Внеклассное занятие "Земля- наш общий дом"
план-конспект занятия по окружающему миру (2, 3 класс)

Ворогушина Наталья Викторовна
Материал предназначен для проведения нестандартных уроков во 2-3 классах по окружающему миру.Так же может быть использован на занятиях внеурочной деятельностью и на классных часах,посвящённых экологическому воспитанию младших школьников.Через игровую и специально организованную деятельность,с использованием различных методов и форм работы у обучающихся формируется система экологических представлений, нравственная позиция, воспитывается бережное отношение к природе и любовь к Родине.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneklassnoe_meropriyatie_zemlya-nash_dom.docx42.02 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное занятие «Земля - наш дом!»

Цель:

- формировать систему экологических представлений через игровую и специально организованную деятельность.

 -воспитывать любовь к Родине.

Задачи: 

- учить бережному отношению к природе нашей планеты в целом и к родному краю в частности;

- закреплять умение определять правила поведения в природе;

- укреплять дружеские отношения в классе.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, звуковые файлы, авторская презентация, костюмы лесных жителей,  экологии, листы с заданием; игровой дидактический материал «Береги живое»; сигнальные карточки, разрезные картинки с изображением растений, птиц, животных, экологические проекты, поделки, рисунки учащихся, плакаты по защите природы , вырезанные из  бумаги зелёного и жёлтого цвета ладошки детей для рефлексии, плакат с изображением планеты Земля.         

Тип занятия: внеклассное мероприятие

Формы: фронтальная,   в паре, в группе.

Методы: познавательные, практические.

УУД:

Личностные : формирование нравственной позиции и эстетических чувств у учащихся.

Коммуникативные: речевые умения: участие в диалоге или дискуссии.

Регулятивные:   целеполагание, прогнозирование, контроль, саморегуляция.

Планируемые результаты: способствовать экологическому воспитанию учащихся, сформировать экологические представления.

Технологии: 

  • игровая
  • здоровьесберегающая
  • проблемно-диалогическая
  • сотрудничества

Ход:                                                                                                                                                                                   Звучит фонограмма « Голоса леса»

1.Организационный момент. 
Эмоциональный настрой детей на занятие.

Добрый день, дорогие ребята! Сегодня у нас необычное занятие. К нам в гости придут лесные жители и одна таинственная незнакомка…

Ученик:                                                                                                                                  Вспучился асфальт и раскрошился.                                                                                                                                 И, как ветви, трещины пошли.                                                                                                                                                                                                                              Сквозь проломы                                                                                                Тоненький, как шильце,                                                                                                                                    Выткнулся листок из-под земли…                                                                                                                                                                                                                            Люди!                                                                                                                          Пусть башмак ваш  не коснётся                                                                                                                                                                                                                                     Этого листка-                                                                                                                     Ведь знаем мы:                                                                                                                    Кто с таким трудом пробился к солнцу,                                                                                                      Тот достоин солнца,                                                                                                                 А не тьмы…

Учитель:

Ребята, прочитайте тему нашего занятия. Как вы думаете, о чём мы будем  говорить?

(Ответы учащихся)

2. Постановка цели .

Учитель: Ребята, сегодняшнее внеклассное занятие посвящено защите и охране природы. Действительно, мы порой не замечаем той красоты, которая нас окружает. Мы затаптываем цветы, ломаем ветки деревьев, разоряем гнёзда птиц. Человек губит природу, отравляет атмосферу, загрязняет водоёмы своими гигантами-заводами.                                                                Улучшением  состояния окружающей среды занимается совсем молодая наука – экология. Окружающая среда влияет на все живые существа, а они, в свою очередь, влияют на окружающую среду. А вот и наша таинственная незнакомка…

3.Работа по теме.

Входит Экология в накидке, обшитой фантиками, бумагой, целлофаном и др.

Экология: Вы обо мне? А вот и я! Здравствуйте, мой друзья.  Я – Экология.

Учитель:  Удивительное время! Началось новое тысячелетие!  Наверное, человек может считать себя счастливчиком, гордиться собой. Ведь он покорил океан, воздух, землю. Сделал большие достижения в области техники, искусства, образования. Но.., к сожалению много человек сделал промахов, ошибок.                                                                                                  Большой проблемой оказался экологический  кризис. Ведь человек беспечно относится к природе и к тому, что она даёт, сам при этом являясь частью природы. Природа даёт для жизни всё, нужно лишь научиться, правильно всем пользоваться.                                                                                                   Ребята, вам нравиться, как выглядит Экология? (Нет!) Давайте исправим ошибки. (Снимают с Экологии накидку).

Экология: Спасибо, ребята. Пойдёмте со мной! (Звучит фонограмма  «Звуки леса».)                                                                                                                                   Слышите? Прислушайтесь. Куда мы с вами попали? Как легко и свободно дышится в лесу.                                                                                                                Слышите запахи?                                                                                           Здравствуй, природа! Здравствуйте, поля, леса, реки, озёра и моря! Здравствуйте, птицы – соловьи, воробьи, жаворонки!                         Здравствуйте, звери – волки, зайцы, медведи!                                                                                           Если бы человек вот так здоровался каждый день не только с родными и близкими, но и со всеми живыми существами, может быть, до сих пор на Земле жили все животные и растения, которых мы уже никогда больше не увидим, т.к. люди уничтожили их.

Ученик: Примерно 250 лет назад люди обнаружили морских коров, а через 27 лет уничтожили последнюю. Странствующий голубь умер в зоопарке в начале ХХ века. Огромные стаи этих птиц уничтожали ради вкусного мяса. Таких примеров много.

Экология: Сейчас вы, ребята, в ответе за природу. Уважайте её, берегите, старайтесь уберечь то, что ещё осталось на нашей планете.

Ученик:                                                                                                                                                     Есть просто храм.                                                                                                           Есть храм науки.                                                                                                                                                        А есть ещё природы храм –                                                                                                                                           С лесами, тянущими руки,                                                                                            Навстречу солнцу и ветрам.                                                                                                      Он свят в любое время года,                                                                                               Открыт для нас в жару и стынь,                                                                                                    Входи сюда,                                                                                                                                             Будь сердцем чуток,                                                                                                                                                 Не оскверняй её святынь!                                                                                                                        

Экология: А вы знаете растения, которые растут в нашем городе? Зверей, обитающих в ваших лесах? Птиц, летающих рядом с вами?(дети отвечают) Тогда я предлагаю вам сыграть в интересные игры на знание природы. Разделимся на 2 команды(по вариантам).

  1. Знаешь ли ты деревья и кустарники нашего края? ( Командам раздаются букеты, листья, цветы, за 3 минуты должны угадать названия растений.)
  2. Эстафета. На каждый шаг представитель одной команды называет птицу, другой – животное.

Спасибо, ребята, вы замечательно справились с заданиями. Вы слышите, сороки галдят? Посмотрим…

Сценка «Сегодняшний лес»

Действующие лица:  городская сорока, лесная сорока, медведь, заяц, лиса. Две девочки – сороки сидят на ветке (стульях).                                                                Сорока: Откуда ты, подружка, прилетела?                                                               Городская сорока:  Из города.                                                                                                Сорока:  Да тебя и не узнать. Ты, что, как заяц к лету готовишься: белый сарафан на чёрный поменяла?                                                                        Городская сорока:  А у нас в городе все такие. Летаем через завод, а там такие выбросы! Вот и закоптилась.                                                                Сорока:  Эх, подружка, ты думаешь нам в лесу лучше? Смотри, звери бегут. Вбегают заяц, лиса и медведь.                                                                     Городская сорока:  Косолапый, куда бежите?                                               Медведь: На дальнее озеро, пить очень хочется.                                              Городская сорока:  Звери, да рядом же речка!                                             Медведь:  Да в этой речке уже рыба не водится. Недавно фабрика какую-то жёлтую вонючую жидкость вылила. Так в нос шибает, не то чтобы испить, понюхать страшно. Вот и приходится идти к дальнему озеру. Хотя и там туристы набезобразничали.                                                                                 Заяц:  Хозяйничают. На дрова деревья ломают, костры порой не тушат, того и гляди, пожар в лесу будет. Что мы делать будем?                                                                                           Лиса: А сколько бутылок набили. Я на днях лапу порезала. (Показывает забинтованную лапу)                                                                                                                          Сорока:  И когда только люди успокоятся: себя и нас травить перестанут? Городская сорока:   Жить хочется в чистоте, дышать свежим воздухом, пить чистую воду.                                                                                                            Заяц:  Эх, тишины хочется. Смех, шум, авто – надоело!                            Медведь:  Вчера сплю под кустом, а мимо человек на железке с дымом промчался, а на голове горшок. Я бежал, пока не свалился.                            Лиса:  Мне страшно, побежали отсюда! (Звери убегают.)

Учитель:   Как нелегко стало жить даже в лесу. А виной тому – человек. И почему человеку не удаётся жить в ладу с природой?                                              А ведь человек отравляет не только природу, окружающую среду, но и свой организм.  В атмосфере много углекислого газа, частиц пыли и металла. Фильтрами на земле служат леса. Распахнув перед нами свои необъятные богатства, щедро одаривая нас и надежно охраняя, являясь неотъемлемой частью нашей жизни, лес заслуживает право на бережное отношение и заботу о нём. Ребята, давайте вспомним правила, которые нужно знать, чтобы сохранить природу.

(ребята делятся на 5 групп)

(дети читают стихи-руководитель каждой группы)

Не разоряйте птичьего гнёзда.                                                                                         Дети запомнить должны и понять:                                                                                                                         Гнёзда у птичек нельзя разорять!                                                                                                              Если в траве увидали яйцо,                                                                                                            Или услышали крики птенцов,                                                                                         Не приближайтесь, не лезьте туда                                                                                              И не тревожьте ни птиц, ни гнезда.  

Не вырезайте надписи на деревьях.                                                                                                    Стоят деревья-великаны ...                                                                                                              Их не жалеют хулиганы.                                                                                                             И режут острыми ножами                                                                                             Слова на дереве – «на память!»                                                                                               Но так жестоко поступать!                                                                                                     Нельзя деревья обижать.                                                                                              Пускай они в лесу растут – добро и красоту несут…

Не разжигайте костёр в лесу без взрослых.                                                                      Без взрослых с огнём развлекаться опасно-                                                           Закончиться может забава ужасно.                                                                                                         В лесу очень сухо бывает порой,                                                                              Костёр обернётся серьёзной бедой!                                                                         Начнёт полыхать, разбегаться, искриться                                                                          Его потушить невозможно тогда…                                                                                                                      Пожары лесные – большая беда!                                                                     Погибнут деревья и звери, и птицы…                                                                              Без взрослых костёр разжигать не годится!  

Не бейте стекло в лесу.                                                                                                 Нельзя стекло в лесу кидать, нельзя бутылки разбивать;                                                                                Осколки острые опасны -                                                                                                                     О них порежешься ужасно!                                                                                                  А если вдруг на них свалиться –                                                                                                                                                            В больнице можно очутиться!                                                                                            И обитателям лесным стекляшки тоже не нужны…    

Не оставляйте и не закапывайте мусор в лесу.                                                                                    Вы в поход пришли, ребята…                                                                                             Отдохнуть, конечно надо:                                                                                                                Поиграть и порезвиться, и наесться и напиться…                                                                       Но вокруг остались банки, целлофан, железки, склянки…                                             Оставлять их здесь нельзя!                                                                                                                      Не поленимся, друзья:                                                                                                                Мусор тут, в лесу, чужой,                                                                                                       Заберём его с собой!   

Ученик: Помните! Бумага, брошенная вами, будет лежать на земле более 2 лет, консервная банка – более 30 лет, полиэтиленовый пакет – 200 лет, стекло – 1000 лет

Экология: Молодцы, ребята! У меня для вас ещё задания!

Пантомима.                                                                                                                          Каждая команда изображает 2 животных, другая отгадывает их.   

Найди животное.                                                                                                            Дан плакат с изображениями частей тела разных животных, соединённых в один коллаж (для каждой группы).

Выписать названия животных из представленных букв(для каждой гр).                                   банка – кабан;                      багаж – жаба;                                                                                               колосья – лось;                     кино – кони;                                                                                             дудочка – удод;                    пион – пони;                                                                                                          осада – оса;                           зонтик – кот, кит;                                                                                                                       волна – вол;                           каркас – рак.

Чудесный мешочек(от каждой группы по 1 представителю).                                                                                                     В мешочке лежат различные плоды. Участники на ощупь определяют, что это. 

Четвёртый лишний (по 1 рисунку на группу).                                                                                                           На рисунках изображены 3 цветка и гриб, 3 животных и птица и т.д. Необходимо выделить один предмет и объяснить свой выбор. 

Собери картинку.                                                                                                                                 Даны разрезные картинки с изображением деревьев(по1 на группу) .

Найди ошибку в рассказе.  (самопроверка на экране, с сигналами).                                                                                           Наступила осень. Животные готовятся к зиме. Некоторые птицы улетают на юг. Это ласточки, грачи, сороки, журавли. Лесные жители: заяц, ёж, белка, лиса – меняют шубки на более тёплые и густые. А на полях и в садах заканчиваются осенние работы. Убраны овощи и хлебные растения, заканчивается сенокос, в садах высаживают молодые деревья, отгребают опавшую листву. (Ошибки подчеркнуть)   

Объяснялки.                                                                                                                                         Каких животных так называют и почему? (Косой, серый, косолапый, рыжая, белобока) (дети ищут информацию в разных источниках : словарях, энциклопедиях, интернет-источниках). От каждой группы выступает представитель.

Экология: Какие, ребята, вы все умные, много знаете! А что вы делаете, чтобы сохранить природу?

Ученик:                                                                                                                                                                                   Земля – наш общий дом, нам здесь жить, пить эту воду, дышать этим воздухом. Всё на земле должно быть нам родное: и маленький ручеёк, и кудрявая берёза. А вокруг столько жестокости, равнодушия к природе. Леса, реки, луга оказываются на краю гибели. И наша задача – предотвратить это.

4. Заключение.

Учитель: Больших проблем нам пока не решить, но кое-что мы можем сделать. Посадить дерево, ухаживать за рощей, подкармливать птиц и зверей зимой.                                                                                                                              А что вы можете сделать и уже делаете? Расскажите нашим гостям.            Проект «Сохраним нашу планету» (Презентация)

(выступления учащихся)

Ученик:                                                                                                                                          Есть одна планета-сад,                                                                                                              В этом космосе холодном –                                                                                                    Только здесь леса шумят,                                                                                             Птиц скликая перелётных.                                                                                                       Лишь на ней одной увидишь                                                                                              Ландыши в траве зелёной.                                                                                             И стрекозы только тут,                                                                                                                 В реку смотрят удивлённо.                                                                                              Береги свою планету,                                                                                                                                                             Ведь другой на свете нету.  (Я. Аким)

Ученик (читает стихотворение Д. Зевина  «У нас одна Земля»).

У нас одна Земля, одна,

Она такая голубая.

Нас к помощи зовёт она,

Незащищённая такая…

Не отзовёшься-в тот же миг

Она нам бросит в обвиненье:

«Не защитили, не спасли!»

Спаси, спасите эту Землю!

На ней одной цветут цветы,

На ней одной смеются дети,

И нет прекрасней красоты,

И нету голубей планеты.

Она дарила радость нам,

Дарила росы и рассветы,

И не найти по всем мирам

Прекрасней матери-планеты!

5. Рефлексия.

Экология:

-Ребята, у вас на столах лежат ладошки зелёного и жёлтого цвета. Напишите на них, что бы вы могли сделать для сохранения нашей планеты Земля. (Выполнение коллективного коллажа «Мы – дети Земли»). Прикрепление вырезанных ладошек детей с надписями на плакат на доске. На плакате ,посередине, изображение Земли.

Теперь я  довольна! Наша планета в надёжных руках юных граждан!

Учитель:  Растите, дети, большими и добрыми. Любите и берегите Землю, на которой живёте. И она вернёт вам заботу о себе хорошим здоровьем, щедрым урожаем, весёлым пением птиц.

   

                                                                                                                                                                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие «Школа — наш общий дом»

Разработка внеклассного мероприятия «Школа -  наш общий дом» предназначена для учащихся начальных классов. В ходе мероприятия обобщаются представления учащихся о школе и о ценности школьной...

Внеклассное мерприятие по окружающему миру "земля-наш общий дом"

углубление знаний учащихся по теме «Природа, наш дом, нуждается в защите»;развитие навыков экологического мышления, умения применять полученные знания в жизни;формирование основ экологической гр...

Внеклассное мероприятие по окружающему миру на тему: "Земля-наш общий дом"

Внеклассное мероприятие по окружающему миру на тему: "Земля - наш общий дом"...

Внеклассное мероприятие" Земля-наш общий дом"

Внеклассное мероприятие по экологическому воспитанию....

Внеклассное мероприятие по окружающему миру "Земля-наш общий дом"

Методическая разработка внеклассного мероприятия по окружающему миру на экологическу тему. Целью данного материала является пропаганда экологических знаний....

Внеклассное мероприятие "Земля - наш общий дом"

Материал может быть использован как для внеклассного мероприятия, так и для классного часа....

Внеклассное мероприятие "Земля - наш общий дом"

Данное мероприятие для учащихся начальных классов. Проводится в форме путешествия по станциям....