Урок окружающего мира "Как помочь птицам зимой?" 2 класс
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

Скулова Виктория Юрьевна

 

  • знакомить детей с зимующими птицами, учить различать их;
  •  раскрыть важность заботы о птицах зимой и заинтересовать учащихся в решении этой проблемы ;
  • научить изготавливать простейшую кормушку и подбирать корм для птиц.  
  • Развитие умения сравнивать, обобщать, делать выводы на основе полученной информации;
  • Развитие умения анализировать и находить пути решения поднимаемой проблемы;
  • Воспитание гуманного отношения к природе;
  • Экологическое и нравственное воспитание;
  • Пополнять словарный запас детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_pomoch_ptitsam_zimoy.docx417.81 КБ

Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира

Тема: «Как помочь птицам зимой»

 Цели урока:

  1. Создать условия для раскрытия  необходимость оказания помощи зимующим птицам
  2. Создать условия для обогащения и активизации словаря, развития связной речи
  3. Воспитывать бережное отношение к родной природе

Планируемые результаты обучения:

Предметные:

-формировать умение самостоятельно добывать знания;

-обобщить жизненные наблюдения детей о зимующих птицах;

-рассмотреть виды корма для зимующих птиц.

Метапредметные:

-Формировать умение ставить и решать учебные задачи на материале темы урока.

-Продолжить формирование общеучебных умений коммуникации (слушать учителя, друг друга).

Личностные:

-Воспитывать ответственное отношение к природе на примере посильной помощи детей птицам.

Оборудование: учебник, хрестоматия, мультимедийный проектор

Ход урока

  1. Организационный момент и психологический настрой

Здравствуйте, ребята.

-Раз, два, три, четыре, пять -                                                                                                Урок пора нам начинать.                                                                                                  

Вы друг другу улыбнитесь                                                                                            

И тихонечко садитесь.      

  1. Определение темы урока

- Посмотрите в окно и скажите, какое сейчас идёт время года? (Слайд) Зима доброй, заботливой  хозяйкой пришла  на землю: теплым одеялом накрыла растения, деревья  и кустарники укутала в пушистые шубы, сберегла от леденящей стужи.  Рады зимушке детишки, с  нетерпением ждали  ее прихода. Их веселый звонкий смех можно услышать на улице, на горках и катках. Только вот совсем не до веселья животным. Для них зима – суровое испытание. Догадайтесь, о чем пойдет речь на нашем уроке? (Дети делают предположения и выясняют, что на прошлом уроке речь шла о зверях, то сегодня – о птицах). Откройте учебники, переложите закладку на следующую страницу, скажите, правильное ли было ваше предположение. Исследуйте страницы разворота учебника. Как вы думаете, какой сегодня урок. (Дети высказываются по поводу типа урока: открытия новых знаний или повторения). Что Вам помогло сделать такой вывод? (Дети отвечают, что иллюстрации. Если ответы были, про урок повторения, учитель заостряет внимание на корме для птиц, разных птицах на кормушке и разных кормушках. Этим  самым подводит детей к тому, что сегодня урок открытия знаний). Что будем открывать? (Как помогать птицам  зимой)               - Сформулируйте тему урока: Помощь птицам зимой.

  1. Постановка цели и задач

- Определите главную цель урока: Должны выяснить (уточнить, определить, понять), как мы можем помочь птицам зимой.

- Что для этого вы должны знать? (Какие птицы живут у нас зимой, как им живётся в зимнее время года, что они едят, как лучше кормить птиц)

  1. Знакомство с новым

- Рассмотрите внимательно иллюстрацию учебника и назовите тех птиц, которых вы видели у нас и летом, и осенью и встречали зимой (Воробей, сорока, ворона, дятел. Если дети не называют синицу, щегла,  учитель говорит, что они тоже живут с нами, но только летом – в лесу.) Тех птиц, которые с нами живут постоянно называют зимующими птицами. Назовите птиц, которые к нам прилетают на зиму (Снегирь и свиристель).Таких птиц называют перелётными зимующими (зимующие гости).

- Я вам предлагаю игру «Узнай, кто – это?» (Слайд). Ребята в этой загадке мы вспомнили ещё об одной зимующей птице, о голубе. Где ночуют птицы зимой? (под крышами, на ветках деревьев и др.). Как ведут себя во время морозов?(птицы нахохливаются). (Слайд) Почему это происходит?(дети дают свои варианты ответов, затем учитель подытоживает). Для того чтобы согреться. Тепло сохраняют перья и воздух, который находится между ними. Когда холодно, птицы поднимают перья и толщина «воздушной шубы» увеличивается.

- В наших краях очень холодная зима. Почему люди не строят для птиц тёплые домики? (Дети  пытаются ответить. Очень хорошо, если они сами ответят, что страшнее не холод, а голод.) Действительно, для птиц страшнее голод. Зимой много птиц погибает от голода. Очень нелегко найти корм птицам за короткий зимний день. Одни раскапывают снег, стараясь добраться до земли, другие ищут корм на деревьях и кустах, третьи держатся поближе к жилью человека. Как вы думаете, почему? (Дети отвечают,  далее учитель читает статью из хрестоматии «Почему птицы зимой перебираются ближе к жилью человека» на стр.30.( Приложение 1). Что нужно делать, чтобы птицы не замёрзли? (Подкармливать их). Мы с вами в силах помочь птицам зимой? (Да).Что для этого нужно?(Сделать кормушки для птиц и развесить их). Рассмотрите иллюстрацию на стр. 39. Из чего можно сделать кормушки? (Дети отвечают). 

  1. Физкультурная минутка

(Приложение 2)

  1. Знакомство с новым

- Нужно ещё правильно развесить их. (Далее учитель вместе с детьми вырабатывает правила развешивания кормушек). Правила:

  1. Вешай кормушку в том месте, где меньше дует ветер, меньше снега
  2. Вешай на такой высоте, чтобы не достала собака или кошка
  3. Нельзя кормушку прибивать к дереву, её нужно привязывать или прикручивать

О каком правиле мы ещё забыли? (Если дети не отвечают, учитель наводящими вопросами,  подводит детей к мысли о корме для птиц). Значит ещё одно правило:      4. Давай птицам правильный корм.

Рассмотрите иллюстрацию на стр. 38 и скажите, какой корм едят зимующие птицы (Дети перечисляют). Для птиц различных видов нужны различные корма. (Учитель читает статью из хрестоматии стр.34(Приложение 3) и демонстрирует слайды)

- Но почему-то очень многие птицы любят ягоды рябины. (Слайд) Как вы думаете, почему? (Очень богата витаминами). (Далее учитель читает статьи из хрестоматии «Тайны рябинового пира» и «Почему свиристели падают зимой в обморок» стр.32-33 (Приложение 4, 5).

- Вот такое необычное поведение. А ещё существуют народные приметы, связанные с поведением птиц. (Учитель проговаривает)

Воробьи дружно чирикают – значит будет оттепель.

В какую сторону ворона села носом – оттуда и будет ветер.

Вороны прячут клюв под крыло – к холодам.

Птицы садятся на верхушки деревьев – будет тепло.

Синички с утра пищат – значит будет мороз.

- Сейчас, ребята, мне хочется вас проверить. Как вы запомнили, какой корм любят птицы. (Учитель показывает кусочек сала, семена подсолнечника, тыквы и арбуза, хлебные крошки, ягоды рябины.  Дети называют тех птиц, которые это любят). Как называются все эти птицы? (Зимующие) Зачем  нужно подкармливать птиц? (Птицам страшнее не холод, а голод. Чтобы не погибли) А почему мы так беспокоимся о жизни птиц? (Дети начинают говорить о пользе птиц, учитель должен выслушать каждого ребёнка: красивое пение и оперение, уничтожают вредителей растений, переносят семена растений ) Птицы приносят огромную пользу, поэтому им нужно помогать. (Слайд) (Далее выходит к доске заранее подготовленный ученик и читает наизусть стихотворение Александра Яшина «Покормите птиц зимой») (Приложение 6 )

 

  1.  Итог и оценка

- Наш урок подошёл к концу.  Что открыли для себя на уроке (Дети отвечают: «Я открыл…»Выслушивать ответы, пока не прозвучит: «Я открыл, как помочь птицам  зимой»). Как вы можете помочь птицам зимой (сделать кормушки и подкармливать). Сделайте дома кормушки и развесьте их, соблюдая все правила. И, конечно же, подкармливайте птиц, которые будут прилетать к вам в гости.

Мне очень понравилось, как вы  все сегодня рассуждали, как высказывали своё мнение, к какому пришли выводу.

  1. Рефлексия

А теперь вы поделитесь своими впечатлениями от урока (Кто-то говорит, что ему понравилась или не понравилось, кто-то – что удалось или не удалось)

Урок окончен. Всем спасибо.

Список используемой литературы

  1. Ковалько В.И. Школа визминуток:практические разработки физминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр для младших школьников. – М.: ВАКО, 2005
  2. Стрельцова Л.Е. Литература и фантазия. – М.:Просвещение, 1992
  3. Федотова О.Н., Трафимова Г. В., Трафимов С. А..  Окружающий мир: учебник. - М.:  Академкнига / Учебник,  2010.
  4. Федотова О.Н., Трафимова Г. В., Трафимов С. А..  . Окружающий мир: хрестоматия. -  М.:  Академкнига / Учебник,  2010.

Список электронных ресурсов

  1. http://rodnaya-tropinka.ru/zimuyushhie-ptitsy/
  2. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/

Приложение 1

Приложение 2

Физминутка

Ой, летали птички,

Птички-невелички.

Все летали, все летали,

Крыльями махали. (Махать руками, как крыльями)

На дорожку сели,

Зернышки поели.

Клю, клю, клю, клю,

Как я зернышки люблю! (Присесть на корточки)

Перышки почистим,

Чтобы были чище.

Вот так, вот так,

Чтобы были чище. (Руками «почистить» предплечья, как бы обнимая себя)

Прыгаем по веткам,

Чтоб сильней стать деткам.

Прыг-скок, прыг-скок,

Прыгаем по веткам. (Встают, прыгают на месте)

Поскакали, полетели

Полетели , полетели (Махать руками, как крыльями)

И на место все присели (Садятся за парты)

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5

Приложение 6

Александр Яшин

«Покормите птиц зимой»

Покормите птиц зимой,

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма.

Горсть зерна нужна,

Горсть одна –

И не страшна

Будет им зима.

Сколько гибнет их – не счесть,

Видеть тяжело.

А ведь в нашем сердце есть

И для птиц тепло.

Разве можно забывать:

Улететь могли,

А остались зимовать

Заодно с людьми.

Приучите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну.                            

                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира в 1 - ом классе по теме "Золотая осень. Путешествие в мир насекомых и птиц".

Данный урок является одним из уроков при изучении в первом классе темы «Осень». Выбрана нетрадиционная форма проведения урока. На уроке осуществляется дифференцированный подход к обучению, используютс...

Сценарий урока "Как зимой помочь птицам?"

А. А. Плешаков ОКРУЖАЮЩИЙ МИР 1 классУМК "Школа России"...

Конспект урока "Как зимой помочь птицам?"

Конспект урока по окружающему миру 1 класс, "Как зимой помочь птицам?" и Самоанализ этого урока....

открытый урок "Как зимой помочь птицам"

знакомство с зимующими птицами...

Урок-путешествие "Как помочь птицам зимой"

Урок-путешествие "Как помочь птицам зимой"...

Конспект урока окружающего мира по теме: «Как зимой помочь птицам?» 1 класс УМК "Школа России"

Учащиеся научатся распознавать зимующих птиц  с помощью наглядности и в природе, изготавливать кормушки и выбирать корм для птиц....

Урок "Как зимой помочь птицам"

Урок "Как зимой помочь птицам"...