Конспект урока по окружающему миру по теме "Тела, вещества, частицы" 3 класс
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Чаркина Полина Ивановна

Конспект урока по окружающему миру по теме "Тела, вещества, частицы" 3 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_okruzhayushchemu_miru_charkina_31-shk.docx27.13 КБ

Предварительный просмотр:

Разрешаю ____________________

Допускаю________________

Оценка за урок: _____________

План-конспект

урока окружающего мира,

проведенного в 3 «Б» классе

обучающейся Чаркиной Полины Ивановны

  (Ф.И.О.)

04.10.2022 г.

дата

Консультация учителя________________

Консультация методиста________________

Черняховск 2022г

План-конспект урока окружающий мира

УМК: «Школа России», 3 класс

(Плешаков А.А. Окружающий мир, 3 класс 1 ч.стр. 36-39)

Организационно-деятельностный компонент:

Дата: 04.10.2022 г.

Время: 16:40 – 17:20

Место: МАОУ Гимназия №2 г. Черняховска

Класс: 3 «Б»

Целевой компонент урока:

Тема урока: Тела, вещества, частицы

Цель: создание благоприятных условий для формирования знаний о понятиях «тела», «вещества», «частица».

Задачи:

Образовательные: способствовать формированию умения создания условий для усвоения новых знаний; способствовать развитию у детей умения находить различия между телами (естественными и искусственными, живыми и неживыми), веществами, частицами; обеспечить опыт исследования.

Развивающие: развивать аналитическое мышление, речь, память, внимание; обогащать словарный запас.

Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе, окружающему миру; видеть красоту вокруг себя.

Здоровьесберегающие: соблюдение СанПин, гигиенических условий в кабинете; применение методов, способствующих активизации учебной деятельности обучающихся; создание положительного эмоционального микроклимата.

Планируемые результаты:

Личностные: проявляют учебно-познавательный интерес, расширяют кругозор, проявляют интерес к изучению темы и желание применять приобретённые знания и умения. Воспринимают одноклассников как членов своей команды.

Метапредметные:

Формирование познавательных универсальных учебных действий: перерабатывают полученную информацию, делают выводы на основе обобщения знаний, выполняют анализ и синтез, сравнение, классификацию, обобщение

Формирование регулятивных универсальных учебных действий: осуществляют контроль и коррекцию результатов самостоятельной работы, определяют цели и задачи учебной деятельности.

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий: доносят свою позицию до других: оформляют свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих жизненных и учебных ситуаций.

Предметные: познакомятся с понятиями «тела», «вещества», «частица»; будут различать тела, вещества, частицы; описывать изученные вещества, характеризовать их; получат представления, что каждое тело состоит из веществ; о телах искусственных и естественных; будут учиться определять тела, вещества и частицы.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, работа в группах, работа в парах.

Основные образовательные ресурсы урока: учебник, рабочая тетрадь, проектор, презентация, раздаточный материал.

Содержательный компонент урока:

Ход урока:

I. Организация начала урока.

1) Приветствие

У.: Здравствуйте, ребята!                                                                                        

О.: Здравствуйте!

У.: Меня зовут Полина Ивановна, сегодня урок окружающего мира у вас проведу я.

2) Проверка готовности к уроку

У: Проверьте готовность к уроку: учебник, рабочая тетрадь, дневник и пенал.

3) Мотивация к учебной деятельности

У.: Ребята, улыбнёмся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения. Сегодня на уроке вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка.

У.: Ребята, зачем нам нужны эти помощники?

О.: Чтобы узнать много всего нового.

II. Актуализация умений и знаний.

У.: Ребята, вспомним, что такое «природа»?

О.: Природа – это то, что нас окружает и существует независимо от человека.

У.: На какие две группы мы можем разделить природу?

О.: Живая и неживая.

У.: Что такое живая природа?

О.: Объекты живой природы – это то, что может расти, дышать, питаться, развиваться.

У.: Что такое неживая природа?

О.: К ней относятся те объекты, которые не дышат, не растут, не питаются, не развиваются.

У.: На слайде изображены различные объекты живой и неживой природы. Сейчас я их назову и если вы услышите представителя живой природы – поднимаете одну руку вверх, если неживой – сидите ровно. Объекты: луна, белка, собака, облако, камень, цветок.

III. Открытие новой темы. Целеполагание.

У.: Сегодня мы с вами начнём новый раздел учебника «Эта удивительная природа». Как можно назвать те объекты, которые мы с вами недавно называли?

О.: Предметы.

У.: Верно, ещё учёные называют предметы телами. Все тела имеют свои очертания, форму. Назовите предметы, которые вас окружают.

О.: Парты, карандаши, учебник и т.д.

У.: Теперь открываем учебник на странице 36. Прочитаем тему урока.

О.: «Тела, вещества, частицы».

У.: Что же мы должны узнать на уроке? Чему будем учиться?

О.: Что такое «тела», «вещества», «частицы». Будем учиться их классифицировать.

IV. Открытие новых умений, знаний.

У.: Итак, теперь прочитаем «цепочкой» текст под заголовком «Тела». Значит, что такое тела?

О.: Любой предмет или любое существо, которое нас окружает.

У.: Поднимите руку, кто согласен. Верно. На слайде изображены парта, дерево, гвоздь, железо, кувшин, глина. На какие пары можно разделить?

О.: Объекты живой и неживой природы.

У.: Как называются такие тела? 

О.: Естественные тела и искусственные.

У.: Почему?

О.: Одни тела природные, а другие сделаны человеком.

У.: Перечислите искусственные тела.

О.: Парта, гвоздь, кувшин.

У.: Перечислите естественные тела.

О.: Дерево, железо, глина.

У.: На странице 36 учебника рассмотрим схему. Что такое естественные тела?

О.: Тела природы.

У.: То есть это объекты живой природы, такие как растения, животные и так далее. Что такое искусственные тела?

О.: Тела, созданные руками человека.

У.: То есть это объекты неживой природы, такие как чайник, ложка и так далее.

У.: Ребята, как вы думаете, что такое «вещества»? Попробуйте дать определение.

О.: Предполагаемые ответы обучающихся.

У.: Тело состоит из веществ. Кусок сахара – тело, а сам сахар – вещество. Алюминиевая проволока – тело, алюминий – вещество. Есть тела, которые образованы не одним, а несколькими или многими веществами. Очень сложный состав имеют живые тела. Например, в растениях есть вода, сахар, крахмал и другие вещества. Множеством разнообразных веществ образованы и тела животных, человека. Поэтому, веществами называют то, из чего состоят тела. Прочитайте последний абзац на странице 37.

О.: Различают твёрдые, жидкие и газообразные вещества.

У.: Сахар, алюминий – примеры твёрдых веществ. Вода – жидкое вещества. Воздух состоит из нескольких газообразных веществ (газов). Наглядный пример.

У.: Откроем рабочую тетрадь на странице 24, выполняем упражнение номер 4. Поможем муравью Вопросику и укажем стрелками, что из перечисленного – тела, а что – вещества. Ответы выводятся на слайде.

У.: Обобщаем. Тела — это всё то, что создано из веществ, а вещества используются для создания тел.

У.: Теперь немного разомнёмся. Встаём из-за столов и задвигаем стулья.

V. Физкультминутка.

1. И.п - о.с. 1 - 2 - встать на носки, руки вверх-наружу, потянуться вверх за руками. 3 - 4 - руки вниз и расслабленно скрестить перед грудью, голову наклонить вперед. Повторить 6 - 8 раз. Темп быстрый.

2. И.п. - о.с. 1 - правую руку вниз, левую вверх. 2 - переменить положение рук. Повторить 3 - 4 раз, затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями, голову наклонить вперед. Темп средний.

3. И.п. - стойка ноги врозь. 1 - 2 - наклон вперед, правая рука скользит вдоль ноги вниз, левая, сгибаясь, вдоль тела вверх. 3 - 4 - и.п., 5 - 8 - то же в другую сторону. Повторить 6 - 8 раз. Темп средний.

VI. Открытие новых умений, знаний (продолжение)

У.: На какие виды делятся все вещества?

О.: Твёрдые, жидкие, газообразные.

У.: Приведите примеры твёрдых веществ, не из учебника.

О.: Доска, дверь, стол.

У.: Приведите пример жидких веществ.

О.: Вода, уксус, молоко.

У.: Приведите пример газообразных веществ.

О.: Воздух, кислород, углекислый газ.

У.: Открываем рабочую тетрадь на странице 24, делаем упражнение №5 вместе. Отметим в таблице, какими конкретно веществами являются все перечисленные. Соль?

О.: Твёрдое вещество.

По примеру отмечаем правильные ответы к каждому слову. Ответы представлены на слайде.

У.: Как вы думаете, из чего состоят вещества?

О.: Предполагаемые ответы детей.

У.: Ученые установили, что вещества состоят из мельчайших частиц, которые видны только под микроскопом. Как же можно убедиться, что эти частицы существуют? Проведем опыт. Возьмем тело, образованное одним веществом – сахар. Опустим его в стакан с водой, помешаем. Сначала сахар хорошо виден, но постепенно становится невидимым. Какая на вкус получилась жидкость?

О.: Сладкая.

У.: Видим ли мы сахар?

О.: Нет.

У.: Почему?

О.: Он растворился в воде.

У.: Верно, кусочек сахара распался на мельчайшие, не видимые глазом частицы, из которых он состоял, и эти частицы перемешались с частицами воды. Если мы возьмем и добавим соль в чистую воду, то что с ней произойдет?

О.: Соль растворится, вода станет соленой.

У.: Верно. Этот опыт доказывает, что вещества, а значит, и тела состоят из частиц. Прочитаем два последних абзацев на странице 38.

О.: Каждое вещество состоит из особых частиц, которые по размеру и форме отличаются от частиц других веществ. Ученые установили, что между частицами есть промежутки. В твердых веществах эти промежутки совсем маленькие, в жидких – побольше, в газах еще больше. В любом веществе или теле все частицы постоянно движутся.

У.: Все вещества состоят из маленьких частиц, они называются молекулы и атомы, также между частицами есть промежутки.

VII. Закрепление изученного материала.

У.: Откройте рабочую тетрадь на странице 23 и делаем упражнение №1. Возьмите синий и зеленый карандаши. Синий цвет обозначает искусственные тела, а зелёный – природные (естественные) тела. Закрасьте кружок возле первого ряда в соответствии с тем, рисунки объекты живой или неживой природы там изображены. В первом ряду кто изображен?

О.: Насекомое, кленовый лист, птица, луна.

У.: Это искусственные или естественные тела?

О.: Естественные. Закрашиваем зелёным цветом.

У.: Кто изображён во втором ряду?

О.: Телефон, ключ, карандаш, чашка.

У.: Это искусственные или естественные тела?

О.: Искусственные. Закрашиваем синим цветом.

У.: Кто изображён в третьем ряду?

О.: Яблоко, ложка, будильник, солнце.

У.: Это искусственные или естественные тела?

О.: И искусственные и естественные. Закрашиваем двумя цветами – синим и зелёным.

У.: Перед вами на столах карточки с утверждениями, где вы должны будете в парах, напротив предложений, отметить, если верное, то знаком «плюс», если неверное, то знаком «минус» и объяснить, почему. Все вместе проверяем. Телом называют любой объект живой и неживой природы. (+)

О.: Да.

У.: Полярная звезда — это небесное тело. (+)

О.: Да.

У.: Солнце является искусственным телом. (-)

О.: Нет, Солнце – это природное тело, естественное.

У.: Пластмасса — это тело, а пуговица – вещество. (-)

О.: Нет, наоборот, пуговицы — это тело, а пластмасса — это вещество.

У.: Тела состоят из веществ, а вещества из частиц. (+)

О.: Да.

У.: Все тела всегда состоят только из одного вещества. (-)

О.: Нет, есть тела, которые образованы не одним, а несколькими или многими веществами.

У.: Искусственные тела – это тела, созданные руками человека. (+)

О.: Да.

У.: Вы успешно справились.

VIII. Подведение итогов урока. Рефлексия.

У.: Итак, о чём мы сегодня на уроке говорили?

О.: О телах, веществах, частицах.

У.: Что такое «тело»?

О.: Любой предмет, любое живое существо можно назвать телом.

У.: Приведите примеры тел.

О.: Стул, человек, доска.

У.: Что такое «вещества»?

О.: Веществами называют то, из чего состоят тела.

У.: Приведите примеры веществ.

О.: Соль, сахар, железо.

У.: Что такое «частицы»

О.: Вещества состоят из мельчайших, не видимых глазом частиц.

У.: Какой опыт мы сегодня провели и что узнали?

О.: Мы растворяли сахар и соль в воде и частицы сахара и соли перемешались с частицами воды.

У.: Определения выведены на слайде.

IX. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

У.: Спасибо за урок! Мне было очень приятно с вами работать. Вашим домашним заданием будет записать в словарик понятия «тела», «вещества», «частица».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по окружающему миру "Материки и океаны" 2 класс

Урок по окружающему миру «Материки и океаны» относится к уроку, составленному в рамках программы «Школа 2100». Данный урок содержит проблемный диалог, в ходе которого дети сами выводят тему, цел...

Конспект урока по окружающему миру "Природа - мой дом" 3 класс.

"Природа — наш дом родной"расширить знания о природе;раскрыть эстетическое, познавательное, оздоровительное, практическое значениеприроды в жизни людей и желание беречь иохранять природу;формировать у...

План-конспект урока по окружающему миру и ОБЖ в 1 классе (Программа «Школа России»).

Тема урока: Откуда берется и куда девается мусор?Формирование представления об источниках бытового мусора и способах его утилизации;убедить о необходимости соблюдения чистоты в доме, поселке, на приро...

Конспект урока по окружающему миру "Живое и неживое". 1 класс. УМК Школа 2100.

Конспект открытого урока по окружающему миру "Живое и неживое", 1 класс, школа 2100. Урок соответствует требованиям ФГОС. Учитель создаёт  условия для возникновения у учащихся внутренней потребно...

Конспект урока по окружающему миру "Что такое зоопарк?" 1 класс

Урок-путешествие. С использованием презентации. В роли животных выступали сами дети....

Конспект урока по окружающему миру "Кто такие рыбы?" (1 класс)

Конспект урока по окружающему миру для 1 класса. Тема "кто такие рыбы" А,А, Плешаков "Мир вокруг нас"...

Конспект урока по окружающему миру на тему:«Природа в классе» 1 класс

Цель урока: 1. Учащиеся имеют расширенное представление о комнатных цветах.2. Умеют различать комнатные растения...