Урок-путешествие. «Обитатели пресных водоемов. Животные» Окружающий мир. 2 класс.
методическая разработка по окружающему миру (2 класс)

Никитенко Валентина Николаевна
Цель урока: составить целостное представление об обитателях пресного водоема. Задачи урока: образовательная: - познакомить учащихся с разнообразными речными обитателями, связями между ними; развивающая: - развивать память, мышление, связанную речь учащихся; - воспитывать эмоционально-ценностное отношение к водоему и его обитателям, сформулировать правила поведения на водоемах. воспитательная: воспитывать интерес к окружающему миру, умение работать в парах, дружеское отношение друг к другу.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок-путешествие. «Обитатели пресных водоемов. Животные»

Окружающий мир. 2 класс.

Тема урока: Обитатели водоемов.

Цель урока: составить целостное представление об обитателях пресного водоема.

Задачи урока:

образовательная:

 - познакомить учащихся с разнообразными речными обитателями, связями между ними;

развивающая:

         - развивать память, мышление, связанную речь учащихся;

- воспитывать эмоционально-ценностное отношение к водоему и его обитателям, сформулировать правила поведения на водоемах.

воспитательная:

воспитывать  интерес к окружающему миру, умение работать в парах,

дружеское отношение друг к другу.

Тип урока: Ознакомление учащихся с новым материалом.

Средства обучения: учебник «Окружающий мир: 2 класс» , Ч. 2/ Н.Ф.Виноградова.- М.: Вентана- Граф, 2012г., тетрадь «Учимся думать и…», ИКТ.

Оборудование: флеш-карта с презентацией, мультипроектор, интерактивная доска, ученические ноутбуки.

Формы работы: коллективная работа, индивидуальная работа, самостоятельная работа, работа в парах.

Вид урока- нестандартный, урок-путешествие ,урок- презентация.

Ход урока

I. Организационный момент.

 «Начинается урок.

Он пойдёт ребятам впрок.

Постарайтесь всё понять,

Учитесь тайны открывать,

Ответы полные давайте

    И на уроке не зевайте.  

II.Актуализация  знаний.

Учитель:

«Посмотрите вот сюда.

Тихо плещется вода,

Ряска, лилии, рогоз,

И кубышка, и тростник.

Есть беззубка, прудовик,

Водомерка вот бежит.

Всюду бурно жизнь кипит». 

Ребята, что изображено на слайде?

- Водоем.

- Что такое водоем?

- Какие водоемы бывают?

- Какие пресные водоемы вы знаете?    

(Река, пруд, озеро)                        

-А какие водоемы есть у нас?  

(Пруды, реки.)

- Правильно.  

 -Что вы знаете о реке Обь?  

 -Это пресный водоем. Вода в нем чистая, много разных растений, животных.

 -Рассмотрите картинку и определите тему урока.

Пресноводный водоём и его обитатели. Рыбы, птицы и животные., изображение №1

III.Постановка  цели  урока:

- Ребята, о ком же мы будем говорить сегодня на уроке?

-Об обитателях водоемов.

Правильно. Тема нашего урока: «Обитатели пресных водоемов. Животные»

IV.Изучение  нового  материала.

Мы сегодня отправимся в путешествие по реке, которая протекает недалеко от нашего города. Это река Обь.

 Богат и разнообразен  животный мир нашей реки. Угадайте о ком идёт речь? (Загадки сопровождаются показом слайдов)

  «У родителей и деток

 вся одежда из монеток.» (Рыбы.)

Каких речных рыб вы знаете?

-Ответы учеников

«На дне, где тихо и темно,

лежит усатое бревно.» (Сом.)

                                                 

«Он колючий, но не еж,

А речная рыба …»(Ерш.)

«Хвостом виляет,

 зубаста, а не лает.» (Щука.)

-Щука – хищник, она питается мелкой рыбой. Например, карасями.

- Спасибо, ребята. Рассмотрим строение тела рыбы.  

Тело большинства рыб покрыто чешуей. Она защищает тело рыбы.

Плавники, которые располагаются по бокам, сверху, и снизу – органы движения. С их помощью может плавать и менять направление движения. Важным органом являются жабры. Они находятся под жаберной крышкой. С их помощью рыба получает из воды кислород, которым дышит.

Рыба имеет различные органы чувств, которые помогают ей видеть, чувствовать запах и вкус. У некоторых рыб есть специальные усики, которые помогают находить пищу на дне.

-Ребята, чем рыбы отличаются от животных?  

(Рыбы живут под водой. Они дышат с помощью жабр.)

V.Самостоятельная работа с взаимопроверкой  в классе.

-Опираясь на схему, давайте исправим ошибки в наших тетрадях в упражнении 24 на странице 30.  

- А вы знаете, как называются маленькие рыбки?

- Как они появляются на свет?  

-Правильно. У большинства рыб потомство появляется из икринок, но есть и живородящие рыбы. Например, гуппи.

Икринки очень малы. Состоят они из зародыша и запаса питательных веществ, которыми питается малек внутри икринки. Этого запаса хватает до тех  пор, пока малек не подрастет.

Кроме рыб в водоемах обитают другие животные. И с ними мы также познакомимся.

Отгадайте загадки.

«У кого глаза на рогах,

 а дом на спине?» (Улитка.)

«Голубой  аэропланчик

 сел на белый одуванчик. « (Стрекоза.)

(Ребята рассказывают о водомерке, улитке, раке, лягушке, стрекозе)

-Вот так, оказывается, что от дна и до самой поверхности вода густо заселена. Одни из животных живут на дне, другие держатся в толще воды, третьи же живут на поверхности. Вот так и живут животные на разных “этажах” этого водного дома. И каждый приспособился к жизни на своем водном “этаже” и уже не сможет жить не только на суше, но и на другом “этаже

А теперь отдохнем немного, встанем из-за парт.

VI.Физкультминутка.

«Мы немного отдохнём

И разминку проведём.

Руки в стороны, вперёд.

Мы на пляже

Солнце жжёт.

Побежим скорее в реку.

Окунёмся, поплывём.

Ах, какая благодать!

Но и меру надо знать.

Побежим скорее в класс.

Там послушаем рассказ.»    

Учитель:

-Ну, это только в стихотворении мы направились домой. На самом деле мы возвращаемся на урок.

VII.Закрепление  изученного материала.

Работа в парах в ученических ноутбуках.(ПМК «Академия младшего школьника».)

Учитель:

Ребята, откройте ноутбуки, войдите в ПМК «Академия младшего школьника», найдите тесты по окружающему миру в разделе Пресные водоемы. Самостоятельно отвечайте на вопросы. А я посмотрю, как вы усвоили материал.

(Ученики работают в ноутбуках.)

- Как быстро и правильно вы ответили на вопросы. Теперь я уверенна, что вы многое узнали.

Учитель:

А какие птицы живут на пресных водоемах?  

Рассказы учеников о птицах: утках, гусях, цаплях, аистах.  

- Какие животные обитают в пресном водоёме.

(Подготовленные рассказы учеников о  бобре и ондатре.)      

А ещё ребята в пресных водоёмах обитают разнообразные живые организмы. Покажите на примерах, как они связаны между собой.

Зачитывание некоторых взаимосвязей из учебника с.95, с.97

-Как живут все обитатели водоёма? (Они живут сообща.)

-Какой из этого можно сделать вывод?

Вывод:

 -Пресный водоём– это природное сообщество. Все обитатели водоема так привыкли друг к другу, что каждый из них в отдельности не проживет, погибнет, потому что каждый обитатель водоема живет за счет другого. И трудно сказать, кто в водоеме главный. Здесь все нужны друг для друга, и если из водоема исчезнут какие-либо растения или насекомые, то остальные жильцы начнут болеть и погибнут.

-Видите, ребята, как тесно связаны обитатели водоема между собой. Никак им не прожить в одиночку. Жить они могут всегда только вместе, одной семьей. Но человек вмешивается в жизнь этого сообщества. К чему это приводит?

 -Какие беды принёс человек водоёму?

- Реки загрязнены мусором.

- Что же делать, чтобы этого не было?

(Нельзя бросать в реки мусор.)

- А как еще люди загрязняют воду?

(Моют машины, велосипеды.)

- А это можно делать?

( Нет, мыть транспорт нельзя!)

- Наши заводы сбрасывают в реки нечищеную воду. С полей во время обильных дождей в реку попадают химические удобрения.

Давайте прочитаем правила охраны рек.

VIII.Итог урока. Рефлексия.  

- Ребята, о ком мы говорили сегодня на уроке?

- Кто из обитателей водоема вам особенно запомнился?

- А еще о чем говорили?

- Почему мы должны охранять реки от загрязнения?

- Что нового  вы  узнали сегодня?

- Что вам особенно запомнилось или понравилось?

Учитель:

   Окончен урок и вас ждет перемена,

   И шум в коридорах опять.

   Но хочется мне успеть непременно

   Вам доброе слово сказать!:

   «Спасибо за работу!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок - путешествие по природным зонам нашей Родины. Окружающий мир 4 класс.

С помощью игровых моментов и увлекательных заданий учащиеся путешествуют по природным зонам нашей Родины....

Урок-путешествие_Сложение и вычитание чисел первого десятка_1 класс_Школа России

Урок-повторение пройденного материала в нестандартной форме....

Презентация: Обитатели пресных водоемов.

Обитатели наших рек, озер и ручьев....

презентация по окружающему миру "Обитатели пресных водоемов"

2 класс окружающий мир "Фотографии жителей пресных водоемов"...

Интегрированный урок по математике и природоведению. Урок – путешествие на тему «Решение задач. Животные леса».

Интегрированный урок по математике и природоведению. Урок – путешествие на тему «Решение задач. Животные леса»....

Технологическая карта урока окружающего мира. Тема урока: “Путешествие по Золотому кольцу”, УМК "Школа России", 3 класс.

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование представления учащихся о городах России, которые называются золотым кольцом.Задачи урока:Дидактические:Формировать представление...

Технологическая карта урока по литературному чтению "Обобщающий урок "Путешествие в страну "Фантазия"" (УМК "Школа России", 4 класс)

Цель урока: проверка знаний у обучающихся по разделу «Страна «Фантазия»».Задачи урока:Дидактические:1. Закрепить знания обучающихся о биографии авторов Евгения Велтистова, Кира...