Методическая разработка урока в 4 классе "Сокровища Земли под охраной человечества"
методическая разработка по окружающему миру (4 класс)

Пересыпкина Марина Петровна

Методическая разработка урока окружающего мира в 4 классе

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «Троицкая средняя общеобразовательная школа № 2»

Методическая разработка урока

окружающего мира в 4 классе по теме

«Сокровища Земли под охраной человечества»

Разработала:

Пересыпкина

Марина Петровна,

учитель начальных классов

высшая квалификационная категория

2022 – 2023 уч.г.

Пояснительная записка

    Урок окружающего мира представлен в 4 классе при изучении раздела «Земля и человечество» по программе «Школа России».

 Идея урока: Учащиеся знакомятся с  удивительными и уникальными сокровищами всего человечества (объекты Всемирного наследия). Ученикам предлагается роль репортеров, выполняя которую, они составляют и снимают короткий репортаж об одном  объекте Всемирного наследия. Для составления репортажа группа использует предложенные материалы.  Все репортажи разные, поэтому то, что для одних является репортажем, то  для других учеников является виртуальной образовательной экскурсией.  

Урок был апробирован в рамках муниципального этапа конкурса «Учитель года 2023».

Тип урока: Урок открытия нового знания  (виртуальная экскурсия)

Цель:  Формирование представления  о том, что   у людей на Земле существуют уникальные природные и культурные ценности, требующие охраны. Познакомить с некоторыми объектами Всемирного наследия (находящимися на территории Российской Федерации).

 Задачи:

- Познакомить с объектами Всемирного наследия (Всемирное природное наследие, Всемирное культурное наследие)

- Развивать умения работы с учебными текстами для освоения понятия «Всемирное наследие»

- Развивать умения  работать с  информацией в разных видах для выявления существенных признаков объектов (природных и культурных) Всемирного наследия

- Развивать умения взаимодействовать в группе в процессе выполнения учебного задания.

- Развивать умения ставить цель учебной деятельности, проводить рефлексию

- Формировать у учащихся убеждение о личной ответственности каждого человека за состояние природной среды.

Планируемые результаты:

Предметные:

Учащиеся:

- отличают материальные ценности от культурных и природных ценностей;

- приводят примеры объектов для  каждой группы  всемирного наследия человечества;

- объясняют необходимость охраны объектов Всемирного наследия.

Познавательные УУД:

Учащиеся:

- сравнивают, классифицируют, обобщают и анализируют информацию;

- работают с разными источниками информации (текст, столбчатая диаграмма, карта, фотографии), интерпретируют информацию, демонстрируют ее понимание;

- используют имеющиеся навыки анализа и синтеза для формулировки гипотез и выводов;

- расширение и корректировка представлений о профессиях репортера, журналиста.

Коммуникативные:

Учащиеся:

-  взаимодействуют в малой группе;

- выстраивают устное высказывание по заданному плану.

Регулятивные:

Учащиеся:

-  определяют тему урока, задачи урока, проводят промежуточную и итоговую рефлексию (деятельностную и эмоциональную);

- планируют свою деятельность  с опорой на план.

Личностные:

- У учащихся сформирован положительный мотив для изучения природы.

- Пробуждение интереса к изучению информации об объектах Всемирного наследия (через воздействие на эмоциональную сферу).

- Мотивирование учащихся на планирование туристической деятельности по местам из списка Всемирного наследия.

Оборудование: стикеры по количеству участников, печатные материалы для групповой работы (на этапе составления репортажа), фотографии объектов Всемирного наследия, репродукция карты объектов всемирного наследия, мультимедийная презентация, любое средство для ведения видеосъемки (цифровая камера, фотоаппарат, телефон, планшет и т.п.).

Этапы урока выдержаны и соблюдены, соответствуют современным требованиям, предъявляемым к структуре данного типа урока.

Оргмомент задал эмоциональный настрой на предстоящий урок.

Следующий этап урока включает в себя актуализацию знаний. На этом этапе важно не только активизировать учащихся, подготовить, помочь им освежить в памяти всё, что известно по этой теме. Нужно заинтересовать их, мотивировать. Здесь имело место применение коммуникативных УУД. Для этого была использована работа в группах с фотографиями и презентация об объектах Всемирного наследия ЮНЕСКО.

На этапе определения темы и постановки учебных задач формируются регулятивные УУД, готовность обучающихся к преодолению трудностей, они совершенствуют умение определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

Изучение нового материала проходило через работу в группе под руководством учителя. Учебный материал обеспечил научность и доступность информации урока, обеспечил связь с жизнью. Объём использованного материала, который я предложила детям, считаю оптимальным. Материал яркий, интересен детям. Дети узнали много интересных сведений об объектах Всемирного наследия. А также поняли, что каждый человек несёт ответственность за состояние Всемирного наследия и природной среды. Содержание урока ориентировано на формирование функциональной грамотности учащихся, что является актуальным в настоящее время.

Все этапы урока связаны между собой. Уделено внимание здоровьесберегающей функции через проведение физминутки.

     Структура урока, спланированные вопросы, практическая деятельность способствовали познавательной активности учащихся. Для активизации мышления учащихся  создавала проблемные ситуации, для восприятия материала работал активный визуальный ряд. На уроке были использованы приемы и формы работы: работа в группах, работа с научным текстом, создание коллективного проекта – репортажа.

Осуществлялась связь с жизнью, для эмоционального восприятия материала  использовала  демонстрационный материал,  межпредметные связи, наглядность.  Использование наглядности дало возможность лучшему восприятию материала.   На протяжении всего урока использовались методы обучения, которые помогли привлечь внимание учащихся, вызвать желание учащихся мыслить, творить. Объяснительно-иллюстративный метод использовался на каждом этапе урока.  На уроке добивалась от учащихся полных ответов,  развивала монологическую речь. Учащиеся на уроке были активны, внимательны, работоспособны.

Ход урока:

  1. Оргмомент

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Марина Петровна. Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами. Хорошего вам настроения и успехов вам на нашем сегодняшнем уроке окружающего мира.

2. Актуализация и пробное учебное действие

- Ребята, на прошлом уроке окружающего мира вы говорили о сокровищах земли. О чём конкретно? (о полезных ископаемых)

- В каком значении при этом было слово «земля»? (Земля – почва)

- А если я предложу вам порассуждать на тему «Сокровища Земли», используя при этом слово Земля в значении планета, как вы думаете, о чём пойдёт речь? (слайд 2)

- Сокровища бывают разные: материальные (ценности, богатство в прямом значении этого слова) и нематериальные (то, что дорого человеку). Я предлагаю поговорить сегодня о нематериальных сокровищах планеты Земля.

- Чтобы разобраться, о чём пойдёт речь на уроке, я приготовила для вас фотографии этих сокровищ. (Приложение 1) Я предлагаю вам в группах распределить эти сокровища на 2 группы. Кто готов – сигнал.

Работа в группах

- Готовы? Замечательно. Обсудим, что у вас получилось.

- По какому признаку распределили? Назовите объекты. Назовите группы.

Природные                                                          Культурные

- Дело в том, что самые выдающиеся достопримечательности природы и культуры составляют Всемирное наследие.

-У вас на столах лежат листы. Переверните их. Рассмотрите в группе карты. (Приложение 2) Дополните, пользуясь картой один объект, о котором можно сказать, что он создан природой и один объект, сделанный руками человека.

- Как вы думаете, нужно ли нашим потомкам знать об этих сокровищах? Для чего? Что для этого нужно делать?

- Слышали ли Вы, о «Семи чудесах света»?

-Почему они так называются?

-В древности необычные творения рук человека, которые поражали современников красотой, размерами, техникой исполнения, называли «Семь чудес света».

К большому сожалению, мы не сможем их увидеть во всем великолепии, они были разрушены человеком, и только одно сохранилось до нашего времени – это египетские пирамиды.

На слайдах 3-9:

-Висячие сады Семирамиды, посмотрите на них. Висячие сады Семирамиды пришли в запустение, потому что некому было качать воду из Ефрата.

-Храм Артемиды Эфесской. Был дважды разрушен, из-за злобы людей.

-Статуя Зевса в Олимпии была сожжена.

-Мавзолей в Галикарнасе простоял 19 веков и был разобран крестоносцами для постройки крепости.

-Колосс Родосский, гигантская статуя бога Солнца, рухнул при землетрясении.

-Александрийский маяк был также подвергнут землетрясению.

-Чтобы в будущем снова не потерять сокровища мира, люди решили создать Список Всемирного наследия, чтобы сберечь самые выдающиеся достопримечательности природы и культуры.

- Может кто-то знает, сколько объектов в этом списке? (больше 900) И в нашей стране их немало.

- Список Всемирного наследия ежегодно пополняется. И страна, на территории которой находится объект из этого списка, несёт за него ответственность. Список этот ведёт авторитетная международная организация ЮНЕСКО.

3.Целеполагание

- Я думаю, что с некоторыми объектами из списка Всемирного наследия вы уже знакомы. Подумайте и попробуйте сформулировать тему нашего урока.

- В принципе, ребята, вы подметили главное. Единственное, что добавим

 «Сокровища Земли под охраной человечества» (Слайд 10)

Постановка задач

-ответить на вопрос «Почему «сокровищам Земли» понадобилась защита?»

-ответить на вопрос «Кто занимается охраной природных и культурных объектов?»

-познакомиться с некоторыми объектами, находящимися под охраной человечества.

4.Открытие нового знания

-Как вы думаете, какая профессия нам рассказывает про вот такие сокровища Земли? Думайте, что это за профессия…

-Согласитесь, что геолог (географ, историк, исследователь, учёный) не могут рассказывать широкому кругу слушателей интересные факты, а ещё хорошо бы их увидеть. Подумайте, какая профессия позволяет не только рассказывать, но и показывать интересные факты широкому кругу людей доступным и понятным языком? (репортер, журналист, корреспондент)

-Что для этого нужно репортеру? (видеокамера, микрофон, информация, сценарий)

 -Я предлагаю вам сегодня на уроке побыть в роли репортеров.

-Смотрите, корреспонденты у нас будут отправлены в виртуальную командировку. Поедут 4 группы, все в разные места нашей планеты. У каждой группы репортеров будет своё задание. Это позволит провести виртуальную экскурсию для тех, кто в силу разных причин не может посетить эти удивительные места.

-Итак, я хочу пригласить вас в новую молодую ТЕЛЕКОМПАНИЮ 4В ТВ. (Слайд 11)

- Может ли корреспондент сам создать и показать нам репортаж? Как правило, ему в этом помогает группа людей. Мы тоже продолжим работу в группах. Задача каждой группы – составить текст для репортажа, пользуясь предложенным планом, а затем рассказать нам об этом. Время на подготовку репортажа ограничено -   8  минут.

- Я предлагаю по одному человеку от группы подойти ко мне, чтобы выбрать задание.

1. Вулканы Камчатки

2. Золотые горы Алтая

3. Ленские столбы

4. Озеро Байкал

-Ребята, давайте немного отдохнём перед сложной работой.

Физминутка

Все ребята дружно встали

И на месте зашагали

На носочках потянулись

А теперь назад прогнулись

Как пружинки мы присели

И тихонько ровно сели.

- Открывайте пакет с заданиями. (Приложение 3) Считайте, сколько у вас листов. Найдите лист, на котором написано 1. На этом листе есть задания. Сколько их?

-Если вы последовательно выполните эти задания, то у вас получится репортаж о каком-то объекте Всемирного наследия.

 

Обучающиеся в группах выполняют задания.

- Наши корреспонденты готовы. Выберите участника вашей группы, который будет выполнять роль видео оператора и роль корреспондента в кадре.

- У нас с вами есть микрофон. Он у корреспондента. Поднимите руку, кто видел «Мобильный репортер»? А у нас будет «планшетный репортер». Вот с той точки нужно будет снимать, чтобы было видно, как … ведёт репортаж.

Репортажи групп сопровождаются заранее подготовленными видео. (Видео включать без звука, оно служит визуальным рядом к выступлению групп) (Приложение 4)

5.Рефлексия

-У нас с вами был почти прямой эфир. У каждой программы есть свой рейтинг. Чем больше положительных отзывов, голосов получает программа, тем она интереснее для зрителей, тем выше её рейтинг. Давайте составим свой рейтинг наших репортажей об объектах Всемирного наследия.

- У нас с вами было сегодня 4 группы (назвать их). Подумайте, чей репортаж вам показался более удачным и интересным? Проголосуйте за тот репортаж, который вам понравился больше. Есть условие -  за программу своей группы не голосуем!

Прикрепите стикер к названию объекта Всемирного наследия.

(На доске прикреплены 4 фото с объектами, о которых были сняты репортажи. Учащиеся прикрепляют по 1 стикеру под фото, друг под другом, в итоге получается диаграмма, наглядно отражающая рейтинг репортажей)

-У нас получилась столбчатая диаграмма. О чём она нам рассказывает?

6. Итог урока

- Ребята, что такое объекты Всемирного наследия?

- Почему эта тема важна?

-Что удивило на сегодняшнем уроке? Почему это показалось удивительным?

-Что расскажите родителям дома?

7.Домашнее задание

Подготовить сообщение об объекте Всемирного наследия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "Сокровища Земли под охраной человечества", 4 класс.

Урок по учебнику "мир вокруг нас" Плешакова с использованием технологий критического мышления....

Урок "Сокровища Земли под охраной человечества", предмет- Окружающий мир.

Открытый урок для 4 класса по программе А.А. Плешакова, с использованием мультимедийных средств....

Методическая разработка урока по предмету ОРКСЭ "Духовные ценности человечества. Культура. Религии"

Цель: Формирование у обучающихся уважения  к  мировым  религиям,  как  к  ценностям  культуры человечества.Задачи: Узнать, чем связаны культура и религия; сформирова...

Конспект урока "Окружающий мир". 4 класс. Тема урока: "Сокровища земли под охраной человечества"

Знакомство с объектами Всемирного наследия и с "Чудесами света" древности....