Царства живой природы. Грибы
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Окружающий мир.Царства живой природы.Грибы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2014_12_11_lavrenteva1.docx15.49 КБ
Файл 2014_12_11_lavrenteva2.docx38.24 КБ

Предварительный просмотр:

Анализ  уровня овладения учебным материалом и интереса учащихся к теме : « Царства живой природы. Грибы.»

«Лист самоконтроля». Ведется на протяжении всего урока.

Фамилия, имя ученика_____________________________

Вид задания

Отметка/ баллы

Таблица-фиксация знания и незнания о каком-либо понятии

Знаю

Хочу узнать

Узнал

"Синквейн".( на данном уроке проговаривается)

1-я строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна;

2-я строка – два прилагательных, характеризующих данное понятие;

3-я строка – три глагола, обозначающих действие в рамках заданной темы;

4-я строка – короткое предложение, раскрывающее суть темы или отношение к ней;

5-я строка – синоним ключевого слова (существительное).

Анкета.

1. На уроке я работал

2. Своей работой на уроке я

3. Урок для меня показался

4. За урок я

5. Мое настроение

6. Материал урока мне был

7. Домашнее задание мне кажется

активно / пассивно

доволен / не доволен

коротким / длинным

не устал / устал

стало лучше / стало хуже

понятен / не понятен

полезен / бесполезен

интересен / скучен

легким / трудным

интересным / неинтересным



Предварительный просмотр:

                                                        Конспект урока

Учитель : Лаврентьева Елена Николаевна

Предмет: окружающий мир

Тема урока: Царства живой природы.  Грибы

Класс: 2

Тип урока: открытие нового знания. Урок-дискуссия

Основной метод обучения: обсуждение с целью обобщения, систематизации, закрепления полученной учебной информации.

Основной структурный элемент: диалог.

Дополнительные структурные элементы: обмен информацией и её коллективный анализ, обмен репликами, формулирование выводов.

Формы работы: фронтальная, групповая, в парах, индивидуальная

Цель урока: создание условий для учебной деятельности, в ходе которой у учащихся сформируется первичное представление о многообразии представителей царства грибов.

Задачи урока: 

Обучающая: проанализировать признаки грибов, их строение, разнообразие и установить значение грибов  в  царстве живой природы;

Развивающая: развивать познавательные способности и интересы, интеллект /логическое мышление, речь/, эмоциональную сферу у учащихся;

Воспитательная: формировать у учащихся правильное отношение к природе, воспитывать чувство ответственности за свою жизнь и здоровье.        

Планируемые результаты

Предметные:

- уметь распознавать на рисунках и описывать грибы, сравнивать их между собой,

- уметь объяснять  строение гриба, выделять группы съедобных и несъедобных грибов.

-формировать представление  о грибах как представителях отдельного царства живой природы.

- развивать  логическое мышление и память через выполнение заданий развивающего характера, выделение существенных особенностей представителей царства Грибы.

- уметь применять полученные  знания в повседневной жизни.

Метапредметные:

Познавательные УУД:

- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

-преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы;

 -формировать умение сравнивать, анализировать, обобщать информацию, проводить аналогии и делать выводы;

 - работать с различными источниками информации.

Регулятивные УУД:

 - формировать умение концентрировать внимание;

 - закреплять умение контролировать и корректировать свою деятельность, самостоятельно выполнять предложенное задание;

 - уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности;

 -уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;  

- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

Коммуникативные УУД:

 - формировать умение работать в группе, в паре;

 - воспитывать  навыки коммуникативного общения  в процессе работы в парах;

- уметь слушать и понимать речь других;

 - контролировать действия партнёра по деятельности;

 - оформлять свои мысли в устной форме;  

Личностные результаты:

- формировать положительную мотивацию к обучению;

 - создавать позитивное эмоциональное отношение учеников к уроку и предмету;

-развивать организационные умения и умения самоконтроля и самооценки

Оборудование:  компьютер, мультимедийная презентация, раздаточный материал.

ХОД УРОКА

Цель/задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1этап:организационный этап1 минута

Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности. Создание доброжелательной атмосферы, создание ситуации успеха.

Приветствует учащихся; настраивает на работу

- Добрый день, ребята! Сегодня у нас очередная встреча с окружающим миром. Надеюсь, что у вас замечательное настроение и достаточный багаж знаний.

Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Все ль на месте,

Все ль в порядке:

Книга, ручка и тетрадки?

Выполняют оценку/самооценку готовности по критериям:

•        правильность выбора учебных принадлежностей,

•        правильность и аккуратность расположения предметов на парте,

•        самостоятельность подготовки,

•        настрой на урок.

2 этап:постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся3 минуты.

Создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность. Формулировать познавательную цель и тему для изучения.

Организует ситуацию, включающую обучающихся в практическую деятельность направленную на воспроизведение знаний и способов действий для открытия новых знаний (ситуация успеха).

Слайд 1.

Какие царства живой природы вы знаете?

Слайд 2.

С каким царством познакомились на прошлом уроке?

- Лес… Это сказочный мир доброго царя Берендея. Присмотритесь и прислушайтесь…  Лес полон загадок и таинств. Он многих приютил. Здесь живут звери и птицы, ящерицы и лягушки, жуки и бабочки. А сколько в нем разнообразных ягод и грибов! Крупные и мелкие цветки смотрят на нас из травы. Они умоляют человека не рвать, а понюхать их, приглашают всех полюбоваться, порадоваться красоте, вдохнуть чистый и добрый лесной воздух.

- Сегодня на уроке мы познакомимся с одним из царств живой природы.

Слайд 3.

- Послушайте загадку и отгадайте, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке:

Землю пробуравил,

Грибницу оставил,

На ножке явился,

Шляпкой накрылся.

Слушают, представляют результат, определяют цель и способ деятельности.  

Формулируют свое затруднение (недостаточность знаний, способов действий).

Нас ждёт сегодня открытие новых знаний.

Гриб

3этап:актуализациязнаний6минут.

Создание условий для возникновения уучеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность.

Откройте учебник на странице 23.

Сформулируйте тему урока.

- Значит, чему будет посвящён урок?

Дидактическая игра «Кто  больше назовёт грибов»

Слайд 4.

Работа с картиной И.Т. Хруцкого «Натюрморт с грибами» С. 29

-Давайте подумаем, на всех ли рисунках изображены грибы?

Приём  “Я беру тебя с собой»

-Где возникли затруднения?

-Почему возникли затруднения, чего мы ещё не знаем?

- Исходя из темы урока, сформулируйте  цель урока.

Давайте разберёмся. Что мы должны знать о царстве грибов?

Слайд 5.

Составим план.

1. Разнообразие грибов

2 Строение грибов

3.Как правильно собирать грибы

4. Какое значение имеют грибы.

Итог. В конце  урока мы должны знать особенности  строения грибов, уметь различать съедобные и ядовитые для человека грибы.

- Добро пожаловать в   царство  грибов!

Учёные долгое время не могли решить, что это вообще такое грибы? К группам животных и растений они не подходят. Грибы – настолько уникальные организмы, что в последнее время многие биологи стали их относить не к растениям, а выделили в специальное царство Грибов.

В нашей стране 200 видов грибов.  Грибники собирают 15 видов, а заядлые берут до 25.

Тема урока «Царство живой природы.  Грибы»

Дети называют грибы и их некоторые характеристики.

 1 ученик  является судьёй.

Высказывают мнение о том, что можно было бы сделать с грибами.

Проговаривают проблему, отделяя знание от незнания. Обсуждение затруднений

-Является ли плесень и тесто грибами? Что называют грибами?

Составляют план работы совместно с учителем.

4 этап: первичное усвоение новых знаний. 14 минут

Формирование и развитие ЦО (ценностное отношение) к совместной познавательной деятельности по открытию нового знания, понятия, правила, способа деятельности

Организует учебный диалог

- Что такое грибы?

-Какими они бывают?

Чтобы ответить на вопрос, давайте выслушаем ваши предположения.

Как вы считаете?

А теперь займёмся поиском необходимой информации, чтобы  проверить своё предположение.

Где будем искать необходимую информацию?

(Книга) Откройте учебник на стр.24.  Найдите ответ на вопрос (Белый и сыроежка, подосиновик, зелёная плесень...- всё это грибы.)

Слайд 6-12.

Рассказ учителя «Другие грибы»

 «Грибы могут быть одноклеточными – дрожжи, плесневыми – мукор, пеницилл, шляпочными (пластинчатыми и трубчатыми).

Грибы выделяют в отдельное царство…»

- Какой возник вопрос?

- Ответ на этот вопрос предстоит узнать в 3 классе .

Организует работу детей по группам

Приложение 1.

Просмотр фрагмента  о  съедобных и несъедобных грибах «Премьер-Учфильм» «Чрезвычайные приключения Юли и Ромы.»

Решают проблему, обсуждая и выдвигая гипотезы в совместной деятельности, сравнивают, анализируют, осуществляют поиск необходимой информации.

-В книге.

Слушают рассказ учителя с показом слайдов.

-Почему грибы выделяют в отдельное царство?

Работают в группах, готовят рассказ для класса

 Слайд 13-14.

1 группа- строение шляпочных грибов (учебник с. 25)

2 группа- правила сбора грибов      ( учебник с.25)

3 группа-решают экологическую задачу (учебник с.26)

Два друга отправились в лес за грибами. Они долго бродили по лесу, но грибов не было. Изредка попадались блеклые старые грибы да мухомор, которые Вова сбивал палкой.- Зачем ты это делаешь? – спросил Коля. – Ведь они нужны лесу, животным!- Они же несъедобные, поганки, - ответил Вова.

Кто из мальчиков прав?

Смотрят фрагмент

5 этап:физкультминутка 2 мин

Цель-восстановление физических и духовных сил.

Слайд 15-16.

Физкультминутка«В лес по грибы».

 Собрать карточки с названиями съедобных грибов .( карточки расположены на полу)

Выполняют физкультминутку

6 этап: первичная проверка понимания7 минут.

Формирование и развитие ЦО к умению выполнять задание по алгоритму.

Предлагает вернуться к самому первому заданию и выполнить его по новому алгоритму.    

-Вернёмся к учебнику на стр.23.  И теперь постараемся ответить на вопрос.  На всех ли рисунках изображены грибы?

Предлагает выполнить систему тренинговых заданий.

Предлагаю вам поработать в малых группах. Выполнить тестовые задания.

Организует самооценку усвоения детьми нового способа действий.

«Алгоритм самооценки».

1. Какое было задание? (Учимся вспоминать цель работы.)

2. Удалось выполнить задание? (Учимся сравнивать результат с целью.)

3. Задание выполнено верно  или не совсем? (Учимся находить и признавать ошибки.)

4. Выполнил самостоятельно или с чьей-то помощью? (Учимся оценивать процесс.)

5. Какую себе поставишь отметку

Выполняют исходное задание с проговариванием.  

-На всех рисунках изображены грибы. Мы нашли подтверждение в учебнике и книге.

Учащиеся выполняют  типовые задания по группам на новый способ действий.

на компьютере (Тест. Модуль предназначен для контроля знаний по теме «Грибы. Общая характеристика» http://www.fcior.edu.ru/card/27040/kontrol-griby-obshaya-harakteristika-detalizirovannoe-predstavlenie.html )и в рабочей тетради (с.8 №12)

Ученик сам оценивает свой результат выполнения задания по «Алгоритму самооценки».

Проверить свои знания по теме «Грибы»

Удалось выполнить задание, проверил свои знания по теме «Грибы»

Выполнил правильно…, допустил ошибки в …

Работал в паре.

Поставлю себе…

7 этап:  первичное закрепление8 минут.

Цель этапа: использование информации для решения учебных задач, самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности.

Стимул: Предлагаю вам выступить в роли ученых-исследователей природы.

Задачная формулировка: ваша задача, исследовать данное царство живой природы (с. 24, учебник «Окружающий мир. Н.Ф. Виноградова 2 класс»;

изобразить схематически модель гриба (стр. 8  № 13. Рабочая тетрадь «Окружающий мир. Н.Ф. Виноградова 2 класс»);

найдите в тексте по два примера шляпочных пластинчатых и трубчатых грибов, вписав их в таблицу.

Инструкция по выполнению задания:

1).Задание (Учебник с. 24.) Внимательно прочитай текст и рассмотри иллюстрации.

2). Задание (Рабочая тетрадь  стр. 8  № 13.) Нарисуй модель гриба в тетрадь.

3).. Задание (Учебник с. 24.) Прочитай и заполни таблицу. Занеси результат  в  карточку.

Бланк выполнения задания:

Шляпочные грибы

Пластинчатые

Трубчатые

Критерии оценки выполненного задания: за каждый правильный ответ 1 б.

1.Определено верно строение шляпочного гриба   – 0-3 балл;

2.Правильно дано по два примера шляпочных пластинчатых  и трубчатых грибов – 0-4  балла;

Максимальное количество – 7 баллов.

6-7 баллов соответствует отметке  «5»;

4-5 баллов соответствует отметке «4»;

2-3 балла соответствует отметке «3».

   8 этап: информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению 2 минуты

Закрепление материала

Домашнее задание на выбор:

 Тетрадь, стр. 9. Придумай сказку «Что случилось с грибами». Начни так: «Жили-были старик боровик, лисички сестрички да опята – дружные ребята. Однажды…»

Учебник, стр.26. Сделай рисунки грибов. Расскажи, почему люди им дали такие названия: рыжик, подберёзовик,…

Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей.Записывают, задают вопросы

9 этап: рефлексия (подведение итогов занятия)2 минуты.

Формирование и развитие ЦО к умению анализировать и осмысливать свои достижения.

- Подведём итоги.

Выводы

  • Грибы бывают самых разных видов-гигантские и микроскопические,растущие в почве и на деревьях; полезные и ядовитые для человека.
  • Грибы не относятся ни к растениям, ни к животным. Это –отдельное царство природы.
  • Любые грибы нужны природе.

По результатам теста вы узнали, каков уровень ваших знаний.

- Над какой темой сегодня работали?

-Какая цель стояла на уроке?

-Заполните лист рефлексии. Подберите походящие суждения и оцените свою работу так, чтобы стало понятно, вы достигли цели поставленной в начале урока или нет.

Участвуют в диалоге с учителем (организованной дискуссии).

Слайд17-21

Выполняют тест с взаимопроверкой( Приложение 2)

Анализируют и осмысливают, проговаривают (фиксируют) свои достижения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира "Царства живой природы".( 2-й класс, по программе "Начальная школа XXI века")

Материал урока позволяет развивать интерес к изучению дополнительного материала о природе,чувство любви к природе,понимание красоты и целесообразности каждой крупицы живойприроды.На уроке использовала...

Разработка урока по теме:"Царства живой природы"

Документ содержит материал для презентации, стихи, загадки, мини-доклады с использованием личностно-ориентированного, деятельностного подхода в обучении, здоровьесберегающих технологий, игровых приемо...

Игра - путешествие "В царстве живой природы"

Эта игра воспитывает у детей любовь к природе, бережное отношение ко всему живому и развивает творческий потенциал....

Урок окружающего мира "Царства Живой природы"

Урок окружающего мира  «Царства живой природы» во 2 классе по УМК «Начальная школа XXI века». На уроке дети знакомятся с четырьмя царствами живой природы и их...

Царство живой природы. Бактерии.

Презентация к уроку по окружающему миру о бактериях....

Проверочная работа. Окружающий мир. 2 класс. Царства живой природы. Грибы

Проверочная работа составлена к материалам программы "Начальная шкорла 21 века"...

Тестовая работа по окружающему миру по теме «Царства живой природы. Грибы».

Вариант теста по окружающему миру для 2-го класса, УМК "Начальная школа 21 века"....