Урок окружающего мира в 4 классе " Зона смешанных и широколиственных лесов".
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

Попова Елена Владимировна

1. Географическое положение зоны лесов.

2. Животный и растительный мир.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока окружающего мира в 4 классе

(УМК «Начальная школа ХХIвека»)

Учитель: Попова Елена Владимировна

Тема: «Зона смешанных и широколиственных лесов»

Тип урока: изучение нового материала

Цель: формировать у учащихся представление о лесной зоне

Задачи:

 формировать у обучающихся представление о зоне смешанных и широколиственных лесов;

• познакомить с географическим положением зоны лесов, с ярусами зоны лесов;

• познакомить с животным и растительным миром зоны лесов;

• учить выбирать из общего материала главное и приводить в систему полученные знания;

• формировать умение пользоваться учебной литературой;

• развивать познавательную активность учащихся, умение работать с картой, дополнительной литературой, компьютером;

• воспитывать любовь и бережное отношение к природе, любовь к Родине.

Формируемые УУД:

Познавательные: умение извлекать информацию, описывать, сравнивать классифицировать природные объекты.

Коммуникативные: задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Регулятивные: действовать по плану, контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы, адекватно оценивать свои достижения.

Личностные: положительно относиться к учению, к познавательной деятельности.

Оборудование: интерактивная доска, проектор, презентация, учебник «Окружающий мир» 4 класс, карта «Природные зоны России», карточки с индивидуальным заданием.

Ход урока

I. Орг. момент Здравствуйте, ребята!

- Прочитайте фразу на доске и дополните её.

Я ожидаю от сегодняшнего урока……….

Кто желает поделиться своими мыслями?

(Ответы детей)

- А я ожидаю от сегодняшнего урока вашей активной, плодотворной работы! Давайте подарим друг другу хороший урок!

II. Проверка домашнего задания. 

С какой природной зоной мы познакомились на предыдущем занятии?

– Покажите на карте .

Мы не можем отправиться в новую экспедицию, не закрепив знания, которыми обогатились в предыдущем путешествии.(слайд5)

2. Проверка знаний и умений.

а) Фронтальная работа.

– По какой природной зоне мы путешествовали на прошлом уроке? (Зона тундры.)(слайд6)

 – Помогите мне, пожалуйста, отыскать эту природную зону на карте. (Работа с картой.)

 – Что интересного вы узнали о природных условиях зоны тундры?

б) Блиц-опрос

– Зона тундры расположена южнее арктических пустынь. (+)

 – Природные условия тундры суровы: длинная холодная зима и короткое прохладное лето. (+)

 – В тундре зимой только полярная ночь, а летом – только полярный день. (-)

 – В тундре, как и в зоне арктических пустынь, нет коренного населения. (-)

 – Главное занятие коренного населения тундры – земледелие. (-)

 – Растения тундры низкорослые со стелющимися корнями и мелкими листьями. (+)

 – Лишайник ягель растёт быстро, постоянно обновляя оленьи пастбища. (-)

 – Дикие северные олени обычно живут стадами. (+)

 – В тундре добывают нефть и природный газ. (+)

 – Тундровый заповедник расположен на Кольском полуострове. (-)

в) Тест на листочках (слайд7)

Тундра расположена…

А)на равнинах;

Б)на возвышенностях;

В) в горах

 2. В тундре… 

А) ярко выражены все четыре времени года, одинаковые по продолжительности;

Б) длинная суровая зима и жаркое лето;

В) длинная суровая зима и  короткое прохладное лето;

3. Главное занятие коренного населения тундры - … 

А) рыболовство;

Б) оленеводство;

В) земледелие;

4. Растения тундры … 

А) высокие с мощными корнями и широкими листьями;

Б) низкорослые со стелющимися корнями и мелкими листьями.

5. К тундровым растениям относятся …. 

А) верблюжья колючка, саксаул, кактус;

Б) кедр, осина, пальма;

В) карликовая ива, мох – ягель, черника;

6. В тундре обитают … 

А) тюлени, моржи, киты;

Б) песцы, лемминги, волки;

В) верблюды, лошади, коровы;

7. Укажи верную цепь питания: 

А) растения – лемминги – полярные совы;

Б)  комары, мошки – полярные куропатки – песцы

В) растения – кречеты – волки;

8. Тундровый заповедник расположен … 

А) на полуострове Ямал;

Б) на полуострове Таймыр;

В) на Кольском полуострове;

III. Сообщение темы урока.

Отгадайте загадку. В этом стихотворении «спрятана» тема нашего урока. В какую природную зону мы сегодня отправимся?

Дом со всех сторон открыт, он резною крышей крыт.

Заходи в зелёный дом, чудеса увидишь в нём. (Лес)

(Мы отправимся в лесную зону.)

– Верно. Тема урока «Леса России». Как вы думаете, что мы должны узнать на уроке? (Как лес обозначают на карте? Какие в лесу живут звери и птицы, какие растут растения?) (Слайд 3)

– Совершенно верно, сегодня мы ответим на эти вопросы. Ещё вы узнаете. Чем отличаются смешанные леса от широколиственных.

IV. Работа над новым материалом.

– Теперь мы можем отправиться исследовать лесную зону России. Кто попробует показать на карте природную зону лесов. (Учащиеся показывают на карте.) Что вы можете рассказать о лесной зоне, глядя на карту?

– Где находится зона лесов относительно зоны тундры? (Лесная зона находится южнее зоны тундры, на карте обозначена зеленым цветом.)

– В каком тепловом поясе она лежит? Что характерно для этого пояса? (Зона лесов расположена в умеренном поясе. Значит, здесь ярко выражены все четыре времени года, холодная зима и теплое лето.)

– Какая поверхность у зоны лесов? (Зона лесов расположена на Восточно-Европейской и Западно-Сибирской равнинах, а также Среднесибирском плоскогорье.)

– Какие части лесной зоны вы увидели? Сравните их по площади. (Это самая большая природная зона. В зоне лесов три части: самая большая часть – тайга, она закрашена темно-зеленым цветом, еще есть смешанные леса – тоже зеленый цвет, но светлее, и третья часть – широколиственные леса, еще светлее зеленый свет.)

– Между тундрой и зоной лесов есть промежуток, закрашенный темным цветом. Что это? Какую роль он выполняет? (Это лесотундра. Выполняет плавный переход от одной природной зоны к другой.)

Актуализация опорных знаний.

– Ребята, давайте вспомним, какие ярусы леса вы знаете. Какой ярус самый высокий? (Деревья) – Правильно. В лесу много деревьев. Давайте вспомним, какие деревья вы знаете. (Слайд 4)

Клейкие почки, зелёные листочки.

С белой корой растёт под горой. (Берёза)

С моего цветка берёт пчёлка самый вкусный мёд. (Липа)

Зимой и летом одним цветом. (Ель)

У меня длинней иголки, чем у ёлки.

Очень прямо я расту в высоту. (Сосна)

– Какой ярус следует за деревьями и находится ниже? (Кустарники) (Слайд 5)

– Спускаемся ещё на один ярус ниже. Что находится ниже кустарников? (Травы)

– Давайте вспомним какие травы вы знаете. Отгадайте загадки. (Слайд 6)

Нам запах свежести лесной приносит позднею весной.

Цветок душистый, нежный, из кисти белоснежной. (Ландыш)

На припёке у пеньков много тонких стебельков.

Каждый тонкий стебелёк держит алый огонёк. (Земляника)

Я в красной шапочке расту среди корней осиновых.

Меня увидишь за версту, зовусь я…(Подосиновик)

– Скажите, всё ли правильно? (Подосиновик это не трава, а гриб. Но растёт он в ярусе трав)

– Давайте вернёмся в верхний ярус. Разным деревьям требуется разное количество тепла, одним меньше, другим больше. (Слайд 7) Хвойные деревья – ель, сосна, лиственница, пихта, кедровая сосна – менее требовательны к теплу. Они хорошо растут в северной части лесной зоны. Это тайга – хвойный лес.

Далее к югу растут смешанные и широколиственные леса. Зима здесь мягче и нет многолетней мерзлоты. Много осадков и солнечного тепла.

Обучающиеся сравнивают на доске фото «Хвойный лес» и «Смешанный лес».

(Тайга – это хвойный лес, он занимает большую часть лесной зоны (слайд картины тайги, непроходимой тайги) Зима в тайге холодная, а лето теплее, чем в тундре, поэтому здесь растут деревья, которые не очень требовательны к теплу, - это хвойные деревья. У хвойных деревьев листья – это хвоинки, и они всегда зеленые. Это высокие деревья с мощными корнями. В тайге растут: ель, сосна, пихта, лиственница, кедровая сосна (Слайд 7)

К югу на смену тайге приходит смешанный лес. В нем наряду с хвойными деревьями растут березы, осины, ольха. Зима в таком лесу мягче. У лиственных деревьев некрупные листья, которые они сбрасывают на зиму.

Березу можно узнать по коре, она белая, такой коры нет ни у одного дерева, размножающегося семенами.

Осина имеет округлые листья, и они дрожат при каждом дуновении ветра, кора у осины зеленоватая, весной можно увидеть длинные пушистые сережки.

Ольха имеет небольшие темные шишечки на ветках, ствол черного или серого цвета. У черной ольхи листья с выемкой на вершине, у серой ольхи листья имеют острый кончик. (Слайд 8)

Ближе к югу зоны становится теплее, и смешанные леса сменяются широколиственными, в которых растут дуб, липа, клен, ясень, вяз. Это теплолюбивые деревья, поэтому они имеют крупные листья, на зиму сбрасывают листву, размножаются семенами.

Дуб можно узнать по могучему стволу и резным листьям, плодами дуба являются желуди.

Липа имеет листья в форме сердечка. Летом при цветении липа распространяет чудесный аромат. Плоды липы – темные орешки, сидящие по несколько штук под одним крылышком.

Вяз можно узнать по листьям и плодам: листья в основании «кособокие», одна половинка больше другой, плоды – крылатые орешки округлой формы.

У клена большие резные листья, плоды – крылатки. (Слайд 9))

– Запишите схему «Леса России» и укажите в каждом столбике названия деревьев, которые растут в том или ином лесу. (Слайд 10)

Учащиеся выполняют схему в тетради.

hello_html_779e9ca9.png

Физминутка

Дети по лесу гуляли,

За природой наблюдали.

Вверх на солнце посмотрели,

И их всех лучи согрели.

Ветер тихо клен качает,

Вправо, влево наклоняет.

Раз – наклон

И два – наклон,

Зашумел листвою клен.

Учащиеся повторяют упражнения за учителем.

– Разнообразен животный мир лесной зоны: здесь можно встретить крупных и мелких животных, насекомых. Рассмотрите иллюстрацию «Животные смешанного леса» на с. 28 учебника, назовите животных этой зоны. (Кедровка, сокол, летяга, белка, благородный олень, соболь, лось, бурый медведь, бурундук, рысь, заяц-беляк, рябчик, глухарь, полевка.) (Слайд 11)

Обучающиеся рассказывают заранее подготовленные сообщения

V. Закрепление изученного материала.

– Какие три лесные яруса мы изучали во 2 классе? (Деревья, кустарники, травы) Какие три части можно выделить в лесной зоне? (Тайга, смешанный лес и широколиственный лес.)

– Используя иллюстрацию на с. 28 учебника, запишите 2–3 цепи питания, характерные для леса. (Слайд 12)

VI. Итог урока. Выставление оценок.

  • О животном мире леса можно говорить бесконечно. Очень много здесь разных видов животных!

– Мы сегодня познакомились с зоной лесов. На какие вопросы мы ответили на уроке?

– Что особенно понравилось?

Домашнее задание.

В учебнике стр. 28-29. Подготовить карточку «Паспорт обитателя смешанного леса» (Правая сторона – рисунок; левая – название, особенности внешнего вида, место обитания, способ питания)

Выполнить задания на с. 105.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира, 2 класс по теме "Лес. Голоса леса"

Урок по УМК "Начальная школа 21 века"...

Сценарий урока окружающего мира 2 класс "На воде и в лесу"

Цель урока: формирование ответственного отношения к окружающему миру с целью сохранения здоровья....

Презентация по окружающему миру 4 класс "Зона смешанных и широколиственных лесов"

Данная презентация предназначена для учащихся 4 класса при изучении темы "Природные зоны"....

Урок окружающего мира 1 класс по теме: "Почему в лесу мы будем соблюдать тишину?"

Урок построен на основе жизненного опыта, где обучающиеся через решение проблемных ситуаций приобретают новые знания. Учатся правильно вести себя в природе не нанося ей вреда....

Презентация к уроку окружающего мира, 4 класс. Зона степей.

Презентация к уроку окружающего мира, 4 класс. Зона степей....

Урок окружающего мира 4 класс "Зона степей" с применением ИКТ

Урок окружающего мира "Зона степей" с применением ИКТ, здоровьесберегающих технологий, технологии проблемного обучения. На уроке применяются различные формы работы: фронтальный опрос, индиви...