«Весну встречаем-птиц привечаем» сценарий познавательного мероприятия, посвящённого Международному дню птиц
методическая разработка по окружающему миру

для детей старшего дошкольного, младшего школьного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vesnu_vstrechaem-ptits_privechaem_konspekt.docx28.51 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования администрации города Липецка

Муниципальное автономное учреждение

дополнительного образования

Дом творчества «Октябрьский» города Липецка

«Весну встречаем-птиц привечаем»

сценарий познавательного мероприятия, посвящённого Международному дню птиц

(для детей старшего дошкольного, младшего школьного возраста)

Автор:

Филатова Елена Валерьевна

педагог дополнительного образования

Липецк -2023

Аннотация:

Задумывались ли вы когда-нибудь, что произойдет на Земле, если вдруг исчезнут все птицы… А ведь птицы это удивительные создания, которые  имеют  разнообразные формы, размеры и поведение, и  играют очень важную роль в экосистеме нашей планеты.  Значение птиц для человека зависит главным образом от того, какую роль они играют в природе. Так, все насекомоядные птицы считаются полезными для человека, потому что истребляют насекомых-вредителей культурных и ценных дикорастущих растений. Несомненно, полезны для человека и хищные птицы, уничтожающие мелких грызунов - вредителей полевых культур и распространителей многих инфекционных заболеваний. Поэтому так важно беречь и  охранять птиц. Певчие, домашние, сельскохозяйственные, декоративные, водоплавающие, перелётные, оседлые, гнездовые, выводковые, летающие, бегающие - это всё птицы... Прямые потомки динозавров и наши с вами современники. А еще птицы одни из изысканных и красивых летающих созданий. Многих птиц природа наградила непревзойденной грацией, великолепием цветовых оттенков, непередаваемым изяществом и мелодичностью издаваемых звуков, что доставляет нам большое эстетическое наслаждение.

Есть птицы, которые нам хорошо знакомы, что мы почти не замечаем их. Это голуби,  воробьи,  грачи… Есть птицы, о которых мы знаем и лишь слышим их голоса в лесу. А есть и такие, о которых  мы не слышали, а, может быть, уже и никогда не услышим - такими редкими они стали. Но мы, люди, не можем допустить их исчезновения, ведь с  потерей хотя бы одного вида, беднее становится вся природа. Не допустить, чтобы такое произошло, могут люди, любящие и понимающие природу, уважающие её законы.   В настоящее время, как никогда остро стоит вопрос экологического воспитания подрастающего поколения. Любовь к природе нужно прививать с самого раннего возраста. В.А.Сухомлинский считал необходимым вводить малыша в окружающий мир природы так, чтобы каждый день открывал в нём что-то новое, чтобы он рос исследователем, чтобы каждый шаг его был путешествием к истокам чудес в природе, облагораживал сердце и закалял волю. Экологическое воспитание на данном этапе возможно при определённых условиях: формирование элементарных экологических представлений о природе (о животных и растениях как живых существах, о единстве организма и среды, о сущности взаимодействия человека и природы); воспитании гуманно-деятельного отношения к природе, выражаемого в бережном и заботливом отношении к живым существам, в осознанном выполнении определённых норм поведения.

Экологическое воспитание средствами ознакомления с птицами выбрано не случайно. Как свидетельствуют орнитологи, у ребёнка быстро формируется психологический контакт с птицами, существами активными, привлекательными, подвижными. Взрослые должны воспитывать у детей бережное отношение к птицам, нашим верным друзьям, и привлекать их к созданию хороших условий жизни для пернатых. Этому способствуют:

возможность наблюдать птиц в любое время года, устанавливать взаимосвязь особенностей их поведения с сезонными изменениями в природе;

большой выбор и доступность детской литературы о птицах;

широко представленное в иллюстрациях разнообразие видов птиц, что позволяет на богатом наглядном материале формировать у детей познавательную деятельность и речь;

возможность воспитания у детей бережного отношения к природе через проявление заботы о птицах:  кормление птиц зимой, изготовление совместно с родителями кормушек, скворечников.

Экологическое воспитание предусматривает непрерывность, комплексность, завершённость каждого вида работы и мониторинг результатов, активное использование совместной деятельности детей и взрослых.

Цель: расширение представления детей о птицах, их важной роли в природе и для человека.

Задачи: 

уточнить и обогатить знания детей о внешнем виде некоторых птиц,

 узнавать птицу по описанию,

расширить кругозор детей посредством уточнения интересных фактов о птицах,

обобщить знания детей о зимующих и перелетных птицах.

Развивающие:

развивать познавательную активность детей в процессе обобщения знаний о птицах,

развивать умение отвечать на вопросы.

Воспитательные:

воспитывать бережное отношение к птицам.

Оборудование: мультимедийное оборудование.

Тип занятия: занятие сообщения и усвоения новых знаний.

Методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемного обучения, частично-поисковый.

Приемы: беседа, работа с наглядным материалом (просмотр презентации).

Форма проведения: вопросы, словесные игры, физкультминутка, практическая работа, интерактивные игры.

План занятия:

1. Организационная часть

2. Изложение нового материала и его закрепление.

3.Подведение итогов

4.Рефлексия 

Ход занятия:        

  1. Организационная часть.

Педагог:

Снится ночью пауку

Чудо-юдо на суку

Длинный клюв и два крыла

Прилетит – плохи дела.

А кого паук боится? Угадали – это…

Ответы детей:  (птица).

Педагог:  эту загадку про птиц, я загадала вам не случайно, потому что сегодня, 1 апреля отмечается международный день птиц.  Такая дата выбрана  не случайно. Дело в том, что именно в первые дни апреля из теплых краев в родные края возвращаются перелетные птицы. А еще это важный экологический праздник, который посвящен проблемам пернатых:  их незаконной добыче, постепенному их исчезновению и вымиранию. Ребята, давайте представим, что произойдет на земле, если вдруг исчезнут все птицы?

Исчезновение птиц может привести к настоящей катастрофе. Поэтому этот праздник напоминает о важности пернатых в жизни человека.

Итак, давайте подготовимся с вами к встрече птиц. Для начала вспомним, какие птицы улетают от нас ни зиму, а весной возвращаются обратно.

На картинке птицы, давайте назовем их всех, все ли вам они знакомы?

На экране картинки: журавль, скворец, ласточка, сорока, воробей, снегирь, дятел и голубь. Перелетные: аист, скворец и ласточка

Следующая картинка на экране: скворец, трясогузка, кукушка, голубь, снегирь, синица, сорока, ворона. Перелетные: скворец, кукушка, трясогузка.

Педагог:  много красивых и необычных птиц в мире, я вам про них загадаю загадки:

1)В небе осенью курлычут,

За собою в небо кличут

Долго манят нас вдали

Кто скажите (журавли)

2)На шесте – дворец

Во дворце – певец

А зовут его (скворец)

3)Шапка красная на нем

Издали горит огнем

Он устроился на сук,

Барабанит тук, да тук (дятел)

4)Неуклюжая походка

Хвост как ручка сковородки

Смотрит хитрым черным оком

Что бы ей украсть ? (сорока)

5) Он живет на площадях,

На деревьях и ветвях

Он воркует, не поет,

Бодро семечки клюет (голубь)

6)Птичка невеличка

Ножки имеет,

А ходить не умеет.

Хочет сделать шажок

Получается прыжок (воробей)

7)Она летом мошек ловит,

Гнездышко из глины строит.

Коль летает высоко,

Значит дождик далеко,

Если же летает низко,

Это значит дождик близко (ласточка)

8) Красногрудый, чернокрылый

Любит зёрнышки клевать,

С первым снегом на рябине

Он появится опять (снегирь)

9) С грудкой желтой знаем птицу, называется (синица)

10) Пташка ходит по тропинке,

Ищет корм себе в травинках.

И трясется хвостик узкий

Вверх и вниз у (трясогузки)

11) Не заботится о детках,

Ищет гнездышки на ветках.

Непутевая подружка

И зовут ее (кукушка)

12) Во дворе я – королева.

Вот мой дом, на ветке слева

Птица в перьях серо-черных,

Я умна, хитра, проворна (ворона).

Педагог: А почему улетают птицы? Потому что нет еды. У птиц перья, как теплая шубка греют их. И если еды достаточно, то птицы и не мерзнут. Самыми первыми улетают птицы, которые питаются, насекомыми –насекомоядные птицы. Затем улетают растительноядные или зерноядные птицы, которые питаются плодами и семенами растений. И последними улетают водоплавающие птицы: дикие утки, гуси, лебеди, и птицы, не являющиеся водоплавающими, но обитающие рядом с водоемом – в основном с болотом – цапля, аист, журавль. Что же они едят? Рыбу, лягушек, водных насекомых, траву.

2. Изложение нового материала и его закрепление.

А вот определить, чем и как питается птица можно с помощью формы и размера ее клюва. Стоит помнить, что в птичьем клюве нет зубов. И еду птица сразу проглатывает.

На экране – это клюва насекомоядных птиц.

На экране – клюв зерноядных или растительноядных птиц.

На экране – клюв хищных птиц.

На экране – клюв водоплавающих птиц: у гуся и утки – плоский и широкий клюв с множеством мелких выростов – зубцов. С помощью клюва они находят еду в мутной воде, ведь под водой они не видят. Плоский клюв нужен для того, чтобы фильтровать все ненужное. Например, когда утка ловит рыбу, она захватывает и различную траву, грязь, ил, то,  что  ей совсем не нужно. Таким образом эти выросты в клюве нужны для задержки пищи и для фильтрации воды, очищают еду и воду от грязи и мусора.

А для чего еще нужен клюв?

Клювом птица может удерживать орудие, вот например стервятник разбивает камнем яйцо страуса (изображение на экране).

Для добычи пищи и питания, удержания еды – (изображение на экране).

Для чистки перьев – (изображение на экране).

Клювом птицы строят гнезда (изображение на экране).

Ну конечно же для защиты от врагов ((изображение на экране).

Ну и для кормления своих птенцов (изображение на экране).

А теперь вопрос – у какой птицы самый большой клюв?

Самый большой клюв у австралийского пеликана – (изображение на экране).

Пеликаны живут рядом с водой – это водоплавающая птица, а клюв пеликана напоминаем мешок для ловли рыбы.

А у какой птицы самый длинный клюв?

Самый длинный клюв среди всех птиц в мире по отношению к телу – у колибри. Это действительно единственная птица, у которой клюв длиннее своего тела (изображение на экране). Такой клюв помогает питаться нектаром цветов. Семейство колибри представлено разными видами. Точное название вида этих длинноклювых колибри – колибри-мечеклюв.

А самая маленькая птичка на планете (изображение на экране)– колибри-пчелка.

У человека есть конечности – верхние (руки ) и нижние (ноги). А у птиц?

У птиц верхние конечности или передние – крылья (изображение на экране) приспособлены только к полету. Задние конечности (ноги, лапы) помогают перемещаться по земле и удерживаться на ветке. На ногах у птиц по 4 пальца, на концах пальцев растут когти (изображение на экране). Строение задних конечностей зависит от образа жизни птиц.

Лапы у птиц не менее разнообразны, чем их клювы (изображение на экране). С их помощью птицы бегают, сидят на ветках, плавают, разгребают землю, хватают добычу и т.д.

Обычное для большинства птиц расположение пальцев (изображение на экране) – 3 вперед и один назад. Но есть и исключения, так у дятла  2 пальца (второй и третий) смотрят вперед, а 2 (первый и четвертый)  - назад. Это задумано природой так, чтобы легко перемещаться по стволам деревьев (изображение на экране). Лапы хищных птиц очень мощные (изображение на экране) с острыми закругленными когтями, что позволяет им охотиться прямо в воздухе и крепко держать добычу. А у водоплавающих птиц на лапках есть перепонки (изображение на экране) плавательные. Утки плывут, вращая перепончатыми лапками, как педалями – точно так же люди надевают ласты, которые помогают им плавать.

А вот у страуса на ногах всего лишь по 2 пальца (изображение на экране) Одина палец крупный с мощным когтем. Основная нагрузка при беге лежит на нем. А другой палец заметно мельче без когтя. Между ними есть перепонка небольшая. Твердый острый коготь позволяет не только быстро бегать, но и является мощным орудием, благодаря которому, в случае опасности птице удается справиться даже со львом. Страус это самая большая птица в мире и самый быстрый бегун среди всех пернатых

А какая птица самый лучший пловец? Пингвин (изображение на экране).

Для взаимодействия и общения (изображение на экране) между собой птицы используют голос. Звуки в жизни птиц играют важную роль, начиная с самого рождения. Разнообразие звуковых сигналов очень велико. Многие звуки птицы воспроизводят неосознанно, «озвучивая» ими какую-нибудь ситуацию. Например, при взлете. Если же взлет был спровоцирован появлением хищника, звуки могут быть другими, более резкими и громкими. Сигналы тревоги часто понятны не только одному виду, но и другим птицам, обитающим неподалеку. Так, лесные птицы, заметив ястреба, бьют тревогу. Ко всеобщей панике присоединяются разные виды птиц.

Птицы, как и другие животные, передают друг другу информацию посредством звуковых сигналов. Это может быть сигнал опасности. А весной, когда солнце согревает все живое, птицы принимаются за создание собственных семей, поэтому их пение становится громче, выразительнее и мелодичнее.

Поиграем в игру, я буду ставить птичью песню, а вы попытаетесь угадать, какая птица исполняет мелодию.

Птичьи мелодии.  Игра.

Практическое задание: нарисовать птицу из геометрических фигур.

Кстати, клест – единственная птица, которая выводит птенцов зимой.

Гуси – гогочут

Утки – крякают

Совы – ухают

Голуби – воркуют

Вороны – каркают

Соловьи – свистят

Журавли- кричат

Латочки – щебечут

Синицы – пищат

Кукушка – кукует

Ежегодно, Союз охраны птиц России выбирает птицу года. В этом году птицей 2023 года выбран тонкоклювый кроншнеп. А вот в прошлом году символом года обычный домовый воробей.

3.Подведение итогов

Итак, ребята, вот какие интересные факты вы узнали сегодня о птицах. А также о том, что птицам очень непросто и тяжело. Много перелетных птиц погибает в полете. Птиц может погубить засуха, пожары, выбросы с заводов и фабрик, мусор конечно же.

Как же мы можем помочь птицам? Не трогать и не разорять гнезда, не обижать пернатых. Делать домики и кормушки для птиц.  А нужно ли подкармливать птиц весной? Да, весной тоже бывает холодно и морозно, бывает и снег и ледяной дождь и гололед. Посмотрим чем подкармливать? (изображение на экране).

4. Рефлексия.

День птиц – важный экологический праздник. Исчезновение птиц может привести к большой катастрофе и к исчезновению человечества. Ребята, если вам понравилось задание и вы узнали много нового и интересного о птицах и готовы им помогать поднимите красный флажок. Если вам было скучно и не интересно – желтый, если вы хотите и дальше изучать удивительный пернатый мир – поднимите зеленый флажок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие, посвящённое Международному Дню птиц

1 апреля - Международный День Птиц. Любите и охраняйте птиц! Внеклассное мероприятие помогает детям узнать новое о жизни птиц....

Сценарий внеклассного мероприятия, посвящённого Международному женскому Дню

Внеклассное мероприятие учащихся  первых классов.Женщин нужно поздравлятьсчастья и любви желать!...

Викторина «В мире птиц». Внеклассное мероприятие, посвящённое Международному Дню птиц.

закрепить знания детей о птицах, расширить кругозор детей, вызвать интерес к миру природы. -воспитывать любовь к природе, доброе и бережное отношение ко всему живому.- развивать внимание, память,...

Викторина «В мире птиц». Внеклассное мероприятие, посвящённое Международному Дню птиц. Презентация.

закрепить знания детей о птицах, расширить кругозор детей, вызвать интерес к миру природы. -воспитывать любовь к природе, доброе и бережное отношение ко всему живому.- развивать внимание, память,...

"Орлан-белохвост" внеклассное мероприятие, посвящённое Международному Дню Птиц.

Традиция нашего класса - проведение выставок, классных часов, праздников, экскурсий, посвященных Международному Дню Птиц....

Сценарий внеклассного мероприятия посвящённого Международному женскому дню 8 марта: «Ангел хранитель – МАМА»

- прививать любовь к самому близкому человеку на земле – маме;- развивать память, артистичность;- разнообразить досуг детей и родителей;- сплотить коллектив детей, родителей и учителя....

«Давайте сохраним…», познавательно-развлекательное мероприятие, посвящённое Международному дню охраны окружающей среды

Мероприятие "Давайте сохраним" имеет экологическую направленность и предназначено для учащихся младшего и среднего школьного возраста. Разработка может быть использована как самостоятельное,...