Конспекта урока по окружающему миру с применением технологии проблемного обучения
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

Конспект урока по окружающему миру с применением технологии проблемного обучения

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока во 2 классе

Окружающий мир

Тема: Красная книга

Тип урока: Открытие новых знаний

Цель: создание условий для активизации познавательной деятельности учащихся через использование технологии  проблемно – поискового обучения с применением проектной деятельности.

Задачи:

 Личностные: воспитывать умение сотрудничать, уважительно относиться к иному мнению; воспитывать бережное отношение к живым существам, к окружающей природе и обеспокоенности за будущее планеты.

Метапредметные: 

регулятивные: формировать умение принимать учебную задачу и  стремиться её выполнять, умения работать с новой информацией по теме (отбирать, выделять, классифицировать, обобщать);

 коммуникативные: осуществлять совместную деятельность с  одноклассниками, учителем, работу в паре.

 познавательные: формировать понятия Красная книга, схема.

Предметные:  дать представление о «Красной книге», как совокупности сведений о состоянии и мерах охраны редких и находящихся под угрозой исчезновения растений и диких животных, познакомить с историей её создания, как устроена Красная книга.

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Мотивация учебной деятельности.

-Дети,  с каким настроением вы пришли на урок?  - Я очень рада, что сегодня у вас хорошее настроение, вам тепло и уютно! Посмотрите за окно. Расскажите о погоде сегодняшнего дня. - И неважно, какая сегодня погода, я хочу, чтобы вы посмотрели вот на это улыбающееся солнышко. Пусть каждый его лучик не только заглянет к нам в класс и обогреет вас, но и придаст сил и уверенности на весь урок.

Все расселись по местам, никому не тесно, 
По секрету скажу вам: “Будет очень интересно!”

Формулирование темы урока



А начнём урок с загадки, отгадав которую, вы узнаете, о чем будем говорить.

Загадка: 1. Сама молчит, но о многом людям говорит. (КНИГА)

Будем говорить о книге, которая имеет всегда красного цвета обложку. Кто знает название этой книги?

Назовите тему урока: “Красная книга”. (На доске записывается тема урока и год издания 1966 год).

Актуализация знаний

В передаче «Спокойной ночи, малыши» Кар – Карыч сказал, что бизоны занесены в Красную книгу, а кто такие бизоны? (показ картины животного)

- Почему они занесены в Красную книгу? (их мало, они исчезают)

-А почему они исчезают? (люди убивают)

-Так что же такое Красная книга? (Это книга, в которую записаны редкие и исчезающие виды животных и растений)

-Давайте теперь подумаем, почему назвали именно «Красная книга», а не жёлтая или синяя, например.

Вспомните, что обозначает красный цвет светофора? (Сигнал опасности и тревоги).

- Так почему книгу назвали красной? (Тревога о тех животных и растениях, которые исчезают или находятся на грани исчезновения.)

Постановка учебной проблемы

Ребята, как вы думаете, можем ли мы обойтись без Красной книги? Может не зачем иметь такую книгу, записать туда животных и растения? (дети высказывают свое мнение)

Таким образом, у нас появилась проблема.

Можем ли мы обойтись без Красной книги и два мнения: Можем и не можем обойтись. Ответить на эту проблему поможет наш урок.

Поиск решения учебной проблемы




Работа в парах.

Ребята, вы, наверное, уже где-то слышали о Красной книге, и кое - что знаете о ней. Выявим ваши знания о Красной книге.

Сейчас мы с вами поиграем в игру “Верю - не верю”.

У каждого на листке записаны высказывания, относящиеся к Красной книге. Среди них есть как верные, так и неверные утверждения. Ваша задача: прочитать высказывания (может читать один ученик или учитель), если оно является верным, на ваш взгляд, то рядом ставьте знак “+”, если неверным, то знак “-”: Таким образом, вы выявите свои знания о Красной книге.

Работаем в паре с соседом.

1. Красная книга - это список редких и исчезающих растений и животных. +

2. Человек виноват в том, что многие растения и животные стали редкими. +

3. Существует только одна Красная книга. -

4. Красная книга хранится в городе Морже. +

5. Все страницы к Красной книге имеют один цвет. -

6. Красный цвет предупреждает об опасности +


-Чтобы оценить правильность ответов я предлагаю провести исследование.

Исследование будем проводить по тексту, выписанному из Красной книги.

(раздать текст для сверки ответов)

Самостоятельная работа (чтение учащимися, или чтение учителем текста, для сверки ответов, а ребята сверяют свои ответы, исправляют и записывают правильные ответы)

Сверим и оценим свои знания о Красной книге.

Самооценивание. Смешарики.

Презентация

Чтобы еще лучше познакомиться с Красной книгой, и найти ответ на нашу проблему посмотрим презентацию.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ «КРАСНАЯ КНИГА РОССИИ»

Минута отдыха

Руки подняли и помахали,
Это деревья шумят.
В стороны руки и помахали,
Это к нам птицы летят.
Быстро присели, руки сложили,
В норках зверюшки сидят.
Встали и тихо за парты все сели,
Дети учиться хотят.

Работа над проектом

а) составление модели книги

б) самост-ая работа

в) реализация продукта


г) вывод


Итог урока.



Домашнее задание.









Рефлексия








-Чтобы лучше запомнить изучаемый материал, мы сделаем проектную работу, наш урок станет началом проектной работы.

Спроектируем модель схему расположения страниц Красной книги. На каких уроках мы встречались со схемой. Схема, это краткий схематичный план расположения условия.

-Схему я буду составлять на доске, а вы в рабочих тетрадях.

Вы посмотрели презентацию и прочитали текст, узнали, что в Красной книге страницы имеют разный цвет. Мы сделаем уменьшенную модель Красной книги. Рабочая тетрадь с 64.

(Ребята наклеивают в тетради полоски разного цвета, проектируя модель Красной книги.

Проект «Красная книга России»

Черный – исчезнувшие навсегда

Красный – исчезающие, на грани вымирания

Желтый – численность стремительно уменьшается

Серый – мало изученные животные и растения

Белый – редкие , их всегда мало в природе

Зеленый – восставленные виды

Мы сделали модель Красной книги. Заполним эти страницы.

- Найдите названия некоторых животными и растений у вас на столе, по цвету определите на какой странице должно находиться данное животное или растение и наклейте на эту страницу. Пока вы работаете, я включу музыку, а вы слушайте и работайте.

МУЗЫКА

Эннио Марриконе «Ветер плачь….»

(Дети, слушая музыку, самостоятельно располагают (наклеивают) названия животных и растений по страницам своей красной книги)

-Посмотрите на свою работу. Что у нас получилось? У нас получилась схема- модель книги. У каждого своя маленькая Красная книга. Зачитайте названия животных и растений со страниц вашей красной книги.

(Дети зачитывают, а учитель показывает картины)

- Кто помнит, музыку какого композитора мы слушали?

- Что можете сказать о музыке, какая она? (медленная, грустная, тревожная).

- Как вы думаете, почему я именно такую музыку включила?

- Помните, в начале урока, мы говорили, что красный цвет – цвет тревоги, музыкой я выразила тревогу за жизнь животных и растений.

Вывод:

Красная книга, как красный сигнал светофора, предупреждает: «Осторожно! Может случиться беда».

В этой книге перечислены животные и растения, которые могут безвозвратно исчезнуть. И, если мы не защитим растения и животных, попавших в Красную книгу, они погибнут. Спасение их невозможно без специальных мер: запрета охоты, охраны в заповедниках, забота об их размножении.

Красная книга призывает всех людей бережно относиться ко всему живому на Земле.

-Так нужна нам Красная книга? Дадим ответ на поставленную проблему.

(Подвести в главному выводу. (Людям необходима книга)

Где можно подробнее познакомиться с Красной книгой. (библиотеке, интернете)

- Учёные создают Красные книги, а что же мы с вами можем сделать для природы? Давайте повторим правила поведения детей в природе, которые мы увидели в презентации.

Не ломай ветки деревьев и кустарников.

Не повреждай кору деревьев.

Не рви в лесу и на лугу цветы. Пусть красивые растения останутся в природе!

Не лови бабочек, шмелей, стрекоз и других насекомых.

Не убивай и не лови диких животных, не уноси их домой.

Не подходи близко к гнёздам птиц и не разоряй их.

Не оставляй в лесу, на лугу, у реки, у моря мусор. Не бросай его в водоёмы.

Не шуми в лесу.

-Давайте будем соблюдать эти правила, следить за тем, чтобы и другие их выполняли.

Выберите ту пословицу, которая подводит итог нашего урока..

Нет друга – ищи, а нашёл, береги.

Береги природу родимую, как мать любимую.

Без труда не вынешь и рыбку из пруда


Экологическая безопасность планеты зависит от каждого из нас. Мы должны беречь природу.

А главное – своими действиями не наносить ей вреда. Пусть в Красной книге будут только зеленые страницы!

Красная книга – это сигнал тревоги и символ борьбы за сохранение живой природы.

-О чём заставил задуматься урок?

-Надо бережно относиться ко всему, что нас окружает.

-Давайте составим «Прогноз погоды в нашем классе». Выберите тот знак, который соответствует вашему настроению. Поднимите

https://fsd.multiurok.ru/html/2018/01/25/s_5a692183bbed3/810633_1.png - доволен собой

https://fsd.multiurok.ru/html/2018/01/25/s_5a692183bbed3/810633_2.png - не совсем доволен

https://fsd.multiurok.ru/html/2018/01/25/s_5a692183bbed3/810633_3.jpeg - не доволен

Список литературы:

  1. Ланина И.Я. Формирование познавательных интересов учащихся на уроках// Народное образование. - 1998. - № 3
  2. Осипова, М.П., Качановский, Н.И. Активизация познавательной деятельности младших школьников. Минск, Народная асвета, 1987. -111с.
  3. Щукина, Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебной деятельности. - М: Просвещение, 1971. -С.123

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружащего мира с использованием технологии проблемного обучения.

Урок окружащего мира с использованием технологии проблемного обучения....

План-конспект урока окружающего мира с использование технологии проблемного обучения в 1 классе

1.     Тема урока: «Откуда берутся снег и лед? (Состояние воды: снег и лед)».2.     Возраст обучающихся: 7 лет.3.     Название предмета: окр...

технологическая карта урока по окружающему миру 4 класс ( технология проблемного диалога Е.Л. Мельниковой) тема урока : "Человеческие расы"

Тема урока: «Человеческие расы.»Тип урока: урок открытия нового знанияЦель: Достижение планируемых результатов посредством технологии проблемного диалога Е.Л. Мельниковой.Задачи: Формировать...

Технологическая карта урока по окружающему миру 2 класс ( технология проблемного диалога Е.Л. Мельниковой) тема урока : Засушливые зоны умеренного пояса.Зона пустынь.

Предмет: Окружающий мирКласс: 2Тема урока: «Засушливые зоны умеренного пояса. Зона пустынь»Тип урока: урок открытия нового знанияЦель: Достижение образовательных результатов посредством технологии про...

Урок окружающего мира с применением технологии проблемного обучения

Данный урок проводится во 2-м классе по теме "Из чего состоят все предметы?".Описаны приёмы проблемного обучения на уроке....

Конспект урока по окружающему миру с применением технологии активного (проблемно-диалогического) обучения

Конспект урока по окружающему миру на тему "Берегите воду" (для 3-го класса) с использованием групповых форм работы...

Конспект урока по окружающему миру с применением кейс-технологии в 3 классе «Школа XXI века» Тема: «Заповедники».

Кейс-технологии применяемые на уроках окружающего мира формирует и развивает у младших школьников следующие умения и навыки:- оценка поведения людей, выбор целевых установок для принятия решений, пред...