Открытый урок "Грибы. Шляпочные грибы", 3 класс 2022год
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Клюшова Татьяна Вячеславовна

Открытый урок "Грибы. Шляпочные грибы", 3 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл griby.docx97.36 КБ

Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира в 3 классе по теме: Грибы. Шляпочные грибы

Цель урока: формирование представления о разнообразии и размножении грибов, их роли в природном сообществе.

Задачи урока:

Обучающие:

- познакомить учащихся со строением грибов, особенностью питания и размножения, значением в природе;

- с некоторыми видами, занесёнными в Красную книгу, их охраной;

- учить выделять группы съедобных и несъедобных грибов; 
Развивающие:

- развивать умение работать с учебником и дополнительной литературой, выделять главную мысль, обобщать;

- развивать активную речь учащихся;

- развитие самоконтроля и оценочной самостоятельности учащихся

Воспитывающие:

- воспитывать культуру общения при фронтальной и групповой работе;

- воспитывать бережное отношение к природе родного края.

Планируемые результаты:

Предметные 

     Научатся характеризовать строение шляпочных грибов, их значение в природе и жизни людей, различать съедобные и несъедобные грибы, правильно собирать их.

Метапредметные

Регулятивные. Понимать учебную задачу, сформулированную самостоятельно и уточнённую учителем;  сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; принимать роль в учебном сотрудничестве; выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения; самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия;

Познавательные. Анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков; находить в тексте ответ на вопрос;

воспринимать смысл познавательного текста;

Коммуникативные. Выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками; воспринимать другие мнения и позицию; формулировать собственные мнения и позицию; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; использовать в общении правила вежливости.

Личностные.  Осознавать значение грибов для леса, для животных, для человека; осознавать важность правильного сбора грибов; осознавать значение бережного отношения к природе

Ход урока

Прозвенел звонок, начинается урок.

Здравствуйте,  ребята! Меня зовут Татьяна Вячеславовна, сегодня урок окружающего мира проведу у вас я . 

1.Самоопределение к деятельности .

Орг. момент (психологический настрой)

(Звуки леса. На фоне звуков природы учитель говорит.) Прислушайтесь к звукам. Где мы можем услышать чаще всего такие звуки?(В лесу)

Прислушайтесь.Лес полон таинств и загадок. Он многих приютил. У нас сегодня есть возможность вспомнить лето и прогуляться по лесу.

-Ребята, кого мы можем встретить в лесу? Здесь живут звери и птицы, ящерицы и лягушки, жуки и бабочки. А что человек может взять из леса? Вы узнаете собрав пазл, который лежит у вас на столах. Работать будем в паре. В паре работаем дружно, если один говорит, другой слушает. Своё несогласие высказываем вежливо.Что изображено получилось  на картинке у вас?(грибы)

Давайте определим, что такое грибы? Перед вами записаны слова. Прочитайте.

-Выберите те слова, которые на ваш взгляд соответствуют понятию грибы.

Растения, живая природа, животные, бактерии, неживая природа, царство

-Какие слова подобрали к этому слову? (живая природа, царство)

-Докажите, что грибы относятся к живой природе (растут, питаются, размножаются, старятся, умирают).

-Почему выбрали слово царство? (грибы образуют отдельное царство живой природы). Почему грибы не относятся к царству животных, растений?

ВЫВОД: Грибы не относятся ни к растениям, ни к животным. Это отдельное царство.

Учитель: Сформулируйте тему урока. (Царство грибов)

Мы отправимся в путешествие  именно в  это царство.

Какую цель поставим перед собой? (расширить знания о грибах)

Составим план нашей работы, чтобы реализовать цель урока.

1.Все ли видели как выглядят грибы. А все ли знают как называются правильно части строения гриба? В этом поможет разобраться первый пункт нашего плана.

2. Все ли грибы растут в лесу? Возможно есть другие грибы, которые появляются в другом месте, имеют другой внешний вид. Узнаем виды грибов

3.Как вы думаете грибы большое ли значение играют  в природе и в жизни людей?

4. Все ли знают, как необходимо собирать грибы, чтобы не навредить им? 

Учитель: Существует около 100 тысяч видов грибов, из них наиболее известны шляпочные грибы. Именно о них мы более подробно сегодня поговорим  и рассмотрим их строение.

Учитель: Отгадайте загадки, про грибы, которые относятся к шляпочным.

 

1) Не спорю – не белый, я, братцы, попроще.

Расту я обычно в берёзовой роще -(подберёзовик )

2) Если их найдут в лесу,

Сразу вспомнят про лису.

Рыжеватые сестрички

Называются... (лисички)

3) Он в красной шапочке растет

Среди корней осиновых!

Его узнаешь за версту,

Зовется…(подосиновик) 

4)В шляпке беленькой на ножке

Рос грибочек у дорожки.

А теперь в корзинке пусть

Полежит съедобный …( груздь)

Рассмотрите внимательно  грибы. Из каких частей состоит гриб? На парте у вас  лежат листочки, нужно подписать в паре, части гриба.

Что общего вы увидели в их строении? (есть шляпка, ножка). Шляпка и ножка называются плодовым телом.

Все ли части гриба нам видны в лесу на полянке? Какая часть от нас прячется? (грибница) Из чего она состоит? (из нитей). На что она похожа?(на паутинку, корни)

Найдите ответ на вопрос: что такое грибница? (Подземная часть гриба)

Какую роль она выполняет? Найдите в учебнике на странице 112

 - Посмотрите на название частей гриба и скажите: как, по-вашему,

какая часть из них играет более важную роль в жизни гриба? Почему? (Грибница важнее, чем плодовое тело, потому что только грибница способна вырастить плодовое тело, без нее не будет грибов).

-В шляпке созревают грибные споры, которые разносятся ветром, попадают на землю и прорастают, образуя новые грибы. По ножке  к шляпке продвигаются питательные вещества, которые гриб берет из почвы.

Выполняя это задание, что мы с вами узнали., какой пункт плана реализовали. (Включить проектор!!!)

(На доску клею грибы дрожжи и грибы плесневые грибы).К этим грибочкам я добавлю ещё такие иллюстрации. Как вы думаете на всех ли рисунках будут изображены грибы? Мнения разошлись.  Предлагаю просмотреть видеоролик (видеоролик с портала рэш)

-Что вас удивило?

-Какие вы увидели грибы? ( Грибы бывают разные. Плесень – это тоже грибы, только очень маленькие. А если их рассмотреть под микроскопом, то увидим, что они похожи на привычные нам. Есть ножка, коробочка, похожая на шляпку. Нити грибницы разрастаются и образуют сплошную сеть, которую мы видим). Дрожжи для пирожка – это тоже грибы.

Исходя из того, что просмотрели, какие выделим три группы грибов. Какие?

-Первый тип - шляпочные грибы, хорошо известны всем грибникам. Их собирают и используют в домашнем хозяйстве в качестве кулинарных блюд или различных заготовок на зиму.

-Второй тип - плесневые грибы, которые не собирают и никакого пищевого значения не имеют, но некоторые их виды находят широкое применение в медицине.

И третий тип - дрожжевые грибы. Их используют, лишь в хлебопечении, виноделии, выпечке.

Презентация про грибы, занесенные в красную книгу.

Физкультминутка «Грибники». Сейчас мы побудем в роли грибников и отправимся собирать грибы.

Я по лесу шел (ходьба на месте)

Белый гриб нашел.

Раз грибок, два грибок, (наклон на каждый счет)

Их кладу я в кузовок.

Я по лесу шел

Подосиновик нашел.

Раз грибок, два грибок,

Наполняю кузовок.

Раз грибок, два грибок,

Вот и полон кузовок.

Можно продолжать урок.

- В народе есть такая поговорка: «Всякий гриб в руки берут, да не всякий в кузовок кладут». Как вы её понимаете? ( Не все грибы можно собирать, ведь среди них есть ядовитые).(Приклеиваю картинки грибов-двойников)

-Можете ли вы отличить эти грибы? Очень много есть сходства в строении и внешнем облике этих грибов.  Оказывается, у некоторых съедобных грибов есть КОВАРНЫЕ ДВОЙНИКИ.. Что это значит (очень похожи на съедобные, но на самом деле ядовитые).

-Рассмотрим грибы и выявим их отличительные признаки. Справа, что за гриб изображен?(белый), а слева его двойник желчный. Какие явные отличительные признаки видим?(шляпка снизу белая, а у желчного розовая. Рисунок на ножке в виде белой сеточки у белого гриба, а у желчного в виде черной сеточки)

-Рассмотрим следующих двойняков. Справа представлены-опята. Слева ложноопята. Какие отличительные признаки увидели?( у опят шляпка снизу желтовато-белая, у ложноопят шляпка снизу темная, у опят на ножке кольцо, у ложноопят кольца нет.

Следующих рассмотрим представителей. Шампиньон и бледная поганка. У шампиньона шляпка фиолетовая снизу, внизу на ножке нет мешочка. У бледной поганки шляпка снизу белая, а на ножке разорванный мешочек, этот гриб смертельно ядовит!

Какой пункт плана мы реализовали. (2 пункт плана).Что узнали?

Роль грибов. 3 пункт плана. Послушайте экологическую задачу.

Два друга отправились в лес за грибами. Они долго бродили по лесу, но грибов не было. Изредка попадались блёклые старые грибы да мухоморы, которые Никита сбивал палкой.

- Зачем ты это делаешь? – спросил Иван.

- Ведь они нужны лесу, животным!

- Они же несъедобные, поганки, - ответил Никита.

- Как вы думаете, кто из мальчиков прав? (обсуждение).Прав Иван. Почему?

-Не сбивай незнакомые и ядовитые грибы, потому что они ядовиты только для человека, а для животных служат лекарством и пищей. Например лекарственным грибом для лося служит мухомор. Кишечных паразитов убивает. А белка заготавливает на зиму до 600 граммов сухих грибов. 

- Кроме того, всякий гриб – это дом для маленьких обитателей леса. Для кого, как вы думаете? (для насекомых) 

- Что же делать с червивыми грибами – спросите вы меня? Их лучше срезать и развесить сушиться на ветках. Ветер разнесёт споры и появятся новые грибницы. Лисички – единственные съедобные грибы, которые никогда не бывают червивыми.

-А также многие грибы в лесу тесно связаны с деревьями. Нити грибницы срастаются с корнями и помогают им высасывать из почвы воду и соли, а взамен грибы получают от растений питательные вещества. Так деревья и грибы помогают друг другу.

-Какой пункт плана мы реализовали?

Как собирать грибы.4 Посмотрите внимательно. Я сейчас покажу вам небольшой опыт. (тарелка, окрашенная вода, губка). Представим, что губка-это гриб, который растет около промышленных предприятий. И впитывает из земли всю грязь. Какой становится губка? Какой мы можем сделать вывод? Где можно собирать грибы?(в экологически чистых местах, в лесу).

Какие ещё правила сбора грибов нужно соблюдать?

Какой пункт плана реализовали?

Наша лесная прогулка подходит к концу. Надеюсь, она не прошла для вас даром. Во время нее вы узнали много нового

О каком царстве мы сегодня узнавали много нового? Вернемся к цели урока. Достигли ли мы её? А что помогло достичь цели урока?

-Чему на уроке научились?

У меня есть корзиночка. Если урок вам понравился, вы на уроке узнали много полезного, сможете применить , полученные знания когда отправитесь в лес за грибами-положите в корзинку съедобный белый гриб. Если что-то на уроке было непонятным, не все цели были достигнуты, положите в корзинку ядовитый гриб мухомор. Посмотрите сколько съедобных грибов собрано. Я довольна вашей работой на уроке.

Давайте определим, кто на уроке работал активно? Отвечал на вопросы? Принимал участие при формулировании темы урока, составлении плана урока.

Домашнее задание: 

1. С.112-116 прочитать, ответить на вопросы.

Творческое задание: нарисовать рисунок гриба и рассказать о нем.

        

igra_dlya_obucheniya_chteniyu_detey_14 igra_dlya_obucheniya_chteniyu_detey_14

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Грибы. Урок №1 "Шляпочные грибы"

Окружающий мир. Презентация к уроку "Шляпочные грибы" УМК Гармония 1класс...

УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА ДЛЯ 2 КЛАССА ПО ТЕМЕ: «ЯДОВИТЫЕ И НЕСЪЕДОБНЫЕ ДВОЙНИКИ ШЛЯПОЧНЫХ ГРИБОВ. ПРАВИЛА СБОРА ГРИБОВ »

Двадцать девятый  урок в разделе программы «Человек и природа»Тема урока: Ядовитые и несъедобные двойники шляпочных  грибов. Правила сбора грибов.Цель урока: создать условия для формирования...

УМК «Гармония» 1 класс ОКРУЖАЮЩИЙ МИР (Поглазова О. Т., Шилин В. Д.) Шляпочные грибы. Презентация

Презентация к урокам окружающего мира "Шляпочные грибы". Примерный план работы с презентацией....

Конспект урока окружающего мира в 1 классе УМК Гармония "Разнообразие шляпочных грибов"

Конспект урока окружающего мира в 1 классе по УМК «Гармония»Тема: «Разнообразие шляпочных грибов (съедобные и несъедобные, трубча-тые и пластинчатые)».Тип урока: урок формирования первоначальных предм...

презентация по окружающему миру "Царство грибов. Шляпочные грибы"

презентация по окружающему миру "Царство грибов. Шляпочные грибы"...

Тема: Грибы. Какие бывают грибы. Шляпочные грибы

Тема: Грибы. Какие бывают грибы. Шляпочные грибы.Тип урока: открытие нового знания.Цель деятельности учителя: способствовать расширению знаний учащихся о грибах.Предметные результаты: уметь отличать с...