Конспект урока окружающего мира на тему « МОРЯ, ОЗЕРА И РЕКИ РОССИИ»
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Тема:  Моря, озера и реки России

Цели: сформировать у учащихся представление о морях, озе­рах и реках России, ознакомить с их местонахождением; форми­ровать умение работать по карте.

Формируемые УУД:

познавательные - воспроизводить по па­мяти информацию, необходимую для решения учебной задачи,  проверять информацию, находить дополнительную информацию, используя справочную литературу;

коммуникативные — участ­вовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; регулятивные — действовать по плану, контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы, адекватно оценивать свои достижения;

личностные — проявлять эмоциональное отношение к себе и окружающему миру.

Оборудование: физиче­ская карта России, план выступления для каждой группы.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация опорных знаний

 —  Почему часто говорят словами В. Высоцкого: «Лучше гор могут быть только горы, на которых еще не бывал»? Обсу­дим. (Высказывания учащихся.)

III. Самоопределение к деятельности

—  О чем будем говорить на уроке, догадаетесь, отгадав мои загадки. (Отгаданные слова учитель вывешивает на доске)

Читаю на карте названия разные:

Черное, Белое, Желтое, Красное...

А с виду — зеленое, серое, синее,

Когда ни взгляни — оно очень красивое. (Море.)

Давай-ка слово назовем:

Большой природный водоем,

Что заперт прочно берегами.

Ответ мы точно знаем с вами. (Озеро.)

Эта лента голубая,

Неспокойная такая,

Меж лесами вьется

И о берег бьется.

Манит лента рыбака.

Что за лента? То... (река).

—  Какова тема урока? (Моря, озера и реки России.)

—  Какие умения и навыки нам пригодятся? (Умения рассу­ждать, наблюдать, размышлять, делать выводы, навык дружно работать.)

—  Какая цель урока может быть поставлена в связи с темой?

—  Что мы будем делать для достижения этой цели?

—  Что вам хотелось бы узнать по этой теме? Сформулируйте свои вопросы.

(Учитель записывает вопросы на доске:

  1. Сколько морей на территории России.
  2. Сколько рек на территории России.
  3. Сколько озер на территории России.)

IV. Открытие нового знания

Работа в группах

—  Чтобы на уроке многое успеть  поработаем в группах. Наши группы назовем «Озера», «Моря», «Реки». (Ученики делятся на группы, самостоятельно выбирают роли: выступающий, ответственный за запись ответов по плану, контролирующий время выступления, руково­дитель группы.)

План выступления

1. Название моря (озера, реки, моря).

2. Местонахождение (показ на карте).

3. Интересные сведения.

(Самостоятельная работа по учебнику: группа «Моря» — с. 66, группа «Озера» — с. 67—68, группа «Реки» — с. 68.)

V. Первичное закрепление

Сообщения учащихся

(Обратить внимание на правильный показ объектов.)

О морях. Берега России омывают моря трех океанов: на севере — Се­верного Ледовитого, на западе — Атлантического, на востоке — Тихого океана. Всего 11 морей. Вода в морях соленая. Моря Северного Ледови­того океана очень холодные. Почти круглый год они покрыты льдом. Это моря Баренцево, Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское. Моря Тихого океана тоже довольно холодные. Над ними часто дуют суро­вые ветры и стоят густые туманы. Это моря Охотское, Японское, Берин­гово. Моря Атлантического океана особенно глубоко вдаются в сушу. Это моря Азовское, Черное, Балтийское. Черное море теплое, большая часть никогда не замерзает. О Балтийском море не скажешь, что оно теплое, но в нем купаются.

 

—  Что общего у всех морей Северного Ледовитого океана? (Эти моря холодные, они покрываются льдами. Моря Лапте­вых и Восточно-Сибирское замерзают на большую часть года. Суда по ним движутся вслед за ледоколами.)

—  Что вы можете сказать о воде в морях? (Вода в морях соленая.)

—  Сколько же морей омывает российские берега? (11 морей.)

 

Об озерах. На территории России свыше 2 млн озер. За особую красоту их иногда называют голубыми глазами Земли. Самое глубокое пресное озеро мира Байкал (1637 м). Оно внесено в Список Всемирного природного наследия. Самое большое по площади — Каспийское. Из-за огромных размеров его называют озером-морем. К озерам-морям также относятся Аральское и Белое моря.

Ладожское и Онежское озера — крупнейшие в Европе. Это озера с пресной водой. Они связаны между собой рекой Свирь.

На Чудском озере произошло историческое событие — сражение дружины Александра Невского с немецкими рыцарями, Ледовое побоище.

 

О реках. В нашей стране более 2 млн рек. Из них около 200 большие (длиной свыше 500 км). Самые крупные реки нашей страны: Волга, Обь, Енисей, Лена, Амур. Самая крупная река Восточно-Европейской равни­ны - Волга. На севере — Северная Двина и Печора, на юге — Дон, Урал, и центре — Кама, Ока.

 

VI. Физкультминутка

Море волнуется раз,

Море волнуется два,

Море волнуется три,

Морская фигура замри

 

VII. Включение нового знания в систему знаний

1. Выполнение заданий на распечатанных листах.

Работа в парах

—  Выполним задание 2 на распечатанных листах. (Ученики работают по карте. Проверка.)

Моря, которые относятся к бассейну Северного Ледовито­го океана, — Баренцево море, море Лаптевых, Чукотское море, Карское море, Белое море, Восточно-Сибирское море; Тихого — Охотское море, Японское море, Берингово море; Атлантическо­го - Балтийское море, Черное море, Азовское море.

Игра «Да нет»

—  Прочитайте утверждения задания 3 на распечатанных листах. Обведите ответ «да» или «нет». Если «нет», напишите правильный ответ.

(Проверка: а — да; б — нет, Байкал; в — да; г — да.)

Игра «Буквы спрятались»

—  Выполним задание 4 на распечатанных листах. (Проверка: Енисей, Лена, Волга, Обь, Амур.)

Игра « Четвертый лишний»

—  Выполним задание 6 на распечатанных листах.

(Проверка: а) Каспийское море. Это озеро. Остальное — на­звания морей; б) Байкал. Это озеро. Остальное - названия рек; в) Свирь. Это река. Остальное — названия озер.)

VIII. Подведение итогов урока

—  Какие три океана омывают берега России?

—  Перечислите озера, моря, реки России, которые вы запо­мнили.

—  Какую роль играют водные просторы в жизни человека? (Высказывания детей.)

Мы — россияне. Мы гордимся богатой природой своей страны и должны сделать все для ее сохранения.

—  На все ли поставленные в начале урока вопросы мы с вами ответили?

IX. Рефлексия

—  Мне запомнится этот урок вашими выступлениями, вы умеете работать в группах, рассуждать, анализировать, де­лать выводы. А чем вам запомнился урок? Какие сведения показались наиболее интересными? (Ответы детей.)

—  Где могут пригодиться в жизни новые знания?

—  Что на уроке у вас хорошо получалось?

—  Над чем еще надо поработать? (Самооценка. Комментарий учителя.)

—   Кто хочет продолжить высказывание?

  • Я узнал …
  • Я запомнил …
  • Меня удивило …
  • Мне было интересно …

 

— Ребята, давайте оценим свою работу на уроке. У вас на столах лежат кораблики разных цветов. Поднимите зеленый кораблик, если вам все-все было понятно, вы достигли поставленных целей и задач; желтый – если остались какие-то вопросы, которые бы вы хотели обсудить; красный – если нужна помощь по данной теме урока.

 

Мне хотелось бы закончить урок одним поучительным преданием, которое напомнит нам о различии между ценностями истинными, вечными и мнимыми, проходящими.

 

На острове Шри – Ланка в 5 веке н.э. правил царь Дхатусен. Его государство захватили мятежники, которые потребовали от царя показать им тайники с царскими сокровищами. Царь привел своих врагов к искусственному озеру, созданным им. Это озеро спасло жизнь жителям острова во время засухи. Царь зачерпнул пригоршню воды и сказал: «Друзья мои, это и есть мое богатство». Давайте будем беречь богатство, данное нам природой –  воду!

 

Домашнее задание

1. Прочитать текст на с. 66—70 учебника, выполнить задания для домашней работы.

2. Дополнительно: подготовить сообщения о путешественни­ках, чьим именем названы моря

3. Выполнить задание №5 на распечатанных листах.

 

 

Скачать:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест по окружающему миру по теме "Моря, озера и реки России"

Тест по окружающему миру поможет проверить знания учащихся по теме "Моря, реки и озёра России". Программа "Школа России" 4 класс....

Аннотация к уроку и конспект урока окружающего мира по теме «Тур по Золотому кольцу России».

Расширить кругозор учащихся в области достопримечательности городов....

Технологическая карта урока окружающего мира на тему « МОРЯ, ОЗЕРА И РЕКИ РОССИИ»

Предмет: окружающий мирКласс: 4 классТип урока: открытие нового знания...

Конспект урока окружающего мира на тему "Опасные незнакомцы" (УМК "Школа России" 2 кл. 2 ч.)

Конспект урока окружающего мира на тему "Опасные незнакомцы" (УМК "Школа России" 2 кл. 2 ч.)...

Конспект открытого урока по окружающему миру по теме "Моря,озера и реки России" и презентация.

Учебный материал посвящен изучению и местоположению морей, озер и рек  на территории России....

Конспект урока окружающего мира по теме "Моря, озера, реки России", 4 класс

Урок окружающего мира составлен для УМК "Школа России"...

Тест по окружающему миру по теме «Моря, озера и реки России» (4 класс, УМК « Школа России»)

Тест по окружающему миру по теме "Моря, озера и реки России...