Конспект урока окружающего мира по теме "Мир животных: птицы. Особенности внешнего вида, передвижения, питания: узнавание, называние, описание" 2 класс
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

Конспект урока окружающего мира по теме "Мир животных: птицы. Особенности внешнего вида, передвижения, питания: узнавание, называние, описание" 2 класс Урок разработан, исходя из новой программы конструктора в 2023 году. К нему прилагается презентация. В конспекте подробно расписаны слайды. когда их включать, учебник 1 часть Плешаков А.А.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: «Мир животных: птицы. Особенности внешнего вида, передвижения, питания: узнавание, называние, описание»

Цели: - сформировать знания о разнообразии птиц, как о части животного мира; познакомить с особенностями строения; ролью в природе; средой обитания через использование приемов технологии ТРИЗ и сотрудничества; научить определять принадлежность животного к своей группе;

- развивать внимание, речь, логическое мышление;

- воспитывать сознательную дисциплину, интерес к предмету, бережное отношение к природе и птицам.

Ход урока

I.Организационный момент:

Мы пришли сюда учится

Не лениться, а трудиться

Чтобы больше нам узнать

Природу будем изучать.

II. Повторение:

- Какую тему изучали на прошлом уроке?

- Проверим хорошо ли вы усвоили эту тему?

1. Работа в паре: Игра « Точка зрения». У вас на столах задание.

Вы должны прочитать текст, догадаться о каком виде животных идет речь. («Тихий ответ» - написать карандашом в тетради)

Затем рассказать о своем виде животных другим ребятам от своего имени. То есть представить себя этим видом животных, рассказать о себе, не называя название.

Догадайтесь, о каком виде животных идет речь?

  • Самый распространенный вид животных. Может адаптироваться к различным природным условиям, поэтому обитает по всему земному шару. На суше и в воде, на юге и крайнем севере. Тело обычно покрыто шерстью. Имеют 4 конечности. Рождают живых детенышей и вскармливают молоком. Слайд 1 Звери
  • Типичные наземные животные. Тело покрыто чешуей. Имеют 4 конечности или совсем нет конечностей. Потомство появляется из яиц. Способ их передвижения – ползание, пресмыкание по земле. Второе название – рептилии. Слайд 2 Пресмыкающиеся
  • Эти животные обитают в водоемах: морях, реках, океанах. Имеют удлиненное и обтекаемое тело, покрытое чешуей. Передвигаются с помощью плавников и хвоста. Размножаются икрой, из которой сначала появляются мальки, а затем вырастает взрослое животное. Слайд 3 Рыбы
  • Эти животные рождаются в воде, но большую часть жизни проводят на суше. Тело покрыто кожей. Бывают хвостатые и бесхвостые. Имеют 4 лапы. Размножаются икрой, из которой сначала появляются головастики. Второе название этих животных «амфибия»- что в переводе означает «живущий двойной жизнью». Слайд 4 Земноводные
  • Самый многочисленный и древний класс животных. Тело состоит из трех отделов, покрытых насечками: головы, груди, брюшка. Имеют 6 лап. Некоторые виды имеют 4 крыла. Размножаются яйцами, из которых появляются личинки, затем куколка и взрослое животное. 

Слайд 5 Насекомые

2. Проверка работы пар: Вы можете говорить вместе, можете выбрать одного отвечающего. Главное, чтобы вы работали дружно (дети рассказывают о своей группе животных) Другие должны догадаться, о ком идет речь.

Оценивание.

Физминутка: - Сейчас мы немного отдохнём

Игра « Кто внимательный?» ( учитель называет рыбу – плывем; земноводное- подпрыгнули; пресмыкающееся- шипим и гладим живот; млекопитающие - шагаем) Щука, лягушка, крокодил, лиса, карась, жаба, ящерица, медведь, лещ, квакша, змея, кит, ерш, уж, человек, линь, черепаха.

III. Новый материал:

  • - А теперь скажите, о животных какой группы мы не вспомнили? (о птицах). 

Слайд 6 Птицы

-Кто догадался, чему будет посвящена тема нашего урока? (птицам).

- Чему сегодня на уроке вы должны научиться? (различать птиц по их характерным признакам, называть части тела птицы, определять виды птиц).

Запись темы урока. Разнообразие птиц.

- Для начала давайте заглянем в гости к Муравьишке Вопросику. Сейчас он не один, у него в гостях Мудрая Черепаха. И он ей рассказывает вот такую историю (рассказывает 1 ученик)

«Однажды вечером я гулял по лесу. Вот и солнышко стало садиться. За лесом, на окраине деревни, прокукарекал петух, созывая кур на насест. Большая ночная бабочка пролетела надо мной, бесшумно взмахивая крыльями. С резким свистом промчалась над лесной тропинкой летучая мышь. А в глубине леса с ветки на ветку прыгало удивительное животное, похожее на белку. «Какие разные животные,- подумал я, - но все они умеют летать… Наверное, все они – птицы.»

Проблемный вопрос:

-А вы ребята как думаете? Можно ли курицу, бабочку, летучую мышь отнести к группе птиц или нет? (ответы детей)

- Для того чтобы убедиться, правы вы или нет, давайте обратимся к очень интересной науке, которая занимается изучением жизни птиц, а называется она - орнитология. Следовательно, учёные-люди, которые изучают птиц - орнитологи.  Слайд 7

Птицы распространены по всему миру, весьма разнообразны, многочисленны и легкодоступны для наблюдения.

Давайте рассмотрим птиц в нашем волшебном экране. Выясним, чем похожи птицы на других животных и чем отличаются.

  1. Отгадайте загадки (заранее 3 детей учат загадки)

Тук да тук, тук да тук,
Что в лесу за странный стук?
Это леса врачеватель
Трудится весёлый 
(дятел)

Гонит в воду мать взашей
Непослушных малышей:
"Что? Боитесь? Ну и шутки!
Кря-кря-кря! Ведь вы же  
(утки)

Рыбку цапнула в пруду.
Цап!- и нет. Имей ввиду
На носу осталась капля.
А зовут ту птицу 
(Цапля)

Дятел, утка, цапля Слайд 8

- Где мы их можем увидеть?

Птиц очень много видов, их можно увидеть в лесу, в горах, степях, песчаных районах, реках, болотах, озерах и т.д..

- Муравьишка встретил в лесу бабочку. Бабочка умеет летать, значит, она птица? Прав ли Муравьишка? (Нет.)

- Почему? (Бабочка насекомое.)

- По какому признаку мы различаем птиц? (Тело птиц покрыто перьями.)

Слайд 9

- Что общего у всех этих животных? (Они умеют летать.)

- Давайте познакомимся со строением птицы.

-Какие части тела можно выделить? Слайд 10

- А форма тела птицы вам ничего не напоминает? Птица похожа на самолёт. Форма тела помогает ей быстро летать.

(сообщение готовит 1 ученик) Птичий нос не только нос, но ещё и рот, поэтому его назвали клювом. Клюв бывает только у птиц. Клювы у птиц разные, потому что пища у них тоже разная. У птиц, которые питаются насекомыми, клювы тонкие и острые. У тех, кто клюёт зерно – толстые и тупые. У птиц, питающихся мясом клюв толстый и снабжен крючком, для разрывания мяса. Птицы не жуют пищу, так как у них нет зубов. Они заглатывают пищу целиком. С помощью клюва птицы плетут гнёзда, чистят перья, кормят птенцов. Без носа птица – как мы без рук.

(сообщение готовит 1 ученик) У птицы 2 ноги. Крылья поднимают птицу в воздух. Форма и длина крыльев и ног тоже разная. 

Почему у цапли такие длинные ноги? Крыло по своему строению напоминает руку. Оно тоже сгибается в двух местах. Когда птице нужно взлететь, она подскакивает повыше и очень быстро машет крыльями. Но не все птицы умеют летать.

Всё тело у птиц покрыто перьями. Ни у каких других животных перьев нет. Они спасают птицу от ушибов, от холода и жары, маскируют от врагов. Перья – это одежда птиц.

Вот почему их второе название пернатые.

физминутка «Птицы»

Назовите  птиц на странице 23 учебника. (Ястреб, утка, синица, дятел)

-Всех ли их можно увидеть зимой?

- На какие две группы мы можем разделить птиц, которые здесь изображены? (Перелетные и зимующие) Слайд 11

- Почему их так называют?

Перелетные птицы – зимой летят в теплые страны, у нас им холодно и нечего кушать.

Зимующие – не боятся холода и остаются здесь.(слайд)

Перелетные – утки, лебеди, журавли, ласточки, грачи, скворцы, кукушки.

Зимующие– воробей, ворона, синица, снегирь, голубь, сова, дятел, сорока.

-Каких птиц вы видели у нас? Слайд 12

-А что помогает им добывать пищу? (клюв и когти). Дятел питается в основном насекомыми и их личинками, пробивая кору «больного» дерева крепким и острым клювом. В получившееся отверстие дятел запускает свой длинный клейкий язык, длина которого достигает 12 см. В зимний период пищей дятла являются семена хвойных деревьев, добытые им из шишек. Слайд 13

Утка- широконоска- всеядная водоплавающая птица. У нее широкий клюв, который позволяет процеживать воду и задерживать мелкие растения и животных. Плаванию помогают перепонки между пальцами на ногах. Слайд 14

Коршун- хищная птица. У него изогнутый крючковатый клюв и мощные ноги с острыми когтями, которыми он хватает и разрывает добычу. Сейчас у нас зима. Не забывайте, что нашим пернатым друзьям в это время приходится особенно тяжело. Чаще всего птица погибает не от холода, а голода.  Слайд 15

Обязательно сделайте кормушку и не забывайте насыпать птичкам корм.  

IV Закрепление. Посмотрите на наш экран. Слайд 16

- Какие основные признаки птиц мы узнали?

- На какие виды делятся птицы?

- Достигли ли мы этой цели?

- Каких животных называют птицами?    

- Что вы для себя открыли нового, интересного сегодня на уроке?

(на столах у каждого) Тест «Птицы» ______________________________

1.У всех птиц тело покрыто:

а) шерстью

б) чешуёй

в) перьями

2 . Птиц называют:

а) рептилиями

б) пернатыми

в) млекопитающими

3. Выбери строку, где все животные относятся к птицам:

а) пингвин, воробей, аист

б) бабочка, цапля, снегирь

в) гусь, летучая мышь, орёл

4. По способу питания птицы бывают:

а) хищные, растительноядные, всеядные

б) всеядные, хищные, растительноядные

в) зерноядные, насекомоядные, хищные

5. По месту обитания птицы бывают:

а) водяные и сухопутные;

б) водоплавающие и открытых пространств;

в) наземные и водные.

Взаимопроверка.

Итог урока. Рефлексия.

К вам на парты прилетели птицы. Возьмите их и поселите на дерево. Если вам на уроке было легко, вы все поняли, поселите свою птичку на вершину дерева. Если вам было трудно, но вы справились- на нижние веточки. Если вам было трудно и вы плохо поняли материал – на травку под дерево.

Д/З с. 63-64, Читать, ответить на вопросы.

Творческое: 1) Приготовить реферат о птице по выбору.

2) Найти ответ на вопрос: Какую пользу приносят птицы?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока окружающего мира "Какие бывают животные?" во 2 классе

Урок способствует воспитанию экологического мышления и поведения. На уроке работа организована в группах и в парах. Урок в системе уроков по УМК "Перспктива" ФГОС НОО. Присутс...

Конспект урока окружающего мира по теме: «Животный мир зоны лесов»

Цель: Изучение природного сообщества «Лес» как комплекса обитающих совместно организмов. Задачи: Образовательная: Формирование умений раскрывать связи организмов между собой, со средой обитания...

Конспект урока окружающего мира + презентация "Достопримечательности Москвы" (УМК "Система Д.Б. Эльконина В.В. Давыдова", 3 класс)

Цели деятельности учителя: ознакомление обучающихся с достопримечательностями города МоскваПланируемые  результатыПредметные:знать понятие «достопримечательность»;знать основные досто...

Конспект урока окружающего мира "От кого зависит твой режим дня?" + презентация (УМК "Перспективная начальная школа", 2 класс).

Цель деятельности учителя: формирование знаний о термине «режим дня» и его значении в жизни; формирование знаний об условиях жизни, влияющих на здоровье; формирование знаний о полезных при...

Конспект урока окружающего мира и презентация к нему на тему "Виды транспорта" во 2 классе

Данная разработака появилась в ходе подготовки открытого урока в рамках конкурса педагогическогго мастерства"Мы молодые"....