Технологическая карта урока по окружающему миру. ТЕМА: ЖИЗНЬ ДРЕВНИХ СЛАВЯН
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Колошва Анастасия Алексеевна

Цели: Создать условия для ознакомления с социальным и нравственным опытом предшествующих поколений, приобщения младших школьников к культурному наследию и традициям наших предков; раскрытия значения знания истории своего народа; определения границ знания и

«незнания»; способствовать формированию представления о том, как была организована жизнь наших далеких предков; первоначальных умений поиска необходимой информации и анализа полученной информации; развитию интереса к истории своей страны, предмету «Окружающий мир»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehkarta_om_4_klass.docx40.9 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока Предмет: Окружающий мир, 4 класс

Программа: «Школа России» ТЕМА: ЖИЗНЬ ДРЕВНИХ СЛАВЯН

Цели

деятельности учителя

Создать условия для ознакомления с социальным и нравственным опытом предшествующих поколений, приобщения младших школьников к культурному наследию и традициям наших предков; раскрытия значения знания истории своего народа; определения границ знания и

«незнания»; способствовать формированию представления о том, как была организована жизнь наших далеких предков; первоначальных умений поиска необходимой информации и анализа полученной информации; развитию интереса к истории своей страны, предмету «Окружающий мир»

Тип урока

Открытие нового знания

Планируемые образовательн ые результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): получат возможность научиться работать

с учебником, с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная

компетентность): овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои

достижения на уроке; вступать в речевое общение, пользоваться учебником.

Личностные: имеют желание следовать нравственным принципам наших предков, испытывают гордость

за свой талантливый народ; проявляют трудолюбие, положительную мотивацию к учению

Методы и формы обучения

Объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый; фронтальная, индивидуальная

Образовательн ые

ресурсы

http://download8.proshkolu.ru        http://festival.1september.ru/articles/618333/ http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/urok-okruzhayushchego-mira-zhizn-drevnikh- slavyan-4-klass

Оборудование

Интерактивная доска, компьютер; тестовое задание, словари, энциклопедии; карта «Расселение древних славян»; иллюстрации с изображением языческих богов древних славян

Основные понятия

Поляне, дреговичи, славяне, древляне, северяне, родимичи, волыняне, вятичи, уличи, кривичи

О р г а н и з а ц и о н н а я с т р у к т у р а ( с ц е н а р и й ) у р о к а

Этапы урока

Обучающие и

развивающие компоненты, задания

и упражнения

Деятельность учителя

Деятельнос ть

учащихся

Формы организ ации взаимо действ ия

на уроке

Формируемые умения (универсальные учебные

действия)

Проме жуточ ный

контр оль

1

2

3

4

5

6

7

I.

Мотив ация (самоо предел

Эмоциональна я,

психологичес кая

мотивационна

– Сегодня на уроке мы перенесемся с вами в прошлое, в XII век, в Киево-Печерский

монастырь, где в тихой келье при свете лампады (небольшой сосуд с фитилем,

наполненный маслом и зажигаемый перед

Слушают учителя, принимают участие

в диалоге

Фронта льная, индиви дуальн ая

Коммуникативн ые: высказывают свою точку зрения, вступают в диалог,

Устны е

ответ ы, орган

ение) к

учебно й

деятел ьности

я подготовка учащихся

к усвоению учебного

материала

иконами) неустанно пишет свой труд монах (человек, который уходил от людской суеты и давал обещание посвятить свою жизнь

молитвам) Нестор, образованнейший человек своего времени. Скрипит гусиное перо в руке старца, выводя заглавие книги.

На доске записан текст, учитель читает:

«Се повести временных лет, откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве начал

первое княжити, и откуда Русская земля стала есть».

– Летописец Нестор сообщает в «Повести временных лет» о славянских племенах, их происхождении, об образовании первых

славянских княжеств, о нашествии

кочевников. Нестор помещал в летопись народные предания и легенды

с учителем. Демонстри руют готовность к уроку, готовят рабочее

место

к уроку

обмениваются мнениями.

Личностные: понимают значение знаний для человека

и принимают его; имеют желание учиться;

проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность

изаци я рабоч его

места

II.

Актуал изация опорн ых

знаний

Закрепление изученного материала:

фронтальный опрос

  • Какой раздел окружающего мира мы с вами изучаем? (Историю: как жили наши предки.)
  • Что изучает наука история? (Жизнь наших предков.)
  • Какие пять эпох в истории выделяют ученые?
  • Какая из них самая длинная?
  • Какая самая короткая?
  • Новейшая история – это какое время? (Почему её называют «жестоким временем»,

«мудрым временем»?)

Отвечают на вопросы учителя

Фронта льная, индиви дуальн ая

Познавательные

:

осуществляют логические

действия: анализ, синтез,

сравнение, обобщение, аналогию;

самостоятельно выделяют и

Устны е

ответ ы

III.

Изучен ие нового матери ала

Целеполагани е.

  • Мы продолжаем путешествие по дороге истории.

Путь наш лежит по страницам истории нашего Отечества.

  • Эпиграфом нашего сегодняшнего урока будет стихотворение Н. Кончаловской из произведения «Наша древняя столица»:

Слава нашей        Как и мысли и дела.

стороне!        Далеко ушла Россия

Слава нашей        От страны, какой

старине!        была…

И про эту старину        Умный, сильный наш Я рассказывать        народ

начну,        Далеко глядит Чтобы дети знать        вперёд,

могли        А преданья старины О делах родной        Забывать мы не земли…        должны.

Времена теперь другие,

  • Историки считают, что государство у

наших предков появилось в IX веке. А как они жили до этого времени? Где жили? Чем занимались? Во что верили? На эти вопросы нам предстоит ответить сегодня на уроке.

Внимательн о слушают.

Фронта льная, индиви дуальн а

формулируют познавательную цель;

осуществляют поиск

и выделение необходимой информации,

выбор наиболее эффективных

способов

решения задач, планирование, прогнозирование; структурирование знаний; осознанно и произвольно

строят речевое высказывание.

Устны е

ответ ы, запис и

в тетрад и

Рассказ учителя.

– Найдите на карте нашей страны Восточно- Европейскую равнину. Что означает слово

«равнина»? Что о поверхности равнины говорят цвета на карте? (Встречаются

Регулятивные: ориентируются в учебнике;

контролируют

Работа

по учебнику.

возвышенности.) Мы знаем, что Восточно-

Европейская равнина умеренного

климатического пояса, и только ее северная часть заходит в холодный пояс. Здесь берут

начало такие крупные реки, как Днепр, Волга, Дон.

  • Именно эти территории начали заселять в VI веке восточные славяне, от которых произошли русские, украинцы, белорусы.

Заселение шло по берегам реки Днепр и его притокам.

  • Прочитайте в учебнике (с. 34–35) отрывок из «Повести временных лет», в котором говорится о расселении славянских племен.
  • Подчеркните названия племен в тексте. Рассмотрите карту расселения славян.
  • Найдите и прочитайте на карте названия славянских племен, которые вы встречали в летописи.
  • Попробуйте прочитать незнакомые вам названия других славянских племен.
  • Обратите внимание на то, как появились названия некоторых славянских племен: Ильменские славяне – жители у озера Ильмень. Вятичи – основатель рода Вятко.

Поляне – жители полей. Древляне – жили

среди «дерев». Дреговичи – догадайтесь, если слово «дрягва» означает «болото».

Читают, отвечают на вопросы учителя.

Выполняют записи в тетради.

Показываю т

на карте.

учебные действия, замечают

допущенные ошибки; осознают правило контроля

и успешно

используют его в решении учебной задачи;

принимают и

сохраняют цели и задачи учебной деятельности.

Коммуникативн ые:

выражают свои мысли с

достаточной полнотой и точностью;

формулируют

и аргументируют свое мнение в

коммуникации; учитывают

разные мнения, координируют в

сотрудничестве разные позиции;

Работа по карте.

  • Значит, они жили у… (болот).
  • Так кто же они такие, славяне?
  • Слово «славяне» означает «люди, живущие у воды».
  • Попробуем найти ответ на этот вопрос в документе, письменном источнике древних византийских путешественников. Прочтите этот текст.
  • Так какие же были наши предки? Опишите их внешний вид.
  • А какие они были по характеру?
  • Если они были радушными,

гостеприимными, то могли ли они постоять за себя и близких?

  • Славяне заселяли обширные земли по живописным берегам рек. Места были

водные, охотничьи, медовые. Огромные луга гарантировали обильный корм скоту. Но не только это привлекло первых поселенцев.

Время тогда было беспокойное: очень много воевали. Поэтому славяне селились в труднодоступных местах, окруженных

крутыми склонами, глубокими оврагами, водой, густым лесом и непроходимыми болотами. На крутых пригорках создавались укрепленные поселения. Жили славяне

родами и племенами.

обоснования

своего суждения; достигают договорённости и согласования общего решения; осуществляют постановку вопросов;

адекватно используют

речевые средства для решения

коммуникационн ых задач; умеют слушать

собеседника и вести диалог, излагают и

аргументируют свою точку зрения на

обсуждаемую проблему.

Личностные:

оценивают усваиваемое

  • Что такое род? Что такое племя?
  • Выжить в суровых природных условиях, защититься от врагов легче сообща. Поэтому семьи объединялись в рода, а те в свою

очередь в племена.

содержание с нравственно- этической точки зрения;

  • Как вы думаете, живя у воды, чем могли заниматься славяне?
  • Ловили рыбу.
  • Чем еще могли заниматься предки русских, белорусов, украинцев?

предметного курса;

испытывают

чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю

IV.

Физку льтми нутка

Работа

по учебнику.

Рассказ учителя

  • Прочитайте текст в учебнике (с. 36–37).
  • Объясните значения слов «собирательство»,

«борт-

ничество», используя иллюстрации.

(Бортничество –

сбор меда и воска диких пчел.)

  • Еще раз назовите занятия славян, с которыми вы познакомились.
  • Узнаем, как жили наши предки – древние славяне

Читают текст, выясняют занятия

славян.

Внимательн о слушают

России; осознают свою

национальную принадлежность; имеют целостный социально ориентированный взгляд на мир

в его органичном единстве

V.

Тестирование.

– Проверим, как вы внимательно слушали и

Выполняют

Фронта

Познавательные

Устны

Самост оятель ная работа с само- провер кой по эталон у (образц у)

запомнили факты из жизни славян. Подчеркните правильный ответ.

  1. Славяне жили:

а) в пустыне;

б) по берегам рек и озёр, в лесу и лесостепной зоне;

в) в горах.

  1. Что такое бортничество?

а) изготовление бочек из дерева; б) выдалбливание лодок;

в) собирание мёда диких пчёл.

задания теста.

льная, индиви дуальн ая

: осуществляют логические

действия, поиск и выделение

необходимой информации, выбор наиболее эффективных

способов

решения задач, планирование;

структурирование знаний.

е ответ ы,

выпол ненны е задан ия

Задания из электронного приложения к учебнику

  1. Какие орудия использовали наши предки во время охоты?

а) Ружьё;        б) лук со стрелами;        в) саблю.

  1. Как называлось жилище древних славян? а) землянка;        б) чум;        в) пещера.
  2. Древние славяне были:

а) язычниками;        б) христианами;        в) мусульманами.

– Проверьте тест самостоятельно.

Предлагает выполнить задания. В ходе выполнения учащимися работы помогает им, дает рекомендации

Осуществля ют

самопровер ку.

Выполняют задания

Регулятивные: осуществляют волевую

саморегуляцию в ситуации затруднения;

контролируют

учебные действия Коммуникативн ые:

умеют задавать вопросы для уточнения

последовательнос ти работы

VI.

Итоги урока. Рефлек сия

Обобщение полученных на уроке

сведений.

Заключительн ая беседа.

Выставление оценок

  • Над какой темой работали?
  • Что интересного вы узнали из жизни своих предков?
  • Какая информация показалась для вас наиболее значимой?
  • Как вы оцениваете свою деятельность на уроке?

Читают вывод в учебнике (с. 39).

Отвечают на вопросы учителя

Фронта льная, индиви дуальн ая

Регулятивные: осуществляют контроль

и оценку процесса

и результатов деятельности. Личностные: понимают

причины успеха / неуспеха в

учебной

деятельности

Устны е

ответ ы

VII.

Домаш нее

задани е

Комментарий учителя

  1. Сделать рисунки к изученному периоду родной истории.
  2. Подготовить сообщение о первых русских князьях, русских богатырях.
  3. Рассказать о русской одежде

Задают уточняющи е вопросы

Фронта льная

Регулятивные: осуществляют поиск средств достижения поставленных задач


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

технологическая карта урока по окружающему миру. Тема "Про кошек и собак" 2 класс в классе с учащимся с овз

урок по общеобразовательной программе с включением в процесс ребёнка с овз...

Технологическая карта урока по окружающему миру. Тема:"Растениеводство"

Тема данногоурока в раздел "Чему учит экономика" и формирует представление о растениеводстве, классификации растений и отраслей растениеводства; их связи с экономикой края....

Технологическая карта урока по окружающему миру. Тема "Кто такие насекомые?"

Представлено адекватное понимание специфики деятельности учителя по проектированию урока совместно обучающихся детей с ОВЗ и сверстников, не имеющих ограничений здоровья, выраженное в корректной диффе...

Технологическая карта урока по окружающему миру Тема: «Московский Кремль». (2 класс)

Цели деятельности учителя: знакомство с Московским Кремлем; с историей его строительства в течение веков.Планируемые результаты-обучающие: знать, что такое Московский Кремль для каждого жителя России...

Технологическая карта урока по окружающему миру. Тема "В царстве грибов"

Урок открытия новых знаний, обретения новых умений....

Технологическая карта урока по окружающему миру "Тема урока: «Золотое кольцо России. Ярославль, Кострома, Плес.» (УМК "Школа России", 3 класс)

Тема урока: «Золотое кольцо России. Ярославль, Кострома, Плес.» Тип урока: «открытие» нового знания Цель урока: формирование представлений учащихся о городах России, ...