Конспект урока по окружающему миру 3 класс на тему "Что такое деньги."
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Конспект урока  окружающего мира 3  каласс на тему "Что аткое деньги".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chto_takoe_dengi.docx440.01 КБ

Предварительный просмотр:

Ход урока

I. Организационный момент

- Здравствуйте, ребята! К нам сегодня на урок пришли гости, давайте поприветствуем их. Садитесь. Проверьте, все ли у вас готово к работе на уроке?

II. Актуализация знаний

-  Что такое экономика? (Удовлетворение разных потребностей людей.)

- На дом вам было задано выполнить задания на рабочем лист, давайте проверим как вы справились.

-  Назовите отрасли экономики.

- Что такое промышленность?

- Расшифруйте сокращения: ГЭС, ТЭС, АЭС.

- Назовите отрасли промышленности.

- Расскажите какие промышленные предприятия есть в нашей Республике?

-  Найдите в классе предметы (явления), с разными отраслями промышленности. (Сеть электроэнергетика, мел — добывающая, компьютер — электронная, пластмассы химическая,  обувь — легкая и т. д.)

ill. Самоопределение к деятельности

-  1.В кошелек мы их кладем,

С ними в магазин идем.

   Маленькая, кругленькая,

Из кармана в карман скачет. (Монета)

- Кто догадался, о чем пойдет речь на уроке? ( О деньгах.)

- Давайте сформулируем тему урока .

IV. Работа по теме урока

2. Целеполагание 

Продолжите мою фразу : Деньги - это….. (предположения детей)

Посмотрите, какие разные определения вы даёте. Сегодня в течение урока мы проверим ваши предположения.

-Ребята, а стоит ли нам изучать эту тему? Для чего это надо?

-Как вы думаете, а у наших предков были деньги? Какие?

-Что бы вы хотели узнать о деньгах?

5. Работа с новым материалом

-Ребята, что же такое деньги?

- В словаре С.И.Ожегова дается такое определение этого слова: «Деньги – металлические и бумажные знаки, являющиеся мерой стоимости при купле-продаже, средством платежей и предметов накопления».

-Несколько тысяч лет назад люди не знали, что такое деньги. Они просто обменивались друг с другом различными предметами. Гончары меняли горшки и кувшины, земледельцы – зерно, скотоводы – быков, овец и шерсть. Но обменивать товары было сложно. Ценность вещей и продуктов разная. Она зависит от того, сколько труда затрачено на изготовление той или иной вещи. И чтобы упростить обмен, люди придумали деньги. Первые деньги совсем не были похожи на те, к которым привыкли мы. В разных местах деньгами служили разные предметы, важные для этих мест. Самыми первыми мировыми деньгами были раковины каури с Мальдивских остров в Индийском океане. Маленькие, удобные , прочные и красивые, они служили деньгами во многих странах Азии, Африки и Европы.

-Но самыми удобными деньгами оказались металлические. Можно было чеканить монеты любой стоимости: из меди – подешевле, из серебра – подороже, а из золота – самые дорогие. Посмотрите, какие были деньги в разных странах

-И все-таки у металлических денег нашелся один важный недостаток – они были очень тяжелы и занимали много места. И люди придумали выход: золото передавали на хранение в банк, а вместо него брали с собой бумажные расписки на это золото Так и появились на свет первые бумажные деньги, на которых написано, какому количеству хранящегося в банке золота они равны. Сегодня деньгами оплачиваются вещи, продукты и услуги — тe, во что вложен труд человека. Поэтому говорят, что деньги — это особый товар, известное количество которого всегда оказывается равноценным любому другому товару и может быть на него поменяно.

6. Деловая игра  

- Игра “Давай обменяемся”          

– Ребята, сейчас мы представим себя жителями древней Руси. Вы делитесь на 3 группы: купцы, охотники, крестьяне. У каждого из вас есть карточки с изображением разных предметов и задание, что вам необходимо привезти домой с ярмарки. Попробуйте сейчас обменять собственный товар на необходимый.

Время на выполнение задания – 3 минуты.

– Понравилось ли вам на ярмарке?

– Кто не смог произвести обмен?

– Какие сложности возникли при обмене?

– Согласны ли вы с тем утверждением, что обменивать товары действительно было очень сложно?

7. Инсценировка.

- Давайте проиграем некоторые ситуации. Кто мне поможет? (учитель вызывает к доске ученика)

- У меня есть игрушка, у тебя тоже – игрушка. Давай поменяемся. (поменялись).
- Можем мы так поменяться? (да). Почему? (равноценный обмен).
Приведите пример бартера из вашего личного опыта и объясните, почему в данном случае использовался именно бартер.
Продолжим.
- У меня карандаш, у тебя – книга. Давай поменяемся.(нельзя).
- Почему? (неравноценный обмен)

Например, английский капитан Верни Камерун, побывавший в Африке, рассказывал о том, как он покупал лодку, чтобы переправиться через озеро. Для этого ему пришлось обменять имевшуюся у него проволоку на сукно, сукно на слоновые бивни, и только после этого в обмен на бивни он получил лодку. На этот обмен у капитана ушло приблизительно десять дней.

Какие возникают трудности в таком обмене?

1.Затрачивается много времени.

2.Сложность и неудобство поиска.

3.Обмен может не состояться.
- Что делать в таком случае? Как вы думаете? (купить)
- Чтобы упростить обмен, люди начали думать, какой предмет наиболее подходит для этого.

8. Работа по учебнику

-  Прочитайте в учебнике текст на с. 62—64.

-  Назовите два способа обмена.

(на доске термины «бартер», «купля-продажа».)

-  Что такое бартер? (Прямой обмен одних товаров на другие.)

-  Приведите пример бартера.

-  Что такое купля-продажа? (Обмен, в котором участвуют деньги.)

-  Что такое цена товара? (Стоимость одной вещи, одного предмета.)

-  Что такое деньги? (Особый товар, который можно обменять на любые другие товары и услуги.)

-  Как называются металлические деньги? (Монеты.)

-  Как называются бумажные деньги? (Банкноты.)

-  Назовите денежные единицы разных стран мира.

9. Практическая работа

(Работа проводится в парах. У каждого ученика на столе монеты)

-  Что изображено и написано на монетах? Сравните.

-  Найдите на монетах лицевую и оборотную стороны, ребро, номинал, легенду.

Оборотная сторона, на которой указан ее номинал, то есть достоинство (1 рубль), называется «реверс», или «решка». Почему решка? Решка — это искаженное и сокращенное произношение слова «решетка». В ходе денежной реформы Петра I в обращение поступил серебряный рубль с монограммой царя, составленной из четырех переплетенных букв П и римской цифры I. Она очень напоминала решетку, которая в разговоре стала решкой.

Сторона, на которой изображен герб (портрет или другой рисунок), — лицевая. Она называется «аверс», или, как часто говорят, «орел». Ребро монеты называется «гурт». Надпись на монете называется «легенда».

—  Покажите на монете легенду, реверс (или решку), аверс (или орел) и гурт.

—  Что можно узнать из надписей? (Сколько эта монета стоит в какой стране используется, в каком году выпущена.)

—  Опишите монету достоинством 1 рубль. (Учитель предлагает рассмотреть советские и зарубежные монеты и банкноты.)

—  Рассмотрите гурт. Почему на нем насечки? (Это защита от фальшивомонетчиков.)

—  Кто такие нумизматы? (Люди, которые коллекционируют и изучают монеты.)

Старинные и современные монеты могут многое рассказах о прошлом и настоящем разных стран, знаменательных событии, великих людях.

(Заранее подготовленный ученик выступает с устным сообщением на тему «Русские деньги».)

10. Физкультминутка

Покупка

Мы бежали по дорожке (бег на месте)

Вдруг, порвались босоножки! (один громкий хлопок в ладоши)

Что же делать? Как нам быть? (разводим поочередно руки в стороны)

Где же обувь нам добыть? (обнять щечки ладошками и покачать головой)

Будем туфли покупать! (потопать ногами в ритм словам 4 или 7раз)

Станем денежки считать! (потереть большим пальчиком другие пальцы, обеими руками одновременно)

Один (рубль, два, три, четыре (с размахом вскользь хлопаем правой ладонью об левую и наоборот, 4 хлопка)

Вот мы туфельки купили! (указываем ручками на обувь, выставляя на пяточек то правую, то левую ножку).

11. Первичное закрепление

-Каждой группе я выдала сигнальные карточки. Я зачитываю высказывание, если оно верное, поднимаете зеленый цвет, если нет, то красный.

1.Прямой обмен одних товаров на другие – это сбережения.

2.Плата за работу – заработная плата.

3.Деньги, которые откладываются на будущее – сбережения.

4.Оборотная сторона монеты – гурт.

5.Надпись на монете называется легендой.

12. Закрепление изученного материала

—  Прочитайте задание. Найдите в приложении фотографии денежных единиц к данному заданию. Вырежьте их и наклейте. Подпишите названия.

—  Какими деньгами вы пользуетесь, когда ходите в магазин

—  Какими деньгами вы воспользуетесь, если поедете в США?

-  А в Европе?

13. Рефлексия

1. Графический диктант

-  Если высказывание верное, поставьте знак «+», если неверное, поставьте знак «—».

•   Прямой обмен одних товаров на другие — это сбережения. («—».)

•   Плата за работу — заработная плата. («+».)

•  Деньги, которые откладывают на будущее, — сбережения. («+».)

•   Оборотная сторона монеты — гурт. («—».)

•   Надпись на монете называется легендой. («+».)

(После выполнения задания проводится самопроверка.)

2. Самоконтроль

-  Мы очень коротко попытались проследить историю денег от их появления до сегодняшнего дня. Теперь вы можете себе представить, что деньги — это не такая уж и простая вещь, хотя и вполне обычная в нашей жизни.

Чем бы вы ни занимались в будущем, помните, что самые дорогие вещи не имеют цены! Например, здоровье. Не экономьте на здоровье! Помните, что за деньги не купишь хорошее настроение. Или уважение окружающих. Или любовь близких. Далеко не все продается и покупается.
- Я думаю, ребята, что сегодняшний урок будет вам полезен. А где вы можете применить новые знания?(ответы детей) Вступая во взрослую жизнь, вы вспомните сегодняшний разговор и постараетесь разумно и честно зарабатывать и тратить деньги.

14. Подведение итогов урока

-Напомните мне, пожалуйста, какова была тема урока?

-  Что такое деньги?

-  Что нового вы узнали о деньгах?

-  Как вы думаете, будут ли деньги меняться? (Да, уже сейчас они выступают в виде пластиковых карточек.)

Итак, деньги — особый товар, который можно обменять на любые другие товары и услуги.

Деньги  несомненно очень важны и нужны в нашей жизни, но помните, что самые дорогие вещи не имеют цены!  Здоровье, счастье, любовь, улыбку близких людей  нельзя купить за деньги.  Далеко не все продается и покупается. Самое дорогое в нашей жизни - бесценно, и не имеет никакого отношения к деньгам.

ПРИЛОЖЕНИЕ

ТОВАР

ТОВАР

ТОВАР

ОБМЕН


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по окружающему миру по теме "Что такое деньги"

Данная разработка  предназначена для проведения урока по курсу окружающий мир по теме "Что такое деньг" в 3 классе...

Конспект урока по окружающему миру по теме "Кто такие птицы" 1 класс

Данный урок разработан в соответсвии с требованиями ФГОС НОО....

Конспект урока по окружающему миру на тему «Что такое деньги»

Конспект урока по окружающему миру на тему «Что такое деньги»...

Конспект урока по окружающему миру на тему: "Что такое деньги"

Конспект урока по окружающему миру на тему: "Что такое деньги"...

Конспект урока по окружающему миру на тему "Что такое экономика" 2 класс

Конспект урока по окружающему миру на тему  "Что такое экономика" 2 класс...