Рабочая программа по внеурочной деятельности "Юный краевед"
рабочая программа по окружающему миру (1, 4 класс)

Краеведение имеет большое значение в воспитании патриотических чувств, расширении кругозора школьников, развитии их интеллектуального и творческого потенциала. Малая Родина ребёнка – это природа, которая его окружает, семья, дом, школа, это памятные места родного села и, конечно, люди, гордость и слава родного села.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yunyy_kraeved.pech_.docx31.71 КБ

Предварительный просмотр:

        Актуальность. Краеведение имеет большое значение в воспитании патриотических чувств, расширении кругозора школьников, развитии их интеллектуального и творческого потенциала. Малая Родина ребёнка – это природа, которая его окружает, семья, дом, школа, это памятные места родного села и, конечно, люди, гордость и слава родного села.

  На современном этапе развития общества изучение родного края становится актуальным, как ведущий фактор воспитания патриотизма. Краеведение – благодатная почва, позволяющая воспитывать у детей любовь к родному селу, краю. Для развития, обучения и воспитания школьников исключительно важны связь с прошлым поколением, формирование культурной и исторической памяти. Чтобы ребёнок мог проникнуться такими чувствами, необходимо прикоснуться к эпохе, потрогать её руками и эмоционально пережить артефакты. Помочь ребёнку в решении этих проблем сегодня может музей. Музей – своеобразная модель системы культуры, играющая огромную роль  в воспитании личности.

  Особое место в современных общеобразовательных учреждениях России отводится школьным краеведческим музеям, которые призваны комплексно решать вопросы развития, обучения и воспитания подрастающего поколения на основе собранных детьми экспонатов, средствами экскурсионной и музейной деятельности. В МОУ «Черниговская СОШ» создан и функционирует школьный музей. Реализация программы «Юный краевед» предполагается на базе школьного музея.

   Значительное количество занятий направлено на практическую совместную деятельность обучающихся, учителей и родителей. Программа призвана обогатить знаниями об историческом прошлом семьи, школы, села, развивать интеллектуальные и творческие способности учащихся, воспитывать чувства гражданственности и патриотизма.

 Цель курса: формирование основ гражданской идентичности школьника в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности.

Задачи курса:

 1) расширять и углублять знания детей о родном селе, районе, области, крае, стране, народе. Изучить их историю, культуру, природу, географические особенности;

2) развивать интерес к окружающему миру, учить быть внимательным к предметам, явлениям и людям, находящимся вокруг;

3) развивать грамотную речь, умение строить эффективное общение со сверстниками и взрослыми;

4) развитие эмоциональной сферы ребёнка;

5) достижение личностных, метапредметных и предметных результатов основной образовательной программы основного общего образования

Общая характеристика курса внеурочной деятельности

 Краеведение как особая форма научно-познавательной и просветительской деятельности давно стало органической частью современного образования, одним из важных средств воспитания патриотизма. Малая Родина ребёнка – это и природа, которая его окружает, семья, дом, школа, это памятные места села, его исторические и культурные центры, с/х предприятия села, это и известные люди, гордость и слава нашего края.  В программе заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей. Курс использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках литературы, географии, физической культуры, математики, технологии, изобразительного искусства,  музыки, совместно с ними помогая детям освоить материал краеведения. Программа отличается тем, что ребёнку предлагаются задания неучебного характера, поэтому серьезная работа принимает форму игровой деятельности, что очень привлекательна именно для обучающихся 4 класса. На этих занятиях не ставятся отметки, хотя устное оценивание осуществляется. К тому же ребёнок на этих занятиях сам оценивает свои успехи. Это создаёт особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания. Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной благодаря частым переключениям с одного вида деятельности на другой.  

Программа построена на принципах краеведческого воспитания и образования:

1) принцип научности (включение в содержание основных понятий, взаимосвязь и единство человека и природы, системность обучения и воспитания);

2) принцип демократичности (достигается не только тем, что школа определяет вариант еѐ реализации, но и тем, что педагог самостоятельно избирает пути достижения планируемых результатов);

3) принцип практической направленности (реализуется за счёт введения в каждый блок практических занятий, экскурсий, творческих заданий);

4) принцип гуманизации (достигается за счёт введения краеведческого материала, который используется для углубленного изучения смежных предметов, позволяет сделать основные сведения ярче, ближе и интереснее, способствует эффективному формированию ценностных ориентаций, развитию интереса и уважения к истории своего народа, своего края).

Формы организации занятий: экскурсии, литературные и исторические гостиные, исторические игры, викторины, проектная и исследовательская деятельность, использование интернет-технологий, создание презентаций, посещение школьного и сельских музеев, оформление выставок, лекции, беседы, опережающие задания по использованию дополнительной литературы и местного материала, рефераты, конференции и дискуссии, работа с картами, анкетирование, интервьюирование, работа в музее, практические занятия, игровые ситуации, использование тестов и викторин.

Место курса в плане внеурочной деятельности школы

Программа рассчитана на 34 часа. Занятия проводятся в кабинетах и за пределами школы (экскурсии).

 Прогнозируемые результаты с учётом УУД.

В сфере познавательных универсальных учебных действий:

Знать:

-историю и традиции своей семьи;

-историю образования своего села, района, области;

- символику района, области;

- реликвии своей семьи;

- фамилии, имена, отчества своих прародителей в 3-4 поколениях;

- профессии своих родителей, бабушек, дедушек;

- некоторых выдающихся людей – уроженцев села, района, области;

- историко-культурные достопримечательности села, области;

- историю и традиции родной школы;

Уметь:

- собирать краеведческую информацию у членов своей семьи;

- делиться собранной информацией с друзьями;

- обобщать собранный материал;

- объяснять причины образования села, района, области;

- проявлять уважение к людям разного возраста и разных профессий.

В сфере личностных универсальных учебных действий у учащихся будут сформированы:

- внутренняя позиция на уровне положительного отношения к школе;

- основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;

- ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей;

- развитие чувства патриотизма, гордости за свою Родину, свой народ.

В сфере коммуникативных универсальных учебных действий:

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- формировать собственное мнение и позицию;

- задавать вопросы;

- контролировать действия партнёра;

- использовать речь для регуляции своего действия.

В сфере регулятивных универсальных учебных действий выпускник научится:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

- адекватно воспринимать оценку учителя;

-выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме;

Использование приобретённых знаний и умений в практической и повседневной жизни:

  В ходе занятий краеведческого кружка учащиеся выполняют разнообразные практические задания:

-подготовка и проведение народных праздников;

- организация словесного и художественного творчества: сочинительство небольших  стихов, сказок; рисование по результатам экскурсий, наблюдений, представлениям;

- формулирование вопросов на экскурсии при обращении к человеку любого возраста;

- слушать и слышать ответы и вопросы в беседе;

- разрабатывать и реализовывать исследовательские (индивидуальные, коллективные) и общественно-полезные проекты;

- оказывать и получать помощь в затруднительных ситуациях.

 Планируемые результаты реализации программы кружка «Юный краевед» ориентированы на достижение всех трёх уровней воспитательных результатов.

Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания

социальной реальности и повседневной жизни).

Школьники приобретают знания об истории происхождения названия города, об истории родного села, об истории школы; о семье и семейных традициях; о жизни ветеранов Великой Отечественной, войны и тружеников тыла; о правилах коллективной работы; о способах самостоятельного поиска и нахождения информации.

Ученик научится:

· учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в

сотрудничестве с учителем;

· планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации,

в том числе во внутреннем плане;

· адекватно воспринимать оценку учителя;

· строить речевое высказывание в устной форме;

· осуществлять поиск и выделять конкретную информацию с помощью учителя;

· устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений.

Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом).

Идёт развитие ценностных отношений школьника к историческому и духовному наследию малой родины, к людям труда, к членам своей семьи, к школе, к памятникам культуры, к людям других поколений, к своему дому, друзьям, к традициям памяти событий Великой Отечественной войны.

Ученик получит возможность для формирования основ экологической культуры:

- принятие ценности исторического мира, готовность следовать в своей деятельности нормам нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;

- для формирования гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина

России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю.

Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия).

Школьник может приобрести опыт работы с архивными документами и материалами,

музейными экспонатами и документами, через фотосессии по историческим и современным местам села, через практические занятия; опыт охраны памятников истории и культуры; опыт общения с представителями других поколений, с участниками и очевидцами Великой Отечественной войны;

опыт волонтёрской деятельности; опыт организации совместной деятельности с другими детьми и работы в группе.

Ученик научится:

· включаться в творческую деятельность под руководством учителя;

· строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;

· договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

· задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.

Содержание курса.

Введение - 1 час.

Знакомство с целями и задачами кружка «Юные краеведы». Экскурсия в музей д/с «Сказка»п. Черниговский

Раздел 1. «Я и моя семья» – 5 часов.

Профессии в моей семье. Успехи и достижения моей семьи. Перед первым занятием учащимся даётся задание выяснить, где и в каком качестве трудятся их родители, близкие. Дети либо устно рассказывают об этом, либо (по желанию) могут попытаться нарисовать своих близких дома или на работе. Семейный архив (выставка старых фотографий, открыток). Семейные реликвии. Создание уголка старых вещей в школьном краеведческом музее. Семейные будни, праздники. Традиции семьи. Приметы и суеверия, дошедшие до наших дней (из рассказов бабушек и дедушек). Фольклор моей семьи (пословицы, поговорки, дразнилки, считалки, игры). Коллективная работа: составление книжки-раскладушки «Игры наших бабушек».

Раздел 2. «Мой дом, мои соседи, друзья» – 4 часа.

Бережное отношение к своему дому, его оборудованию, окружающей природе. Приглашение родителей для совместного с детьми решения, что можно сделать во дворе своими руками (помочь посадить цветы, расчистить снег, построить горку и т.д.). Взаимоотношения с соседями, друзьями.

Раздел 3. «Наша школа» – 5 часов.

Знакомство учащихся с традициями, историей своей школы, с выпускниками, которыми школа гордится, с учителями, работавшими в школе долгие годы. Проводятся экскурсия по школе, экскурсия в зал Боевой славы, в школьный краеведческий музей. Обращается внимание на необходимость беречь школьное имущество.

Раздел 4. «Село, в котором я живу – 8 часов.

Знакомство учащихся с историей села. Обращается внимание на название села, его значение. Географическое положение села. Первые жители. Учащиеся должны уяснить, для чего следует знать о прошлом, почему надо беречь то, что осталось от прошлого. Важно, чтобы из занятий дети вынесли практическое желание сделать что-либо для того, чтобы их село стало ещё лучше. Рассказы о людях, прославивших наш посёлок: старожилы, ветераны труда, передовики производства. Национальный состав населения нашего села. Их обычаи, традиции, праздники, национальные блюда. Календарные праздники и обряды (Рождество, Масленица, Пасха и т.д.) Прикладное искусство нашего села (выставки). Бытовая экология. Занятие посвящено природе и интересным природным объектам: лес, животные, деревья, травы. Зимующие и перелётные птицы (ремонт и обновление кормушек). Экологические проблемы нашего посёлка. Возможна экскурсия-прогулка по селу.

Раздел 5. «Деятели культуры моего края» – 2 часа.

Выяснение того, кто из деятелей культуры был связан с родным краем. Знакомство с творчеством поэтов-земляков, с творчеством заслуженного артиста-односельчанина.

Раздел 6. «Мой край в годы войны с фашистами» – 3 часа.

Тема предполагает изучение событий истории, жизни и деятельности героев Великой Отечественной войны, тружеников тыла живших и живущих на территории села. Можно предложить ребятам узнать, кто из ветеранов или членов их семей проживает рядом, и взять над ними шефство. На занятия возможно приглашение кого-либо из семей школьников для беседы или небольшого рассказа. Проводятся экскурсии в комнату Боевой Славы и к мемориалу.

Раздел 7.  

«Россия – Родина моя» - 6 часов

Даётся понятие о своём крае как составной части Родины. Изучается символика нашего государства. Конкурс рисунков «Моя малая родина».

Моя маленькая родина

Моя школа – мой дом

1

Из истории школы. Традиции школы

1

Мой дом. Мой двор. Моя улица, почему так названа.

1

Достопримечательности нашей улице. За что люблю, что бы изменил

1

Мой район

Где мы живем (Россия, город Челябинск) Имя моего города

1

Символы нашего города

1

Культурно – просветительные учреждения нашего города

1

Профессии города. Где работают родители

1

Конкурс рисунков «Наш город»

1

Наша область

Географическое положение Челябинской области. Наша область на карте России

1

История возникновения Челябинской области

1

Символика Челябинской области

1

Коренные жители нашей области

1

Богатства нашей земли.

1

Традиционные ремесла моего края

1

Растительность. Растительность нашего края. Разнообразие растений

1

Растительность. Растительность нашего края. Значение растений в жизни человека

1

Животный мир. Животный мир Челябинской области. Разнообразие животного мира

1

Животный мир. Животный мир Челябинской области. Охрана и значение животного мира

1

Водные ресурсы. Водоемы нашего края. Реки и озера

1

Водные ресурсы. Водоемы нашего края. Растительный и животный мир водоемов

1

Полезные ископаемые. Какие полезные ископаемые добывают в нашей области

1

Полезные ископаемые. Уголь  – черное золото Копейска.

1

Сельское хозяйство. Сельское хозяйство в Челябинской области.

1

Сельское хозяйство. Что растет на полях нашей области.

1

Сельское хозяйство. Чем занимаются люди на селе. Значение сельского хозяйства.

1

Викторина «Почемучек»

1

Люди нашего края.

Труд людей нашего края(района)

1

Люди, прославившие Челябинск. (Герои – земляки)

1

Экскурсии на предприятия города

1

Профессии и предприятия, на которых работают наши родители

1

Список литературы и интернет-источников

Литература 

1. Гитис М.С. Челябинская область. Занимательная география в вопросах и ответах. Челябинск: АБРИС, 2004. – 96 с.

2. Главные праздники современной России и малой Родины: метод. материалы/ (авт.-сост. Кузнецов В.М., Алпатиков Д.А.; науч. ред. Трошков С.Н.). Челябинск: ООО «Издательство РЕКПОЛ», 2008.- 104 с.

3. Калашников Г.В. Гербы и символы: Челябинск и Челябинская область. Альбом демонстрационных картин. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007. -96 с.

4. Символы Челябинской области/ Ред. совет: В.В. Мякуш (пред.) и др. Челябинск, 2002.

5. Челябинская область. Краткий справочник: Авторы- составители М.С. Гитис, А.П. Моисеев- Челябинск: АБРИС, 2003. .

 6. Челябинская область: энциклопедия/ гл. ред. К.Н. Бочкарёв. Челябинск, Каменный пояс, 2007.  

7.Григорьев Е.В. Природа Южного Урала: Учебное пособие. - Юж-Урал. кн. изд-во, 1999.-127 с.: ил.


Интернет-ресурсы
https://дом-родословия.рф/blog/chto-izuchaet-geraldika

https://zs74.ru/simvolika-chelyabinskoy-oblasti


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Юный краевед» 1 – 4 класс

Россия, Родина, Клинский район, Клин… Какие дорогие и близкие с детства слова. Как научить подрастающее поколение любить свою «большую» и «малую» Родину, воспитать желание беречь и приумножать лучшие ...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Краеведы".

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Краеведы"...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Клуб краеведов (Кронштадт)» - 3 класс

Программа внеурочной деятельности «Клуб краеведов» – это программа общекультурной направленности для детей младшего школьного возраста, проявляющих интерес к изучению истории и разви...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Юный краевед»

Рабочая программа по внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе авторской...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Юные краеведы"

Курс внеурочной деятельности краеведческой направленности расчитан для обучающихся начального общего образования....

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Краеведы" 2 класс Шефер Т.Н.

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Краеведы" 2 класс...