Окружающий мир 1 класс по теме" Почему идёт дождь и дует ветер"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс)

Воронина Марина Геннадьевна

Подробное описание урока с технологической картой

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл portf.docx20.33 КБ

Предварительный просмотр:

ДИДАКТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ УРОКА

• Окружающий мир, 1 класс, автор учебника: Плешаков А.А

• Тема урока: « Почему идёт дождь и дует ветер?»

• Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: создать условия для формирования представлений  о дожде и ветре.

Задачи:

  • Образовательная: познакомить учащихся с причинами возникновения дождя и ветра;
  • Развивающая: продолжить развивать связную речь, память, произвольное внимание, наглядно-действенное мышление;

                  Воспитательная: продолжить воспитывать познавательный интерес к предмету.

Дидактические средства:

  • для учителя – учебник, карточки с темой и целью урока;
  • для обучающегося – учебник, раздаточный материал.

                                                         ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Название этапа,

цель

Содержание этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Форма

работы

Результат

1.

Организационный этап.

Приветствие

Мотивация с помощью стихотворения

- Здравствуйте, ребята!

Начинается урок.

Он пойдёт ребятам впрок.

Постарайтесь всё понять,

Учитесь тайны открывать,

Ответы полные давайте

И на уроке не зевайте.

Здороваются с учителем.

Садятся.

Фронтальная, индивидуальная

Формирование УУД:

(Р) волевая саморегуляция

2.

Постановка цели и задач урока. Актуализация знаний.

Беседа, подведение к теме.

- На нашей удивительной планете Земля происходят самые разнообразные явления.

- Закройте глаза, расслабьтесь, послушайте.

Звучит шум дождя, шум ветра.

- Что вы услышали?

- Он пришёл, наполнил кадки,

Поливал усердно грядки,

С шумом окна промывал,

Побродил по крыше вволю

И ушёл по лужам в поле.

- Носится, свищет,

Мечется, рыщет,

Где пробежит – листик дрожит.

Где пронесётся – дерево гнётся. (Ветер)

- Предположите, о чём сегодня пойдёт на уроке.

- Прочитайте тему урока на с. 36 учебника.

- Какую цель поставим на урок?

- Давайте составим план на урок

Узнаем…

Научимся…

Закрепим…

(если дети затрудняются, можно загадать загадки)

- Дождь

- Ветер

- О дожде и ветре

- Почему идёт дождь и дует ветер?

- Узнать, почему идёт дождь и дует ветер

- Узнаем, что такое дождь и ветер.

Научимся  определять причины возникновения дождя и ветра.

Закрепим полученные знания.

Фронтальная, индивидуальная

Формирование УУД:

(Р) самоконтроль: осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения.

(К) умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других.

(П) формирование мыслительных операций: анализ, сравнение, обобщение.

3.

Первичное усвоение новых знаний.

Беседа

- Ребята, послушайте стихотворение:

Мокнет дождик, мокнет птичка,

Мокнет в поле электричка,

Мокнут ветки и соседки:

Не успели до беседки.

Мокнут зонтики и шляпы,

Мокнут чьи-то мамы, папы.

Мокнут лавочки, ограды.

Лишь лягушки очень рады:

Скачут, в лужах пляшут

И зелёным флагом машут

- Какое у вас возникло настроение при слушании стихотворения?

- А какое у вас бывает настроение во время летнего дождя?

–А какую пользу приносит дождь?

- Откуда берётся дождь?

- На Земле очень много водоёмов: ручейки и реки, пруды и реки, моря и океаны. Солнце нагревает поверхность водоёмов. Вода испаряется. Она превращается в прозрачный пар и поднимается кверху, туда, куда увлекает её за собой тёплые потоки воздуха, потому что тёплый воздух легче холодного, он всегда стремиться умчаться вверх.

- Пар тёплый, а когда он прикасается к холодному воздуху, то превращается в крохотные капельки воды. Их очень много и очень лёгкие, они образуют облако.

- Постепенно капелек становится всё больше. В верхней части облака они превращаются в льдинки (там очень холодно), растут, тяжелеют. Облако превращается в тучу.

Ответы детей.

Ответы детей.

Поливает растения, наполняет водой водоемы.

Предположения детей.

Фронтальная

Формирование УУД:

(Р) формирование познавательной инициативы.

(П)  умение делать предположения и обосновывать их.

(Л) умение осознавать ответственность за общее дело;

 (К) умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью;

4.

Первичная проверка понимания.

Работа с учебником на стр. 36

- Какие бывают дожди?

На доске карточки с надписями: ливень, ситничек, косохлёст

-Как вы думаете, о каких дождях идёт речь?

Подвести детей к объяснению:

Ситничек – сито – однокоренные слова, косохлёст образовано из двух слов: косо, хлещет.

-Узнайте эти дожди на иллюстрациях на странице 36 учебника

- предположения детей.

дети выдвигают свои предположения

1 – ливень, 2 – ситничек, 3 - косохлест

Фронтальная, индивидуальная

Формирование УУД:

(Р) оценка, контроль, коррекция

(К) умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью;

П)  умение делать предположения и обосновывать их.

ФИЗМИНУТКА

Капля - раз, капля - два,

Очень медленно сперва, (Хлопки руками на каждое слово)

А потом, потом, потом -

Все бегом, бегом, бегом. (Бег).

Стали капли поспевать,

Капля каплю догонять. (Хлопки руками на каждое слово)

Кап-кап, кап-кап.(Свободные движения пальчиками.)

Зонтики скорей раскроем,

От дождя себя укроем. (Соединить руки над головой).

5.

Первичное закрепление.

Работа с учебником стр. 37

– Итак, вода, испаряясь из водоёмов, образует тучи. Но тогда дожди должны идти только над водоёмами: реками, озёрами, морями…

Как же тучи оказываются над любыми участками суши?

- Можете ли вы сделать ветер?

- Откуда он взялся?

- Мы заставили воздух двигаться.

- У нас получился ветер?

- Сделайте вывод, что такое ветер?

- Это движение воздуха. Оно на земле происходит постоянно.

- Подумайте, почему же воздух движется в природе, что его это заставляет делать?

- Солнце греет землю, и от земли нагревается воздух. Тёплый воздух легкий. Он всегда поднимается вверх. Высоко он охлаждается и опускается вниз. Холодный воздух тяжёлый, он стелется понизу. Таким образом, получается ветер. Значит, ветер – это воздух, который приходит в движение. Это движение воздуха!

- Ветер бывает разный. А какой – разный? Как мы его можем охарактеризовать ветер?

- Откройте учебник на стр. 37. Внимательно рассмотрите иллюстрацию. Какие слова подойдут для описания ветра.

- Молодцы.

- Какую пользу приносит ветер?

- Верно. Ветром на большие расстояния переносятся семена трав, кустарников и деревьев.

Ветер не даёт застояться плохому воздуху в большом городе, очищает воздух. Отработанные автомобильные газы, дым от заводов и фабрик ветер уносит из населённых пунктов.

Ещё в древности человек научился строить лодки и корабли, и чтобы они двигались быстрее, на корабли поставили мачты с парусами. Ветер надувал паруса и толкал корабль вперёд.

- Он всегда бывает полезным?

- Тучи гонит ветер

если дети не догадаются, как это сделать, подсказать им, помахав веером или просто листом бумаги.

Предположения детей.

- Да.

- Ветер – движение воздуха.

Ответы детей.

- безветренно, слабый, сильный

- Ветер может быть другом человека. Люди научились пользоваться силой ветра. Ветер приводит в движение ветряные двигатели, которые вращают жернова мельниц, качают воду из колодцев или пруда, вырабатывают электричество.

- Он способен двигать предметы, а лёгкие даже поднимать и переносить на некоторое расстояние, приносить людям несчастья. Обрывать провода, валить деревья, срывать крыши с домов. Сильные и опасные ветры называются ураган, тайфун, смерч.

Фронтальная, индивидуальная

Формирование УУД:

(Л) умение оценивать себя на основе критерия успешности.

(П) умение контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности

6.

Рефлексия (подведение итогов занятия). Информация о д.з.

Обобщающая беседа.

- Почему идёт дождь? Почему дует ветер?

Прочитайте то, о чем мы с вами говорили на уроке, и что нужно запомнить на странице 37

- Молодцы!

- Над какой темой работали?

- Какую цель ставили?

- Достигли ли мы цели урока? Почему?

- Молодцы, поднимите красный карандаш, если вы работали на уроке неактивно, у вас были трудности; зеленый – если вы все поняли и легко справлялись с заданиями.

- Домашнее задание – ответить на вопросы из рубрики «Проверь себя»

- Спасибо за урок!

Ответы детей

Ответы детей

Ответы детей

Фронтальная, индивидуальная

– контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П);

– самооценка на основе критерия успешности (Л);

–формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений (К);


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира в 1 классе по теме: «Почему идёт дождь и дует ветер"

Урок окружающего мира по теме "Почему идет дождь и дует ветер", проведенный в 1 класс, УМК "Школа России"...

урок окружающего мира 1 класс . почему идёт дождь и дует ветер ?

урок окружающего мира 1 класс . почему идёт дождь и дует ветер ?...

Учебно- методический комплект по окружающему миру на тему:"Почему идёт дождь и дует ветер?" 1 класс Школа России

Учебно- методический комплект по окружающему миру на тему:"Почему идёт дождь и дует ветер?" 1 класс  Школа России...

Презентация к уроку окружающего миру по теме "Почему идёт дождь и дует ветер?" 1 класс

Презентация к уроку окружающего миру по теме "Почему идёт дождь и дует ветер?" 1 класс...

Урок окружающего мира по теме "Почему идёт дождь и дует ветер?"

Это урок был проведен в 3 четверти, как открытый. структура урока соответствует уроку по ФГОС...

Рабочий лист по теме:"Почему идёт дождь и дует ветер?", окружающий мир, 1 класс.

Рабочий лист по теме:"Почему идёт дождь и дует ветер?" содержит задания для фронтальной работы с классом при изучении данной темы по курсу окружающий мир "Школа России", 1 класс....

Урок окружающего мира в 1 классе по теме "Почему идёт дождь и дует ветер?"

Урок разработан в соответствии с ФГОС. Это урок новых знаний.Выбранная структура урока рациональна для решения поставленной цели, т.е. объяснения причин возникновения природных явлений, что обеспечива...