Конспект урока по окружающему миру "Великий круговорот жизни на земле" 3 класс
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Хайруллина Гулия Атилловна

Знакомство учащихся с новыми понятиями "организмы производители", "организмы потребители", "организмы разрушители", устанавливают взаимосвязь природы неживой и живой природы, определяют место человека в окружающем мире, раскрывают двойственность человеа в мире. Открытие новых знаний используя системно-диалогическую технологию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_okruzhayushchemu_miru.docx32.32 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Азбабиская средняя общеобразовательная школа»

Апастовский муниципальный район Республики Татарстан

Конспект урока

«Великий круговорот жизни на Земле»

Окружающий мир 3 класс

Составила:

 учитель начальных классов

Г.А.Хайруллина

2021год

Конспект урока по окружающему миру  «Великий круговорот жизни на Земле» 3 класс УМК «Школа России» по учебнику А.А.Плешакова

 

Цель: 

познакомить учащихся с круговоротом жизни на Земле  и с основными звеньями этого круговорота использую мыслительную операцию обобщение.

Задачи:

Образовательная. Познакомить учащихся с новыми понятиями: «организмы-производители», «организмы–потребители» и «организмы-разрушители»; установить взаимосвязь между живой и неживой природой; определить место человека в окружающем мире; раскрыть двойственную природу человека.  

Воспитательная. Воспитывать бережное и правильное отношение к природе

Развивающая. Развивать мышление, внимание, память и устную речь учащихся; обучать составлению схем, умению сравнивать, классифицировать, обобщать и формулировать самостоятельно выводы, переносить знания и умения в новую ситуацию. устанавливать связь с жизненным опытом ребенка.        

По типу урока - это урок открытия нового знания, при использовании проблемно-диалогической технологии.

В соответствии с темой урока, целью и задачами были выбраны  формы организации учебной работы: коллективная, индивидуальная, работа в парах.

Оборудование: проектор, карточки со схемами, карточки планы для каждой пары, тесты для индивидуальной проверки, кроссворд для проверки знаний.

Данный урок соответствует  требованиям ФГОС, т.к. ориентирован на новые образовательные результаты, деятельность учащихся направлена на формирование УУД

Планируемые результаты:

предметные: ученик научится

- устанавливать взаимосвязь между объектами живой природы

- изображать схематически круговорот жизни

ученик получит возможность научиться:

-  выбирать языковые средства в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи;

- участвовать в диалоге, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

личностные: ученик

-   проявляет учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу

-    понимает причины успеха в учебной деятельности

 Универсальные учебные действия:

регулятивные     ученик

- определяет цель деятельности на уроке с помощью учителя;

 -  учиться работать по предложенному учителем плану;

познавательные    ученик

- учится обобщать;

- учится искать информацию;

-создает модель и представляет ее в знаково-символической форме;

- учится выделять существенные признаки объектов;

- учится выдвигать гипотезу и ее доказывать;

- учится делать выводы

коммуникативные   ученик

- слушает и понимает речь других;

- договаривается и приходит к общему решению в совместной деятельности. 

- учится работать в парах;

- учится вносить вклад в совместные действия.

3.Использование современных образовательных технологий - проблемно-диалогической технологии, ИКТ,  системно-деятельностный подход

Ход урока

  1. Орг. Момент
  2.  Актуализация знаний

У.- Сегодня мы с вами завершаем раздел «Эта удивительная природа». Для дальнейшей работы нам понадобятся эксперты, которые помогут нам, используя свои знания, определить тему сегодняшнего урока. Этими экспертами будете вы ребята.

У.- Но. Сначала мы с вами поиграем в одну игру. Игра называется «Назови одним словом»

3. Игра - назови одним словом

 Бабочка, червяк, утка, лев, улитка, рак, змея (животные)

Какая наука изучает животных? (Зоология)

Ученые, которые изучают животных ( зоологи)

Сосна, мох, водоросли, папоротник, роза (растения)

Какая наука изучает растения? (биология)

Ученые, которые изучают растения (биологи)

Подосиновик, мухомор, трутовик, плесень (грибы)

Какая наука изучает грибы? (микология)

Ученые, которые изучают микроорганизмы (микологи микробиологи)

Что общего между всеми этими царствами. (они относятся к живой природе)

Докажите. (рождаются, питаются, дышат, растут, размножаются, умирают)

Какое еще царство живой природы мы знаем? ( бактерии)

  1. Работа по теме урока.

У.- Сегодня на уроке у нас в гостях герой известного мультфильма, представитель царства животных .Чтобы узнать его имя отгадайте загадку. 

Посмотрите-ка скорей:
Этот хищник — царь зверей.
До чего же грозный вид,
Как на троне он сидит!

                                                             Слайд №1

У.-У величественного короля-льва Муфасы рождается наследник- львёнок по имени Симба. Симба очень любознательный, и отец учит его всему. Посмотрите на экран

Мультфильм -  Король Лев (отрывок) ??  Слайд№2,3

У-Таким образом, все мы являемся частицей большого круговорота жизни! – закончил король Лев.

Какое ключевое слово сказал король Лев?

Уч.- (круговорот)

У.-О каком круговороте в природе мы с вами уже знаем?

Уч.-  О круговороте воды в природе

У.- Как вы думаете, прав ли король Лев?

                                                                       Слайд №4

Уч.- 

У.- Какая же будет тема нашего урока?

                                                           Слайд №5

Сегодня на уроке мы с вами должны удостовериться в правдивости слов все мы являемся частицей большого круговорота жизни!

Наш класс сегодня будет небольшой научной лабораторией. Для сбора информации  я предлагаю вам отправиться в нашу научную лабораторию,

А где мы можем найти интересующую нас информацию?

Уч.- Из наших учебников

У.- Помните в начале урока я говорила вам, что вы сегодня будете экспертами? Так вот 2 ученика будет изучать растения – они будут ученые-ботаники

2 ученика будет изучать животных – они будут ученые- зоологи

2 ученика будет изучать грибы и микроорганизмы – они будут ученые-микологи и микробиологи

Начинаем работу с страницы 118, со слов Основные звенья этого круговорота

  1. Работа с учебником. С.118-119

У.- Вам надо найти ответы на 2 вопроса.

-Какую роль играют в природе данные организмы?

-Как они называются?

  1. Физминутка.
  2. Отчет каждой группы.

                         Слайд №6,7 (Алина, Рамиля)

                        Слайд №8 Николай Анжелика

                                  Слайд №9 Назгуль, Раиля

                                    Слайд №10 сама ,учитель

  1. Составление модели.         Слайд №11

У.- Посмотрите, подходит ли к нашей модели понятие круговорот? Какое более точное название вы бы предложили к данной модели?

Уч.- Круговорот жизни

У.- Но наша модель будет неполной, если мы не укажем необходимые объекты неживой природы. Какие?

Уч.-  (солнце, вода, почва)

У.- Почему?

Уч.- Потому что растения, не могут жить без света, тепла, и воды. Свет и тепло они получают от солнца, воду с питательными веществами из почвы.(Алина)

У.- В начале урока мы с вами сказали все мы являемся частицей большого круговорота жизни!  . Вспомните ее и, опираясь на схему, докажите, верна она или нет.

9. Аналитическая работа

У.- К живой природе относимся и мы с вами. А как вы думаете, какое место занимает человек в нашей модели?

Уч.-потребитель

У.- Все согласны? ( но ведь человек многое производит на Земле, и в то же время мы с вами говорили о разрушительной роли человека)

Представьте, что на Земле исчезли: а) растения; б) животные; в) грибы и бактерии;

1.Если исчезнут растения, то животным нечего будет есть. Они все умрут и превратятся в перегной. Жизнь остановится.(Алина)

2.Если исчезнут животные, то растения некому будет есть. Некоторые растения вовсе исчезнут, потому что животные помогают им в размножении. Растений будет очень много, но постепенно их количество будет уменьшаться. Им будет не хватать солей, содержащихся в почве. (Анжелика)

3.Если исчезнут грибы и бактерии, то растения погибнут из-за недостатка солей. И умрут животные, потому что нет пищи.(Назгуль)

У.- Если исчезнет почва, то растениям негде будет расти. А бактериям и грибам негде жить. Животным негде жить и не почему передвигаться.

Какой можно сделать вывод?

Уч.-

Все живые организмы и почва являются участниками великого круговорота жизни.

10.Домашнее задание.

У.- Домашнее задание вы получаете в карточках. Еще раз дома прочитаете и ответите на вопросы карточки.

                                                             Слайд №12.

  1. Назовите основные звенья круговорота жизни?
  2. Почему растения названы организмами- производителями, а животные - потребителями?
  3. Что ты знаешь об организмах-разрушителях?
  4. Какова роль почвы в круговороте жизни?

У.- Наш урок в научной лаборатории окончен . Покажите в карточках  как вы поняли урок? (смайлики)

Тест

Тест по теме:

«Великий круговорот жизни».

1. Назови организмы-производители.

А) растения

Б) животные

В) бактерии и грибы

2. . Назови организмы - потребители.

А) растения

Б) животные

В) бактерии и грибы

3. Назови организмы - разрушители.

А) растения

Б) животные

В) бактерии и грибы

4. Что делают организмы - разрушители?

А) превращают остатки живых организмов в перегной

Б) разрушают горные породы

В) разрушают пищевые цепочки

Д/З

Игра - назови одним словом

 Бабочка, червяк, утка, лев, улитка, рак, змея (животные)

Какая наука изучает животных? (Зоология)

Ученые, которые изучают животных ( зоологи)

Сосна, мох, водоросли, папоротник, роза (растения)

Какая наука изучает растения? (биология)

Ученые, которые изучают растения (биологи)

Подосиновик, мухомор, трутовик, плесень (грибы)

Какая наука изучает грибы? (микология)

Ученые, которые изучают микроорганизмы (микологи микробиологи)

Что общего между всеми этими царствами. (они относятся к живой природе)

Докажите. (рождаются, питаются, дышат, растут, размножаются, умирают)

Какое еще царство живой природы мы знаем? ( бактерии)

Загадка

Посмотрите-ка скорей:
Этот хищник — царь зверей.
До чего же грозный вид,
Как на троне он сидит!

Ученые- ботаники, ученые- зоологи, ученые- зоологи

                            Домашнее задание.

  1. Назовите основные звенья круговорота жизни?
  2. Почему растения названы организмами- производителями, а животные - потребителями?
  3. Что ты знаешь об организмах-разрушителях?
  4. Какова роль почвы в круговороте жизни?

Когда растения и животные умирают, их остатки попадают в почву и под действием организмов – разруши-телей превращаются в перегной. Из перегноя под действием бакте-рий образуются соли. А соли используют растения для роста и развития. Растениями питаются животные


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по окружающему миру на тему:«Природа в классе» 1 класс

Цель урока: 1. Учащиеся имеют расширенное представление о комнатных цветах.2. Умеют различать комнатные растения...

Конспект урока по окружающему миру «Зимняя жизнь птиц и зверей», 2 класс УМК "Перспектива"

Цели урока: показать, что зимой жизнь животных полностью не замирает: обобщить материал о зимующих птицах, о способах приспособления к зимним условиям зверей, о питании птиц и зверей зимой.Планируемые...

Конспект урока по окружающему миру + презентация "Жизнь улицы" (УМК "Система Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова", 1 класс)

Цель деятельности учителя: формирование знаний о правилах дорожного движения, о роли безопасного поведения на улице.Планируемые результаты:Предметные:Знать правила дорожного движения;Знать правила без...

Конспект урока финансовой грамотности "Экономика в жизни человека", 3 класс

Конспект урока по финансовой грамотностиТема: «Экономика жизни человека»Цели деятельности учителя: формирование у учащихся новых экономических знаний и умений применения этих знаний на пра...

Конспект урока по окружающему миру "Зимняя жизнь птиц и зверей"

Цели деятельности учителя: формирование представления о жизни птиц и зверей зимой;Планируемые результатыПредметные:- знать зимний образ жизни и питания зимующих птиц;- знать зимний образ жизни и питан...

Конспект урока изобразительного искусства "Музей в жизни города" (3 класс)

Тема: “Музей в жизни города” Цели деятельности учителя: ознакомление с назначением музеев в жизни человека.Планируемые результаты: Предметные:- знать виды музеев;- уметь работать по плану,...