"Мир древности: далёкий и близкий" урок окружающего мира 4 класс
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Фёдорова Людмила Ивановна

Урок окружающего мира даёт начальные представления о достижениях цивилизации Древнего мира.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «Ведлозерская СОШ»

Пряжинского района

Республики Карелия

Конспект открытого урока по окружающему миру 4 класс

Тема: «Мир древности: далёкий и близкий»

Автор учебника: А.А. Плешаков, Е.А. Крючкова.

Программа: «Школа России»

Раздел: История (2 урок)

Цель: формирование представлений о достижениях цивилизаций Древнего мира.

Формируемые УУД:

Познавательные: познакомить учащихся с главными достопримечательностями Древнего  Египта, Греции и Рима; учить обобщать, делать выводы.

Коммуникативные: умение работать в паре и группе, развитие речи, умения строить монологическую речь, поддерживать диалог, развитие устной речи.

Регулятивные: формулировать учебные задачи, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечной цели, умение сравнивать и наблюдать.

Личностные: воспитывать уважительное отношение к памятникам прошлого; приобщать к культурному наследию человечества, способствовать формированию психических познавательных процессов : памяти, мышления, воображения,

Тип урока: открытие новых знаний.

Планируемые результаты:

ПРЕДМЕТНЫЕ: познакомятся с историей и культурой стран Древнего мира на основе работы с текстом.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ: учатся понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке; вступать в речевое общение.

ЛИЧНОСТНЫЕ: регулируют собственную деятельность, направленную на познание окружающей действительности и внутреннего мира.

Методы: системно-деятельностный подход,

Формы: фронтальная работа, групповая работа.

Оборудование: учебник, карточки с вопросами для работы в группах, кроссворд, иллюстрации по теме урока.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

I. Мотивация
(самоопределение)
к учебной деятельности

Проверка готовности к уроку

Сидят ровно, внимательно слушают.

Регулятивные: контролируют свои действия; создание ситуации успеха.

Коммуникативное: Учебное сотрудничество с учителем, одноклассниками.

II. Актуализация  опорных знаний

На слайде №1 дан ребус

Задача отгадать  ребус.

- К какому разделу перешли?

-Что изучает история?

-На какие эпохи учёные разделили историю человечества?

СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ

- На какие эпохи ученые разделили историю человечества?

(На доске карточки с названием эпох)

Предлагаю поиграть в игру «Ты-мне, я -тебе» (Обучающиеся задают вопросы друг другу по теме «Начало истории человечества» стр.4-6 по материалам учебника)

Примерные вопросы. 

- Какое место на планете ученые считают родиной человечества?

- А почему именно здесь? 

- Когда примерно появились древние люди?

- Кто помог историкам  установить эти факты?

- Опишите, как выглядел древний человек?  

- Чем мы, современные люди, отличаемся от них?

- Как и где жили древнейшие люди?  (в одиночку или сообща) Почему?  

- Чем занимался первобытный человек? Как добывал себе еду?

Отгадывают ребус

Отвечают на вопросы.

-Первобытная эпоха, история Древнего мира, история Средних веков, история Нового времени, история Новейшего времени.

- первобытная история.

 Обучающиеся задают друг другу вопросы.

Восточная Африка.

- Жаркий климат, много съедобных кореньев и плодов.

- Около двух с половиной миллионов лет назад.

- Археологи.

- Длинные передние конечности. Лбы были низкие и покатые, а мозг больше, чем у обезьяны, но значительно меньше, чем у современных людей. Говорить древний человек еще не мог, он издавал лишь немногие отрывистые звуки.

- У нас нет такого сильного волосяного покрова , нет длинных передних конечностей. Прямая осанка. Развитая речь.

- Сообща. Так как они были слабые, им было легче добывать вместе пищу.

- охота, земледелие, рыболовство.

Познавательные: 
извлекают необходимую информацию
из высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания.

Регулятивные: ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия,
замечают допущенные ошибки;

Коммуникативные: обмениваются мнениями, умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания, задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации; могут работать в коллективе, уважают мнение других участников образовательного процесса.

III. Изучение
нового материала

Слайд №2

Античность-

-прочитаем слово.

-Кто знает значение этого слова?

-Античность- лат. antiquitas — древность, старина;

ак вы думаете о чем мы будем говорить сегодня на уроке?

-Что бы вы хотели узнать?

Тема урока Слайд №3  МИР ДРЕВНОСТИ: ДАЛЁКИЙ И БЛИЗКИЙ.

Рассказ учителя:

- Период Древнего мира самый длительный – он охватывает несколько тысячелетий. 

Слайд № 4

Хронологические рамки Древнего мира  40 тыс.лет назад до конца 5 в.н.э. 

Первые древние государства возникли возле рек и морей. 

И одно из таких государств – Древний Египет, который возник на берегах реки Нил. Многим позже появились Древняя Греция и Древний Рим на берегах Средиземного моря.

Слайд №5 КАРТА

Демонстрация на карте

Предлагаю поработать в группах:

Каждая группа будет готовиться к ответу об определённой стране. 1 группа – Древний Египет,

2 группа – Древняя Греция,

3 группа– Древний Рим.

Дети получают лист с заданием, где написаны вопросы, указаны стр. учебника.

Работают в парах, ищут ответы на вопросы.

Вопросы см. приложение №1.

Древний Египет (с. 8 - 10)

Древняя Греция (с. 10 – 12)

Древний Рим (с. 12-13)

В ходе рассказа учитель демонстрирует слайды с достопримечательностями данных государств.

Слайд №6 Древний Египет.

Слайд №7 Древняя Греция.

Слайд № 8 Древний Рим.

Читают слово, по возможности дают определение. Запись определения слова в тетрадь.

Определяют тему урока? О древнем мире.

Отвечают на вопросы.

Слушают учителя.

Если возникают вопросы задают.

Обучающиеся заранее перед уроком разделены на группы.

Самостоятельно распределяют вопросы между членами группы.

Читают параграф учебника и находят ответы на вопросы.

После завершения работы представляют её результат-рассказывают, что узнали о стране.

Регулятивные: умение формулировать тему и цели урока.

Познавательные: выделение необходимой информации, умение выполнять учебно-познавательные действия, использовать знаково-символические средства для решения учебных задач.

Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в обучении.

Физкультминутка

(проводиться смотря по состоянию учеников)

Раз, два - дружно встали,

Руки прямо мы поставим.

Три, четыре - разведем,

Заниматься мы начнем.

С пятки станем на носок,

Вправо, влево посмотрели,

На носочки мы присели

И как птички полетели.

Как ученики на место сели.

Шагаем на месте.

 Руки на поясе.

 Руки в стороны.

Наклоны вперед с касанием руками носка ноги (левая рука-правая нога; правая рука-левая нога).

 Поднялись на носочки, руки на поясе.

 Повороты головы влево-вправо.

Личностные: положительно относятся к занятиям двигательной деятельностью.

IV. Продолжение изучения нового материала

Слайд № 9.

Учитель демонстрирует репродукцию картины К. П. Брюллова «Последний день Помпеи» и рассказывает об изображенных на ней событиях.

- Ребята, посмотрите на картину Карла Павловича Брюллова «Последний день Помпеи» 

В результате извержения вулкана Везувий погибли цветущие города Геркуланам, Помпеи и Статий.

Приложение № 2

Рассматривают репродукцию картины К. Брюллова.

Слушают информацию, задают вопросы.

Коммуникативные: Учебное сотрудничество с учителем, одноклассниками.

Личностные: Осознание процесса учебной деятельности

VI. Итоги урока.

Рефлексия

- Где мы побывали, путешествуя сегодня на уроке?

- Какие достижения древних цивилизаций вас удивили?

- Почему тема нашего урока называется «Мир древности: далёкий и близкий»?

Учитель выставляет отметки

Ответы детей

Коммуникативные: Учебное сотрудничество с учителем, одноклассниками.

Личностные: Осознание процесса учебной деятельности

VII. Домашнее задание

Учебник: стр. 8-14 читать, пересказ.  

1.Вопросы стр14 «Проверь себя»

2. Составить кроссворд по 3 странам Древнего Мира

Записывают домашнее задание.

Приложение № 1.

Карточка для работы 1

  • Древний Египет (с. 8-10)

1. Когда и где появилось Египетское царство?

 Почему была возможна жизнь на берегах Нила?

2.Кто управлял миром, по мнению египтян? Назовите египетских богов.

Как называли бога мудрости, счета и письма? Как его изображали? Что относят египтяне к дарам Тота?

3. Как писали египтяне?

4. Какие сооружения и для кого возводили египтяне?

   

Карточка для работы 2

  • Древняя  Греция (стр.10—12)

1. Где находится Греция? Какое название имела в древности?

Где жили древнегреческие боги? Как их изображали? Кто был главным богом?

2. Какой город является столицей Греции? Почему его так назвали?

3. Что является сердцем Афин? Что такое Акрополь?

Назовите самый знаменитый храм Акрополя. Какая скульптура находилась в центре Парфенона?

4.Чем увлекались древние греки? Что происходило в городе Олимпия?

Как древние греки изменили письменность?

Карточка для работы 3

  • Древний Рим (с. 12—13)

1. Назовите дату основания Рима. Как, по легенде, возник Рим?

2. Как отдыхали римляне? Что такое Колизей?

3.Что такое Римский форум? Что такое Пантеон?

Приложение № 2

Везу́вий — действующий вулкан на юге Италии. За всю историю существования у него насчитывается 80 крупных извержений. Как утверждают геологи, Везувий молчал 15 веков до знаменательной даты в 79 году. После этой трагедии вулкан опять замолчал более чем на 1500 лет. Но 24 августа 79г. жители близлежащих городов были обречены. Раскалённая лава и ядовитые газы со стремительной скоростью обрушились на Помпеи. Всё, что попадалось на пути, мгновенно сгорало.

  • Как определили археологи, 54 жителя в день, когда наступила гибель Помпеи, укрылись в подвале большого оптового склада. Убежище было надёжным. Но люди не учли, что воздух наполнили вредные для дыхания газы. Люди  задохнулись раскалённым воздухом. Гибель ускорила пыль. Она попадала в лёгкие и превращалась там в цемент. Через две тысячи лет эти тела нашли.

Раскопки города начались в XIX веке. В процессе раскопок выяснилось, что в городах всё сохранилось таким, каким было до извержения. Под многометровой толщей пепла были найдены улицы, дома с полной обстановкой, останки людей и животных, которые не успели спастись. Практически всё население погибло. Это примерно 16 тысяч человек. В наши дни когда-то прекрасный город превратили в музей под открытым небом. Развалины выглядят вполне мирно. Также миролюбиво смотрится и Везувий. Пока вулкан «спит», и будем надеяться, что следующая активность наступит не скоро.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира "Классы, или группы, животных".

Цели урока: -познакомить учащихся с классами ( группами) животных: моллюски, насекомые, паукообразные, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие; об особенностях их строения, об усл...

Урок окружающего мира ! класс \"Звери- млекопитающие\".

Урок окружающего мира по теме "Звери- млекопитающие".Дети отгадывают загадки, работают в парах, складывают мозаику. К уроку прилагается презентация....

Мир древности: далёкий и близкий (Окружающий мир, 4 класс)

Конспект урока с мультимедийным приложением по окружающему миру, 4 класс УМК "Школа России"...

План-конспект урока окружающего мира. Класс: 1 Раздел: «Природа в жизни человека» Тема: «Как развивается растение»

План-конспект разработан по программе "Планета знаний", в соответствии с требованиями ФГОС ООО. При планировании урока обеспечивается ориентация уч-ся на достижение личностных, метапредметных и предме...

Кейс-урок по окружающему миру класс "У Чёрного моря"

Данный конспект подготовлен к уроку окружающего мира в 4 классе (УМК «Школа России»). Кейс-урок - одна из форм современного урока, соответсвующих новому ФГОС НОО. Предполагает групповую работу, где уч...

технологическая карта урока по окружающему миру "класс "Дикие и домашние животные"

« Дикие и домашние животные» Данный урок по окружающему миру «Дикие и домашние животные» разработан для 2-ых классов  по учебнику А.А.Плешакова (УМК «Школа России»). Тип урока -  изучен...

Презентация к уроку окружающего мира "Классы животных"

Презентация к уроку окружающего мира во втором классе по системе Л.В.Занкова. Деление животных на группы, определение основных признаков каждой группы. Вывод: все животные разделены на классы (расматр...