Разработка по предмету "Окружающий мир" по теме "Байкал-жемчужина Сибири"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Светлана Петровна Груздева

Познакомить детей с озером Байкал, с необычными и загадочными явлениями жизни озера, с единственной рекой, вытекающей из озера Байкал - Ангарой и реками, впадающими в Байкал, с его обитателями; раскрыть значение озера как уникального природного явление мира.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект урока29.03 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Магистральнинская средняя общеобразовательная школа № 22»

Конспект урока

(окружающий мир 3 класс)

«Байкал – жемчужина Сибири»

Составил

 учитель начальных классов

Груздева Светлана Петровна

2019 – 2020 учебный год

Тема: «Байкал – жемчужина Сибири»

Цели:

- познакомить детей с озером Байкал, с необычными и загадочными явлениями жизни озера, с единственной рекой, вытекающей из озера Байкал - Ангарой и реками, впадающими в Байкал, с его обитателями;

- учить понимать красоту, воспитывать экологическую культуру, чувство ответственности за судьбу озера, гуманное отношение к животным;

- способствовать совместному переживанию успеха, радости от умения коллективно работать и достигать желаемого результата.

Задачи:

- раскрыть значение озера как уникального природного явление мира;

- инициировать интерес к ландшафту, флоре и фауне озера, его экологическим проблемам, к знакомству с ним на основе книг, альбомов, телепередач, сети Интернет.

Планируемые результаты:

- находить и показывать озеро Байкал на карте России;

- совершенствовать умением рассказывать о его уникальных особенностях;

- извлекать из различных источников дополнительную информацию по теме, готовить и обсуждать эти сообщения на уроке.

Оборудование:

- географическая карта озера Байкал;

- аудиозапись шума волн;

- презентация;

- атласы у детей на столах;

- листы чистой бумаги;

- ручки, карандаши, фломастеры.

Этапы выполнения проекта.

Учащиеся делятся на три группы, каждая из которых работает с дополнительной литературой, другими источниками. При необходимости обращаются за консультацией, помощью к учителю, родителям.

1. Географы.

2. Зоологи.

3. Экологи.

1. Организационный момент.

                                                      Долгожданный дан звонок,

                                                         Начинаем мы урок.

          - Улыбнёмся друг другу, мысленно пожелаем успехов себе и товарищам. Запасёмся хорошим настроением и начнём наш урок.

             -  Ребята, чтобы определить тему нашего сегодняшнего урока, послушаем

стихотворение Михаила Сергеева "А что это такое?”

А что это такое? Такое голубое,
Холодное, как льдинка, прозрачно, как стекло?
Быть может, это небо за сосны зацепилось,
По скалам покатилось и на землю стекло? 
А что это такое? Такое золотое?
Блестящее, как зеркало, слепящее глаза?
Быть может, это солнце легло поспать под скалы, 
Оно лежит устало, закрыв свои глаза?
А что это такое? Все время в не покое,
Быть может, это туча застряла среди скал?
А это и не туча,
А это и не небо,
А это и не солнце,
А озеро Байкал!

             -  Да, ребята, тема нашего урока «Байкал – жемчужина Сибири».(1 слайд). Как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить? Чем заниматься? (Ответы учащихся)

             - Давайте попробуем сформулировать цели нашего занятия. Чему должны будем научиться, что узнать, что понять? (Ответы детей.)

              - Правильно. И все эти цели осуществить нам помогут: географы, зоологи, экологи. (таблички на столы)

              - И вот таким дружным отрядом мы отправляемся в путешествие. (Экспедицию.)                                                             -            - А кто знает, что означает слово "экспедиция”? (Ответы детей)

Экспедиция - это поездка группы лиц (отряда) с каким-нибудь специальным исследовательским заданием(2 слайд). 

             - Ребята, а что поможет нам в пути? (Дружба, внимание, активность и другое.). И как все путешественники, будем вести с вами путевые заметки на листках, которые лежат у вас на столах. (Интересные факты, цифры или другую информацию, интересную для вас.)

            - Отлично. Закроем глаза и представим, что наш корабль плывёт, раскачиваясь на волнах. (3 слайд. Звучит аудиозапись мелодии.)

             - Для начала обратимся к географической карте и послушаем наших географов.

Дети: На карте Байкал имеет форму молодого месяца. (4 слайд) Таким он виден из космоса. Озеро расположено в нашей стране, на территории Прибайкальского края и Бурятской Республики. Байкал - самое глубокое озеро в мире. Максимальная его глубина достигает 1637 м. Это колодец планеты с чистой питьевой водой. Ежегодно в нашей стране во второе воскресенье сентября отмечается День озера Байкала.

            Если бы на Земле исчезли все источники питьевой воды, и остался только один Байкал, то все люди земного шара, пользуясь его водой, смогли бы жить почти полвека.

              -  Кто знает, почему Байкал называется так?

Дети: Все народы, населявшие берега Байкала, - буряты, киргизы, монголы, эвенки, русские - по-своему называли озеро. (5 слайд). Вероятно, переводили это название, с какого- то другого языка. А вот с какого? Учёные предполагают, что название озеру дали тюркоязычные народы – КУРЫКАНЕ. БАЙКАЛ – тюркоязычное слово от БАЙКЮЛЬ, что означает БОГАТОЕ ОЗЕРО.

            - Со всех сторон Байкал окружают горы и нагорья, порой подходят к самой воде, то удаляются от берегов на 10-20 км. (У карты назвать и показать)

          Таким образом, ребята группы географов рассказали нам, где находится Байкал.

Физминутка.

  • К озеру мы все спустились.
  • Освежились и умылись.
  • А теперь поплыли дружно.
  • Делать так руками нужно.
  • Все как один плывём как дельфин.
  • Вышли на берег крутой.
  • И отправились домой.

- Продолжаем наше путешествие. Посмотрите на наш волшебный экран.

(6 слайд) Кто знает, что это? (7 слайд)

                                              Миф о Шаман камне

               В старые времена могучий Байкал был весёлым и добрым. Очень любил он свою единственную дочь Ангару. Красивее её не было на Земле. Старик Байкал берёг дочь пуще своего сердца. Однажды, когда Байкал заснул, бросилась Ангара бежать к своему возлюбленному – красавцу Енисею. Проснулся отец, гневно всплеснул волнами. Поднялась страшная буря, почернело от горя небо, ветер выл, да бесновалось озеро – богатырь. Могучий Байкал ударил по седой горе, отломил от неё скалу и бросил вслед убегающей дочери. Скала упала на самое горло красавицы. Сотни лет течёт Ангара в Енисей, а седой одинокий Байкал стал хмурым и страшным. Скала, которую бросил Байкал вслед дочери, люди назвали ШАМАН – КАМНЕМ.

             - Понравилась вам легенда? Значит где находится этот Шаман-камень? А почему это камень находится у истока реки Ангары?  (Ответы детей)

Дети:

  • Ангара - река, воды чистые,
  • Острова по ней все лесистые,
  • Острова по ней все в смородине,
  • Нет прекрасней моей Родины.
  • Над тобой горят зори алые,
  • Ангара – река - дочь Байкалова.

-  Её называют дочерью Байкала потому, что она берет начало в нём. Ангара имеет

быстрое течение, прозрачную воду. Она поздно замерзает и рано вскрывается.

              - Посмотрите на карту. Какие крупные реки впадают в Байкал? (Ответы детей с мест и у доски по карте.) Селенга, Верхняя Ангара, Баргузин, Турка, Снежная.

              -  В Байкал впадает 336 рек, а вытекает только одна - Ангара.

             - А грозит ли нашим озерам опасность загрязнения? 

- Что скажут экологи? А что можете вы делать, чтобы вода в наших водоемах была всегда чистой? (Не оставлять мусор после отдыха)

            -  Поэтому Байкал уникален, недаром сибиряки называют его не озером, а морем. И в этом- то море обитает: И не рыба, и не кит. Рыбу ловит и молчит.

            - Догадались, кто это? (Нерпа)

           - Дадим слово нашим зоологам. А вы внимательно слушайте, и постарайтесь записать слова, которые характеризуют это животное.

Дети:

           Самым главным жителем озера является нерпа. (8 слайд). Наиболее близка нерпа к наземным хищникам семейства – медвежьих, но приспособлена к воде. Относится нерпа к отряду ластоногих. А названа она так потому, что передние конечности у неё трансформировались в ласты, которые служат ей для передвижения. Хвост у нерпы короткий, ушных раковин совсем нет. В середине марта у нерпы на льду в снежном логове рождается нерпёнок – белёк. Белёк длиной – 60-80 см и массой 3-3,5 кг. Детёныш такой белый, что на фоне снега выделяются лишь два больших чёрных глаза. Питается нерпа рыбой, которую ловит в воде. Под водой может находиться 20-25 минут. В тихую погоду нерпа плавает по Байкалу и спит, выставив мордочку из воды, раскинув в стороны ласты. Зимой нерпа на поверхность льда не выходит, дышит она в отверстие, которое проделывает еще в тонком льду. Байкальская нерпа занесена в Красную книгу.

            Нерпы поддаются дрессировке. Они слушаются дрессировщика, за что получают угощение – рыбу. Они умеют танцевать брэйк, поют, смешно и с шумом дуют в усы.

             В Байкале очень много рыбы. В настоящее время в озере обитает
52 вида рыб нескольких семейств
, 27 из - которых эндемики – нигде больше, кроме Байкала не встречаются. Наиболее известны среди них омуль, хариус, сиг. Осётр стал очень редок, он занесён в Красную Книгу.(9 слайд).

            Осётр стал редок из – за загрязнения озера, промышленным комбинатом, на котором изготавливают целлюлозу (бумагу).(10, 11 слайды)

          В ХХ веке священному Байкалу выпала участь: стать озером-мучеником. Досталось Байкалу с лихвой от целлюлозно-бумажных предприятий, от воздушных выбросов густо насажанной, как морковка на грядке, промышленности Приангарья, от «планов лесозаготовки» и лесных пожаров, от ядовитой жижи, приносимой Селенгой, от стекающих с полей химических удобрений, от соседства с БАМом и от человеческого равнодушия. Для того чтобы сохранить красоту и чистоту озера, прежде всего необходимо полностью прекратить сбрасывать в него любые сточные воды, что при современном развитии науки и техники является вполне разрешимой задачей. Как хочется быть уверенной, что и через сто и через двести лет человек, подойдя к Байкалу, замрет, созерцая первозданную красоту его чистых глубин; и через сто, и через двести лет Сибирь останется Сибирью – краем обжитым, благоустроенным и заповедным, а не развороченным лунным пейзажем с остатками закаменевших деревьев. Молодое поколение должно перенять у предков зовет: святая земля нерушима!

        -А что мы с вами можем сделать для сохранения Байкала?

Ребята предлагают свои решения для сохранения уникального озера (лозунги, плакаты - предупреждения, эскизы мусорных баков и урн в местах отдыха жителей города на берегу Байкала). Защита своих проектов. Подводится итог.

     -  Ребята проблем у озера много, но для того, чтобы люди могли и через столетия любоваться природой Байкала уже сейчас созданы заповедники, заказники,

национальные парки. 11 января 2017 года – день 100-летия заповедной системы в России

Экологи: Например, в Забайкальском национальном парке существуют 500 видов растений и животных, более половины из которых встречаются только здесь. В Баргузинском заповеднике не только охраняют, но и разводят ценнейшего пушного зверька-соболя, под охраной находятся медведи, олени. Байкал относится к величайшему творению природы. Байкал – неповторимое чудо планеты, святыня не только для россиян, но и всего человечества.

                  -  Наша группа экологов утверждает:

  • Чистота, уникальна, прозрачна вода.
  • Безмолвна. Но полна жизни тайга.
  • Шумит и волнуется бешеный вал
  • Таким мне запомнился древний Байкал.
  • Красавица дочь Ангара удалая.
  • Свой путь начинает из этого края.
  • А с нею три сотни речушек и рек,
  • Все устремили к Байкалу свой бег,
  • С тревогой смотрю я в завтрашний день:
  • Будут ли жить там омуль. Тюлень?
  • Как сохранить заповедное озеро,
  • Чтоб его больше не "целлюлозило”,
  • Чтоб достоянием народа стал
  • Славное море - священный Байкал!

Рефлексия. Итак, в течение занятия мы много узнали нового, делали выводы. Перед вами лежат листочки, на которых есть начало предложений, выберете предложение, которое вам хотелось бы продолжить. Дополните его в этой карточке. (Зачитать несколько).

                  -  А что записали вы в своих путевых заметках? (Несколько заслушать)

Дети:

  • Окружённый стеной – стражей скал,
  • В зимний сон погрузился Байкал,
  • Крепко лютыми вьюгами скованный.
  • Даль кругом, необъятная даль!..
  • Лёд сверкает, как чистый хрусталь…
  • Спит Байкал - богатырь заколдованный…

    -  На этом мы заканчиваем нашу экспедицию. Всем спасибо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологическая сказка «Гостинцы из Сибири»

Экологическая сказка «Гостинцы из Сибири», для внеклассной работы 4 класса коррекционной школы- I, II вида...

Байкал- жемчужина Сибири

Озеро Байкал- самое великое озеро на земле, ничего не может сравниться с это жемчужиной Сибири. Эта презентация поможет рассказать об этом чуде....

Духовно-нравственное воспитание младших школьников на основе народных традиций Сибири.

В статье представлен материал из опыта работы по воспитанию обучающихся на основе традиций народов населяющих Омскую область и Прииртышье....

Детская школьная организация "Дети Сибири"

Презентация проекта создания в начальной школе - детский сад детской школьной организации "Дети Сибири"...

Кузбасс – жемчужина Сибири (классный час, посвященный 70-летию Кемеровской области)

Кузбасс – жемчужина Сибири(классный час, посвященный 70-летию Кемеровской области)...

Урок в 3 классе по курсу «Знай свой край» Тема: Байкал – жемчужина Сибири.

Цель: Раскрыть уникальность природы озера Байкал.Задачи: Познакомить с историей открытия и изучения озера Байкал.Сформировать образное представление о фауне и флоре Байкала.Продолжить закреплени...