Урок по окружающему миру 2 класс «Органы чувств»
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

Урок по окружающему миру 2 класс «Органы чувств»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_-issledovanie_organy_chuvstv.docx36.84 КБ

Предварительный просмотр:

 Окружающий мир. Урок-исследование.

Тема: органы чувств

         Тип урока: урок получения новых знаний

         

       

Технологическая карта изучения темы

 "Органы чувств"

Тема

"Органы чувств"

Цель

Задачи

 

УУД

формирование понятия «органы чувств»

-положить начало формированию знаний о роли органов чувств в познании окружающего мира;

- показать роль и специфику разных органов чувств;

- способствовать  развитию    интереса в познании самого себя, оперативной памяти, произвольного внимания, вербального, наглядно-образного мышления;    

 - развивать устную речь;

- обогащать словарный запас;

- воспитывать культуру поведения при фронтальной и групповой работе

Личностные УУД:

- проявлять способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

 Регулятивные УУД:

- определять и формулировать тему и цель урока с помощью учителя;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей с помощью учителя;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок

Познавательные УУД:

- использовать различные способы обработки, анализа и представления информации;

- строить монологическую речь в устной форме

Коммуникативные УУД:

-слушать и понимать речь других;  

-совместно договариваться о правилах поведения общения в группе и следовать им

Планируемый результат

Знать:

- названия органов чувств;

- признаки органов чувств

Уметь:

- определять и формулировать тему и цель урока с помощью учителя;

- различать группы органов чувств;

- ставить опыты с помощью учителя;

- формулировать результат опыта;

- устанавливать взаимосвязь результатов опыта и темы урока

Основные понятия

Органы чувств

Межпредметные связи

Окружающий мир, литературное чтение, математика

Ресурсы:

- основные

-дополнительные

Учебник окружающего мира;

- два портрета  девочки (1 без лица и 1 улыбающейся этой же девочки);

- заранее оформленная выставка детских рисунков на тему «Портрет моего товарища»;

- карточки с изображениями и названиями органов чувств;

- для опытов: геометрические фигуры в конвертах, игрушки, детские книги и журналы, стаканчики с жидкостью разного вкуса для каждого ученика, 4 стаканчика с крышечками с разными ароматами;

- 4 карточки с надписью «лаборант» для руководителя каждой группы;

- еженедельник (для самооценки);

- план работы группы

- С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова, Толковый словарь.

Условные обозначения

        http://images-partners.google.com/images?q=tbn:ANd9GcSoZpNrw7xT6ciiOdMvYy53SFRZjkzi8paTCdN6kzGAqAZ44MJg2fSHIQdV:http://imya-sonnik.ru/palm/image/deti.jpg

http://images-partners.google.com/images?q=tbn:ANd9GcT3HftevmsjZmmpgmQj7GO_h5nhfKNn97qKn5ryye_rA-_oW9emQBEkNvY:http://art-assorty.ru/uploads/posts/2011-04/1303359987_ear9.jpg

http://images-partners.google.com/images?q=tbn:ANd9GcRwSFI0VH0xbWZdnsSD0fio1rR_oK9d-RYM9CvlcfeXzCMQgtXuSdaKvA4:http://www.drawinghowtodraw.com/stepbystepdrawinglessons/wp-content/uploads/2010/11/big-finished-eye.png

Формы  работы

Фронтальная, групповая

Этапы  урока

Ход урока

Формирование УУД

I. Актуализация знаний  

В классе оформлена выставка детских рисунков «Портрет моего товарища»

-Вы нарисовали такие замечательные портреты! Я тоже захотела создать портрет моей знакомой девочки. Вот он. (Картина – портрет девочки, у которой не прорисовано лицо)     

-Что-то не так?   (У девочки нет лица)

-Что это значит?   (У неё нет глаз, носа, рта, ушей)

На доске учитель вывешивает картинки – изображения газ, носа, ушей, рта, ладони.     

-Что общего у этих частей?

-Можем ли мы их назвать, одним словом?

Регулятивные УУД:

- определять и формулировать тему и цель урока с помощью учителя

II. Формулирование темы и целей  урока

- Так кто же они, наши помощники, без которых нам не обойтись в окружающем мире?

- Как и почему их так называют, нам и предстоит узнать сегодня на уроке.

III. Открытие детьми нового знания

       

IV. Первичное закрепление

-Чтобы ответить на эти вопросы, нам предстоит провести исследование.

-Кто такие исследователи?   (Люди, которые сами изучают, исследуют что-то новое.)

   Работа со словарём.

Исследователь - человек, занимающийся научными исследованиями.

-Мы тоже можем назвать себя исследователями.

-Кто будет предметом нашего исследования?   (Человек)

-Верно, предметом нашего исследования будет человек, вернее, его организм (вы, наверное, уже слышали это слово). Глаза, рот, уши, нос – это всё части организма, его органы.

-Представьте, что мы в научной лаборатории. Позвольте мне быть её научным руководителем, а вы – четыре группы молодых учёных. В каждой есть мой помощник – лаборант. Чтобы исследование прошло успешно, нужно соблюдать правила работы в группе.

Повторим правила работы в группе.

1.Умей выслушать собеседника, не перебивай.

2. Не согласен – объясни, почему.

3. Доказывай своё мнение спокойно, вежливо.

4. Говори только по делу.

5. Работайте дружно, помогайте друг другу.

-Итак, приступим.

1. Исследование органа зрения.

-Закройте глаза. Что у меня в руках?   (Учитель держит в руках игрушку, но дети не могут ответить на вопрос.)

-Откройте глаза. Почему вы не ответили на мой вопрос?   (Глаза были закрыты, и мы ничего не видели.)

Вывод.  Благодаря глазам, мы видим и различаем предметы.

Работа в группах.

-Каждая группа получит своё задание:

1 и 2 группе понадобятся конверты, 3 группе – коробка, 4 группе – папка.

Задание: 1 и 2 группы выполните группировку, 3 и 4 группы определите назначение и дайте название  предметам.

- Проверяем работу групп. Вспомним правила обсуждения.

Правила обсуждения ответов.

- Будьте внимательны. Представитель группы отвечает, а вы слушаете и…(слышите), смотрите и…(видите), думаете и…(оцениваете).  

(Карточки-опоры с изображением правил обсуждения ответов размещены на доске).

 

   http://images-partners.google.com/images?q=tbn:ANd9GcRwSFI0VH0xbWZdnsSD0fio1rR_oK9d-RYM9CvlcfeXzCMQgtXuSdaKvA4:http://www.drawinghowtodraw.com/stepbystepdrawinglessons/wp-content/uploads/2010/11/big-finished-eye.png 

http://images-partners.google.com/images?q=tbn:ANd9GcT3HftevmsjZmmpgmQj7GO_h5nhfKNn97qKn5ryye_rA-_oW9emQBEkNvY:http://art-assorty.ru/uploads/posts/2011-04/1303359987_ear9.jpg

- Сделаем вывод, что мы можем увидеть с помощью глаз?    (Цвет, размер, форму, назначение, картинки, читать)

-После проведённого исследования дадим научное определение.

Глаза – это часть организма, то есть орган. Может быть, вы догадались орган чего?    (Орган зрения)    

На доске появляется запись ОРГАН ЗРЕНИЯ рядом с картинкой - изображением глаз.

-Зрение надо беречь.  Какие правила охраны зрения вы знаете?  

(Свет при работе должен падать слева, нельзя читать лёжа, не наклоняться низко при письме, смотреть телевизор, сидя перед экраном на расстоянии 2-3 метра.)

  Физминутка для глаз

                                         

 2. Исследование органа слуха.

-Приступаем к следующему исследованию. Закрываем ушки.

  (Учитель тихо поизносит какую-либо фразу.)

-Что я сказала? Какой вывод можно сделать?  (Уши нужны, чтобы слышать)

-Поиграем в игру «Веришь - не веришь»: я скажу на ухо лаборантам фразу. Вернувшись на место, они скажут её вам, и вы в группе должны решить, правда, это или нет.

   (Фразы: 1 группа – у человека 6 ушей, 2 группа – у слона самые большие уши, 3 группа – у человека в ухе спрятан маленький барабан, 4 группа – у кузнечика уши на коленках.)

-Повторите фразу. Слушаем ваше мнение.  

-  Уши помогают  людям ориентироваться в разнообразном мире звуков. Дайте научное определение.

Уши – это орган чего?   (Орган слуха)

На доске появляется запись ОРГАН СЛУХА рядом с картинкой - изображением ушей.

   

Физминутка                                  

(массаж ушных раковин – активизация деятельности мозга,

«качающееся дерево» - расслабление позвоночника)

3. Исследование органа обоняния.

- Для следующего исследования нам необходимо поставить опыт с использованием стаканчиков с крышечкой. Лаборанты, возьмите по стаканчику.

                                          (Стаканчики стоят на отдельном столике.)

-Определите, что внутри, не снимая крышечки.  (Невозможно: глаза не видят, уши не слышат.)

-Нужен новый опыт. При проведении его надо соблюдать правила техники безопасности, ведь мы не знаем, что внутри.  (Учитель показывает, как правильно открыть стаканчик.)

Опыт №1.

Оборудование: 4 стакана, плотно закрытые крышкой. Внутри стаканов по 1 ватному диску, пропитанному ароматами: 1) духов, 2) лимона, 3) чеснока, 4) лука.

Проведение опыта: каждый ученик в своей группе берёт стакан с предварительно снятой крышкой и, соблюдая правила работы с неизвестным предметом, определяет, что находится внутри по запаху.

-Так что же внутри? Какой орган помог почувствовать запах? (Нос)

Вывод.  В носовой полости расположены особые клетки, которые воспринимают различные запахи.

               Умение человека различать запахи получило название обоняние. Дайте научное определение.    

  На доске появляется запись ОРГАН ОБОНЯНИЯ рядом с картинкой - изображением носа.

                                                   

Физминутка

(дыхание: вдох в 2 раза короче выдоха, «медуза» - релаксация)                                                    

3. Исследование органа вкуса.

-Для продолжения работы нам нужны стаканчики. Лаборанты, возьмите их.

                                                               (Стаканчики стоят на отдельном столике.)

-Посмотрите, понюхайте, послушайте. Что вы почувствовали?   (Затруднение в ответе)

-Нужно провести ещё один опыт.

Опыт №2

Оборудование: по 1 стаканчику на каждого ученика с бесцветной прозрачной жидкостью без запаха и по бумажной салфетке для гигиенических нужд. Жидкость может быть как одного вкуса для всех, например, лимонад, так и разных вкусов по количеству групп. Например, 1) сладкая, 2) кислая,

3) солёная, 4) минеральная вода без газа или обычная фильтрованная вода.

Проведение опыта: ученики пытаются определить, что в стакане по цвету, запаху, но это невозможно. В результате обсуждения делается вывод о необходимости попробовать на вкус. Дети пробуют жидкость, называют, что было в стакане, и приходят к выводу о роли органа вкуса.

-Попробуйте. Что ощущаете? Какой орган помог определить вкус?   (Язык)

-Дайте научное определение этому органу.   (Орган вкуса)

На доске появляется запись ОРГАН ВКУСА рядом с картинкой - изображением рта с высунутым  язычком.

Физминутка

(вращение языком внутри рта – для повышения тонуса,

«медвежьи покачивания» - снятие напряжения)

Общий вывод.                                                                                                                                   

-Вот и подходит к концу наше исследование. Теперь мы можем ответить на вопрос, кто же они, наши верные помощники?  

   (Используя таблицу, дети называют органы чувств по порядку.)

-Теперь дадим им общее название. (Опора на таблицу) Это органы (глаза, уши, нос, язык). А это чувства (зрение, слух, обоняние, вкус). Какое название отсюда следует?    (Органы чувств)     

-Проверим, верный ли вывод мы сделали. Возьмите лист с заданием. Что это?   (Кроссворд) - Впишите в пустые клетки первые буквы каждого слова и прочитайте, что получится.   (Органы     чувств)

-Значит, мы были правы?  (Да)

-Отгадайте загадки.          

1. Всегда во рту, а не проглотить.  (Язык)

      2. Брат с братом через дорогу живут, а друг друга не видят.  (Глаза)

      3. Меж двух светил в середине я один.  (Нос)

      4. У зверушки на макушке, а у нас ниже глаз.  (Уши)

Регулятивные УУД:

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей с помощью учителя;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок

Познавательные УУД:

- использовать различные способы обработки , анализа и представления информации;

- строить монологическую речь в устной форме.

Коммуникативные УУД:

-слушать и понимать речь других;  

-совместно договариваться о правилах поведения общения в группе и следовать им

V.   Итог урока

-А когда мы придём кушать в столовую, какие органы чувств нам помогут узнать, что мы будем есть?

    (Орган зрения – увидеть блюдо,

     орган обоняния – почувствовать запах,

     орган вкуса – узнать вкус)

-Так кто же они, наши помощники, без которых нам не обойтись в окружающем мире?  

    (Органы чувств)

-Назовите их.   (Хоровой ответ)

-Ответили мы на вопросы, поставленные в начале урока?

-А теперь, если мы правильно выполнили все задания, то девочка нам улыбнётся.  (Открывается такая же картина с портретом девочки, но уже с нарисованным улыбающимся лицом)

-Мы – молодцы.  Всем спасибо. Наш урок окончен.          



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по Окружающему миру в 3 классе. Тема "Органы чувств. Охрана здоровья"

Методическая разработка урокаПредмет: Окружающий мирКласс: 3 классУМК: «Щкола России»Автор учебника: А.А. Плешаков.Учитель:Пылина Ирина Михайловна ГОУ СОШ №302 Санкт-Петербурга. Тема у...

Кейс-урок по окружающему миру класс "У Чёрного моря"

Данный конспект подготовлен к уроку окружающего мира в 4 классе (УМК «Школа России»). Кейс-урок - одна из форм современного урока, соответсвующих новому ФГОС НОО. Предполагает групповую работу, где уч...

технологическая карта урока по окружающему миру "класс "Дикие и домашние животные"

« Дикие и домашние животные» Данный урок по окружающему миру «Дикие и домашние животные» разработан для 2-ых классов  по учебнику А.А.Плешакова (УМК «Школа России»). Тип урока -  изучен...

Урок по окружающему миру " Глаза - органы зрения"

Знакомство с новой темой урока, новые подходы в обучении...