Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Государственный бюджет"
методическая разработка по окружающему миру (3 класс)

Ащина Наталья Владимировна

Тема урока: Государственный бюджет

Технологическая карта окружающего мира по теме "Государственный бюджет" составлена по УМК "Школа России" А.А. Плешакова. Технология: системно-деятельностный метод обучения. Цель урока: познакомить с понятием государственный бюджет, научить решать экономические задачи. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_okruzhayushchego_mira.docx24.71 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока окружающего мира

Тема урока: Государственный бюджет

Класс: 3 «а»

Место урока в  разделе: Чему учит экономика 

Тип урока: урок открытия нового знания

Технология: системно - деятельностный метод обучения

Цель урока: познакомить с понятием государственный бюджет, научить решать экономические задачи.

Образовательные задачи: способствовать формированию понятий государственный бюджет, доходы и расходы, налоги, формировать умения переносить знания о бюджете в повседневные ситуации.

Предметные

понимать:

-определение понятий «бюджет», «доход», «расход», «налоги».

уметь:

- объяснять, что такое бюджет, из чего он состоит.;

-устанавливать взаимосвязь между доходами и расходами

- переносить знания о бюджете в повседневную жизнь..

использовать:

-полученные знания для решения учебно-практических, учебно-познавательных задач.

Метапредметные:
регулятивные:

-понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

-планировать учебную деятельность;

-удерживать учебную задачу в течение урока;

-отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

познавательные:

-уметь ориентироваться в своей системе знаний; ориентироваться в учебнике;

-уметь отвечать на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке,

-находить закономерности и строить логическое рассуждение,

-преобразовывать информацию из одной формы в другую.

коммуникативные:

-строить монологические высказывания

-работать в группах  на основе приёмов взаимодействия (распределение обязанностей, обсуждение разных точек зрения, умение договариваться в случае разногласий, представление результата деятельности). 

-учиться выступать перед классом.

Личностные:

- проявлять мотивацию к изучению нового учебного материала;

- уметь проводить самооценку на основе критерия успешной  учебной деятельности

- проявлять первоначальные навыки адаптации в мире (производство, экономика, деньги)

Методы обучения: частично-поисковый, репродуктивный, объяснительно-иллюстративный

Форма организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Основные понятия: бюджет, государственный бюджет, налогоплательщик, доходы, расходы

ХОД УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Мотивация к учебной деятельности

СЛАЙД 2

-Прочитайте девиз урока.

-Как вы его понимаете?

Читают девиз, объясняют как его понимают:  

Просто знать - еще не все, знания нужно уметь использовать

Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии

- Какую тему изучали на прошлом уроке?

- Насколько вы хорошо усвоили тему прошлого урока,  мы сейчас проверим.

СЛАЙД 3

 - Вам нужно разгадать кроссворд, записывая слова по горизонтали. Если вы отгадаете все слова правильно, то прочитаете в выделенных клеточках слово по вертикали.

Работать вы будете в парах. По окончанию работы, поднимем руки.

- Какое ключевое слово получилось в кроссворде.

- Назовите однокоренное имя прилагательное  к слову государство.

Обучающие решают кроссворд самостоятельно, работают в паре, отгадывают ключевое слово в кроссворде

- Бюджет

- Государственный

Постановка учебной задачи

- Какая тема нашего урока?

- Какие вопросы у вас возникают?

- Итак сегодня на уроке мы

Узнаем что…

Выясним для чего ….

Определим какую роль играет государственный бюджет в жизни страны.

- Государственный бюджет

- Что такое государственный бюджет? Из чего он складывается? и т.д.

Открытие нового знания (построение проекта выхода из затруднения)

Слайд 4

- Представьте себе кошелек, в который сначала складывают деньги, а потом из него вынимают, чтобы потратить на какие-либо нужды.

- Как будут называться деньги, которые кладут в кошелек?  - А вынимать из него?

-- Что такое доходы  и расходы?

- Назовите тему нашего урока. Какие слова Вам непонятны?

- Где можно найти значение слова?

СЛАЙД 5

В Толковом словаре Ожегова вот такое толкование слова бюджет.

- Давайте вернемся к началу урока и вспомним о кошельке. С чем можно сравнить кошелек?

СЛАЙД 6

- Что такое Государственный бюджет?

СЛАЙД 7

Государственный бюджет закладывается на год и утверждается в Государственной думе. Государство должно, заранее рассчитать какие доходы оно получит и на что может потратить.

Давайте более подробно разбираться,  откуда государство получает доходы и на что расходует деньги. Предлагаю вам провести расследование поиграть в игру.

- Возьмите конверт и прочитайте что написано на карточке.

- Вы  граждане государства, что вы получили?

- Обратите внимание на полоску. Разрежьте карточку на две части, большую часть оставьте себе, а меньшую принесите мне и положите в сумку. Эта сумка Государственный бюджет.

- Какую часть вы вернули в бюджет?

- А кто знает или заметил как называется та часть дохода, которую вы вернули государству? (ЧИТАЕМ В УЧЕБНИКЕ с. 67)

- Чем пополнился бюджет государства?

- Что такое налоги?

СЛАЙД 8

- Из чего складываются доходы государственного бюджета?

- Подумайте налоги платят добровольно или по принуждению? Почему?

-  Как называют человека, который платит налоги?  Значит, когда вы возвращали налоги, вы кем были?

-Ваши родители являются налогоплательщиками? За что они платят налоги в государственный бюджет? 

- Получив заработную плату или прибыль человек должен часть этого дохода заплатить государству. Владелец земельного участка или дома тоже должен заплатить налоги.

Давайте заглянем в историю, оказывается. В России при Петре 1 был введён налог на бороды. Люди, желавшие носить бороду, обязаны были платить налог в  казну и, чем длиннее борода, тем выше налог

- Итак, налоги поступили в бюджет.

- Чем платят налоги?

- В старину налоги можно было платить зерном, продуктами питания, дом. животными, а сейчас налоги платят деньгами.

- Доходы государства – это деньги, которые поступили в бюджет.

- Кто понял,  что такое доходы?

- Деньги поступили в бюджет, что потом происходит с этими деньгами?

- Давайте выясним,  на  что тратят доходы государства. Прочитаем материал учебника на с. 67 – 68 и заполним схему рабочего листа.

- На что тратят деньги из бюджета?

СЛАЙД 9

- Сделайте вывод. Расходы - это деньги, которые расходуются на образование, ….., …..

- Кто хорошо разобрался с расходами?

Обучающиеся называют как называются деньги, которые кладут в кошелек и тратят. Если вызывает затруднение, то обращаемся к учебнику с. 66, ЗАПИСЫВАЮТ

- Доходы

- Расходы

- Доходы – деньги, которые поступают

- Расходы – это деньги, которые тратят

- Государственный бюджет

- В толковом словаре

- Читают толкование слова

- С бюджетом (записывают на рабочем листе)

- Бюджет государства

Вынимают слова из конверта, читают, разрезают и кладут в сумку (БЮДЖЕТ)

- Доход

- Меньшую

- Налоги

- Деньгами.

Записывают на рабочем листе

- Из налогов граждан и предприятий

- По принуждению. Не все люди будут платить налоги.

- НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИК

 

- Деньгами

Поднимают руку

- Тратят или расходуют

Физминутка

Расходы -  приседаем, а доходы подпрыгиваем.

Государство продаёт нефть в соседние государства (д)  

Наша страна закупила молочные продукты в Белоруссии (Р)

Россия оказала гуманитарную помощь Украине (р)

Благовещенский судостроительный завод продал рыболовное судно в Китай (д)

Швейная фабрика  закупила 200 тонн хлопка в Таджикистане (р)

Первичное закрепление

Давайте и мы с вами поучимся рассчитывать расходы и доходы  государства.

 (Предлагаю решить экономические задачи.)

Работа в группах

1 гр. Доход  государства составляет 100 условных единиц. Каков будет расход государственного бюджета? Если

 на здравоохранение выделить 10 условных единиц,  

на содержание армии и полиции выделить 20 условных единиц,

на науку и культуру - 10 условных единиц,

на пенсии  и пособия – 40 условных единиц,

а на охрану природы – 6 условных единиц.

на образование- 10

Решите задачу и сделайте вывод, поставив знак    

Доходы…….Расходы        

2гр. Доход  государства составляет 100 условных единиц. Каков будет расход государственного бюджета, если

 на здравоохранение выделить 20 условных единиц,  

на содержание армии и полиции выделить 20 условных единиц,

на науку и культуру - 20 условных единиц,

на пенсии  и пособия – 30 условных единиц,

а на охрану природы – 6 условных единиц,

на образование- 10

Решите задачу и сделайте вывод, поставив знак    

Доходы…….Расходы        

3гр. Доход  государства составляет 100 условных единиц. Каков будет расход государственного бюджета, если

на здравоохранение выделить 20 условных единиц,

 на содержание армии и полиции выделить 20 условных единиц,

на науку и культуру - 10 условных единиц,

на пенсии  и пособия – 30 условных единиц,

а на охрану природы – 10 условных единиц,

на образование- 10

Решите задачу и сделайте вывод, поставив знак    

Доходы…….Расходы        

Обучающиеся работают в группах, решают экономические задачи, делают выводы

Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу (эталону)

«Верно - неверно»

- С какими понятиями мы сегодня познакомились?

- Государственный бюджет -  это план доход и расходов государства (+)

Доходы – это деньги, которые тратятся из бюджета (-)

Налоплательщик – это человек, который платит деньги государству (+)

Расход – это деньги, которые поступают в бюджет (-)

Обучающиеся заполняют таблицу, отмечают верные (+) и неверные (-) утверждения, проверяют выполнение задания по эталону и оценивают свою работу

Включение нового знания в систему знаний и повторение

Выполнение задания из рабочей тетради

Стр. 45, № 3, № 4

Рефлексия

- Поднимите левую руку, если вам было на уроке все понятно и у вас не осталось вопросов

- Поднимите правую руку, если вам было все понятно, но у вас остались вопросы.

- Поднимите две руки, если вам ничего не понятно. Вам требуется помощь учителя, родителей или одноклассников

Обучающиеся поднимают руки

Домашнее задание

СЛАЙД 10

  1. Стр. 66 – 68, выучить понятия
  2. Стр. 45, № 2
  3. Придумать сказочную страну и составить для нее бюджет

Записывают задание в дневник


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока окружающего мира "Семейный бюджет" (УМК "Школа России", 3 класс, А.А. Плешаков)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для формирования у обучающихся базовых представлений о бюджете семьи.Задачи урокаДидактические:1. Познакомить...

Технологическая карта урока окружающего мира. Тема:"Государственный бюджет"(3 класс, УМК "Школа России").

Тип урока: открытие “нового” знания.Цель урока: создание условий для знакомства учащихся с понятием “государственный бюджет”.Задачи урокаДидактические:Познакомить с определения...

Технологическая карта урока окружающего мира. Тема:"Семейный бюджет"(3 класс, УМК "Школа России").

Тип урока: открытие “нового” знания.Цель урока: создание условий для знакомства учащихся с понятием “семейный бюджет”.Задачи урокаДидактические:Познакомить с определениями: &qu...

Технологическая карта урока окружающего мира "Государственный бюджет" (УМК "Школа России", 3 класс)

Тип урока: «открытие» нового знания.Цель урока: создать условия для формирования у обучающихся элементарных экономических представлений о государственном бюджете.Задачи урокаДидактические:...

Технологическая карта урока окружающего мира "Семейный бюджет" (УМК "Школа России", 3 класс)

Цель урока: формирование знаний о понятиях: семейный бюджет, стипендия, пенсия, структуре семейного бюджета.Задачи урокаДидактические: 1) выявить основные источники формирования семейного бюджета; 2) ...

Технологическая карта урока окружающего мира: "Государственный бюджет" (3 класс) УМК Школа России

Цель урока: Ознакомление учащихся с понятиями «государственный бюджет», «налоги», «доходы и расходы бюджета»..Задачи урокаДидактические:Познакомить учащихся с понят...

Технологическая карта урока окружающего мира тема «Семейный бюджет»

Тип урока: «открытие» нового знания Цель урока: формирование элементарных экономических представлений о бюджете семьи, о правилах ведения домашнего хозяйства. Задачи урокаДидакти...