Экологическое воспитание как средство формирования основ экологической культуры
статья по окружающему миру (1, 2, 3, 4 класс)

Цели и задачи экологического воспитания. Возможности школы в формировании экологической культуры. Практическая деятельность детей. Работа с родителями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word_2.docx24.84 КБ

Предварительный просмотр:

Научиться ведать природу – значит приобщаться к ней, быть ей не чужим,  а близким, своим…

Д.М. Кайгородов

I. Введение

        Во Вселенной находится множество планет, но есть среди них самая близкая, самая прекрасная это – Земля. Это о ней так тепло, так проникновенно сказала поэтесса Э.Огнецвет:

Она нам не желает ничего,
Даря свои бесценные дары,
И требует взамен лишь одного:
Чтоб люди были к ней добры.

        Так уж получилось, что губить свою землю человек начал гораздо раньше, чем пришёл к мысли о том, что её надо охранять. Ряд документов Киевской Руси говорит, что уже в те далёкие времена славяне пытались как-то ограничить расходование природных биологических запасов. Позже Пётр 1 впервые в истории России учредил лесное управление. Он специальным указом объявил заповедными леса, прилегающие к берегам крупных рек на 50 вёрст, а к берегам мелких – на 20. В них под угрозой тяжкого наказания запрещалось рубить дубы, клёны, вязы, лиственницы…

        Так началась российская, русская экология. В настоящее время слово «экология» чаще стоит в сочетании со словами «природа» и «окружающая среда». Но сама жизненная практика подсказывает, что экология природы немыслима без экологии души. Человек – творец, хранитель, но он же и разрушитель. Если судить по нынешней весьма напряжённой экологической обстановке, сложившейся в разных регионах нашей страны, мы мало думаем о своём благополучии, о здоровье своих  семей, а тем более о внуках и правнука.

        Всем от природы что-то нужно. Только сама природа, выходит, никому не нужна. И она, где медленно, где чуть быстрее, погибает. «Всё меньше окружающей природы, всё больше окружающей среды». На мой взгляд, надо чаще и как можно раньше говорить об экологии человеческой души. Душу ребёнка надо растить осторожно, внимательно и с любовью. 

        Третье тысячелетие человечество встречает в условиях глобальной экологической опасности. Человек настолько нарушил развитие в природе, настолько изменил свою окружающую среду, что все чаще ставятся вопросы о выживании самого человека.

        Экологическая безопасность – проблема, от решения которой во многом зависит будущее России. Не случайно, поэтому в компетенцию конституционного органа – Совета безопасности входит решение вопроса экологической опасности страны.

        Содержание экологического образования комплексно. Оно включает идеологические, научные, нравственно-эстетические, правовые, личностно – мировоззренческие и практические аспекты. Экологическое воспитание базируется на нескольких принципах. Это осознание единства системы “природа – общество – человек”, где человек часть природы и его развитие является фактором изменения самой природы.

        Это понимание того, что человеческая история есть история народа. Здесь уместно вспомнить слова профессора Преображенского из повести М.А. Булгакова “Собачье сердце”: “Разруха не в окружающем мире, разруха в головах!”

        До тех пор, пока человек не поймет, что он не царь природы, а всего лишь её часть, и что природа жила без Homo sapiens и будет жить, решить нависшую угрозу просто невозможно.

II. Цели и задачи экологического воспитания

  • овладение основными понятиями и научными фактами  природы, на основе которых определяется оптимальное воздействие человека на природу;
  • воспитание понимания многогранной ценности природы как источника всех материальных и духовных сил общества и каждого человека;
  • обучение детей правилам общения с природой, познания ее;
  • развитие потребностей в общении с природой.

        В современной школе наблюдается поворот на формирование такого сознания, особенно это видно на примерах работы с учащимися II-III ступени образования. Это уроки географии, биологии, литературы, истории, химии, ОБЖ, факультативы, кружки, олимпиады, исследовательские работы.

        Но именно в начальной школе закладываются основы экологической культуры. Здесь дети впервые попадают в мир знаний о природе. Дальнейшее их отношение к природе во многом будет зависеть от того, осознают ли они её ценность, насколько глубоко будут воспитаны эстетические и нравственные отношения к природным объектам. Формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный длительный процесс. Конечным результатом должно быть не только овладение определенными знаниями и умениями, а развитие эмоциональной отзывчивости, умения и желания активно защищать, улучшать, облагораживать природную среду.

        В курсе экологии начальной школы можно представить три уровня изучения природы.

1 уровень.

1-2 класс. Объекты природы рассматриваются в отдельности, без акцентирования внимания на связях между ними. Это важный уровень, без которого невозможно последующее изучение, но им нельзя ограничиваться.

2 уровень.

2-3 класс. Объекты природы рассматриваются в их взаимосвязи. Например: чем питаются те или иные животные, как строятся соответствующие цепи питания, выясняется значение леса или реки и т.д.

3 уровень.

        Здесь рассматриваются уже не просто предметы природы, а процессы. Например, тема: “Дуб и все вокруг него” – дети узнали о продолжительности жизни дуба, особенностях его листьев, плодов, научились отличать его от других деревьев. Мы познакомились с птицами – сойками, дятлами – это первый уровень, но обратили внимание на то, что названные птицы зимой как раз и кормятся плодами дуба. Кроме того, плоды дуба являются кормом для белок, мышей, кабанов. Выясняя значение дуба для птиц и животных, мы шли на второй уровень. Теперь подумаем, что произойдет, если люди оборвут плоды дуба, хотя бы и с благородной целью – для подкормки животных. Решаем эту проблему: как поступить? Будем заготовлять желуди на корм для животных или оставим их на деревьях. Это третий уровень.

        Три уровня изучения природы – как три строчки с тремя ударениями в стихотворении. Разорвать её нельзя, но все три ударения надо при чтении сделать обязательно иначе смысл стиха потеряется.

III. Возможности школы в формировании экологической культуры

        Большие возможности для экологического воспитания имеет наша школа. В   кабинетах школы очень много комнатных растений. Дети знают, что растения не только создают уют в школе и украшают её, но и очищают воздух.

        Экологическому воспитанию уделяется большое внимание. В школе проводится  неделя экологии, насыщенная различными мероприятиями на экологическую тему (конкурсы плакатов и рисунков, игры  «Поле чудес», «В гости к Берендею»,КВН, праздники «Птицы – наши друзья»,  с развешиванием скворечников, кормушек, «Охранять природу – значит охранять Родину», «Царица Осень», конкурсы знатоков природы и другое).

        Младшим школьникам свойственна внушаемость, стремление подражать тем, кто для них является авторитетом, и в первую очередь учителю. Поэтому учитель должен быть примером экологической культуры сам и ставить в пример ребят, которые любят природу, животных, у которых получается то, что предлагает сделать педагог.

        В воспитательной работе необходимо учитывать конкретность детского мышления, что связано с ситуативностью в применении детьми правил поведения и требованиям учителя. Представления, а не понятия являются еще господствующей формой мышления. Конкретные представления, отражающие те или иные стороны предметов и явлений, служат основой для формирования обобщенных представлений, понятий. Нерасчлененные, очень общие понятия также обогащаются, дифференцируются, наполняясь конкретным содержанием. Особенности детей младшего возраста проявляются в неустойчивости их внимания, подвижности, эмоциональности. Неустойчивость внимания, связана со слабым развитием умения произвольно подчинять свои действия не внешним обстоятельствам, влияниям, воздействиям, а внутренним целям, задачам, которые ставит перед ребенком учитель и которые должны стать внутренними задачами ученика. У детей младшего школьного возраста внимание более устойчиво при выполнении внешних, а не умственных действий. Поэтому воспитатель должен чередовать умственную деятельность с рисованием, с изготовлением поделок, разгадыванием загадок, ребусов, кроссвордов. Подвижность, характерная для ребенка младшего школьного возраста, также обычно связана со слабым развитием волевых действий. Ребенок, испытывая естественную потребность в движении, в деятельности не умеет длительное время сохранять одну и ту же позу, заниматься одним и тем же делом. Ему еще трудно преодолеть свое желание подвигаться, сменить деятельность. Поэтому необходимо давать детям возможность организованно подвигаться, проводя подвижные игры, соревнования, физкультминутки.

        Эмоциональность, свойственная младшим школьникам, выражается в их легкой возбудимости, потребности в слух высказаться о своих переживаниях , поделиться впечатлениями. Задача педагога состоит в том, чтобы направить естественное желание детей – для решения поставленной задачи.

        Необходимо помнить о том, что хорошей эмоциональной разрядкой для ребенка является игра. “Игра – это жизненная лаборатория” (Т.С.Шацкий). Прекрасный русский писатель Ю.Нагибин так оценивает детскую игру: «Игра помогает детям воскресить минувшее и заглянуть в будущее. В игре выявляется характер маленького человека, его взгляды на жизнь, его идеалы. Сами того не осознавая, дети, играя, приближаются к решению сложных жизненных проблем». В процессе игры дети овладевают многими умениями и навыками, здесь иногда получается то, что не получалось в учебной деятельности. Поэтому уроки стараюсь строить в форме интеллектуально – познавательных игр, конкурсов, с использованием музыки.

        IV. Практическая деятельность детей

        Работу по воспитанию экологической культуры я провожу на уроках окружающего мира, математики, русского языка, литературного чтения, изобразительного искусства, технологии.

Все занятия можно подразделить на три направления:

1. Земля – наш дом родной.

Здесь содержание всех занятий наполнено единой мыслью: человек, животные, птицы, растению имеют много общего, имеют единые корни происхождения и единый дом – планету Земля.

2. Если звёзды зажигаются, значит это кому-то нужно.

Занятия подчинены изучению взаимосвязей, причинности и следствий в природе. Ребенок должен понять, что в окружающем мире нет ничего лишнего и ненужного, осознать, что человек не имеет право грубо перекраивать природу по своему желанию.

3. Без нас природа проживёт, а мы без неё – нет.

Здесь необходимо показать ценность и значимость природы для человека.

К первому блоку можно отнести следующие проведенные мероприятия.

Чистое утро

Это подарок ребят своей планете. Они убирают за собой мусор на улицах, в парках, в лесу.

Я и моя семья

Здесь раскрывается роль родителей для ребенка и для детенышей животных.

Именная книга

Это составление своеобразной копилка кличек, которыми люди называют своих питомцев. Дети рассказывают о своих любимцах, пишут о них рассказы, пробуют сочинять стихи, делают поделки.

Добрая зима

Ребята с осени начинают заботиться о птицах, с этой целью мы собираем семена растений, плоды кустарников, мастерим и развешиваем кормушки. Дети с желанием и интересом подкармливают пернатых друзей.

Капелька

Занятие направленно на сбережение чистой воды. К этому блоку можно отнести чтение книг, просмотр диафильмов о животных и растениях, оформление выставок.
Приведу примеры занятий, проводимые по второму блоку:

“Жалобная книга природы

Наблюдение за состоянием окружающей среды, после чего дети составляют жалобы от имени животных и растений. Потом проводится обсуждение поступивших жалоб и выносится решение: чем и как можно помочь природе. 

Коллекция увиденных животных

Дети по группам составляют альбом о животных, которых они знают. Находят о них стихи, пишут сочинения, рисуют.

Прогноз погоды

Речь идет о народных приметах. Занятия проводятся для каждого сезона.

Рожденные свободными

Мы разговариваем о диких животных и почему они гибнут в неволе.

Красная книга

Дети знакомятся с Красной книгой, узнают историю её создания, работают с “Красной книгой  Башкортостана”.

К третьему блоку можно отнести следующие темы занятий:

Роль цветов. Цветы в литературе и музыке”

Ребята составляют альбомы о цветах, разыскивают стихи ,песни  о цветах, пишут сочинения, изготавливают аппликации, знакомятся с правилами цветочного этикета.

Лесная аптека

Знакомство и сбор лекарственных растений.

Дары леса

Речь на этом занятии идет о грибах, ягодах. Здесь мы также используем загадки, стихи, частушки, составляем свои сказки, изучаем правила поведения в лесу. Где и как отдыхать

Показать преимущество природы родного края, туристические походы, прогулки по экологической тропе.

V. Работа с родителями

        Успех работы педагога в значительной степени зависит от того, насколько ему удается добиться единства воспитательных воздействий с семьями учащихся. Связь школы с семьей очень важна. Ведь именно в семье начинается формирование личности ребенка, начало всех личностных качеств закладывается в семье, которые должны развиваться и возрастать в школе. Поэтому работа с родителями учащихся (педагогическая пропаганда, индивидуальная работа с отдельными семьями, привлечение родителей для оказания помощи классу) является необходимой составной частью учебно – воспитательного процесса школы.

        Мною ведётся работа с родителями и по экологическому направлению. Это родительские собрания, праздники, экскурсии, изготовление поделок из природного материала.
Рекомендации родителям:

–  во время прогулок в лес, на реку, больше объясняйте, рассказывайте детям о том, как бережно надо относиться к природе;
– читайте детскую художественную литературу, смотрите и обсуждайте телевизионные передачи о природе;
– будьте для своих детей образцом, достойным подражания.

        VII. Заключение

Я считаю, что моя работа по экологическому воспитанию способствует формированию:

  • знаний, умений и навыков творческой деятельности ,наполненной экологическим содержанием.
  • интереса к исследовательской деятельности, стремления к здоровому образу жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья Уроки в живой природе как средство развития основ экологической культуры учащихся начальной школы

В статье  представлены материалы по вопросу развития  основ   экологической культуры учащихся начальной школы.  В работе рассматриваются педагогические условия и д...

Формирование основ экологической культуры младших школьников через систему заданий на уроках и внеклассной деятельности.

В материале описан опыт работы по формированию основ экологической культуры у учащихся начальной школы....

Статья "Особенности формирования основ экологической культуры у младших школьников с задержкой психического развития"

Статья представлена в сборнике: "Введение федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования:  из опыта работы"...

Статья: "Внеклассная работа как средство развития основ экологической культуры у младших школьников с задержкой психического развития"

Статья представлена в сборнике:  // Materialy X Mezinarodni vedecko-practicka konference, Veda a Vznik, Dill 19 Pedagogika, Praha Publishing House “Education and Science” s.r.o., 27.12.2013. – 05...

Статья: "Экологический проект, как средство формирования основ экологической культуры у младших школьников с задержкой психического развития."

Статья представлена в сборнике:Актуальные проблемы образования: позиция молодых, часть 2, Челябинск, 2014....

мастер-класс "Экологические сказки как средство формирования экологической культуры дошкольников "

Технология ознакомления детей с элементарными экологическими понятиями через экологические сказки....