Статья на тему "Формирование у младших школьников исследовательских навыков на уроках окружающего мира".
статья по окружающему миру

Соколова Анастасия Алексеевна

Статья на тему "Формирование у младших школьников исследовательских навыков на уроках окружающего мира".

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ НАВЫКОВ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

Аннотация: в статье рассматривается понятие «исследовательские навыки младших школьников», объясняется необходимость формирования исследовательских навыков, перечисляются условия, необходимые для их формирования на уроках окружающего мира, критерии и показатели оценки сформированности данных навыков, а также примеры заданий, направленных на формирование исследовательских навыков.

Ключевые слова: исследование, исследовательские навыки, младший школьник, окружающий мир, педагогические условия.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования указывает на необходимость разностороннего развития личности обучающегося. Основой успешного развития личности является исследовательская деятельность [4], поэтому проблема формирования у растущего человека исследовательских навыков является для современной школы одной из важных педагогических задач.

В современном мире становится всё более очевидно, что исследовательские навыки нужны не только тем, чья деятельность связана с наукой, но и всем людям. Например, такие универсальные исследовательские навыки как способность быстро ориентироваться в ситуации, находить и анализировать информацию, творчески подходить к решению задач позволяют человеку активно действовать, преобразовывать и творить.

Необходимость в исследовательской деятельности объясняется биологически, человек рождается исследователем. Такие качества, как любознательность, наблюдательность, стремление экспериментировать рассматриваются как одни из самых важных в деятельности учащихся [3]. Учебный предмет «Окружающий мир» несёт в себе большой развивающий потенциал именно таких качеств.

Анализ теоретической и методической литературы позволил выявить противоречие между необходимостью формирования у младших школьников исследовательских навыков как важных для полноценной самореализации их личности качеств и недостаточной методологической базы исследования. Из вышеназванного противоречия вытекает проблема: при каких педагогических условиях будет осуществляться формирование у младших школьников исследовательских навыков на уроках окружающего мира?

Развитие исследовательских навыков – это достаточно сложный аспект педагогики, который до сих пор считается недостаточно изученным. Идеи исследовательского обучения находили своих сторонников в среде ярких представителей педагогики, таких как: Сократ, Джон Локк, Жан Жак Руссо, Фридрих Адольф Дистерверг, Джон Дьюи и многих других.

Сформированность исследовательских навыков        рассматривается как целостная характеристика развития личности ребёнка. Сущность развития личности ребенка в данном случае состоит в качественном изменении деятельности, в которую он включен. Там, где ведётся самостоятельный поиск решения проблем, осуществляется поиск новых, оригинальных способов их решения − начинается творческая деятельность учащихся. [1] Учитель в этом случае не передает готовые знания, не учит, а помогает учиться и развиваться, создает такие ситуации, при которых ребёнок сам формирует понятие об изучаемом предмете, овладевает способами поисковой творческой деятельности.

В настоящее время распространено мнение, что обучение исследовательским навыкам в школе должно начинаться в старших или средних классах. Таким образом, начальная школа искусственно остается в стороне от этой проблемы. Между тем дети младшего школьного возраста, как многократно отмечали многие учёные, уже по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, постоянно проявляемое желание экспериментировать, самостоятельно искать истину распространяются на все сферы деятельности. Если в процессе обучения отсутствует поисковая активность, то это может стать причиной неспособности личности решать нестандартные ситуации [2]. Дети от 6 до 10 лет обнаруживают интерес к причинам возникновения тех или иных явлений, к строению предметов, пытаются самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. У детей в это время отлично развиты такие качества, как любознательность, воображение и память. Это, несомненно, важнейшие качества для собственных открытий, практических и исследовательских работ, с которыми он встретится в школе.

Проанализировав разные трактовки понятий «исследование», «навык», «исследовательские навыки», а также изучив возрастные особенности младших школьников, мы дали следующее определение исследовательским навыкам младших школьников. Исследовательские навыки младших школьников – это умения у детей начальных классов, которые формируются в процессе учебной деятельности и проявляются в способностях младшего школьника видеть проблемы, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, проводить эксперименты, доказывать и защищать свои идеи и т.д., необходимых для получения новых знаний и развития личности.

Проведенный анализ психолого-педагогической литературы позволил нам разработать три взаимосвязанных между собой в процессе образования педагогических условия, направленных на формирование у младших школьников исследовательских навыков. Такие условия, как:

1)        развитие мотивации на включение в исследовательскую деятельность. 

Для того, чтобы развить мотивацию к получению новых знаний и исследовательской деятельности важно вызвать у учащихся любопытство, воздействуя на их эмоции. Учитель может использовать для этого следующие приёмы работы:

− создание ситуации успеха, через выполнение заданий посильных для всех учащихся, изучение нового материала с опорой на старые знания;

− положительный эмоциональный настрой, через создание на уроке доброжелательной атмосферы доверия и сотрудничества, яркую и эмоциональную речь учителя;

− рефлексия, через оценку собственной деятельности и деятельности других, оценку результата деятельности, вопросы, требующие многовариантных ответов (например, "почему было трудно?", "что открыли, узнали на уроке?" и т.д.);

− занимательность, необычное начало урока через использование музыкальных фрагментов, игровые и соревновательные формы, юмористические минутки.

Также учитель должен обучать детей осознанию целей учения и их реализации. Это возможно благодаря следующим приёмам:

− прерывание и незавершённость учебной деятельности, через создание ситуации дефицита знаний и самостоятельное определение целей последующей деятельности;

− совместное планирование деятельности на уроке, варьирование заданий по степени значимости, прерывание и незавершённость деятельности;

− реакция на ошибку, через приём "лови ошибку", выяснение причин ошибок и определение последующих действий;

− практическая направленность, через соотнесение учебного материала с конкретной жизненной ситуацией, определение значимости изучаемого материала.

2)        учёт возрастных особенностей. Обучение должно осуществляться на доступном для детского восприятия уровне:

− понятия, связанные с исследовательской деятельностью, должны быть адаптированы;

− формы и методы проводимых исследований должны быть доступными, соответствовать тематике исследования, возрастным особенностям и личностным интересам младших школьников;

− исследование должно быть посильным, интересным и значимым для ребенка, полезным для его личностного развития; необходимо учитывать способности, возможности, темп работы каждого учащегося; регулировать помощь взрослого, оказываемую в процессе учебного исследования.

3)        разработка системы заданий.

Например, в 1 классе занятия включают в себя задания, направленные на овладение общелогическими умениями анализа, синтеза, классификации и сравнения. Учитель даёт общее представление об исследовательской деятельности. Во втором классе даются задания на умение видеть проблемы, задавать вопросы, выдвигать гипотезы и т.д. В 3-4 классе предлагаются задания-проекты и исследования, которые способствуют полноценному формированию у младших школьников исследовательских навыков на уроках окружающего мира.

Для оценки уровня сформированности исследовательских навыков младших школьников мы выявили следующие критерии и показатели:

− мотивационный: наличие интереса к исследовательской деятельности; активность при выполнении заданий;

− когнитивный: знание и оперирование основными понятиями исследовательской деятельности; наличие представлений об исследовательской деятельности;

− деятельностно-практический: способность совершать основные исследовательские операции; умение оценивать свою деятельность.

Также нами была разработана система дидактических заданий, которые способствуют повышению уровня сформированности у младших школьников исследовательских навыков на уроках окружающего мира.

Например, детям можно предложить такое задание на умение выдвигать гипотезу:

Ответьте на вопросы:

  • Почему весной тает снег?
  • Почему одни хищные животные охотятся ночью, а другие – днём?
  • Почему цветы имеют такую яркую окраску?
  • Почему летом снег в горах не тает?
  • Почему Луна не падает на Землю?
  • Почему бывают землетрясения?

Задание на умение давать определения понятиям:

Упражнение «Отгадай». Отгадайте слово:

  • бурное ненастье с громом и молнией (гроза).
  • разноцветная дугообразная полоса на небесном своде, образующаяся вследствие преломления солнечных лучей в дождевых каплях (радуга).
  • Переходный сезон, когда заметно уменьшение светового дня, и постепенно понижается температура окружающей среды (осень).
  • раскалённое небесное тело шарообразной формы, вокруг которого вращается Земля (Солнце).

Задание на развитие умения наблюдать:

«Учимся наблюдать за животными» (задание даётся на дом).

На первый взгляд все воробьи похожи друг на друга. Но опытный наблюдатель обязательно заметит, что двух одинаковых воробьёв не бывает. Задание – понаблюдай, чем похожи и чем отличаются воробьи друг на друга.

Нужно ответить на вопросы:

  • Все ли они одинакового размера?
  • Все ли они имеют одинаковую окраску?
  • Все ли они имеют одинаковое оперение?
  • Все ли они одинаково поют?
  • Все ли они миролюбивые / драчливые?

Задание на умение классифицировать:

Найди ошибки и прокомментируй их.

  • Дятел, синица, бабочка, ворона – это птицы.
  • Собака, корова, курица, лисица – это звери.
  • Муха, комар, муравей, карп – это насекомые.
  • Лягушки, жабы, черепахи – это земноводные.

Таким образом, мотивация учащихся, учёт их возрастных особенностей и система специальных заданий способствуют формированию у детей исследовательских навыков.

Использованные источники:

1.        Асмала, С.М. Формирование навыков исследовательской деятельности как фактор развития личности младшего школьника / С.М. Асмала. – Белгород, 2014. – 16 с.

2.        Ивашова, О.А. Развитие исследовательских умений у младших школьников: методический аспект [Текст] / О.А. Ивашова. СПб.: КультИнформ

-Пресс, 2008. − 385с.

3.        Савенков, А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников / А.И. Савенков // Учебная литература. – Самара., 2004. – 80 с.

4.        Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] / М-во образования и науки Рос. Федерации. – 5-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2017. – 52 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лобова И.А. Развитие у младших школьников исследовательских навыков

Обучение школьников  специальным умениям, а также развитие у них общих навыков, необходимых в исследовательском поиске – одна  из основных практических задач современного образования. Овладе...

Развитие у младших школьников эмоционально-чувственного отношения к окружающему миру в процессе изучения эколого-краеведческого материала

Данный материал был подготовлен к конкурсу "Учитель года".Включает в себя методику и конспекты уроков по теме....

Учебно-исследовательская работа по теме "Воспитание патриотизма у младшего школьника во внеурочной деятельности по окружающему миру" 2014-2015 г.

Сформировать у учащихся чувства патриотизма как важнейшей духовно-нравственной и гражданской ценности - неотложная задача общеобразовательной школы, начиная с первого года обучения ребенка. Поэтому вн...

Использование инновационных педагогических технологий и формирование у младших школьников доказательности мышления на уроках окружающего мира

В статье говорится о  применении инновационных педагогических технологий и описаны   приемы формирования у младших школьников доказательности мышления на уроках окружающего мира...

Статья «Развитие познавательной и исследовательской деятельности на уроках окружающего мира»

Статья «Развитие познавательной и исследовательской деятельности на уроках окружающего мира»...

Статья на тему «Проектная и исследовательская деятельность на уроках окружающего мира и во время внеурочной деятельности»

В Федеральном государственном образовательном стандарте   внеурочной деятельности школьников уделено особое внимание, определено особое пространство и время в образовательном процессе как неотъем...