Интеллектуальный марафон Тема: «Обобщение по разделу «История».
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Березина Ирина Евгеньевна

Цели урока: обобщить знания учащихся, проверить усвоение материала по теме, систематизировать и обобщить представления учащихся по всемирной истории.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchenie_po_istorii.docx424.88 КБ
Файл dlya_zhyuri.docx14.23 КБ
Файл 1.pptx2.41 МБ
Файл 2.pptx2.53 МБ
Файл 3.pptx1.9 МБ
Файл 4.pptx1.43 МБ
Файл 5.pptx2.9 МБ
Файл lenta.docx135.78 КБ
Файл dokument_microsoft_word.docx1.14 МБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Обобщение по разделу «История».

(Слайд 1)  «Интеллектуальный марафон»

Цели урока: обобщить знания учащихся, проверить усвоение материала по теме, систематизировать и обобщить представления учащихся по всемирной истории.

Познавательные УУД:

- Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.

- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.

- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

Коммуникативные УУД:

- Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

- Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

- Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

Планируемые результаты:

Предметные: конкретизировать представления об истории.

Метапредметные: осуществлять итоговый и пошаговый контроль.

Личностные: интерес к изученным темам.

Оборудование:

- задания по теме урока

- карточки

Предварительная подготовка:

- Игра проводится после изучения раздела «История».

- Подготовка начинается за неделю: учитель обозначает темы, по которым будут предложены вопросы.

- Проводится разделение на команды. Командам предлагается придумать название, девиз, эмблему.

Основные этапы урока:

I. Организационный момент. (2 минуты)

II. Представление команд. (5 минут)

III. 1 раунд. Лента времени. (5 минут)

IV. 2 раунд. Жизнь древних славян. (5 минут)

V. 3 раунд. Трудные времена на Руси (5 минут)

VI. Физкультминутка. (1 минута)

VII. 4 раунд. Великие люди России (5 минут)

VIII. 5 раунд. Музей (5 минут)

IX. Подведение итогов. (2 минуты)

X. Рефлексия. Синквейн (5 минут)

Ход игры:

I. Организационный этап. (2 минуты)

(Слайд 2)  

Учитель: Мы с вами закончили изучение большого раздела учебника. Как он называется?              

   - А начать наш урок я хотела бы с высказывания Михаила Васильевича Ломоносова:

«У народа, который не знает своей истории, нет достойного будущего»

- Изучая историю нашей страны, мы неоднократно подтверждали мысль об удивительном прошлом нашей страны.

Сегодня мы проводим марафон,

Проверит ваши знанья он.

Как это интересно – много знать,

Друзьям свои уменья показать!

К интеллектуальным конкурсам готовы?

Вперед, друзья! К победам новым!

Учитель объясняет ход мероприятия, знакомит с правилами игры. Обращает внимание на правила поведения. Знакомит с членами жюри.

Учитель: Сегодня на уроке мы обобщим те сведения, которые узнали об истории Отечества. Чем они могут быть полезны для вас? (От нас зависит, каким мир будет в будущем. Чем больше мы будем знать о прошлом и настоящем, тем понятнее будут его проблемы, тем внимательнее мы будем относиться ко всему, что нас окружает, тем быстрее научимся любить и беречь мир, чтобы сохранить его для будущих поколений).

(Слайд 3)  

II. Представление команд. (5 минут)

Итак, мы начинаем. Первый конкурс так и называется «Представление команд». Каждая команда представляет свое название, девиз, эмблему, своего капитана.

(Максимальная оценка за этот конкурс 5 баллов.)

(Слайд 4-5)  

III. 1 раунд. Лента времени.  (5 минут)

Я, Время бы, сравнил с кино,
   цветным кино, где кинолента:
      секунды, дни, века, и, вот,
     история в руинах древних...

Данный раунд состоит из двух этапов.

Каждой команде выданы по два конверта.

В конверте под №1 вы найдете ленту времени, но она в «разобранном» состоянии. Вы должны за 1 минуту «собрать» её расположив эпохи в хронологическом порядке.

Во втором конверте дан список исторических событий. Вам необходимо записать год, в котором произошло событие и расставить события по «ленте времени» (цифрами 1,2….).

1. Куликовская битва (1380) ____________год

2. Крещение Руси (988)_____________ год

3. Ледовое побоище (1242)__________ год

4. Основание С-Петербурга (1703)__________ год

5. Начало Великой Отечественной войны (1941)__________ год

(Максимальная оценка за этот конкурс 8 баллов. За правильно собранную ленту 1 балл, по 1 баллу за правильно определенную дату, 2 балла за отметку на ленте времени)

(Слайд 6)  

IV. 2 раунд. Жизнь древних славян. (5 минут)

- Ребята, мы отправляемся в Древнюю Русь. Перенесемся в эпоху древних славян, когда никаких иностранных влияний не было, и наши предки жили по своим традициям и обычаям.  Жизнь людей в прошлом была очень тяжёлой. Наши предки жили большими семьями, вместе работали, добывали себе пропитание и боролись с трудностями.

Каждой команде предлагается карточка с заданиями.

Закончите предложения, выбрав правильный ответ в скобках.

а) Жилище и предметы быта

  1. Дома древних славян были углублены в …… (глину, песок, землю).
  2. Строились жилища из …….. (кирпича, деревьев, камня).
  3. Крыша была покрыта ……. (шифером, досками, соломой).
  4. Вся посуда делалась из ….. (глины, стекла, фарфора)

б) Занятия древних славян

1.В озерах и реках они ловили ….. (рыбу, раков, разводили птицу)

2. В лесу наши предки …… (играли в прятки, охотились, собирали ягоды, грибы, мед, травы) 2 правильных ответа.

3.Основным занятием древних славян было …. (птицеводство, земледелие, книгопечатанье).

4. Основным занятием женщин было ….. (ходили на охоту, пряли, шили.) 2 ответа.

2. Ответьте на вопрос:

Где древние славяне выбирали место для жилья? Почему? (Место для поселения выбирали безопасное, пригодное для жилья, вблизи реки, где-нибудь на пригорке, обычно на прибрежном холме. Время было беспокойное, жители соседних посёлков часто воевали между собой, поэтому селились славяне обычно в местах, окруженных крутыми склонами, глубокими оврагами или водой.  Они возводили вокруг поселений земляные валы, копали рвы, ставили частокол. И дома было удобно строить на такой земле. Вокруг своих поселений они копали глубокие ямы, ставили частокол.)

(Максимальная оценка за этот конкурс 7 баллов. По 2 балла за первую часть, три балла за вторую часть (зависит от полноты ответа))

(Слайд 7-8)  

V. 3 раунд. Трудные времена на Руси. (5 минут)

Учитель: Эпиграфом к данному раунду я взяла слова знаменитого испанского писателя Миге́ля де Серва́нтеса Сааве́дра.

История — сокровищница наших деяний,

свидетельница прошлого, пример и поучение

для настоящего, предостережение для будущего.

- В этом раунде мы перенесемся в 13 век.  Для русского народа наступили трудные времена. Русь-Матушка подверглась множеству нападений со стороны врагов.

Расположите части текста так, чтобы получился рассказ.

В XIII в. на Русь обрушились тяжелые испытания. С юга пришло монгольское войско. Монголы — это кочевые (переезжающие с места на место) племена. Они занимались разведением скота — лошадей, верблюдов, коров, овец, коз. Скоту нужны пастбища, поэтому монголы переходили с места на место в поисках новых пастбищ.

Жили в юртах - легких домах из жердей и войлока. При переездах юрты разбирали и грузили в повозки. Монголы были неприхотливым и очень терпеливым народом. Они могли не есть по два-три дня и легко переносили холод. Даже между собой они редко жили в мире и согласии, а уж с другими племенами и народами и подавно постоянно враждовали. О них ходила молва как о жестоких и свирепых людях.

Поздней осенью 1237 г. внук Чингисхана Батый привел к русским границам огромное войско. На его пути лежало Рязанское княжество. У рязанцев не было сил, чтобы дать отпор врагу. Рязанский князь Юрий Игоревич обратился за помощью к владимирскому и черниговскому князьям, но те не откликнулись на его призыв о помощи. Пять дней держалась Рязань, на шестой пала. Все жители погибли.

Вслед за Рязанью монголы заняли Коломну, Москву, Тверь, Владимир. Завоеватели разрушили и сожгли прекрасные русские города. Маленький город Козельск враги штурмовали семь недель. 4000 вражеских воинов легли под стенами Козельска, но и защитники города погибли. Врагам достались одни развалины, но и их хан Батый приказал стереть с лица земли. В 1240 г. был разграблен и разрушен Киев.

Учитель: Почему Русь покорилась монголо-татарам?

ПРИЧИНА: Раздробленность Руси на княжества.

Не было мира и согласия между русскими князьями: они соперничали друг с другом, так как каждый хотел стать главным среди всех. И как бы ни было сильно каждое княжество в отдельности, его военная сила не шла ни в какое сравнение с необъятной силой монголов. Двести лет хозяйничали монголы на Русской земле. Двести лет понадобилось русским людям, чтобы собрать силы и прогнать врага.

2. Учитель: Какая появилась новая угроза? (шведы и немцы)

- Кто выступил против шведов? (князь Александр)

- Какое прозвище получил молодой князь? (Александр Невский)

 Второе задание в этом раунде: Текст с ошибками (исправьте ошибки)

5 апреля 1240 (1242) года шведские (немецкие) рыцари построились клином на льду реки Невы (Чудского озера). Новгородский князь Александр Невский во главе рати разбил рыцарей-крестоносцев. Это сражение вошло в историю как «Куликовская битва» (Ледовое побоище).

(Максимальная оценка за этот конкурс 8 баллов, по 4 балла за каждую часть.)

VI. Физкультминутка «Да - нет». (1 минута)

1. Древнерусское государство называлось Киевская Русь? (да)

2. Славяне жили в пещерах? (нет)

3. Славянскую азбуку создали Кирилл и Мефодий? (да)

4. Предводитель викингов, ставший в 862 году править славянскими племенами, был из династии Романовых? (нет)

5. Московского князя Ивана Даниловича прозвали Невский? (нет)

6. Русь выплачивала Золотой Орде дань? (да)

7. Книгопечатание на Руси начинается при правлении Ивана Калиты? (нет)

(Слайд 9-10)  

VII. 4 раунд. Великие люди России. (5 минут)

Учитель: Как сказал британский писатель и историк Томас Карлейль: «История мира — это биография великих людей.»

Учитель: История России богата великими людьми и знаменательными событиями. Дмитрий Донской, Александр Невский, Иван Калита, Иван Грозный, Петр Великий, Екатерина Великая, Суворов, Кутузов, Жуков, Гагарин…. продолжать можно еще очень долго.

Капитаны команд приглашаются для выбора задания. На карточках написаны имена правителей России (Иван Грозный, Петр Великий, Екатерина Великая).

Учитель: Итак, каждой команде досталось имя одного из великих правителей. За каждым именем стоит целая эпоха. Ваша задача составить кластер, в котором будет отражен их вклад в историю Отечества.

Петр I Алексеевич.

1. Создание российского флота.

2. Введение нового календаря с началом года 1 января и летоисчислением от Рождества Христова.

3. Открытие в Москве Школы математико-навигационных наук.

4. Провозглашение Петербурга столицей России.

5. Открытие в Петербурге Морской академии.

6. Открытие первого музея — Кунсткамеры.

7. Провозглашение России империей, а царя императором.

8. Победа в Северной войне над шведами и освобождение прохода к

9. Балтийскому морю. Россия становится морской державой.

10. Первые указы об упразднении русского платья, бритье бород и введении европейской одежды.

11. Издание первого пособия по этикету «Юности честное зерцало».

Иван IV Грозный.

1. Составление нового «Судебника».

2. Покорение Казанского ханства.

3. Установление торговых отношений с Англией.

4. Покорение Астраханского ханства.

5. Начало книгопечатания. Выпуск первой русской печатной книги «Апостол».

6. Издание первой славянской «Азбуки».

7. Присоединение Сибирского царства.

8. Территория страны увеличена вдвое

9. Построен собор Василия Блаженного в Москве — один из красивейших храмов в мире и главных символов России.

10. Венчался на царство и начал регулярно использовать титул царь.

Екатерина II Алексеевна.

1. Учреждение воспитательных домов в Петербурге и Москве.

2. Был возведен Эрмитаж – музей искусств, в котором собирались самые выдающиеся экспонаты.

3. Создание Воспитательного общества благородных девиц при Смольном монастыре в Петербурге.

4. Присоединение Крыма к России.

5. Построено 144 города

6. В Петербурге были построены каменные набережные, а через каналы и реки возводились многочисленные мосты.

7. Началось строительство Зимнего дворца на набережной Невы.

8. Благодаря блестящим победам гениальных русских полководцев – Александра Васильевича Суворова и Федора Федоровича Ушакова – Россия смогла получить выход к Черному морю.

9. Создает ряд новых учебных заведений, в том числе для женщин (Смольный институт, Екатерининское училище).

10. Активно развивались русский театр, русская литература, а также наука.

(Максимальная оценка за этот конкурс 10 баллов.)

(Слайд 11-15)  

VIII. 5 раунд. Музей (5 минут)

Любой музей есть память о веках.
Творенья от начала мирозданья,
Любое человечества созданье
В картинах, письменах, стихах.

Музей и память. Каждый экспонат

Расскажет об истории эпохи.

Команды (по жребию) выбирают репродукции картин для конкурса «Музей» Задача: подготовить экскурсию по сюжету картины.

«Триумф победившей Родины» — картина Михаила Хмелько.

Сюжет картины — кульминация исторического Парада Победы 24 июня 1945 года на Красной площади — момент низвержения захваченных в боях знамён разгромленных фашистских войск. Советские воины сбрасывают вражеские флаги к ногам полководцев-победителей, стоящих у трибун Мавзолея Ленина.

Триумф победившей Родины

«Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле» — самая известная картина советского художника Михаила Ивановича Авилова.

8 сентября 1380 года состоялась битва на Куликовом поле. Войско Мамая насчитывало около 150 тысяч воинов. Его участники – монголо-татары, войско литовского князя Ягайло, а также генуэзские наемники. Сражение началось с битвы Пересвета и Челубея.

Картина Виктора Мазуровского «Московский пожар (1812)»

В сентябре 1812 года Наполеон ликовал! Наконец-то Москва у его ног! Но императора ждало зрелище, потрясшее его на всю жизнь. «Великая армия» вступила в мертвый город — французов встречало гулкое эхо безлюдных улиц и вой брошенных собак. В мрачном молчании Наполеон ехал по пустой Москве. Это был сокрушительный удар по его величию.

Наполеон покидает Москву

Евгений Емельянов нарисовал диораму Ледового побоища.

5 апреля 1242 года состоялось Ледовое побоище, или, как его еще называют, битва на Чудском озере. Александр решил применить военную хитрость. Он планировал дать бой на льду озера. Русская дружина была вооружена и защищена значительно легче, чем тевтонские рыцари. Русские воины были одеты в металлические кольчуги, которые весили намного меньше, чем доспехи рыцарей. Александр расположил основную дружину на льду озера, вынуждая рыцарей выйти на уже достаточно хрупкий лед. На берегу озера в засаде находились конные воины Александра. Когда началась битва, лед треснул под одетыми в доспехи рыцарями. Они стали тонуть, не имея возможности выбраться из воды. Русские воины находившиеся в засаде не давали рыцарям выбраться на твердую землю. Так Александру удалось победить Тевтонское войско.

Конкурс «Музей» («рассказ по картине»). Изображение выводится на большой экран. Представитель команды (возможно выступление в паре) проводит экскурсию по сюжету картины.

(Максимальная оценка за этот конкурс 6 баллов.)

(Слайд 16)  

IX. Рефлексия. Синквейн (5 минут)

-Мы подошли к завершению нашей игры. И пока наше жюри подводит итоги, я предлагаю командам написать синквейн на тему «История».

На слайде вы видите алгоритм написания синквейна:

  • Первая строка: название темы (одно сущ.)
  • Вторая строка: в 2-ух словах, 2 прилагательного
  • Третья строка: описание действия в рамках этой темы тремя словами
  • Четвертая строка: фраза из 4 слов, показывает отношение к этой теме
  • Пятая строка: синоним, который показывает суть этой темы.  

IX. Подведение итогов. (2 минуты)

(Слайд 17)

Учитель: И завершая наше занятие, мне хотелось бы вернуться к высказыванию М.В.Ломоносова.

Резерв.

1. Депеши.

-Кто и когда мог отправить такую депешу?

1) «Взяли Рязань и Владимир, двинулись к Новгороду, задержались у Козельска – злой город» (Батый, 1238 г.)

2) «Противник разбит. Гнали его 7 вёрст по озеру. В плен взяли 450 человек» (Александр Невский, 1242 г.)

3) «Хан не решился вступить в битву, хоть дважды пытался перейти через реку. Повернул войска и ушёл в Орду» (Иван III о хане Ахмате, 1480 г.)

2. Литературный салон.

Учитель. По отрывку из литературного произведения определите событие и назовите дату.

Призвал к себе черниговского князя

Князь Юрий долгою рукой:

«Приходи ко мне», - просил он гостя,

В тот год был город заложён.

(1147 г. – первое упоминание в летописях о Москве)

Отсель грозить мы будем шведу.

Здесь будет город заложён

Назло надменному соседу.

Природой здесь нам суждено

В Европу прорубить окно.

Ногою твёрдой стать при море. (А. С. Пушкин «Медный всадник»)

(1703 г. – основание Санкт-Петербурга)

В субботу пятого апреля

Сырой рассветною порой

Передовые рассмотрели

Идущих немцев тёмный строй. (К. Симонов «Ледовое побоище»)

(1242 г. – Ледовое побоище)

Позади у воинов – Непрядва,

Слева – затуманившийся Дон

И простор великий только на два,

Только на два стана разделён. (Старшинов «Там за Непрядвою, за Доном»)

(1380 г. – Куликовская битва)

Был стращный год, когда все страны

Боялись больше, чем огня

Батыя, - внука Чингизхана

Своё соседство с ним, кляня.

Был страшный век, когда монголы

На Русь лавиною пошли

В осенний день, по степи голой,

Топча сухие ковыли. (Н. Кончаловская «Наша Древняя столица»)

(1237 г. – нашествие Батыя)

Мы долго молча отступали,

Обидно было, боя ждали…

И вот нашли большое поле,

Есть разгуляться, где на воле,

Построили редут. (М. Ю. Лермонтов «Бородино»)

(1812 г. – Бородинское сражение или Отечественная война 1812 г.)


  • Работа с оценочными листами.
  • Какие темы мы повторим сегодня на уроке?
    В начале урока каждому учащемуся выдаётся оценочный лист

Прежде чем мы приступим к выполнению заданий, возьмите, пожалуйста, листок для оценок и поставьте ту отметку, которая по вашему мнению отражает

ваши знания по пройденным темам. 

В конце урока вы снова попробуете оценить свои знания, интересно, станут ли они лучше.

Темы

Оценка

в начале урока

Оценка

в конце урока

Лента времени.

Жизнь древних славян

 

 

Трудные времена на Руси

 

 

Великие люди России

 

 

Великие люди России

 

 

Исторические события

 

 


Темы

Оценка

в начале урока

Оценка

в конце урока

Лента времени.

Жизнь древних славян

 

 

Трудные времена на Руси

 

 

Великие люди России

 

 

Великие люди России

 

 

Исторические события

 

 

Темы

Оценка

в начале урока

Оценка

в конце урока

Лента времени.

Жизнь древних славян

 

 

Трудные времена на Руси

 

 

Великие люди России

 

 

Великие люди России

 

 

Исторические события

 

 

Темы

Оценка

в начале урока

Оценка

в конце урока

Лента времени.

Жизнь древних славян

 

 

Трудные времена на Руси

 

 

Великие люди России

 

 

Великие люди России

 

 

Исторические события

 

 

СИНКВЕЙН

История

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

СИНКВЕЙН

История

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Предварительный просмотр:

Название команды

Представление команд.

Лента времени.

Жизнь древних славян.

Трудные времена на Руси

Великие люди России

Музей

Итоги

Максимальное кол-во баллов – 44 б.

5 б.

1 часть – 1 б.

2 часть – 5 б.

3 часть – 2 б.

1 часть – 2 б.

2 часть – 2 б.

3 часть – 3 б.

1 часть - 4 б.

2 часть - 4 б.

10 б.

6 б.

Оценочный лист


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Интеллектуальный марафон

Слайд 2

«У народа, который не знает своей истории, нет достойного будущего» Михаил Васильевич Ломоносов

Слайд 3

Представление команд

Слайд 4

Лента времени Раунд 1.

Слайд 5

1 3 2 4 5

Слайд 6

Жизнь древних славян Раунд 2.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Трудные времена на Руси Раунд 3.

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

История — сокровищница наших деяний, свидетельница прошлого, пример и поучение для настоящего, предостережение для будущего. Миге́ль де Серва́нтес Сааве́дра

Слайд 2

Великие люди России Раунд 4.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Музей Раунд 5.

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

1 . Евгений Емельянов «Ледовое побоище»

Слайд 2

2. Виктор Мазуровский «Московский пожар (1812)»

Слайд 3

3. Михаил Иванович Авилов «Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле»

Слайд 4

4. Михаил Хмелько «Триумф победившей Родины»

Слайд 5

Синквейн 1 . Название темы (одно сущ.) 2. Два прилагательных 3. Три глагола - описание действия в рамках этой темы 4. Фраза из 4 слов, показывает отношение к этой теме 5. Синоним, который показывает суть этой темы.

Слайд 6

«У народа, который не знает своей истории, нет достойного будущего» Михаил Васильевич Ломоносов



Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока лит.чтения 2 класс по теме "Обобщение по разделу "Сказка -ложь, да в ней намёк...""

Конспект урока лит.чтения 2 класс (ОС "Школа 2100") по теме "Обобщение по разделу "Сказка - ложь, да в ней намёк..."...

Урок Мужества (урок чтения во 2 классе) Тема: Обобщение по разделу «Страницы истории»

Урок Мужества во 2 классе проведён на уроке чтения, который прошёл в школьном зале Боевой славы у стендов, посвящённых Александру Невскому, Куликовской битве и Дмитрию Донскому, Александру Сувор...

Интеллектуальный марафон Тема: «Не зарывай свои таланты»

Вам открыть секрет придётся,Тот умён, кто разберётся.1) способствовать проявлению индивидуальности каждого учащегося, раскрытию многогранности своих интересов;2) содействовать развитию творческих спос...

Занятие по предмету «Чтение». 2 класс. Коррекционная школа Тема: Обобщение к разделу «Мир животных». Урок обобщения изученного материала.

Вашему вниманию представлено индивидуальное занятие по чтению на дому с обучающимся 2го класса коррекционной школы, имеющим такие сложные сочетанные дефекты развития, как детский церебральный паралич,...

Технологическая карта урока по УМК «Перспектива» для начальной школы Литературное чтение 4 класс Раздел: «О Родине, о подвигах, о славе» Тема: «Обобщение по разделу»

Технологическая карта урока 4 класс Предмет: литературное чтение Авторы учебника: Л.Ф. Климанова. Л.А. Виноградская, М.В. Бойкина Тема урока. Обобщение по разделу «О Родине, о подвигах, о славе». ...

Презентация к уроку. Литературное чтение 4 класс Раздел: «О Родине, о подвигах, о славе» Тема: «Обобщение по разделу»УМК «Перспектива» 4 класс

Презентация к уроку. Литературное чтение 4 класс Раздел: «О Родине, о подвигах, о славе» Тема: «Обобщение по разделу»УМК «Перспектива» 4 класс...