Конспект урока окружающего мира на тему "Чудо под ногами"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)
Конспект окражающего мира для 3 класса. УМК "Перспектива", но можно использовать в любом УМК.. Тип урока - урок-исследование. На уроке дети узнают что такое почва, её состав, знвчение плодородия для жизни растений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chudo_pod_nogami.docx | 31.23 КБ |
Предварительный просмотр:
МАОУ «Школа № 10 г. Благовещенска
Юпатова Ольга Анатольевна
Урок окружающего мира
Тема: Чудо под ногами
Класс: 3
Предмет: окружающий мир
УМК ( авторы): «Перспектива», А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая.
Тип урока: открытие новых знаний, урок - исследование
Планируемые результаты:
- Предметные:
Узнать что такое почва, состав почвы, значение плодородия почвы для жизни растений, образование почвы, охрана почвы.
Метапредметные
- Познавательные: осуществлять запись информации, использовать модели, схемы для решения учебных задач, строить сообщения в устной и письменной форме устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать, анализировать, обобщать.
- Регулятивные: понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять, высказывать предположения о том, почему почва плодородна, обосновывать их, исследовать состав почвы в ходе учебного эксперимента, использовать полученные данные для проверки выдвинутых гипотез, анализировать схему связей почвы и растения, обсуждать вопрос о взаимосвязи живого и неживого в почве, формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы, оценивать достижения на уроке.
- Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве,
формулировать собственное мнение и позицию, договариваться и
приходить к общему решению, задавать вопросы,
контролировать действия партнёра, использовать речь для регуляции своего действия.
- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Цели урока:
Образовательная:
- формировать понятия «почва» как верхний плодородный слой земли;
- выявить в ходе опытов состав почвы
- продолжить обучение учащихся постановке опытов и формулировке их результатов.
Развивающая:
- развивать умение работать с научным текстом;
- делать выводы на основе проведённых опытов;
- развивать познавательный интерес, речь, мышление наблюдательность учащихся;
- умения доказывать выдвигаемые предположения;
Воспитательная:
- воспитывать коммуникативные качества, сотрудничество, в процессе постановки опытов – организованность, аккуратность;
- воспитывать интерес к самостоятельной экспериментальной работе,
любовь к природе, родному краю.
Педагогические технологии: технология проблемного диалога, исследовательская деятельность, групповой метод (работа в парах), частично-поисковый метод, практический метод, здоровьесберегающая технология.
Средства обучения:
Печатные (учебник, тексты для чтения, атлас, таблички со словами); ТСО ( компьютер, проектор, презентация); коллекции почв, ёмкости с разными видами почв, семена овса,; учебные приборы ( спиртовка, лупа. стеклянные лабораторные стаканы, держатель, стекло, штатив, стеклянная палочка, тарелка, пипетка.)
Формы организации познавательной деятельности: групповая
Ход урока:
- Организация класса.
- Проверка д/з.
- 3 чел. поработают на карточках, а с остальными поиграем в игру «Вено, неверно»
- Верно ли , что соль встречается в природе в виде камня? +
- Верно ли , что гранит – это минерал? -
- Верно ли, что полезные ископаемые бывают твёрдыми, жидкими и газообразными? +
- Верно ли , что известняк служит топливом? -
- Верно ли, что нефть добывают в шахтах? –
- Верно ли, что места, где залегают полезные ископаемые называются залежами? +
- Верно ли, что полезные ископаемые находят биологи? -
- Верно ли, что горные породы состоят из минералов? +
- Проверьте себя.
СЛАЙД 2
- Оцените себя.
- Целеполагание и мотивация.
- Ребята, кто такие исследователи?
-Что нужно исследователям для того, чтобы заниматься познанием мира?
-Сегодня мы с вами будем исследовать чудесную кладовую.
СЛАЙД 3.
-А что это за чудесная кладовая вы узнаете, прочитав текст.
3. Актуализация знаний.
- Что же это за чудесная кладовая? (земля)
- Как по другому можно её назвать? (почва)
- Слово “земля” многозначное.
- Какие значения имеет слово земля? СЛАЙД 4.
- (ОНЗ)
Усвоение и осмысление новой учебной информации.
А) Создание проблемной ситуации, определение темы и цели урока
- Чтобы определить тему и цель сегодняшнего урока, помогите решить проблемную ситуацию. Месяц назад со мной поделились отростками цветка. Часть отростков я посадила в горшочек, часть отростков – оставила в воде. Сравните их. (ростки, оставленные в воде, отстают в развитии)
- Почему отростки, оставленные в воде, отстают в развитии?
- О чём же будем говорить на уроке?
- Какие цели поставим ?
- С чего начнем?
(Выслушиваются ответы детей. Если ученики затрудняются, следует задать вопросы)
СЛАЙД 5.
- Знаете ли вы, что такое почва?
- Итак, прежде всего, надо дать научное определение почве. (На доске появляется табличка "Что такое почва?")
- Что еще хотели бы узнать о почве?
- Как образовалась почва на нашей планете? ( «Образование почвы»)
- Какими свойствами она обладает? ( На доску вывешивается следующая табличка "Свойства почвы")
- Как Вы считаете, везде ли почвы одинаковые? (Нет)
- Значит, с чем познакомимся?
- Кто догадался?
- С видами почв. (Ниже вывешивается табличка "Виды почв")
Б) Определение понятия «почва».
- Что же такое почва?
- Где мы можем найти ответ на вопрос?
- найдите информацию в учебнике на стр. 74.
- Что же такое почва?
СЛАЙД 6.
- Какое слово главное в определении понятия «почва»?
- Как понимаете это слово?
(плод, род – родятся плоды, урожай)
- Плодородие – главное свойство почвы. СЛАЙД 7.
В) Образование почвы.
- Когда-то, миллионы лет назад почвы на нашей планете не было. Как же она образовалась?
- Прочитайте сказку.
- Под влиянием чего образуется почва?
СЛАЙД 8.
- Образование почвы – это очень медленный процесс. По подсчётам учёных, требуется 2 тыс. лет для образования слоя почвы толщиной 5 см.
Г) Поиск решения проблемы. Практическая работа в группах
- Итак, плодородие – главное свойство почвы. Выясним состав почвы и узнаем почему.
- Для этого предлагаю вам начать исследования, выполнить несколько опытов т.к. именно они помогают человеку раскрыть тайны природы. Полученную информацию будем фиксировать в бланке исследований.
( Дети получают задание, работают в группах)
Д) Защита у доски результатов выполненной работы представителями групп и подведение итога.
На доске постепенно составляется кластер «Почва»
СЛАЙД 9.
Ответы детей дополняются опытами, проводимыми учителем:
После выступления 2 группы:
- Немного почвы нагрею на огне. Над почвой подержу стекло. Что наблюдаете?
- Сделайте вывод.
После выступления 3 группы:
- Я продолжу нагревать почву. Что появилось?
- Это сгорает перегной.
- Как понимаете это слово?
- Если весь перегной сгорит, почва приобретёт серый цвет.
- Сделайте вывод.
- Так что же придаёт почве тёмный цвет?
После выступления 4 группы:
- Помещу на стекло каплю воды, из стакана, в котором размешали кусочек почвы. Подержу стекло над огнём.
- Что стало с водой?
- Что видите на стекле?
- Это минеральные соли.
- Как образуются соли в почве?
- Сделайте вывод.
- Проверьте свои гипотезы с информацией учебника.
(Минеральные соли образуются под действием микробов, которые живут в почве )
- Дополните схему.
- Физминутка.
Мы копали огород, шаг назад, шаг вперёд.
Дождик огород польёт, шаг назад, шаг вперёд.
В землю зёрнышко положим. (наклоны)
Быстро 3 на 2 умножим.
Столько раз наклон вперёд. (6 наклонов вперёд)
И расцвёл наш огород. (потянуться)
- Продолжение усвоения и осмысления новой учебной информации.
А) Виды почв.
- Ребята, рассмотрите коллекцию почв. Все ли почвы одного цвета?
- Сделайте вывод.
- Верно, существует много видов почв.
- Как вы думаете, самая чёрная почва как называется?
СЛАЙД 10.
- В чернозёмных почвах много солей, она рыхлая, тёмная, в ней достаточно влаги и воздуха.
- Подзолистые – по цвету напоминают золу. Найдите их в коллекции.
Подзо́листые по́чвы — типичные почвы хвойных лесов. В них перегноя не очень много.
- Как вы думаете, как называются почвы, в которых много песка?
- Песчаные почвы хорошо пропускают воду, хорошо прогреваются солнцем, но они быстро высыхают, засушливы, в них мало перегноя.
- Как называются почвы, в которых много глины?
- Глинистая почва весной сильно пропитывается водой, которая иногда даже застаивается на её поверхности. Эти почвы плохо прогреваются солнцем, в них мало воздуха, мало перегноя. А в сухое время она слишком твёрдая и плотная, её трудно обрабатывать.
Б) Обучение способу самостоятельного применения знаний
(исследовательская работа в группах)
- Применим приобретённые знания на практике.
- У каждой группы в ёмкости почва. Попробуйте определить тип почвы.
( 1 группа – чернозёмная, 2 группа – подзолистая, 3 группа – песчаная, 4 группа – глинистая)
- Как думаете, какая почва даст самый хороший урожай?
- Значит, почва, где нет перегноя или его мало не пригодна в хозяйстве?
- Предлагаю вам самим в этом убедиться, посадив в каждую ёмкость зёрна овса.
- Как считаете, где семена прорастут быстрее? Почему?
- У кого другая гипотеза?
- Вы выдвинули несколько гипотиз. Как их проверить?
- Кто знает, как посадить зёрна?
- Проверим ваши предположения в результате длительного наблюдения. Определим место для ёмкостей так, чтобы условия были одинаковыми и благоприятными.
- Наблюдайте за посадками, результаты записывайте, чтобы можно было легко сделать вывод: чья же гипотеза подтвердилась?
В) Работа с Атласом Амурской области.
- Как вы думаете, какие виды почв наиболее часто встречаются в нашей Амурской области?
- Что поможет нам это определить? ( Атлас Амурской области)
- Назовите виды почв.
- Наиболее пригодными для земледелия являются лугово-черноземовидные , пойменные и пойменно-луговые почвы.
Г) Значение почвы.
- Какую роль играет почва в нашей жизни?
СЛАЙД 11.
(Дети рассказывают, глядя на слайд)
- Люди выращивают на почве зерновые культуры, овощи , фрукты, технические культуры : лен, хлопок, горчицу, подсолнечник, из которых изготовляют ткани, масло, сахар, мед.
- На почве вырастают корма для животных: трава, сено, зерно. А животные нам дают молоко, мясо, масло, шерсть, кожа животных – для обуви и одежды.
- На почве растут деревья, из которых мы делаем мебель, дома, стройматериалы, бумагу, цветы – украшающие нашу землю, жизнь.
- На почве растут лекарственные растения, из которых делают лекарства.
Д) Охрана почв.
- Роль почвы велика. Исчезнет почва – исчезнет и всё живое на земле. Поэтому почва нуждается в охране и бережном отношении.
- От чего же надо охранять почву? Что её разрушает?
СЛАЙД 12.
- Рассмотрите схему. Сделайте вывод.
- Для защиты почв необходимо бороться с оврагами, защищать почву от ветра лесополосами, правильно обрабатывать почву и вносить в нее удобрения.
Лучшее удобрение - это навоз.
Черви - полезные животные, они улучшают почву.
Восстановить разрушения почву очень трудно, а иногда невозможно.
- Рефлексия.
- Удалось ли нам организовать работу по теме урока?
- Достигли ли поставленных цели и задач?
- Что вызвало затруднение?
- Каковы причины?
- Сможете ли самостоятельно подобрать состав почвы для успешного развития растений?
СЛАЙД 13.
- Выскажитесь об информации на уроке:
- Мне было интересно узнать о ………
- Я обязательно найду дополнительную информацию о………….
- Я поделюсь новыми знаниями с
8. Итог.
- Почему же почву называют чудо под ногами?
9. Домашнее задание.
СЛАЙД 14.
На выбор:
- Учебник стр. 74-77, пересказ
- Сообщения:
- Охрана почв в Амурской области.
- Животные почвы.
3. Сочинить сказку « История дождевого червя»
4. Составить кроссворд «Почва»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект окружающего мира "Птичьи секреты"
конспект предназначен для учителя 2 класса...
Конспект "Урок Мира" 1 класс
Первый урок для учеников начальной школы....
Конспект окружающего мира 4 класс, тема "Наш край".
Конспект окружающего мира в 4 классе по теме: "Наш край"....
Конспект окружающего мира. Что такое деньги. 3 класс.
Тема урока: Что такое деньги?Цели урока: познакомить с понятием деньги, историей появления денег, их функциями.Планируемые результаты:· Предметные: понакомятс...
конспект окружающего мира 1 класс.Правила поведения на дорогах, дорожные знаки УМК "Начальная школа XХI век"
Способствовать формированию безопасного поведения детей на улицах и дорогах...
Конспект окружающего мира в 1 классе "Почему нужно есть много овощей и фруктов?"
Подробный конспект урока...
Конспект окружающего мира на тему " В школе" 2 класс
Конспект окружающего мира на тему " В школе" 2 класс...