг вперёд.

Дождик огород польёт, шаг назад, шаг вперёд.

В землю зёрнышко положим. (наклоны)

Быстро 3 на 2 умножим.

Столько раз наклон вперёд. (6 наклонов вперёд)

И расцвёл наш огород. (потянуться)

  1. Продолжение усвоения  и осмысления новой учебной информации.

А)  Виды почв.

- Ребята, рассмотрите  коллекцию почв. Все ли почвы одного цвета?

- Сделайте вывод.

- Верно, существует  много видов почв.

- Как вы думаете, самая чёрная  почва как называется?

СЛАЙД 10.

- В чернозёмных почвах много  солей, она рыхлая, тёмная, в ней достаточно влаги и воздуха.

 - Подзолистые – по цвету напоминают золу.     Найдите их в коллекции.

Подзо́листые по́чвы — типичные почвы хвойных лесов. В них перегноя не очень много.

- Как вы думаете, как называются почвы, в которых много песка?

- Песчаные почвы хорошо пропускают воду, хорошо прогреваются солнцем, но они быстро высыхают, засушливы, в них мало перегноя.

- Как называются почвы, в которых много глины?

- Глинистая почва весной сильно пропитывается водой, которая иногда даже застаивается на её поверхности. Эти почвы плохо прогреваются солнцем, в них мало воздуха, мало перегноя. А в сухое время она слишком твёрдая и плотная, её трудно обрабатывать.

Б) Обучение способу самостоятельного применения знаний

       (исследовательская работа в группах)

  • Применим приобретённые знания на практике.
  • У каждой группы в  ёмкости почва. Попробуйте определить тип почвы.

( 1 группа – чернозёмная, 2 группа – подзолистая, 3 группа – песчаная, 4 группа – глинистая)

-    Как думаете, какая почва даст самый хороший урожай?

  • Значит, почва, где нет перегноя или его мало не пригодна в хозяйстве?
  • Предлагаю вам самим в этом убедиться, посадив в каждую ёмкость зёрна овса.
  • Как считаете, где семена прорастут быстрее? Почему?
  • У кого другая гипотеза?
  • Вы выдвинули несколько гипотиз. Как их проверить?
  • Кто знает, как посадить зёрна?
  • Проверим ваши предположения в результате длительного наблюдения. Определим место для ёмкостей так, чтобы условия были одинаковыми и благоприятными.
  • Наблюдайте за посадками, результаты записывайте, чтобы можно было легко сделать вывод: чья же гипотеза подтвердилась?

В) Работа с  Атласом Амурской области.

- Как вы думаете, какие виды почв наиболее часто встречаются в нашей Амурской области?

- Что поможет  нам это определить? ( Атлас Амурской области)

- Назовите  виды почв.

- Наиболее пригодными для земледелия являются лугово-черноземовидные ,  пойменные  и пойменно-луговые почвы.  

Г) Значение почвы.

    - Какую роль играет почва в нашей жизни?

СЛАЙД 11.

(Дети рассказывают, глядя на слайд)

- Люди  выращивают  на почве зерновые культуры, овощи , фрукты, технические культуры : лен, хлопок, горчицу, подсолнечник, из которых изготовляют  ткани, масло, сахар, мед.

- На почве вырастают корма для животных: трава, сено, зерно.  А животные нам дают молоко, мясо, масло, шерсть, кожа животных – для обуви и одежды.

- На почве растут деревья, из которых мы делаем мебель, дома, стройматериалы, бумагу, цветы – украшающие нашу землю, жизнь.

- На почве растут лекарственные растения, из которых делают лекарства.

Д) Охрана почв.

- Роль почвы велика. Исчезнет почва – исчезнет и всё живое на земле. Поэтому почва нуждается в охране и бережном отношении.

- От чего же надо охранять почву?  Что её разрушает?

СЛАЙД 12.

- Рассмотрите схему. Сделайте вывод.

- Для защиты почв необходимо бороться с оврагами, защищать почву от ветра лесополосами, правильно обрабатывать почву и вносить в нее удобрения.

Лучшее удобрение - это навоз.

Черви - полезные  животные, они улучшают почву.

Восстановить разрушения почву очень трудно, а иногда невозможно.

  1. Рефлексия.

- Удалось ли нам организовать работу по теме урока?

- Достигли ли поставленных цели и задач?

- Что вызвало затруднение?

- Каковы причины?

- Сможете ли самостоятельно подобрать состав почвы для успешного развития растений?

 СЛАЙД 13.

- Выскажитесь об информации на уроке:

- Мне было интересно узнать о ………

- Я обязательно найду дополнительную информацию о………….

- Я поделюсь новыми знаниями с

8. Итог.

- Почему же почву называют  чудо под ногами?

9. Домашнее задание.

СЛАЙД 14.

На выбор:

  1. Учебник стр. 74-77, пересказ
  2. Сообщения:

- Охрана почв  в Амурской области.

- Животные почвы.

3.  Сочинить сказку  « История дождевого червя»

      4. Составить кроссворд «Почва»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект окружающего мира "Птичьи секреты"

конспект предназначен для учителя 2 класса...

Конспект "Урок Мира" 1 класс

Первый урок для учеников начальной школы....

Конспект окружающего мира 4 класс, тема "Наш край".

Конспект окружающего мира в 4 классе по теме: "Наш край"....

Конспект окружающего мира. Что такое деньги. 3 класс.

Тема урока: Что такое деньги?Цели урока: познакомить с понятием деньги, историей появления денег, их функциями.Планируемые результаты:·        Предметные: понакомятс...

конспект окружающего мира 1 класс.Правила поведения на дорогах, дорожные знаки УМК "Начальная школа XХI век"

Способствовать формированию  безопасного поведения детей на улицах и дорогах...

Конспект окружающего мира на тему " В школе" 2 класс

Конспект окружающего мира на тему " В школе" 2 класс...