Проект: «Животный мир Волгоградской области»
проект по окружающему миру (4 класс)

Чурнусова Лада Александровна

Проект ориентирован на учеников 4 класса,  программы  УМК  «Начальная  школа  XXI века». Рассматривается понятие «животный  мир Волгоградской области».  Обучающиеся  докажут,  что  в  Волгоградской  области  животный  мир богат  и  разнообразен.   Рассмотрят  меры  по   охране  животных  и  проанализируют  свой  вклад  в  дело  охраны  животного  мира  своего  края.  Продолжительность  проекта  2 урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zhivotnyy_mir_volgogradskoy_oblasti.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Автор  проекта:   Чурнусова  Лада  Александровна

Название  работы:  «Животный  мир  Волгоградской  области»

Основной  предмет:  окружающий  мир (дополнительные: изо)

Класс:  4 класс

Продолжительность:  2  урока  (1  неделя)  

Актуальность:

Проект ориентирован на учеников 4 класса,  программы  УМК  «Начальная  школа  XXI века». Рассматривается понятие «животный  мир Волгоградской области».  Обучающиеся  докажут,  что  в  Волгоградской  области  животный  мир богат  и  разнообразен.   Рассмотрят  меры  по   охране  животных  и  проанализируют  свой  вклад  в  дело  охраны  животного  мира  своего  края.  Продолжительность  проекта  2 урока.

В  результате  самостоятельных  исследований  по  основополагающему и  проблемным  вопросам  учащиеся  ответят  на  вопрос,  какие  животные,  птицы,  насекомые  обитают  в  родном  крае,  о  том,  как  школьники  могут самостоятельно  или  с  минимальной  помощью  взрослых  (учителя,  родителей)  внести  свой  вклад  в  охрану  животного  мира  и  природного  сообщества.

Результатом работы над проектом должно стать:

- знания и умения по теме «Животный  мир  Волгоградской  области»;

- находить  информацию  по  теме  в  различных  источниках;

- получать  необходимую  информацию  о  животном  мире  с  помощью  

  интернет-ресурсов  и  умение  безопасного  использования поисковых  

  служб  Интернета.

На уроке – «Защита проекта»   обучающиеся  выступят  с  сообщениями  (презентациями)  о  животных,   насекомых,  птицах   родного  края,  с  защитой групповых  и  индивидуальных  плакатов  «Берегите  животный  мир!».

Образовательные  стандарты  по  окружающему  миру:

- формирование  уважительного,  бережного  отношения  к  животным родного края;

- осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы,  норм  здоровьесберегающего  поведения  в  природной среде;

- освоение доступных способов изучения животного  мира (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др., с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом  информационном  пространстве);

- развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

Дидактические цели / Ожидаемые результаты обучения:

Цели:

- сформировать представление о животных как о природном сообществе;

- выяснить значение  животного  мира  для природы и жизни человека;

- развивать  познавательные процессы, творческую активность, информационную  компетентность  и  коммуникативные навыки;

- воспитание умений учебного сотрудничества, бережного отношения к животному  сообществу, желание вносить свой посильный вклад в охрану животного  мира.

После завершения проекта учащиеся будут:

знать/понимать:

- многообразие животного  мира  родного  края;

- значение  животных для природы  и для жизни  человека;

- о  безопасном  поведении  человека  в  природе;

- охранные  мероприятия  по  сохранению  природы  родного  края.

уметь:

- узнавать  в  окружающем  их  мире  животных родного  края;

- охранять  природные богатства;

- письменно  фиксировать  результаты  поиска  информации  по  теме;

-делать  небольшие  сообщения, доклады  для  обучающихся  первых-третьих  классов;

- написать  письмо  в  научный  клуб  «Мы и окружающий  мир».

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- выполнять правила  поведения  в  природе;

- принимать  посильное  участие  в  охране  и  защите  животного  мира;

- рассказывать  о  родном  крае;

- удовлетворять  познавательные  интересы  с  помощью  поиска  дополнительной  информации  в  словарях,  справочниках,   энциклопедиях,  Интернете.

Гипотеза:

Животный  мир  Волгоградской  области  не разнообразен,  т.к.    по  причине  зоны  степей  и  полупустынь.

Вопросы, направляющие проект:

Основополагающий вопрос:

Какие животные  обитают  на  территории  родного края?

Проблемные вопросы учебной темы:

Отличается  ли  животный  мир природной  зоны  твоего  края  от  животных  других  природных  зон?

Что  можешь  предложить  и  сделать  ты  для  охраны  животного  мира  Волгоградской  области?

Учебные вопросы:

Как найти ту информацию, которая тебе необходима?

На  какие  классы  можно  разделить  животный  мир?  

Каких  животных  можно  встретить  в  лесах  Волгоградской  области?

Какие  животные  нашего  края  обитают  на  деревьях?

Какие животные  нашего  края  ведут  наземную  жизнь?

Какие  животные  нашего  края  обитают  в  почве?

Есть ли  среди  них  редкие  или  исчезающие  виды?

Есть  ли животные,  занесённые  в «Красную книгу»?  Что  угрожает  каждому  из  них?   Что  можно  сделать  для  их  охраны?

Рефлексивно-оценочный этап:
План выступления группы.

- Мы искали ответ на следующий проблемный вопрос …
- Для доказательства или опровержения нашей гипотезы мы провели исследование …
- На основании проведённого исследования можно сделать вывод… 
- Нам интересно было выполнять…
- Больше всего понравилось задание... 
- Мы научились... 

График оценивания:

До работы над проектом:

Опрос.

Мозговой штурм.

Ученики работают над проектом и выполняют задания:

Отчеты по выполнению проекта.

Таблица  животного  мира Волгоградской  области.

Интерактивная  игра.

После завершения работы над проектом:

Анализ поиска информации из различных источников.

Отчеты по выполнению проекта.

Самооценка и рефлексия.

Презентация.

Плакаты  об  охране  животного мира.

Описание методов оценивания:

- Перед стартом проекта проводится опрос на выявление отношения учащихся к данной теме. Задаются провокационные вопросы (мозговой штурм) по теме будущего проекта, активизирующие мыслительные действия обучающихся.  

- В ходе работы проводится промежуточный контроль результатов деятельности каждой исследовательской группы (предоставляются промежуточные результаты по созданию проекта). Заполняется таблица  животного  мира   родного  края, при необходимости учитель направляет деятельность учащихся и корректирует их работу.

- После завершения работы над проектом учащиеся в классе представляют результаты в виде сообщения с презентацией  о  каком-либо  животном   родного  края, выступают  перед  обучающимися 1-3  классов.

Критерии оценки:
• Реальность воплощения проекта. 
• Детальность проработки. 
• Доступность применяемых материалов и инструментов. 
• Оригинальность решений. 
• Качество и аккуратность исполнения. 
• Качество доклада: полнота представления работы, аргументированность и убеждённость. 
• Объём и глубина знаний по теме, эрудиция. 
• Ответы на вопросы: полнота, аргументированность. 
• Деловые качества: ответственное отношение, доброжелательность,  контактность. 
Критерии успеха:
• Достигнут конечный результат.
• Создана активная команда участников проекта, способная продолжить работу в будущем.
•Получено удовольствие от своей деятельности.

Необходимые начальные знания, умения, навыки:

1. Умение работать  с  книгами,  словарями,  энциклопедиями;

2. Первоначальные   навыки работы  на  компьютере;

3. Простейшие  навыки  поиска  информации  в  Интернет.

Учебные мероприятия:

Беседа, практическая работа, тестирование, мини- конференция.

Материалы для дифференцированного обучения:

Ученик с проблемами усвоения учебного материала:

Работа в группах, каждая из которой работает над одной темой, позволяет учащимся выбрать то направление исследований и последовательность практических действий, которое вызывает больший интерес:

Поиск  информации  по  заданиям;

поиск  и  анализ  информации  в  различных  источниках (Интернет).

 Одаренный ученик:

Выполнение индивидуального исследовательского проекта.

Открытые  темы  исследований  в  рамках  проекта.

Материалы  и  ресурсы,  необходимые  для  проекта:

Технологии – оборудование:

Компьютер(-ы) с подключением к сети Интернет, цифровая камера, проекционная система (интерактивная доска или мультимедиа проектор).

Технологии – программное обеспечение:

Веб-браузер, программы обработки изображений, текстовые редакторы, программы создания презентаций, электронные учебники и справочники.

Материалы на печатной основе:

Учебные пособия:

Виноградова  Н.Ф.  Окружающий  мир . 4  класс:  Учебник.  В  2 ч. – Вентана-Граф,  2010.

Виноградова  Н.Ф.  Окружающий  мир . 4  класс:  Рабочая тетрадь.  В  2 ч.- Вентана-Граф,  2010.

Дополнительная литература:

Герасимов  В.П.  Животный  мир  нашей  Родины:  Пособие  для  учителя  нач.  классов. –М.:  Просвещение,  2003,  208с.,  

Брылев В. А. Памятники природы Волгоградской области. – В., Нижне-Волжское книжное издательство, 1987

Брылев В. А., Сагалаев В. А. Особо охраняемые территории. – Волгоград: Перемена, 2000

Брылев В. А. Экскурсии в родную природу. Волгоград: Нижне-Волжское книжное издательство,1984

Интернет-ресурсы:

http://school-collection.edu.ru/ - Flash анимации.

Большая Энциклопедия Кирилла и Мефодия (электронный вариант)

Другие  ресурсы:

Жизненный опыт учеников и их знания, умения и навыки, полученные на уроках окружающего  мира и внеурочной работе,  их  наблюдения  за  природой.