Конспект открытого урока по окружающему миру в 3 классе по теме: «Охрана растений»
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Нина Александровна Морозова

Охрана растений. Систематизация знаний об охране растений. Учащиеся научатся объяснять, почему многие растения стали редкими и как нужно, охранять растения, оценивать поступки людей по отношению к природе, формулировать правила друзей природы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Охрана растений.

Цель: систематизировать знания об охране растений.

Планируемые результаты: учащиеся научатся объяснять, почему многие растения стали редкими и как нужно охранять растения, оценивать поступки людей по отношению к природе, формулировать правила друзей природы, анализировать, делать выводы.

Оборудование: карточки с заданиями; распечатки памятки.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания

1. Индивидуальные задания

(Учитель раздает ученикам карточки с заданиями.)

1) Найди неверное утверждение.

• Корень находится в почве, всасывает воду и питательные вещества.

• Листья растут на стебле, с их помощью растения дышат и питаются.

• Цветок образуется на листьях, из него развиваются плоды и семена.

• Семена образуются из цветка и плода, ими растения размножаются.

2) Выбери правильное описание развития растения из семени.

• Семя — проросток — растение с цветком — взрослое растение.

• Семя — проросток с корешком — растение с плодами — взрослое растение с цветками.

• Семя — проросток с несколькими листьями — взрослое растение с цветками — растение с плодами.

• Семя — проросток с корешком — проросток с несколькими листьями — взрослое растение с цветками — растение с плодами.

3) Как расселяются растения? Напиши после названия каждого растения, как распространяются его семена.

• Клен — ....

• Кислица —....

• Сосна —....

• Репейник — ....

• Рябина — ....

2. Фронтальный опрос

— Весной в цветущие сады часто выносят ульи с пчелами. Для чего это делают?

— Как происходит опыление растений?

— Что образуется на месте цветков после опыления?

— Как распространяются плоды и семена растений?

— Какое значение это имеет для растений?

— Какие условия нужны для прорастания семян?

— Как растение развивается из семени?

III. Самоопределение к деятельности

Какое значение для животных и человека имеют растения?

— Нужно ли охранять растения? Зачем?

— Какие меры по охране растений вы знаете?

Сегодня на уроке будем говорить об охране растений.

IV. Работа по теме урока

Беседа

Охрана растений

Как хорошо, что на Земле есть растения! Сколько радости доставляет нам их красота! Они выделяют в воздух кислород, необходимый для дыхания живых существ. Для животных растения — это и дом, и пища.

К сожалению, хозяйственная деятельность людей изменяет условия жизни растений. К примеру, на месте леса люди строят завод или роют карьер. Много растений при этом погибает. Так постепенно человек как бы наступает на природу, губит ее. Поэтому растения нуждаются в охране.

— Какие правила охраны растений вы знаете?

— Прочитайте памятку.

(Учитель раздает ученикам распечатки памятки.)

Правила охраны растений

1. Если вы оказались в лесу или на лугу, старайтесь не вытаптывать траву. Ведь хрупкие стебельки трав под ногами человек ломаются, почва уплотняется. В ней становится мало воды и воздуха, необходимых растениям. Нужно стараться ходить только по тропинкам.

2. Не рвите полевые цветы и не собирайте их в букеты. Букеты можно составлять только из садовых цветов.

3. Не ломайте ветки деревьев и кустарников. Дерево или куст может заболеть и погибнуть.

4. Не ловите насекомых-опылителей и насекомых-хищников. Ведь они опыляют растения и уничтожают тлей и других вредителей.

5. Помните! Растения — живые существа! Они все бескорыстно отдают людям, но они беззащитны и нуждаются в нашей помощи.

6. Собирать лекарственные растения можно только в тех местах, где их много.

Некоторые растения становятся редкими из-за того, что люди рвут их ради красивых цветков. Такие растения не дадут плодов и семян, а значит, и потомства. Сорванные растения быстро вянут, а в природе они еще долго могли бы радовать нас!

Наша давняя привычка рвать цветы привела к исчезновению многих растений в местах, часто посещаемых людьми. Жертвами нашей «любви» к цветам стали не только изначально редкие растения (ныне многие из них оказались на страницах Красной книги), но и когда-то вполне обычные, даже массовые виды, такие как ландыш, колокольчик, ветреница.

Запомните, выросший на лугу цветок находится у себя дома, он связан с другими обитателями луга. Например, к нему прилетают насекомые, которые питаются его нектаром. После цветения появляются плоды с семенами. Они попадут в почву, где из семян вырастут новые растения... Имеем ли мы право срывать цветок только для того, чтобы некоторое время полюбоваться им? Конечно, нет. Для этого люди специально выращивают растения в садах, на клумбах, в оранжереях и т. д. А красивые дикорастущие цветы Должны оставаться в природе.

Рассмотрите иллюстрацию в учебнике на с. 82—83. Многие из этих растений занесены в Красную книгу России. Сейчас на Земле в опасности 25 тысяч видов растений. Растения нуждаются в охране. Поэтому люди создали Красную книгу. Показ книги.

- Красная книга! Почему она Красная? Красный цвет - это сигнал опасности. Остановитесь, люди! Ещё один неосторожный шаг, и может быть поздно.

Идея Красной книги – спасти животный и растительный мир.

Лекарственные растения

— Какие растения называются лекарственными? (Растения, при помощи которых человек лечит какое-либо заболевание.)

— Назовите лекарственные растения.

Рассмотрите их в учебнике на с. 83.

— Прочитайте на с. 83 правило заготовки лекарственных растений.

Можно собирать только те лекарственные растения, которых в вашей местности много. Часть растений нужно обязательно оставлять в природе. Лучше заготавливать те растения, которые чаще встречаются: подорожник, пастушью сумку, пижму, тысячелистник.

(Учитель проводит викторину на тему «Лекарственные растения».)

Растение, которое мы зовем ромашкой, иначе называют нивяник, он занесен в Красную книгу.

Растение поможет нам при простуде.

1. Ты натер ногу в пути. Как облегчить боль? Приложить лист подорожника.
2. Какое болотное растение можно использовать вместо йода и ваты? Сфагнум, или торфяной мох. Он хорошо впитывает кровь и гной, содержит дезинфицирующее вещество сфагнол.
3. Какая ягода заменяет лимон? Клюква, содержит лимонную кислоту.
4. Плоды каких кустарников богаты витамином С? Черная смородина, шиповник.

В любой ситуации надо помнить о правилах поведения в природе и поступать так, чтобы ваши действия приносили пользу окружающему миру и самому человеку. Многие растения, например подснежники, водяной орех, венерин башмачок внесены в Красную книгу России. Гораздо реже, чем раньше, попадаются на глаза кувшинка, купальница. Возле больших городов осталось мало ландышей, колокольчиков. Все эти растения нуждаются в охране.

Не забывайте, что в природе все взаимосвязано.

— Почему многие растения не оставят потомства, если ребята будут ловить бабочек?

— Что произойдет с деревьями, если в лесу станет мало птиц? Охрана растений тесно связана с охраной насекомых-опылителей, хищных птиц, насекомых и борьбой с загрязнением воды и воздуха.

V. Физкультминутка

Руки подняли и покачали —

Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули —

Ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем —

Это к нам птицы летят.

Как они тихо садятся, покажем —

Крылья сложили назад.

Выявление причин исчезновения растений.

Работа в парах. Учебник с.84-85

- Подумайте, ребята, как или чем наносит вред растениям человек?

Карточка-задание

#1061;озяйственная деятельность людей изменяет условия жизни растений. К примеру, на месте леса ______________ .

#1054;чень многие растения становятся редкими из-за того, то люди __________________________.

#1041;ывает, что люди, даже не срывая растений, губят их. Причина этого-_________________________. Под ногами людей уплотняется почва. В такой почве остается мало ___________________________ и растения погибают.

VI. Закрепление изученного материала

Выполнение заданий в рабочей тетради

№ 1 (с. 37).

— Прочитайте задание. Расскажите, какое значение имеют для вас растения.

— Напишите названия ваших любимых растений.

№2 (с. 37).

— Прочитайте задание. Рассмотрите рисунки.

— О чем говорит первый рисунок? Подберите соответствующую запись.

— Выполните задание самостоятельно.

(После выполнения задания проводится взаимопроверка.)

— Расскажите, почему многие виды дикорастущих растений становятся редкими.

№3 (с. 37).

— Почему растения вносят в Красную книгу?

— Вырежьте и наклейте рисунки.

(После выполнения задания проводится самопроверка по учебнику.)

№5 (с. 38).

— Прочитайте задание. Выполните его.

№6 (с. 39).

— Прочитайте задание. Рассмотрите рисунок.

— Запишите буквы по порядку.

— Какое предложение у вас получилось? (Берегите растения!)

— Почему надо беречь растения?

Итак, охрана природы - наше общее дело. Это известно любому. Только не каждый понимает, что общее — значит и его. Ведь немногим выпадает удача принимать участие в спасении китов или тигров. А вот радость от того, что сохранил жизнь цветку, доступна каждому.

VII. Подведение итогов урока

— Какие правила поведения в природе вы будете выполнять?

— Что нового вы узнали на уроке?

— Что люди делают для охраны растений?

VIII. Рефлексия

Кто считает, что узнал много полезного и важного – прикрепит оранжевый цветок

- Если урок был интересный розовый цветок

- Если урок понравился, но показался трудным синий цветок.

У нас получилась цветущая поляна!

IX. Домашнее задание

1. Учебник: прочитать текст на с. 82-85, ответить на вопросы раздела «Проверь себя» на с. 85.

2. Рабочая тетрадь: № 4, 7 (с. 38—39).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по окружающему миру 3 класс "Разнообразие растений"

Конспект открытого урока по окружающему миру 3 класс "Разнообразие растений"...

План – конспект открытого урока по окружающему миру в 4 классе. Тема урока: Многогранный мир чувств.

Тип урока: комбинированный, урок-исследование.Цель:1) Обучающая:-формировать у учащихся новые понятия об органах чувств, о строении и роли органов слуха, равновесия, обоняния, вкуса и осязания, ...

Конспект открытого урока русского языка. 4 класс. Конспект открытого урока русского языка. 3 класс.

Тема «Правописание окончаний имён существительных в дательном падеже». Тема «Упражнения в правописании слов с проверяемыми безударными гласными в корне»...

Конспект открытого урока по окружающему миру (ПДД) на тему «Дорога от школы до дома, правила безопасного поведения на дорогах. Забота о здоровье и безопасности окружающих людей».

Цели и задачи:проверить и закрепить знания правил дорожного движения на улицах и дорогах;учить понимать сигналы светофора, жесты регулировщика, дорожные знаки;воспитывать навыки выполнения основных пр...

Конспект открытого урока по окружающему миру во 2 классе. Тема урока: "Строение тела человека"

Конспект открытого урока с презентацией по окружающему миру во 2 классе. УМК "Школа России". Тема урока: "Строение тела человека"...