Формирование естественно-научной грамотности младших школьников
статья по окружающему миру

Анохина Ирина Викторовна

Выступление на педагогическом совете

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie.docx196.45 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование естественно-научной грамотности младших школьников

Одним из компонентов функциональной грамотности является естественно-научная грамотность, которая позволяет человеку использовать теорию на практике и на основе этих знаний уметь описывать и объяснять явления, прогнозировать их развитие. Процесс обучения естествознанию в начальной школе призван обеспечить учащихся необходимыми общими естественнонаучными знаниями, умениями и навыками, дающими возможность успешно продолжить обучение в старшей школе.  Сегодня представляем Вашему вниманию опыт работы учителей начальной школы по формированию естественно-научной грамотности младших школьников.

Практическая значимость нашего опыта работы состоит в выявлении и использовании наиболее эффективных форм организации учебно-воспитательного процесса для формирования естественно-научной грамотности.

В соответствии с этим нами ставились следующие задачи.

1.        Накапливать опыт по формированию естественнонаучной грамотности младших школьников

2.        Формировать систему естественнонаучных знаний с учётом возрастных особенностей через использование возможностей предметного содержания курса «Окружающий мир».

3.        Соединять теоретические знания обучающихся с их практическим использованием для решения конкретных задач.

4.        Выявлять наиболее эффективные формы организации учебного процесса с целью создания у учащихся положительной мотивации к учению.

В предметном содержании выделяем три основных составляющих, являющихся опорами для формирования естественнонаучной грамотности младших школьников.

1.        Я - природа (знакомство с многообразием живой и неживой природы). Ребенок получает знания о мире и методах научного познания.

2.        Я - общество (взаимосвязь между людьми: прошлое, настоящее, будущее). Которая включает в себя осведомленность ребенка в том, что естественные науки и технология оказывают влияние на материальную, интеллектуальную и культурную сферы общества.

3.        Я - мир (взаимосвязь природы и общества). Понимание обучающимися ответственного отношения к ресурсам и окружающей среде. Проявление активной гражданской позиции при рассмотрении проблем, связанных с естествознанием.

      Формирование естественно-научной грамотности реализуется через предметное содержание курса «Окружающий мир», внеурочную и проектную деятельность, такие как:

1.        Урок.

2.        Внеурочная деятельность (формирование естественнонаучной грамотности не ограничивается рамками урока. Оно продолжается на занятиях внеурочной деятельности «Исследуем окружающий нас мир», «Школа здоровья», «Разговоры о важном»)

3.        Проектная и исследовательская деятельность

4.        Внеклассная работа, которая включает в себя: классные часы, акции, рейды, викторины, экскурсии.

Используются межпредметные связи на уроках изобразительного искусства, технологии, литературного чтения.

Основными формами проведения учебных занятий являются комбинированный урок, урок-исследование, проблемный урок, уроки конкурсы, экскурсии, практикумы.

Урок, включающий практико-ориентированные задания, позволяет учащемуся стать полноправным участником процесса обучения.

Так, на уроке окружающего мира в 1 классе «Откуда берется и куда девается мусор» можно смоделировать образовательную ситуацию, в которой ребенок погружается в стандартные жизненные обстоятельства.

          На данном уроке формируется такая компетенция, как понимание особенностей естественнонаучного исследования. Ребята формулируют проблему большого количества мусора, который ежедневно накапливается в квартирах.  Правильно ли мы выбрасываем мусор? Далее детьми выдвигаются гипотезы, как уменьшить количество мусора. Поднимаются такие практические вопросы, как: куда можно отнести батарейки?  Можно ли сдавать на переработку разбитое стекло? Что такое петля Мёбиуса? 

А знаете ли вы, какую информацию можно получить о продукте, исходя только из его упаковки? Что означают вот такие знаки?

петля мебиуса

На этой пиктограмме нарисована петля Мёбиуса. Этот знак означает, что сама упаковка сделана из материала, который может быть вторично переработан. Если внутри пиктограммы стоят цифры от 1 до 7, то они означают наименование материала, из которого изготовлена упаковка. Может случиться и так, что вместо букв или просто цифр от 1 до 7 внутри петли, или под ней будет указана какая-то величина в процентах. В этом случае петля Мёбиуса рассказывает о том, сколько уже в этой упаковке содержится переработанного сырья.

В процессе урока формируются такие компетенции как, применение естественнонаучных знаний для объяснения явления.  Научно обосновывался процесс дальнейшего протекания событий. При рассмотрении петли Мёбиуса на упаковках ребята могут проанализировать данные, сделать соответствующие выводы. В конце занятия можно дать вторую жизнь компьютерному диску, превратив его, например, в подставку под горячее. Тем самым, показав один из способов решения проблемы мусора.

Наша задача, как педагогов, через содержание учебного материала, через построение урока найти то направление, которое приведет к достижению хорошего уровня функциональной естественнонаучной грамотности.  Важно искать современные и интересные новому поколению ситуации.

Скажи мне – и я забуду, Покажи мне – и я запомню, Вовлеки меня – и я пойму. Лучше понять явления, происходящие в природе, выяснить причинную связь этих явлений помогают практические работы и опыты, эксперименты. Например, очистка загрязненной воды с помощью фильтра, обнаружение  крахмала в продуктах питания, развитие растения из семени, изучение свойств снега и льда. Фиксация полученных результатов может быть в виде схемы, таблицы, зарисовки результатов опыта. Практические работы позволяют формировать такие компетенции, как понимание особенностей естественно-научного исследования (формулирование целей исследования, оценивание способов, описание основных этапов, выдвижение объяснительных гипотез, интерпретация данных, формулирование выводов).

Данные задания учат аргументировано объяснять явления, оценивать и планировать исследования, обоснованно интерпретировать данные и доказательства, учат детей «учиться для жизни», то есть выходить за пределы учебных ситуаций.

Проектная деятельность способствует формированию естественнонаучной грамотности. В процессе работы над проектом учащийся проходит все три составляющие естественнонаучных компетенций. Научно объясняют явления, применяют методы естественнонаучного исследования, анализируя полученные данные, работая с различными источниками информации, оценивая результаты.

Наши ребята работают как над проектами, предложенными в учебнике окружающего мира, так и находят свои темы, соответствующие их интересам и увлечениям. Ребята ежегодно участвуют в районной научно-практической конференции «Первые шаги в науку», где представляют свои проекты.            

Практико-ориентированные задания позволяют формировать естественно-научные компетенции, основы функциональной грамотности, повышают мотивацию при изучении предмета.

Педагогический коллектив лицея активно участвует в реализации городских и региональных проектов, в работе опорных методических площадок. Это способствует обогащению образовательной среды для обучающихся и педагогов. Реализованы следующие инновационные сетевые проекты:

  • Региональный Интернет-проект «Моя зеленая планета»;
  • Региональный Интернет-проект «Добрые сердца»
  • Муниципальный сетевой проект «Дорогами войны».
  • Муниципальный сетевой проект «Мой край родной – моя история живая».

Результатом работы является:

  • активное формирование мировоззренческих позиций младшего школьника;
  • формирование экологически грамотной, всесторонне развитой личности;
  • развитие когнитивных качеств, творческого потенциала и самостоятельности учащихся;
  • развитие способностей младшего школьника к собственным суждениям и поступкам, к самоанализу и творчеству, самостоятельному, новому видению мира;
  • формирование готовности к переходу в среднее звено


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Методы и приемы по формированию функциональной читательской грамотности...

Формирование основ функциональной грамотности младших школьников

В статье раскрываются необходимость, сущность и способы формирования функциональной грамотности в начальной школе....

«Механизмы формирования компонентов функциональной грамотности младших школьников»

Одна из важнейших задач современной школы – формирование функционально грамотных людей. Немного ранее грамотными людьми считали тех, кто умеет писать и читать. А в нашем современном мире к понят...

Работа с текстом как основной способ формирования читательской функциональной грамотности младших школьников

Приоритетной целью образования в современной школе является развитие личности, готовой к взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию. Такое развитие личности обучающегося задаё...

Формирование компонентов функциональной грамотности младших школьников.

Мы живем в эпоху стремительного развития информационных технологий.  К ним можно относиться  по-разному,  суть от этого не изменится - таковы наши современные реалии. Одна из важне...

Мастер-класс "Формирование языковой функциональной грамотности младших школьников на уроках русского языка"

Языковая грамотность - стремление к развитию чувства языка, совершенствованию языковой культуры; целесообразный отбор языковых средств для построения содержательных, связных и нормативно грамотных кон...

Формирование функциональной математической грамотности младших школьников на уроке математики в 4 классе по УМК «Планета знаний»

На примере урока математики в 4 классе учитель показывает, как формировать у  учащихся  младших классов функциональную математическую грамотность....