Конспект по окружающему миру УМК "Перспективная начальная школа" 3 класс Тема: "Озеро байкал"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Кутепова Дарья Анатольевна

Задачи урока

Дидактические:

  1. формирование знаний  природных объектах всемирного наследия нашей Страны.
  2. формирование знаний о нашей стране.

Развивающие:

1)содействовать развитию воли и настойчивости посредством работы с элементами букв;

2)развивать наглядное представление письма.

Воспитательные:

1)предупреждать утомляемость учеников;

2)воспитывать навыки самостоятельной работы, умения работать в парах, в группе.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ

Дата: 25.04.2023

Класс:

Урок: 3

Время: 9:50-10:30 Кабинет: 

Студент: Кутепова Дарья Анатольевна

Группа: 44

Учитель: Ибатулина Альфия Амировна

Методист: Горячева Светлана Леонидовна

Тема урока: «Озеро Байкал»

Тип урока: открытие нового знания

Цель урока: ознакомление с природным объектом Всемирного наследия озером Байкал

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

  1. формирование знаний  природных объектах всемирного наследия нашей Страны.
  2. формирование знаний о нашей стране.

Предметные:

  1. познакомить детей  с природным объектом Всемирного наследия озером Байкал.
  2. Узнать интересные факты о Озере Байкал.

Развивающие:

1)содействовать развитию воли и настойчивости посредством работы с элементами букв;

2)развивать наглядное представление письма.

Личностные:

1)становление ценностного отношения к своей Родине — России, в том числе через изучение русского языка;

2)бережное отношение к физическому и психическому здоровью;

3)признание индивидуальности каждого человека с опорой на собственный жизненный и читательский опыт.

Воспитательные:

1)предупреждать утомляемость учеников;

2)воспитывать навыки самостоятельной работы, умения работать в парах, в группе.

УМК: «Перспективная начальная школа »; учебник 3 класс, 2 часть.

Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля

Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля

Деятельность учителя, его речь

Планируемые метапредметные результаты

Дидактические средства и интерактивное оборудование

Самоопределение к деятельности  
(1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Фронтальная

-Дан звонок, и все мы смело
Принимаемся за дело
Путь нелегкий предстоит
В даль дорога побежит
Мы промчимся чрез века
Через многие года
Пронесемся над лесами
И окажемся мы с вами…
Далеко за много лет…

В том истории секрет.

Слушают учителя

УУРД: настраивать  на урок, планирование учебного сотрудничества с преподавателем и сверстниками.

Актуализация знаний и фиксирование затруднения в индивидуальной деятельности

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового способа действий

Ф.р.

Словесный: беседа

- Ребята, с каким объектом Всемирного культурного наследия, расположенным в Москве, мы познакомились?

- Почему Московский Кремль дорог сердцу каждого россиянина?  

- Почему Кремль считается объектом Всемирного наследия?

- Сегодня мы познакомимся ещё с одним объектом, который внесён в Список Всемирного культурного наследия. Для этого нам придётся отправиться в далёкую Сибирь. А вот куда, узнаете из стихотворения Марка Сергеева «А что это такое?»

 - А что это такое? Такое голубое,

Холодное, как льдина, прозрачно, как стекло?

Быть может, это небо за сосны зацепилось,

По скалам покатилось и на землю стекло?

А что это такое? Такое золотое?

Блестящее, как зеркало, слепящее глаза?

Быть может, это солнце легло поспать под скалы,

Оно лежит устало, закрыв свои глаза?

А что это такое? Все время в невпокое,

Быть может, это туча застряла среди скал?

А это и не туча,

А это и не небо,

А это и не солнце,

А озеро БАЙКАЛ!

-Кремль

-Раньше он был защитой для города.

-Это уникальный памятник города.

УУРД: проявлять готовность выполнять поручения.

Постановка учебной задачи
(4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Ф

М: беседа

П: ответы на вопросы

-Как вы думаете, какая тема урока у нас сегодня с вами будет?

-Все верно! Тема урока: озеро Байкал

-А какую цель на урок мы поставим?

-Правильно! Цель урока: Познакомиться с природным объектом Всемирного наследия озером Байкал.

-У вас на столах лежат план урока, но он перепутан. Предлагаю вам его восстановить. Работайте в парах. Одна пара выходит к доске.

НЕВЕРНЫЙ ПЛАН

  1. подвести итоги;
  2. вспомнить знания;
  3. Познакомиться с природным объектом Всемирного наследия озером Байкал;
  4. выполнить самостоятельную работу.

-Вы согласны с планом, который восстановили работающие у доски?

-Вы большие молодцы! Справились с этим заданием.

ВЕРНЫЙ ПЛАН

  1. Вспомнить знания;
  2. Познакомиться с природным объектом Всемирного наследия озером Байкал;
  3. Выполнить самостоятельную работу;
  4. Подвести итоги.

-Озеро Байкал.

-Познакомиться с природным объектом Всемирного наследия озером Байкал.

-

  1. Вспомнить знания;
  2. Познакомиться с природным объектом Всемирного наследия озером Байкал;
  3. Выполнить самостоятельную работу;
  4. Подвести итоги.

-Да

УУПД: с помощью учителя планировать цель.

УУКД: корректно и аргументировано высказывать свое мнение.

УУРД: планировать действия по решению учебной задачи для получения результата.

1 слайд

2 слайд

Открытие нового знания

Построение детьми нового способа действий  и формирование способности к его выполнению

Коррекция выявленных затруднений

Ф.р.

Словесный: беседа

-У каждого имени есть своё толкование. Интересно и название озера. Существует множество легенд о происхождении названия озера Байкал.

- Давно русские слыхали, что посреди Сибири есть огромное озеро, которое кипит днём и ночью. Но как оно называется, никто не знал. Отправились купцы и казаки к морю-озеру. Перегородил им дорогу Шаман- камень- ни вправо, ни влево его не обойти. Так остановились купцы с казаками и стали жить недалеко от озера, а на берег никак не попадут. На их счастье подошел к ним неведомый человек, вывел к морю. Вывел и сказал: «Бай-гол». А на вопрос русских ответил: «По – нашему это значит огненное место, здесь раньше огонь был, потом земля провалилась, и стало море. С тех пор зовём его Бай-гол». Русским название понравилось. С тех пор и зовут Священное море Байкалом.

- Ребята, откуда же произошло название озера?

- Как вы уже знаете, по правилам ЮНЕСКО, объект должен иметь хотя бы один из четырёх признаков, которые позволяют ему войти в Список Всемирного наследия. Наш Байкал имеет все четыре!

- Озеро Байкал находится в центре Азии, в России. Оно имеет форму гигантского полумесяца. Озеро протянулось с севера на юго-запад на 636км. Ширина Байкала колеблется от 25 до 80 км. Площадь водной поверхности составляет 31722 кв.км. По площади водного зеркала Байкал занимает шестое место среди крупнейших озёр мира. Длина береговой линии 2100км. Наибольшая его глубина- 1642 метра.

- А еще озеро имеет неповторимые особенности.

- Возраст Байкала приблизительно равен 25-30 миллионам лет. Другие озера живут только 10-15 миллионов лет. А потом заполняются осадками и высыхают. Ученые считают, что Байкал является зарождающимся океаном. Его берега расходятся со скоростью 2 см. в год. Возраст современных очертаний берегов -свыше 1 мл. лет. Озеро содержит 20% пресной воды всего земного шара. Люди всей Земли могли бы прожить 40 лет, используя только один источник воды – Байкал.

  1. Животный мир Байкала.

- В озере живут такие растения и животные, которых нет больше нигде на Земле. Их называют – эндемики. Они составляют 75% обитателей Байкала.

- В озере насчитывается около 60 видов рыб различных семейств- это омуль, хариус, сиг, осётр, налим, щука и другие. Самой многочисленной рыбой в Байкале является глубоководная голомянка - это прозрачная рыба без чешуи и плавательного пузыря, тело которой на 35% состоит из жира. Она обитает на большой глубине озера. Самая древняя и самая крупная рыба Байкала – осетр.

- На Байкале водится 236 видов птиц, из них 29 водоплавающих. Например, на скалистых островах Байкала селятся серебристые чайки, а белоголовый орёл-один из самых красивых пернатых хищников.

- По берегам озера водятся: баргузинский соболь, белка, горностай, медведь, лось, и другие животные. Здесь же обитает нерпа – байкальский тюлень. Нерпа распространена по всему Байкалу, но особенно их много в северной и средней частях. Сейчас на Байкале насчитывается около 80000 голов.

УУПД: осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной форме

УУРД: учиться  высказывать свое мнение

УУРД: соотносить результат деятельности с поставленной учебной задачей по выделению, характеристике, использованию языковых единиц.

3 слайд

4 слайд

5 слайд

6 слайд

Динамическая пауза

Я прошу подняться

Вас – это «раз»,

Повернулась голова-

Это «два».

Руки вниз, вперед,

Смотри – это «три».

С силой их к плечам

Прижать – это «пять».

Всем ребятам тихо

Сесть – это «шесть»

Самостоятельная работа с самопроверкой
(4-5 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

И

М: практический

-На ваших столах лежат карточки с самостоятельной работой. Возьмите их и приступайте к выполнения заданий. На эту работу у вас есть 4 минут. Таймер вы можете видеть на экране.  Время пошло.

-Ваше время вышло. Обмениваемся работами. Выполняем проверку по эталону. Оценку ставим по критерия.

УУРД: владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии

УУРД: сопоставлять результаты собственной деятельности с оценкой её товарищами, учителем

7 слайд

Включение в систему знаний, повторение

(3-4 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Ф.р.

Словесный: беседа

- Послушайте легенду.
Подросла у седого Байкала красавица дочь Ангара. От чужих взглядов спрятал он её в своих водах. И решил найти ей жениха поближе, чтобы не отпускать в дальние края. Выбрал Байкал в женихи соседа – богатого и знатного Иркута, но не понравился Иркут Ангаре. Из рассказов чайки узнала Ангара о могучем богатыре Енисее. Вопреки воле отца решила она ночью убежать к Енисею. Проснулся Байкал, да поздно было. В ярости швырнул вдогонку Ангаре огромный утёс, чтобы задержать беглянку, но Ангара грудью смогла рассечь береговые скалы. Там, где вырвалась Ангара из тисков Байкала, до сих пор высится Шаман-камень, брошенный отцом вслед красавице.

-Какая тема урока у нас сегодня с вами была?

-А какую цель мы ставили с вами на урок?

-Мы ее достигли?

-Озеро Байкал.

-Познакомиться с природным объектом Всемирного наследия озером Байкал.

-Да

УУПД: устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях наблюдения за языковым материалом, делать выводы.

Рефлексия деятельности

(2-3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Ф

М: беседа

П: рефлексия

-На ваших столах лежат лестницы успеха. Давайте оценим вашу работу на уроке.

-Нарисуйте себя на самой высокой ступени, если вы активно работали на уроке, все поняли и вам все понравилось.

Нарисуйте себя на средней ступени, если вы работали менее активно, вам было не все понятно и не все получилось.

И нарисуйте себя на самой низкой ступени, если вы не активно работали на уроке и много что не поняли.

Спасибо за урок!

УУРД: выработать  учебную  мотивацию,

УУКД: уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса

8 слайд


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока окружающего мира "Разнообразие животных", 3 класс

Урок окружающего мира по теме "Разнообразие животных" проводится в 3 классе по программе "Школа России". К нему прилагается презентация....

Конспект урока окружающего мира "Хвойные деревья", 1 класс, "Начальная школа XXIвека"

Конспект урока и презентация по теме "Хвойные деревья", 1 класс, УМК "Начальная школа ХХI века"...

Конспект урока окружающего мира "Экосистема леса" 3 класс

Урок разработан по учебнику А.А.Вахрушева и содержит технологическую карту , иллюстрации слайдов, прописаны УУД....

Конспект урока окружающего мира "Разнообразие животных", 3 класс, УМК "Начальная школа 21 века"

Конспект урока окружающего мира "Разнообразие животных", 3 класс, УМК "Начальная школа 21 века"...

Конспект урока Окружающего мира в 4-м классе по теме "Природные зоны. Растительный и животный мир тайги" (по программе А.А. Плешакова, школа России), Лебеденко Олеся Григорьевна, учитель начальных классов.

Цели: познакомить с растительным и животным миром тайги;развивать познавательную активность детей, умение работать с картой, атласом;воспитывать любовь к природе, бережное отношение к окружающему миру...

Конспект урока по окружающему миру УМК "Перспектива" 3 класс. Тема: «Озеро Байкал»

Конспект урока по окружающему мируТема: «Озеро Байкал» Цели деятельности учителя: ознакомление с природным объектом Всемирного наследия озером Байкал.Планируемые результаты:Предметные...