Технологическая карта "Кладовые Земли" для 3 класса
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Технологическая карта урока "Кладовые Земли" для 3 класса по образовательной программе А.А.Плешакова и М.Ю.Новицкой

Задачи урока:

Дидактические:

1. Формировать  представление о минералах, горных породах и полезных ископаемых;

2. Формировать умения: характеризовать группы полезных ископаемых ; анализировать экологические проблемы;

Планируемые результаты:

Предметные:

1. - Уч-ся научатся: определять минералы, горные породы и полезные ископаемые;

    - Уч-ся получат возможность научиться: объяснять различия минералов, горных пород;

2. - Уч-ся научатся: характеризовать группы полезных ископаемых;

    - Уч-ся получат возможность научиться анализировать экологические проблемы;

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kladovye_zemli.docx505.88 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект учебного занятия
по окружающему миру

в 3 классе
Тема: «Кладовые земли»

студентки 404 группы

Еруниной Виктории Александровны

Урок будет выдан:
Смена: 1.

Школа: МБОУ СОШ № 100 имени Заплатина Ю. Г.

Учитель:

Методист: Маренкова Татьяна Антольевна.



Новосибирск, 2023

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Ф.И.О. Ерунина Виктория Александровна.

Предмет: окружающий мир.

Класс: 3.

Тема урока: «Кладовые земли».

Тип урока: «открытие нового знания».

Цель урока: первичное усвоение новых знаний и способов действий при изучении темы «Кладовые Земли».

Задачи урока:

Планируемые результаты

Дидактические:

  1. Формировать представление о минералах, горных породах и полезных ископаемых;

  1. Формировать умения: характеризовать группы полезных ископаемых ; анализировать экологические проблемы;

Предметные:

  1. - Уч-ся научатся: определять минералы, горные породы и полезные ископаемые;

- Уч-ся получат возможность научиться: объяснять различия минералов, горных пород;

2. - Уч-ся научатся: характеризовать группы полезных ископаемых;

- Уч-ся получат возможность научиться анализировать экологические проблемы;

Развивающие

1. Формировать умения (Р): осуществлять волевую саморегуляции; принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; осуществлять контроль, коррекцию действия;

2. Формировать умения (П): поиск и выделение необходимой информации; обобщать информацию; анализировать информацию и выявлять существенные признаки; строить логическую цепь размышлений;

3. Формировать умения (К): владеть диалогической речью; строить монологическое высказывание;

Метапредметные
Регулятивные:

Уч-ся научатся: осуществлять волевую саморегуляции; принимать и сохранять учебную задачу;

Уч-ся получат возможность научиться: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; осуществлять контроль, коррекцию действия;

Познавательные:

Уч-ся научатся: искать и выделять необходимую информацию;

Уч-ся получат возможность научиться: обобщать информацию; анализировать информацию и выявлять существенные признаки; строить логическую цепь размышлений;

Коммуникативные:

Уч-ся научатся: владеть диалогической речью;

Уч-ся получат возможность научиться: строить монологическое высказывание;

Воспитательные: формировать интерес к изучению кладовых Земели; формировать ответственное отношение к природе, Земле и её содержимом.

Личностные:

У учащихся будет сформирован интерес к изучению кладовых Земели;

У учащихся может быть сформировано ответственное отношение к использованию природных ресурсов Земли.

Форма организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная.

Дидактические средства: учебник, карточки, пенал, презентация, смарт доска.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап урока

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

(Р, П, К)

Личностные

1. Мотивация учебной деятельности

Словесный

(беседа)

Здравствуйте, ребята, меня зовут Виктория Александровна и сегодня я проведу у вас урок окружающего мира.

Проверьте свою готовность к уроку, на столе у вас должны лежать: учебник, пенал, карточка с заданиями и дневник.

Жить счастливо и жить согласно с природой – одно и то же

О чём это высказывание? Как вы понимаете?

К чему нам нужно стремиться на уроках окружающего мира?

Всё верно, молодцы!

Приветствуют.

Проверяют готовность к уроку.

Это высказывание о том, что для того чтобы природа помогала своими ресурсами и приносила пользу, люди должны уважать её законы.

Стремиться к изучению и сохранению природы.

Р.: осуществлять волевую саморегуляции;

К.: владение диалогической речью.

Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

Сейчас я расскажу вам небольшую сказку.

«Под землёй, в темноте, где ничего не видно, попробуй - отличи полезное от бесполезного. А ведь каждому хочется быть полезным.
- Я - соль земли, -говорит соль, -без меня каши не сваришь.
- А без меня сваришь? – спрашивает алюминиевая руда?- Кастрюли то делают из алюминия. Без кастрюли никак.
- А на чем варить будете? – Интересуется уголь? - Без топлива в этом деле не обойтись.
- Между прочим, обо мне тоже не следует забывать,- говорит железная руда, которая даёт железо для лопат.

- Прежде чем кашу варить, нужно вас всех из земли выкопать».

О чем была эта сказка?

Почему они называются ископаемыми?

Почему их называют полезными?

Где их используют?

Верно, они бывают разные и от этого зависит место их использования.

Слушают.

Эта сказка о природных богатствах, о полезных ископаемых.

Природные богатства, которые люди добывают из глубин земли или с её поверхности и используют в народном хозяйстве.

Везде, в зависимости от группы.

К.: владение диалогической речью.

П.: структурировать информацию;

К.: владение диалогической речью.

Р: осуществлять контроль, коррекцию действия;


3. Выявление места и причины затруднения

Словесный

(беседа)

Обратите внимание на слайд, это поможет вам определить тему нашего урока. (сундук с сокровищами под землёй + ребус: клад и земля).

Определите тему урока (страница 70).

Почему же их называют кладовые?

Для успешного урока, определите цель нашего урока. Что нам нужно узнать?

«Кладовые Земли».

Потому что это скопления, которые имеют большую ценность.

Нам нужно узнать на какие группы делятся подземные ископаемые и какими свойствами они обладают.

Р: принимать и сохранять учебную задачу;

П.: анализировать информацию и выявлять существенные признаки;

4. Построение проекта выхода из затруднения

Словесный

(беседа)

Для реализации цели нам нужно составить план урока.

Для этого обратите внимание на слайд. В пунктах нашего плана пропущены первые слова-глаголы. Сопоставьте их.

  1. Узнать что такое минералы, горные породы и полезные ископаемые.
  2. Научиться определять их свойства.
  3. Определить значение природных ископаемых в жизни человека.

Р.: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

Р: принимать и сохранять учебную задачу;

5. Реализация построенного проекта

Словесный

(беседа)

Наглядный

(демонстрация)

Практический
(карточки с заданиями)

Ребята, посмотрите какое у меня ожерелье. А вы знали, что это не просто красивое стёклышко?

Верно, их добывают в недрах земли. Хотя по правде говоря, кварц - это минерал.

Минералы - это природные вещества. (определение на слайде). Какие минералы вы знаете?

На слайде смотрим: аметис, кварц, черный кварц (морион), слюда, полевой шпат.

Обратите внимание на три минерала, которые подчёркнуты. Кто-нибудь знает, что получается когда соединяются эти три минерала? (кварц, слюда, полевой шпат).

Получается гранит, ребята. А это - горная порода. Как можно исходя из этого сформулировать определение

горных пород?

Давайте подробнее рассмотрим гранит. Гранит - это очень крепкий и красивый, залегает глубоко в земле, где встречается в виде целых гор.

Он бывает серого, розового и красного цветов.

Гранит быает разный. Почему?

Посмотрите на изображения.

Верно, за полупрозрачный блеск отвечает кварц, за прочность - слюда. А за разнообразность цвета - полевой шпат.

Давайте рассмотрим другие примеры горных пород. (слайд: гранит, песок, глина, известняк, мел, мрамор).

Давайте посмотрим видео и определим, что же такое полезные ископаемые?

Да, это полудрагоценный минерал.

Отвечают, предполагают.

Говорят.

Говорят свои предположения.

Предполагают.

Горные породы - это природные соединения минералов.

Потому что в него могут входить разные по структуре минералы.

Слушают.

Смотрят на слайд.

Полезные ископаемые - это...

Определять правила гигиены;

объяснять, что такое гигиена; характеризовать основные правила гигиены;

К.: владение диалогической речью.

П.: структурировать информацию;

К.: владение диалогической речью.

П.: структурировать информацию;

К.: владение диалогической речью.

П.: структурировать информацию;

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Словесный

(беседа)

Можем ли мы разделить полезные ископаемые на группы по их использованию?

Из чего строят дома, школы, заводы?

Правильно. Для того, чтобы построить их , нужно много песка, цемента, известняка.

Какая может быть первая группа?

Какие полезные ископаемые мы туда отнесём?

Многие из окружающих нас предметов сделаны из чугуна, стали, железа, которые не встречаются в природе в чистом виде. Эти металлы выплавляют из руды.

Какой пример вы можете привести?

Это будет наша 2 группа полезных ископаемых, как она будет называться?

Предположим, что из рудных полезных ископаемых мы сделали самолёт. Что там нужно, чтобы он полетел?

Из каких полезных ископаемых можно получить топливо?

Сказка «Уголек». О чём эта сказка?

При сжигании этих ископаемых образуется тепло. Оно необходимо для работы фабрик, заводов, отопления домов, приготовления пищи.

Как вы думаете, как будет называться эта группа полезных ископаемых? Если эти полезные ископаемые сжигают.

Мы поделили все полезные ископаемые на 3 группы, назовите еще раз их.

Какие агрегатные состояния вы знаете?

Для помощи в определении: показать камень, воду в стакане.

Какой вывод можно сделать?

Обратите внимание на слайд. Что вы видите? Рассмотрим способы добычи горных пород.

Буровая установка - это комплекс для бурения скважин. (фото скважин).

Правильно, всё зависит от месторождения.

Давайте посмотрим видеоролик ваша задача ответить на вопросы. Что такое полезные ископаемые? Что такое месторождения?

Посмотрите на карту России. Как много в нашей стране различных полезных ископаемых.

Наша страна очень богата своими запасами природных ресурсов. Самое большое количество на территории Федерального Сибирского округа.

Для каждого ископаемого есть свои условные обозначения. Давайте рассмотрим некоторые из них.

Да.

Песок, глина, известняк, мрамор, гранит.

Строительные.

Из железной руды - чугун, сталь, физ медной – медь.

Рудные.

Топливо.

Нефть, газ, уголь.

Горючие.

Строительные, горючие, рудные.

Твердое, жидкое и газ (газообразное)

Твердые: каменная соль, каменный уголь, железная руда.

Жидкие: нефть.

Газообразные: природный газ.

Большинство природных ископаемых в твёрдом состоянии.

Буровая установка - делает скважины через которые происходит «сбор».

Шахты. Добывают каменный уголь, горючий сланец, есть шахта для подземной добычи тяжёлой нефти (Ярега).

Карьеры. Добывают гранитные скалы, известняк, глину, песок.

Полезные ископаемые - это природные богатства, которые люди добывают из глубин земли или с её поверхности, а потом используют.

Месторождения - это где залегают полезные ископаемые.

Рассматривают карту России.

К.: владение диалогической речью.

К.: строить монологическое высказывание;

К.: владение диалогической речью.

7. Самостоятельная работа с проверкой по эталону

Практический
(карточки с заданиями)

Сейчас вы самостоятельно поработаете на карточках.

1 задание. Сопоставить природное ископаемое с его группой по использованию.

Самостоятельная работа на карточках.

Строительные: песок, глина, гранит

Горючие: нефть, газ, уголь.

Рудные: железная руда, сталь, чугун.

Р: осуществлять контроль, коррекцию действия;

8. Включение нового знания в систему знаний и повторение

Словесный

(беседа)

Сейчас вы поработаете по рядам.

Экологические задачи на сохранность природы (решение в парах):

- использование в больших количествах природных и энергетических ресурсов; уходит из страны;

- образование большого количества отходов от работы добывания; неполное использование

- выбросы и загрязнения окружающую среду;

Обсуждают экологические проблемы и пути их решения в парах.

К.: строить монологическое высказывание;

9. Рефлексия учебной деятельности

Словесный

(беседа)

Итак, давайте вернёмся к плану нашего урока.

Все пункты мы выполнили?

О чем мы сегодня с вами говорили?

Что такое минералы? Горные породы? Полезные ископаемые? Назовите.

Какие правила гигиены вы теперь знаете?

Совершенно верно!

Вы все большие молодцы, спасибо за урок, до свидания!

Да.

О кладовых землях.

До свидания!

Р.: осуществлять итоговый контроль по результату.

\


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

технологическая карта 4 класс

Дидактический план-конспект урока по русскому языку 4 класс на тему "Три склонения имен существительных"...

Технологическая карта 2 класс немецкий язык

Технологическая карта урока немецкого языка во 2 классе по теме "Как при знакомстве представить других"....

Технологические карты 1 класс

Документ содержит  образцы технологических карт для учеников 1 класса....

Технологическая карта мастер-класса в 3 классе"Внедрение метода пластического интонирования в урок музыки".

Целью данного мастер- класса является освоение учащимися младшего школьного возраста  метода пластического  интонирования с элементами ритмических движений и жестов для превращения процесса ...

Технологическая карта мастер-класса "Состав слова. Приставка. Суффикс". 3-й класс

Цель: создать условия для формирования представления учащихся о суффиксе и приставке как значимых частей слова, умения находить в слове морфемы; способствовать обогащению словарного запаса обучаю...

Технологическая карта урока "Класс миллионов. Класс миллиардов"

Технологическая карта урока  "Класс миллионов. Класс миллиардов"...