Урок окружающего мира во 2 классе по теме «Земноводные».
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

Котикова Инна Николаевна

Тип урока: урок открытия нового знания (технология проблемного диалога)

Цель: создать условия для формирования представления о земноводных, для обогащения знаний новыми сведениями о жизни лягушек, жаб, тритонов; способствовать формированию умения высказывать суждения по результатам сравнения и выделения существенных признаков животных;  воспитывать бережное отношение к природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zemnovodnye.docx58.82 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей №1» р.п.Чамзинка

        

Технологическая карта открытого урока окружающего мира во 2 классе.

Тема  «Земноводные» (УМК ПНШ).

Учитель начальных классов

 МБОУ «Лицей №1» р.п.Чамзинка

Котикова И.Н.

2022 год

Урок окружающего мира во 2 классе по теме «Земноводные».

Автор: Котикова Инна  Николаевна, учитель начальных классов

Образовательное учреждение: МБОУ «Лицей №1» р.п.Чамзинка Республика Мордовия

УМК « Перспективная начальная школа»

Тип урока: урок открытия нового знания (технология проблемного диалога)

Цель: создать условия для формирования представления о земноводных, для обогащения знаний новыми сведениями о жизни лягушек, жаб, тритонов; способствовать формированию умения высказывать суждения по результатам сравнения и выделения существенных признаков животных;  воспитывать бережное отношение к природе.

Планируемые результаты образования.

Предметные: научатся называть характерные признаки земноводных, рассказывать о жизни лягушек, жаб, тритонов.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД).

Познавательные: учится добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в дополнительных источниках; извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

Регулятивные: формулировать цель урока, планировать учебную деятельность на уроке в соответствии с поставленной задачей. уметь высказывать своё предположение

Коммуникативные: строить монологические высказывания, формулировать собственное мнение и позицию осуществлять сотрудничество принимать другие точки зрения.

Личностные: осознают ценность дружбы, единства, взаимопомощи.

Оборудование: цветные карандаши; фотографии и рисунки с изображением земноводных; кроссворд «Амфибия»; загадки о земноводных

Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. “Окружающий мир”, учебник, часть 2. Москва Академкнига/ Учебник, 2013.
Материально-техническое обеспечение: компьютер, мультимедийный проектор

Формы и методы работы на уроке:

Эвристическая беседа, фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах.

Технологическая карта урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Предполагаемая деятельность учащихся

Планируемые результаты

УУД

Предметные

Виды УУД, характеристики

Организационный момент.   Мотивация к учебной деятельности

1 мин.

Приветствует детей, настраивает на продуктивную работу и плодотворную работу с помощью  стихотворных строк, предлагающих учащимся взяться за руки и подарить друг другу улыбку.

Здравствуйте, ребята. Сегодня мы продолжим путешествие в мир природы, ведь природа – самое удивительное из того, что нас окружает. Человеку внимательному и наблюдательному природа раскрывает свои тайны. И сегодня нам предстоит узнать одну из них. Ребята, возьмитесь за руки, улыбнитесь друг другу и пожелайте удачи. Что ж, знатоки, в путь.

Проверяют свою готовность к уроку, Берутся за руки по парам и обмениваются улыбками

-Знать правила подготовки к уроку;

-уметь готовить рабочее место к уроку.

Личностные:

-доброжелательно

относится к товарищам.

Регулятивные:

-уметь организовывать свою деятельность, быстро включаться в работу.

Создание

проблем-

ной ситуации.

5 мин

- О какой группе животных говорили на предыдущем уроке?

 - Вспомните основные признаки рыб.

- На какие группы делятся рыбы?

- А еще, на какие группы можно разделить рыб в зависимости от среды обитания?

Ребята, рассмотрим схему, которую составляли на предыдущих уроках о группах животных.

На доске появляются слайды: стрекоза, заяц, щука, аист, окунь, лягушка,  жук, синица, волк..

-Распределите животных по группам.

– Назовите каждую группу животных одним словом.

По щелчку на экране появляются слова: рыбы, птицы, звери, насекомые. При проверке выясняется, что лягушка не вошла ни в одну из групп.

-А куда поместить лягушку? Где живет лягушка?

-Лягушка живет в воде, хорошо плавает, возможно она является  рыбой?

-Мы рассматривали группу рыб.

Называют основные признаки рыб: внешнее строение, среда обитания.

- На растительноядные, хищники и всеядные.

- На пресноводные и морские.

Дети объединяются в группы и распределяют животных по группам.

Называют группы животных.

Пытаются в группах определить, куда поместить лягушку.

В воде…

Знать:

-группы животных и их отличительные признаки.

Уметь:

–приводить примеры животных (насекомые, рыбы, птицы, звери), не менее 2–3 представителей каждой группы;

–раскрывать особенности внешнего вида и жизни животных;

–высказывать суждения по результатам сравнения и выделения существенных признаков организма.

Личностные:

-оценивать одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности.

Регулятивные:

-принимать и сохранять учебную задачу;

-определять содержание и последовательность действий для решения поставленной задачи;

-учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале.

Познавательные:

-строить сообщения в устной форме;

-анализировать изучаемые объекты с выделением существенных   и   несущественных признаков;

-осуществлять синтез как составление целого из частей;

-проводить сравнение, классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании количества групп;

-построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений.

Коммуникативные:

-выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками;

-воспринимать другое мнение и позицию;

уметь работать  в  малых группах.

Выдвижение гипотез

4 мин

-Какие у вас есть предположения, версии решения проблемы?

- Так можно ли лягушку отнести к рыбам? У нее есть жабры, плавники?

-Лягушка не относится к рыбам. Может быть она зверь, так как прыгает по суше…Но ее кожа не покрыта шерстью, кожа у нее гладкая и влажная.

Так к какой группе животных ее отнести? Размещаем на схеме «Животные» со знаком «?»

Какую цель мы сегодня поставим на уроке?

- Какие задачи будем решать на уроке?

Какой план действий  составим?

Предлагают свои версии (с одобрением принимается любая -даже абсурдная).

Нет

-Пока не знаем. Нужно выяснить.

Узнать, к какой группе животных принадлежит лягушка.

-Как и при рассмотрении предыдущих групп, нужно рассмотреть внешнее строение и среду обитания.

Актуализация знаний и

планирование

3 мин

Как это выясним? Вспомните,  как  работали с группами животных? Какие вопросы рассматривали?

На экране появляется план действий:

  1. Место обитания.
  2. Строение тела.

     3.  Способ передвижения.

     4.  Питание.

-Нужно ли выяснить, какие ещё представители данной группы существуют?

Обобщение результатов наблюдения, составление плана предстоящей деятельности, выбор средств, необходимых для открытия "нового" знания.

Из предложенных «шагов» выбирают необходимые (по аналогии работы на уроках о животных).

Поиск решения.

"Открытие" нового знания.

 15 мин

Работа с учебником.

Откройте учебники  на стр. 15  и прочтите информацию о лягушке.

-К какой же группе животных относится лягушка?

-Почему так называется эта группа?

- Совершенно верно, само слово «земноводные» сложное, оно состоит из двух корней (зем- и –вод-), которые как раз и указывают на то, что эти животные часть жизни проводят на земле, а часть в воде (в отличие от рыб, которые способны жить только воде). Посмотрите на таблицу. Какие еще отличия можно выявить у рыбы и лягушки.  

- Совершенно верно. Но есть и общий признак у рыб и земноводных. Рыбы и земноводные рождаются только в воде (откладывая икринки).

-От чего зависит температура тела земноводных? Кто был внимателен при чтении?...

-Как думаете, каких еще животных относят к земноводным? На экране появляются слайды: лягушки, тритоны, саламандры, жабы и др.

Предлагаю поработать в парах.

- С помощью текста и иллюстраций на с.7,16 учебника выделите сходства и различия зеленой жабы и гребенчатого тритона.

Договоритесь, кто из вас будет

рассказывать о зеленой жабе, а кто о гребенчатом тритоне по следующему плану:

  1. Место обитания.
  2. Строение тела.

     3.  Способ передвижения.

- Так какой вывод сделаем? Какие сходства и какие различия у зеленой жабы и гребенчатого тритона? Чем они похожи и чем отличаются?

- Молодцы, спасибо, а можете ли вы сказать, чем отличается жаба от лягушки?

- Да, все земноводные совершенно разные. К ним  относят бесхвостых лягушек и жаб, хвостатых тритонов и саламандр. Кожа у них лишена защитного покрова. Дышат они лёгкими и влажной кожей. В холодных краях земноводные на зиму засыпают, укрывшись под листьями, в норках, гнилых пнях или на дне водоёмов.

- А теперь посмотрите на следующий слайд. Как вы думаете кто это?

- Перед вами еще один представитель группы земноводных животных - червяга. Действительно она похожа на дождевого червя, за что и получила такое название – червяга.

-Чем интересно строение тела червяги? Есть ли у нее ноги? Как она передвигается?

-Прочитайте текст о червяге на с.16 (последний абзац). Обитает ли это земноводное в нашей стране?

Таким образом всех земноводных можно разделить на 3 группы (у которых есть хвост (тритон, саламандра), у которых нет хвоста (лягушка, жаба) и те, у которых нет ног (как у червяги).

Все земноводные являются хищниками. Прочтите на с.17 учебника и расскажите, чем питаются земноводные.

-Язык у лягушки прикреплен не задней частью, как у человека, а передней. Поэтому лягушка и может выбрасывать его далеко вперед. На кончике языка посередине – глубокая выемка. Покрыт язык клейкой слизью, находится во рту в сложенном состоянии. Но когда нужно, лягушка молниеносно выбрасывает его вперед и действует им как хлопушкой. Язык «выбрасывается» на расстояние до 5 см. Питаются лягушки нежными комариками, горькими божьими коровками, древесными клопами.

К группе земноводных.

-Эти животные часть жизни проводят в воде, а часть на земле.

- У рыбы есть хвост и плавники, а у земноводных есть ноги, а еще они могут быть хвостатыми и бесхвостыми.

-От температуры окружающей среды.

-Приводят примеры.

Парная работа по тексту учебника.

Учащиеся договариваются друг с другом, кто из них будет рассказывать о внешнем виде земноводного, нарисованного в учебнике справа (зеленой жабе), а кто – о животном, нарисованном слева (гребенчатом тритоне).

Учащиеся выделяют следующие признаки:

1) жаба, как и лягушка, – бесхвостое земноводное, а тритон – хвостатое;

2) у тритона обе пары ног короткие, плавать в воде ему помогает длинный хвост;

3) у лягушки и жабы задние ноги развиты больше передних, а между пальцами задних ног имеются перепонки;

4) несмотря на то, что лягушки и жабы относятся к одной группе земноводных, они отличаются формой тела и кожей.

У жабы кожа бородавчатая, а у лягушки – гладкая.

Ответы детей (змея, червяк)

Нет ног. Ползает.

-Не обитает. Червяга обитает в жарких странах.

Дети рассказывают

Питаются червями, слизнями, многоножками, гусеницами и разными насекомыми, которых ловят длинным липким языком.

Знать:

-на основе внешних признаков или известных характерных свойств  проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;

Уметь:

-описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их существенные признаки;

–называть земноводных и их признаки, место их обитания;

-составить небольшой рассказ-ответ.

Личностные:

-проявлять учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи

Регулятивные:

-овладение приёмами самоконтроля, правильности полученных результатов;

развитие умений находить общее, закономерности, отличное.

Познавательные:

-анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

-находить нужную информацию

в учебнике, использовать её

для обоснования собственных суждений, ответа на вопросы.

Коммуникативные:

-формирование способности каждого ученика к участию в работе в парах;

-воспитание культуры делового общения. 

Физкультминутка

2 мин

Организует проведение физических упражнений

Выполняют упражнения под музыку «Лягушата».

Применение

нового знания.  

10 мин

Организует фронтальную работу.

 -Итак, проверим, что мы запомнили на уроке, выполним задание, отгадаем кроссворд. Разгадав все слова по горизонтали, вы в выделенных клеточках по вертикали узнаете, как еще называют земноводных. (Ключевое слово – «амфибия».)

а

1

с

а

л

а

м

а

н

д

р

а

ф

2

т

р

и

т

о

н

3

ж

а

б

а

и

4

л

я

г

у

ш

к

а

–Как еще называют земноводных?

- Да земноводных называют еще амфибии, то есть двоякоживущие (и в воде и на суше).

 Работа в тетрадях (с.10)

Задание 13. Написать в кружках около рисунка цифру, соответствующую названию животного.

Задание 14. Выделить признаки взрослых земноводных.

1) Кожа голая, покрыта слизью;

2) две пары ног;

3) дышат легкими и влажной кожей.

Самооценка по алгоритму.

Фронтальная работа

Амфибии

Самостоятельная работа

Работа в парах.

Знать:

животных из группы земноводные, их отличительные признаки, среду обитания.

Уметь:

различать лягушку и тритона;

обращаться с земноводными.

Знать внешний вид земноводных и определять их.

Уметь выделять признаки земноводных.

Личностные:

-учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.

Регулятивнвные:

-оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области.

Познавательные:

-осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире;

-извлечение необходимой информации из прочитанных текстов; -определение основной и второстепенной информации.

 Коммуникативные:

-учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

Подведение итогов урока

Рефлексия

3 мин

-Наш урок подходит к концу. Вспомним основную задачу, которую ставили в начале урока.

- Смогли мы ответить на этот вопрос?

-Что ещё вы  узнали об этой группе животных сегодня на уроке?

- С каким настроение вы уходите с урока?

- Определить, к  какой группе животных относится лягушка.

-Лягушка относится к группе земноводных.

-Это многочисленная группа: жабы, саламандры, червяги, тритоны…

-Узнали о внешнем строении, питании, среде обитания, способах передвижения.

-Часть жизни проводят в воде, а часть на земле…

(Отвечают)

Характеризовать

признаки земноводных.

Личностные:

-ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей.

Познавательные:

-обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи.

Регулятивные:

-формировать способности объективно оценивать меру своего продвижения к цели урока.

Коммуникативные:

-вызывать сопереживания в связи с успехом или неудачей товарищей.

Домашнее

задание

2 мин

Даёт инструкцию для выполнения домашнего задания.

  1. с. 15–17 (учебник), ответить на вопросы.
  2. Выполнить задание №15 в раб. тетради
  3. По желанию подготовить сообщение о представителе  земноводных (краткое сообщение, рисунок, загадку или песенку и т.д.). Можете воспользоваться рассказами из хрестоматии.

Записывают домашнее задание в дневниках

Уметь ориентироваться в учебной литературе.

Регулятивные:

-работать по указанному плану

Познавательные:

– работать с информационными

источниками.

Коммуникативные:

– сотрудничать с учителем

и сверстниками при выполнении

заданий.

        

        Список литературы

1.Бунеев, Р. Н. Образовательные технологии. Сборник материалов / Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В., Вахрушев А. А., Данилов Д.  

2.Мельникова Е.Л. Проблемно-диалогическое обучение: понятие, технология, предметная специфика. Сб. материалов. – М., Баласс. 2006. С. 144–180.

3.Мельникова Е.Л. Технология проблемно-диалогического обучения. // Сб. программ. Дошкольное образование. Начальная школа. – М.: Баласс, 2008. С. 75–90.

4.Мельникова Е.Л., Кузнецова И.В. Я открываю знания. Пособие по технологии проблемного диалога в начальной школе (3-4 классы). М.:  Баласс, 2011. 80 с.

5.Мельникова Е.Л. Технология проблемного диалога: методы, формы, средства обучения // Образовательные технологии. Сборник материалов. М., Баласс, 2008. Стр. 5-55.

6.Чуракова Р.ГУМК “Перспективная начальная школа”.

7.Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. “Окружающий мир”, учебник, часть 2. Москва Академкнига/ Учебник, 2010.

8. Лободина Н.В. “Окружающий мир. 2 класс”, поурочные планы. Волгоград “Учитель”, 2010.

9.Песняева Н.А. Развитие речевой деятельности младшего школьника в учебном диалоге//начальная школа. – 2004 (№12). – с. 95–104

10.Программы  четырёхлетней начальной школы «Перспективная начальная школа» / Р. Г. Чуракова. – 4-е изд. - М.: Академкнига/Учебник, 2009.

Электронные ресурсы:

http: // pdo – mel.ru

nsportal.runachalnaya-shkola…problemnogo…doklad…

nachalka1.ucoz.rupubl/tekhnologija_problemnogo

 pedsovet.su

festival.1september.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира, 3 класс по теме:Маленькие рыцари Программа "Школа 2100"

Урок проводился с применением слайд-шоу, групповая форма работы....

урок познания мира 1 класс по теме "Земноводные и пресмыкающиеся"

разработка урока по познанию мира в 1 классе по теме "Земноводные и пресмыкающиеся"...

презентация к уроку познания мира 1 класс по теме "Земноводные и пресмыкающиеся"

презентация к уроку познания мира "Земноводные и пресмыкающиеся"...

технологическая карта к уроку окружающего мира 2 класс по теме :" В гости к весне" (2-й урок)

материал содержит технологическую карту урока окружающего мира во 2 классе по теме "В гости к весне",...

Урок окружающего мира (4 класс) по теме: «Как жить в мире людей?» Учебник Вахрушев А.А.

Урок помогает овладению картиной мира: объяснить, что такое правила поведения. Познакомить учеников с первичными представлениями о таких понятиях, как «совесть»,  «мораль»...

урок окружающего мира 2 класс по теме "В гости к весне (урок). Весенние явления в неживой и живо природе."

Урок окружающего мира по программе "Школа России" в игровой форме, с презентацией...

Урок окружающего мира 3 класс по теме: «Заглянем в крестьянскую избу» (урок формирования новых знаний УМК«Начальная школа XXI века».

Урок окружающего мира 3 класспо теме: «Заглянем в крестьянскую избу»(урок формирования новых знаний УМК«Начальная школа XXI века»....