Внеклассное занятие по окружающему миру по теме: "Экологический светофор на лесных тропинках".
план-конспект занятия по окружающему миру (3 класс)

Внеклассное занятие по окружающему миру по теме: "Экологический светофор на лесных тропинках".

Скачать:


Предварительный просмотр:


Внеклассное занятие 

Тема: Экологический светофор на лесных тропинках .


Цель : - углубить знания учащихся о взаимосвязях в природном сообществе ,

об экологической культуре человека ;

- развивать чувство ответственности за окружающий мир ; 

пробуждать желание соблюдать правила поведения в природе ;

- воспитывать интерес и бережное отношение к природе , умение 

чувствовать и видеть прекрасное вокруг ;

- развивать умения работать в группах , навыки общения со 

сверстниками , активность и самостоятельность , воображение и

творческие способности учащихся .


Форма проведения мероприятия : заочное путешествие .


Оборудование :  рисунки на экологическую тематику ; иллюстрации с изображением леса ; сигнальные карточки для экологического светофора ; материалы для групповой творческой работы «Знаки в природе» ; запись звуков природы; творческие работы учащихся.


Предварительная работа : учащиеся разбиваются на группы по 4 человека .

Каждая группа получает определённое задание и готовятся к нему.

  1. Найти легенды о растениях леса.
  2. Составить 2- 3  экологических загадки о лесных обитателях.
  3. Подготовить рисунки на экологическую тематику.
  4. Разучивают стихотворения.



Ход занятия


1. Организационный момент .

Что мы будем делать с вами , чтоб природе стать друзьями ?

Всем зверькам, деревьям , птицам беззащитным помогать ,

Чтобы тайны все узнать , мы научимся наблюдать .

Будем вместе развивать качество – внимательность ,

А поможет всё узнать – наша любознательность !


2. Мотивация . Сообщение темы и целей мероприятия .

1. Вступительное слово учителя с элементами беседы . (рисунки на доске)

Мы проникаем в тайники природы ,

Явлений устанавливаем связь ,

Ничуть не меньше , чем в былые годы ,

Цветку весны и соловью дивясь .

- Природа – это бесценное достояние человечества , его дом , пища, здоровье , благополучие . Через богатство и неповторимость природы проходит живая связь поколений людей . Природа несёт в себе и даёт человеку высокие нравственные идеалы : красоту , чистоту , бескорыстность , благородство и щедрость души .

- Вряд ли найдётся на Земле человека , который скажет о себе « Я не люблю природу» , природу любят все . Каждому понятно , что любовь проявляется чаще всего в побуждении защищать , беречь и охранять . Но оказавшись наедине с природой , многие ведут себя иначе. Люди думают, что вреда не будет : если собрать охапку цветов, вырвать съедобный гриб с грибницей , поймать птенца , подобрать ёжика или бельчонка для недолгой забавы .

- Таких людей обычно называют экологически безграмотными . И чтобы мы не попали в число таких людей , это занятие мы посвятим природе , её экологическим проблемам и правилам поведения в природе .

- А что вы понимаете под словом природа ?

- А что же такое «экология»?

(Это наука о взаимодействии живых организмов между собой и со средой , в которой они обитают.)

- Кого же мы можем отнести к живым организмам?

( Микробы и бактерии , грибы и мхи , животные , человек )

- А что подразумеваем под средой обитания ?

( окружающий мир , различные природные сообщества)


2. Сообщение темы и целей занятия.

- Под средой обитания мы можем понимать и город , и парк , и любой водоём , и луг , а даже воздух . И на этом занятии мы совершим , хотя и ненастоящее , но путешествие в лес . Во время этого путешествия нам с вами предстоит выполнять различные задания , а для этого необходимо вспомнить все знания и умения , которые вы приобрели на минутках экологии или во время экскурсий , прочитали в книгах. А помогать нам будет Экологический Светофор( рисунок на доске).

- Давайте вспомним , что означают цвета на обычном светофоре ?

- Вот и наш Светофор будет нам сигнализировать : красный цвет – опасность и угрозу для природы ; жёлтый – тревога или действие , которое можно ещё исправить ; зелёный – природа довольна нашими поступками . 

( В ходе мероприятия учащиеся будут поднимать сигнальные знаки с цветами светофора , определяя качество того или иного действия или поступка.)

- Итак, в путь !.. Закройте глаза и окунитесь в свою фантазию .

( на фоне голосов птиц и нежной мелодии учитель читает стихотворение)

Садись на камень под сосну , 

Лесную слушай тишину : 

Журчит , лепечет ручеёк

О том , что путь наш так далёк .

Упала шишка , скрипнул сук ,

Жужжит тяжёлый чёрный жук ,

Листва рассказывает сны …

Ты слышишь голос тишины ...

(Дети могут рассматривать рисунки с изображением лесов .

Два ученика читают стихи.)

1 ученик : Здравствуй , лес, дремучий лес ,

Полный сказок и чудес!

Ты о чём шумишь листвою 

Ночью тёмной , грозовою?

Что там шепчешь на заре ,

Весь в росе , как в серебре ?

Кто в глуши твоей таится ?

Что за зверь ? Какая птица ?

Всё открой , не утаи ,

Ты же видишь , мы свои !


2 ученик : Здесь в лесу царит прохлада ,

Здесь кричать , шуметь не надо ,

По лесной тенистой стёжке

Мы до просеки дойдём .

На полянках вдоль дорожки

Земляники наберём ,

И под пенье разных птичек

Россыпи найдём лисичек .


3. Основная часть занятия.

1. «Исправим ошибки». Обсуждение ситуаций на рисунках.


- Чтобы войти в лес , нам необходимо вспомнить правила поведения в природе . 

А) обсуждение ситуаций :

( На рисунках изображены фрагменты поведения детей в природе . Ребята обсуждают , каким цветом светофора обозначить каждую из ситуаций, и как правильно надо поступить. )

Б) интерактивная работа с динамической таблицей :

( На доске – динамическая таблица с рисунками , на которых смоделированы различные негативные ситуации поведения в лесу . Дети с помощью сигнальных карточек демонстрируют своё отношение к ситуации . Затем подбирают другой рисунок / в зависимости от предложенной ситуации / - изображающий правильное поведение , и размещают его на таблице. )


- Вот теперь светофор подмигнул нам зелёным глазком. Мы можем отправляться дальше. И чтобы наше знакомство с лесом было ещё увлекательнее , мы послушаем ребят из первой группы. Они приоткроют нам некоторые секреты .

 2. Презентация работы учащихся. «Легенды о растениях» .

( Ученики рассказывают подготовленные легенды о происхождении названий некоторых растений , демонстрируя рисунки.)

 3. Выступление ребят

- Но что-то лес не очень радушно нас встречает. Давайте узнаем , в чём причина .

( Выходят  учащихся и рассказывают стихотворения .)

3 ученик : Всё так изранено в лесу , как после дней войны ,

Здесь уцелевшей не найти ни ели , ни сосны .

Берёзу ножиком пырнул какой-то живоглот .

Мне кажется , из-под коры моя слеза течёт .

Земля в ожогах и рубцах , как в дни большой беды .

Хмельного ухарства следы , беспечности следы .

Ушли , обидев красоту , смутив лесной уют ,

Не услыхав , что за спиной все листья слёзы льют .


4 ученик : Пастух кору надрезал у берёзы,

Склоняясь тянет сладковатый сок ,

За каплей капля падает в песок .

Берёзы кровь прозрачная , как слёзы .

А над Землёй – дыхание весны !

И все деревья , с корня до листочков,

Едва раскрывшихся , напоены железной силой ,

Рвущей силу почек .

Так ясен день ! Так небосвод глубок !

Так журавли курлычут , пролетая !

И в этот миг берёзе невдомёк ,

Что может быть смертельна рана злая .

Что может быть , от муки холодея ,

Она увянет к будущей весне : 

Иссохнет ствол , и ветви онемеют ,

И помертвеют корни в глубине .


5 ученик : Вот букет. Он брошен вместе с сором,

Умирают, сжавшись, лепестки …

Это мы срываем без разбора

Беззащитные, тугие стебельки .

Для чего мы рвали их ? .. Не знаю !...

Быстро вянет нежный первоцвет –

Пусто, скучно стало на поляне :

Вестников весны там больше нет !

Очень просто погубить живое ,

Ведь подснежники не могут нам сказать :

«Наслаждайтесь нашей красотою, 

Только очень просим нас не рвать!»


- Ребята, как вы думаете, какой цвет загорелся на Экологическом Светофоре ?

Почему?

- Нам необходимо срочно зажечь зелёный свет, иначе нам дальше не пройти. Вам необходимо ответить на вопросы викторины .


4. Викторина «Сохраним природу».

                   Вопросы к викторине:

1.Почему нельзя срывать цветы и грибы с грибницей?

2.Все мы знаем о существовании «Красной книги», а какова цель её создания ?


3.Почему машины называют злейшими врагами природы?

4.Что мы называем заповедниками? Назовите известные заповедники.



Физпауза «Заботливое солнышко»

( по сюжету стихотворения дети выполняют имитационные движения)

Утром солнышко восходит высоко,

Днём гуляет по небу оно,

Согревает всех и всё, лучи раскинув широко .

Гладит ласково листочки и цветы ,

 Людям золотит и щёки , и носы .

День прошёл , и с неба на покой

Солнца шар садится золотой .


5. Презентация экологических загадок об обитателях леса . «Книга жалоб».

- Добрались мы до лесной опушки , можно расположиться на травке , послушать пение птиц , полюбоваться цветами и , конечно, время надо провести интересно и с пользой . Ребята подготовили для вас экологические загадки из «Книги жалоб» лесных жителей . Они будут читать тексты , а вы попытайтесь узнать – кто из жителей леса к вам обращается .

( Ребята зачитывают или рассказывают зашифрованные тексты , составленные от имени лесных обитателей /описание, польза , повадки и т.д./ , а другие ученики должны отгадать , о каком животном или растении идёт речь .

- Как вы думаете , ребята, сейчас Светофор какой цвет включил ? Почему?

6. Творческая работа в группах. «Коллекция знаков в природе».

- У обычного светофора есть свои помощники – дорожные знаки. Они бывают предупреждающими, запрещающими , разрешающими . Мы можем их видеть вдоль дорог . А нам с вами предстоит создать свою коллекцию знаков для Экологического Светофора . 

( каждая группа получает конверт с рисунками , картон и цветную бумагу . С опорой на рисунки ребята должны смоделировать знак и объяснить его значение. ) / 

- Дети, как вы думаете , если бы в лесах действительно были развешены такие знаки , наш Светофор какой цвет включил бы ?

 7. Презентация художественных проектов «Экология в рисунках».

( Ребята из творческой группы демонстрируют свои рисунки на экологическую тематику и дают разъяснения по сюжету: - Что вы пытались изобразить ?

К чему призвать людей? и т.д. )


4. Рефлексия. Заключение.

- Наше путешествие заканчивается. Подведём итоги . 

- Какой же цвет нашего Экосветофора загорался чаще ?

 Как вы думаете, почему?

- Но ведь в наших силах помочь природе и изменить ситуацию в лучшую сторону . И наши ребята подскажут, как это сделать . 

6 ученик : Что значит человек без трав и птиц ?

И без любви к пчеле жужжащей ?

Без журавля над хвойной чащей ,

Без хитрых рыженьких лисиц ?

Когда поймёт он , наконец ,

Врубаясь в мёртвые породы,

Что человек – венец природы ,

А без природы – нам конец !


7 ученик : Что жизнь без неба , где родится зной,

Без дальних гор , где снежные седины,

И дерева , цветущего весной ,

Глядящего на снежные вершины ?

Без мотыльков , чей мимолётен век ,

Без воронов , живущих два столетья ,

Без иссякающих в пустыне рек ,

И рек , которым нет преград на свете ?

Что жизнь без добрых и без злых зверей,

Без птиц лесных и песни их беспечной ,

Жизнь не полна без широты полей ,

Жизнь без примера их свободы вечной .


8 ученик : Берегите Землю, берегите ! 

Жаворонка в голубом зените,

Бабочку на листьях повилики ,

На тропинке солнечные блики ,

Ястреба , парящего над полем ,

Полумесяц над речным покоем ,

Ласточку , мелькающую в жите ,

Берегите Землю, берегите ! ( М. Дудин )


9 ученик : Берегите эти земли , эти воды ,

Даже малую былиночку любя ,

Берегите всех зверей внутри природы ,

Убивайте лишь зверей внутри себя !

11 ученик : Я сорвал цветок – и он увял ,

Я поймал мотылька – и он умер у меня на ладони .

И тогда я понял , что прикоснуться к красоте

Можно только сердцем !..

- Эти слова написал французский писатель Антуан де Сент Экзюпери и произнёс их устами своего героя – Маленького Принца . Но красотой нужно не только любоваться , её надо защищать , оберегать и приумножать .

- А увидеть красоту природы , раскрыть её секреты вам помогут писатели и поэты . Вы видите выставку книг , где собрана малая часть произведений о природе . Прочитав их , вы узнаете намного больше о жизни растений и животных .



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

внеклассное занятие по окружающему миру "Первые книги на Руси"

Это проблемный урок с использованием технологии деятельностного метода обучения....

внеклассное занятие по окружающему миру "Птицы"-1 класс

Внеклассное занятие по окружающему миру  в 1-м классе "Птицы зимой"Цели занятия:обобщение жизненных наблюдений детей за зимующими птицами;расширить знания детей о зимующих птицах;воспитание ответ...

Внеклассное занятие по окружающему миру «Знаешь ли ты животных?»

Урок-игра "Квадрат знаний" по закреплению знаний о разнообразии мира животных. Класс разделен на две команды.Задания для команд в виде кроссвордов, загадок, ребусов, занимательных заданий....

Внеклассное занятие по окружающему миру: "Планета заболела"

Познакомить учащихся с последствиями влияния человека на природу, экологическими проблемами, которые необходимо решать на современном этапе, развивать познавательную активность , речь учащихся, чувств...

Презентация к внеклассному занятию по окружающему миру на тему: "Экологические проблемы мира".

Презентация к внеклассному занятию по окружающему миру на тему: "Экологические проблемы мира"....