Учебно-методический материал по окружающему миру (2 класс) на тему "Путешествие по карте"
методическая разработка по окружающему миру (2 класс)

Светлана Викторовна Васильева

Программа "Школа России", технологическая карта расчитана на 3 учебных часа

Скачать:


Предварительный просмотр:

2 класс

УМК «Школа России»

Окружающий мир

Технологическая карта темы

Тема

Путешествие по карте (3 часа)

Цели

Сформировать представление о путешествии: формах, видах путешествия; политической и физической карте мира,  представления  о  материках и океанах нашей планеты.

Ввести правила путешественника.

Научить использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.

Основное содержание темы

Актуализация знаний о путешествии, ориентирование по компасу. Уточнение представлений о материках и океанах нашей планеты. Изучение особенностей материков. Изучение карты мира и расположения стран.

Термины и  понятия

Путешествие (вид, формы), карта (политическая, физическая), глобус, океаны, материки (континенты), части света, географические названия.


Планируемый результат

Личностные умения

Метапредметные умения

Предметные умения

- проявлять желание помочь коротышкам;

- проявлять позитивное отношение к процессу познания нашей планеты;

- осознание собственной успешности при изучении темы.

Познавательные умения:

- раскрывать значение слова «путешествие», «глобус», «материк», «карта» , «физическая карта», «политическая карта», «части света», «географические названия», и использовать их в активном словаре;

- определять по описанию и силуэту  на карте  материки  и   обосновывать свое мнение;

- определять по расположению на карте океаны;

- различать названия стран и континентов;

- использовать приобретенные знания при создании и оформлении сообщения (мини-проекта, презентации).

Регулятивные умения:

- выполнять учебное задание в соответствии с целью;

-  соотносить учебные действия с известным правилом;

-  выполнять учебное действие в соответствии с планом.

Коммуникативные умения:

-  формулировать высказывание, мнение, используя термины, в рамках учебного диалога;

-  согласовывать позиции с партнером и находить общее решение;

- адекватно использовать речевые средства для представления результата.

- пользоваться картой;

-  находить, показывать и подписывать на карте океаны, материки;

- находить и показывать расположение изученных стран на политической карте мира;

- составлять маршрут путешествия по карте, используя приобретённые знания.

Организация образовательного пространства

Межпредметные связи

Ресурсы

Формы работы

Литературное чтение

Тема – «Путешествие Незнайки на луну».
Окружающий мир

Тема – «Красота любимого города».

Информационный материал:

- Учебник «Окружающий мир» ч.2,
- Рабочая тетрадь №2.

Демонстрационный материал:

- Электронная презентация

- Карточки с географическими названиями.

Изображения:

- Портреты литературных  героев « Коротышек».

Раздаточный материал:

- Карточки с учебными заданиями.

• Фронтальная

• Индивидуальная

• Парная

• Групповая

ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ
I этап. Самоопределение к деятельности

Цели деятельности

Ситуативное задание

Планируемый  результат

• Мотивировать учащихся к изучению темы

• Стимулировать эмоционально-ценностное отношение к проблеме коротышек

Однажды Знайка со своими друзьями коротышками из Цветочного города решили отправиться в путешествие в далекую страну Австралию, где живут кенгуру. Знайка только что сделал воздушный шар и предложил его друзьям. Эта  затея им  очень понравилась. Коротышки еще никогда не путешествовали по воздуху, и всем малышам это было очень интересно. Все начали готовиться к путешествию. Винтик  и Шпунтик сказали, что там очень жарко и надели легкие рубашки. Охотник Пулька набрал книг о природе. Толстенький Пончик взял кастрюлю, поварешку, мешок конфет, побольше сарделек и не смог поднять рюкзак. Художник Тюбик взял  свои  краски  и  кисточку. Гусля решил захватить с собой флейту, гармошку и барабан. Доктор Пилюлькин взял сумку лекарств. Когда все было готово, коротышки с трудом уселись в корзину и воздушный шар не смог оторваться от земли. Пришлось груз оставить. Шар поднимался  все  выше  и  выше, пока не скрылся за облаками. Стало холодать, малыши задрожали, но укутаться было нечем. Ничего интересного не происходило, малыши приуныли. Наконец шар стал опускаться и приземлился около реки. Друзья вышли из корзины и растерялись - куда дальше? Знайка говорит -  надо лететь на самолете в сторону солнца. Пулька- на плоту по течению реки… Но тут подошел автобус, все коротышки уставшие и голодные, радостно погрузились в него и сразу же заснули. Когда малыши открыли глаза, перед ними был их любимый Цветочный город.

Почему коротышкам не удалось попасть в Австралию?

Школьники высказывают разные версии, но дискуссия показывает, что они пока не имеют определенных знаний и умений, чтобы убедительно представить свою позицию.

Есть ли желание освоить порядок подготовки и проведения путешествия, чтобы помочь  коротышкам  попасть в Австралию.

Личностные умения:

- проявлять интерес к изучению темы и желание помочь коротышкам.

II этап. Самоопределение к деятельности
Блок А. Путешествие (виды, способы)

Цели деятельности

Учебные задания на «знание» (З), «понимание» (П), «умение» (У) и методы работы с информацией

Планируемый  результат

Цели:

 • ввести понятие «маршрут», «карта», «путешествие», «части света», «океан», «материк»

• выполнять учебное задание в соответствии с целью;

• научить пользоваться алгоритмом при подготовки к путешествию;

•  научить составлять список вещей  необходимых

для путешествия;

• научить решать кроссворд;

• развивать умение строить предложения со словами, имеющими разные значения;

• формулировать понятные высказывания в рамках учебного диалога

Задание 1 (З ):


Решите кроссворд

1. Назовите часть компаса, которая указывает направление стороны горизонта (Стрелка)

2. Послушайте текст загадки и определите название прибора: На ладонь он ляжет весь,

Не часы, а стрелка есть,

Он в дороге пригодиться,

С ним нигде не заблудиться (Компас)

3. Назовите часть  компаса, которая фиксирует стрелку (Предохранитель)

4. Назовите  видимую границу неба и земной или водной поверхности (Горизонт)

5. Послушайте текст загадки и определите название   уменьшенное, обобщенное изображение поверхности ……

Моря есть- плавать нельзя,

Дороги есть – ехать нельзя,

Земля есть – пахать нельзя.

Уменьшенное, обобщенное изображение поверхности  Что это? (Карта)

6. Назовите сторону горизонта, где садиться Солнце? (Запад)

7. Назовите цвет, которым на карте изображают горы (Жёлтый)

8. Назовите  часть компаса, в которой закреплены все детали (Корпус)
Задание 2 (З ):         

Расскажите о своем путешествии на дачу (за город, в другой город, в другую страну)*

*Предложить детям разделиться на  3 группы, каждая из которых готовит свой рассказ.

Назовите предметы, которые обязательно надо брать в  своё путешествие.
Задание 3 (П):

Можно ли согласиться с Незнайкой, что все вещи: конфеты, карамельки, компас, фотоаппарат, карта, одеяло, телефон, деньги,

воздушный шар, утюг,  кастрюля, которые он собирается взять,  необходимы для путешествия в Австралию? Обоснуйте свое мнение.

Можно ли утверждать, что взяв…(из ситуативного задания )(легкие рубашки, книг о природе кастрюлю, поварешку, мешок конфет, побольше, сарделек краски  и  кисточку, флейту, гармошку и барабан. сумку лекарств  коротышки готовы к путешествию в Австралию? Обоснуйте свое мнение.

Задание 4 (У):

Из предложенных названий предметов: лопата, сапоги резиновые, парадный костюм, книга, линейка, спички, мяч, продукты питания определите те, которые необходимы в путешествии на дачу и подчеркните их.

Определите предметы, которые необходимы для путешествия на озеро и напишите их название.

Сообщение учителя:

Карта – это уменьшенное, обобщенное изображение поверхности Земли с использованием условных знаков. Условные знаки – это символические обозначения объектов местности, которые используя для их обозначения на карте. Например, для обозначения водного пространства используются знаки:   ….. - озера, ….. - моря, …. – река.

Маршрут – это путь следования туристов, включающий посещение различных природных, исторических, культурных, мест.

Алгоритм подготовки путешествия:

Чтобы подготовиться к путешествию, надо:

1. Определить цель путешествия.

2. Пункт отправления и прибытия.

3. Продолжительность путешествия.

4. Выбрать транспорт.

5. Место (а) для остановки (ок).

6. Подготовить документы и вещи.

7. Составить маршрут путешествия.

Например,

Цель путешествия – экскурсия

Пункт отправление  - Санкт-Петербург, пункт прибытия – Москва

Продолжительность путешествия – 36 часов

Транспорт – поезд, автобус

Место для остановки: вокзал, Красная площадь, Кремль, кафе.

Документы: свидетельство о рождении, билет,  деньги.

Вещи: продукты питания (для завтрака), предметы личной гигиены, схема метро, карта Москвы, …..

Сбор на Московском вокзале в 23. 40 ч.
Отправление – в 00. 40 ч. Прибытие – в 07. 20 ч. На Ленинградский вокзал. Завтрак в поезде. Обзорная автобусная экскурсия по Москве. Экскурсия в Кремль на Красной площади. Обед. Прогулка по Москве.
Сбор на Ленинградском вокзале в 21. 30. Отправление – в 22. 30. Прибытие в Санкт – Петербург в 06. 00ч.

Задание 5 (З):

Назовите значение слова «карта», «маршрут».

Назовите значение выражение «условные знаки».

Расскажите алгоритм подготовки путешествия.

Задание 6 (П):  

Можно ли отправиться в путешествие без документов, денег и карты? Обоснуйте свое мнение.

Задание 7 (У) с взаимооценкой:

Выберите место для путешествия и составьте его маршрут.

Диагностические задания:

1. Составьте маршрут  однодневного автобусного путешествия  в город Пушкин.

2.Составьте список необходимых вещей  для вашего путешествия.

 Познавательные умения:

-раскрывать значение слова « маршрут», «карта»,«путешествие», «части света», океан». «материк» и использовать их в активном словаре;

- определять цель и способы её решения  и обосновывать свое мнение.

Регулятивные умения:

- выполнять учебное задание в соответствии с целью.

Коммуникативные умения:

- формулировать высказывание, используя термины, в рамках учебного диалога.

Предметные умения:

- решать кроссворд;

-рассказывать о путешествии (на дачу,  в другой город, другую страну);

-рассказывать алгоритм подготовки путешествия;

-определять предметы необходимые для путешествия;

 - строить предложения со словами, имеющими разные значения.

Блок А. Путешествие (виды, способы)

Цели деятельности

Учебные задания на «знание» (З), «понимание» (П), «умение» (У) и методы работы с информацией

Планируемый  результат

Цели:

- определить место нахождения материков и океанов на карте;

- выполнить учебное задание  на карте опираясь на полученные знания;

-сформулировать понятные высказывания в рамках учебного диалога.

Задание 1 (З): 
Учебник, с.120-121

- Назовите значение слова  «карта», «океан».

- Назовите значение выражения «части света».

- Назовите сходство в изображении земной поверхности на глобусе и карте.

- Назовите различие в изображении земной поверхности на глобусе и карте.

Задание 2 (З): 
Учебник, с.120

- Рассмотрите карту мира, назовите материки, океаны.

Задание 3 (П):

- Можно ли утверждать,  что Евразия является самым  маленьким материком на планете? Обоснуйте свое мнение.

- Можно ли утверждать, что  Европа и Азия являются частями света? Обоснуйте свое мнение.

Задание 4 (П):

 - Можно ли утверждать, что Южная Америка находится за экватором? Обоснуйте свое мнение.

Задание 5 (У): 
Учебник, с…,
Рабочая тетрадь, с. 56 .№ 2

- Определите каждый материк по силуэту и укажите стрелочкой его название.

Задание 6 (У):

 Рабочая тетрадь, с. 53, №1,

Учебник, с.116-117.

- Подпишите на карте океаны и материки, используя карту учебника.

Задание 7 (У): 
Учебник с. 122 - 123.

- Составьте рассказ о Южной и Северной Америке.

Материк, большую часть которого занимают две страны.

Материк по природным условиям похожий на Африку.

Влажные леса с яркими птицами и обезьянами.

Здесь самые большие деревья на земле – секвойи.

Почти во всех странах этого материка говорят по-испански.

На этом материке расположены Большой каньон и Диснейленд.

Диагностические задания:

1.Рабочая тетрадь с. 57

№ 3.

- Допишите предложение:

Материк – это………….

2. Рабочая тетрадь с.57  № 4

- Определите материк по описанию и напишите его название.

Познавательные умения:

-  Называть части света, океаны, материки;

- Определять по силуэту и описанию материки и океаны;

Регулятивные умения:

 - Выполнять учебное задание, используя правило. Коммуникативные умения:

 - Формулировать высказывание, мнение, в рамках учебного диалога.

Предметные умения:

 - Показывать  на

карте океаны и материки;

- Составлять рассказ о материках на основе полученных знаний.

Блок В.   Путешествие по странам мира

Цели деятельности

Учебные задания на «знание» (З), «понимание» (П), «умение» (У) и методы работы с информацией

Планируемый  результат

Цели:
- О
пределять необходимость знать местоположение стран на политической карте мира;

- Различать,  правильно определять страны, их столицы на карте;

- Показывать границы стран на политической и физической картах мира;

- Приводить примеры стран, расположенных на разных материках;

- Строить монологическое высказывание, представляя собственную позицию о странах, находящихся на нашей планете;

- Проверять результат выполненного задания;

 - Научить называть  

страны и их столицы ввести названия в активный словарь;

 - Научить объединять

страну, столицу, флаг и достопримечательность столицы;

- Ввести понятие  «политическая карта мира»;

- Установить различие политической и физической карт;

 - Научить  показывать на карте страны мира и их столицы;

- Составить  рассказ о стране используя полученные знания;

- Разработать  проект

Путешествия, используя алгоритм .

Задание 1 (З):
Учебник, стр. 126

Назовите страны, расположенные на материке………..

Задание 2 (З):

- Назовите общим словом каждую группу слов:

- Евразия, Африка, Австралия, Северная Америка….(материки)

- Тихий, Индийский, Атлантический, Южный…..(названия океанов)

- Россия, Китай, Индия, Канада, Аргентина……(страны)

- Москва, Париж, Нью-Йорк, Дели, Токио….(названия столиц)
Задание 3 (З): 
Рабочая тетрадь, с. 59, №2

- Определите по карте местонахождение данных стран.

Задание 4 (П):
Рабочая тетрадь, с. 59, №3

- Можно ли утверждать, что данный список – названия стран.
*Обоснуйте свое мнение.

Задание 5 (У):
Рабочая тетрадь, с. 59№1

- Запишите страну, расположенную на материке.
Задание 6 (У):
 Рабочая тетрадь, с. 60№4

- Определите флаги и соотнесите их с известными вам странами, используя дополнительную литературу.
Задание 7 (У):

- Соедините стрелочкой название страны с изображением флага, столицей этого государства его главной  достопримечательностью.

1. Франция

Берлин

Софийский собор

2. Италия

Париж

Кёльнский собор

3. Германия

Киев

Эйфелева башня

4. Великобритания

Рим

Биг-Бен

5. Украина

Лондон

Колизей

Задание 8 (З):

Рассмотрите карту, назовите океаны, которые омывают берега материков:

- Северной Америки

- Южной Америки

Расскажите о материке Евразии, Африке, Австралии…….

Сообщение учителя с презентацией

Мы с вами отправляемся в заочное путешествие  в Бразилию. Я начинаю предложение, а вы его продолжаете: -Бразилия находится на материке ….. Берега Бразилии омывает …… океан. Соседними странами Бразилии являются - …….

Бразилия самая большая страна Южной Америки. Большинство жителей современной Бразилии это индейцы и потомки приплывших туда много-много лет назад европейцев. Говорят в Бразилии на португальском языке. Как любая страна мира Бразилия имеет свой флаг. Зеленое полотнище символизирует лесные богатства страны. Желтый ромб в центре – запасы золота. Внутри ромба темно синий мяч пересечен лентой «Порядок и прогресс (движение вперед, к лучшему)» 27 звезд на небосводе, это звездное небо над городом Рио-де-Жанейро.

Столица Бразилии -  город Бразилиа. Столица располагается в глубине страны на реке Амазонка.  Амазонка – самая длинная река мира. Самый интересный город в Бразилии – Рио-де-Жанейро.. Он находится на самом берегу Атлантического океана. Главная достопримечательность города огромная статуя Иисуса Христа .Каждый год в Рио-де-Жанейро проходит самый известный в мире карнавал. Посмотреть на него приезжают люди со всего света.

Большую часть Бразилии занимает густой-прегустой вечнозеленый лес. Люди называют такой лес джунгли. В джунглях водится много разных интересных животных. Большинство из них можно повстречать только в Бразилии.

Например, муравьед. Чтобы добывать себе еду  он засовывает мордочку в муравейник и затем, при помощи длинного и узкого языка лакомится своей любимой пищей – бразильскими муравьями – термитами.

Ленивец – тоже житель Бразилии. Живут ленивцы на опушках леса и по берегам рек. Питаться предпочитают листьями, цветами и плодами растения.. Ленивцем его назвали, потому что он передвигается очень редко и медленно и спит 15 часов в сутки.  

 В Бразилии водятся удивительные птицы. Например, эта крошечная колибри, питающаяся нектаром цветов, совсем как бабочка. Эта птичка самая маленькая в мире – размером она не на много превышает фасолинку.  Или Тукан. У него огромный  яркоокрашенный клюв, длина его равна длине туловища птицы. Но с тукана будто специально создан, чтобы разбивать плоды, которыми туканы питаются.

В Амазонке водится небольшая, но очень хищная рыбка ПИРАНЬЯ. Пираньи для человека опасны.

Встречаются в Бразилии и совершенно особые растения. Из этого растения делают очень хорошо тебе знакомый продукт – шоколад. И называется дерево соответственно – шоколадное дерево. Его плоды называются кокао-бобы.

Бразилия - интересная и загадочная страна. Сколько там разных и необычных животных можно повстречать, сколько интересных мест можно увидеть .... Когда-нибудь ты и сам там побываешь и своими глазами увидишь и карнавал в Рио-де-Жанейро, и реку Амазонку с ее прекрасными и загадочными джунглями.

Задание 9 (З):

Учебник, с. 126-127

- Назовите значение выражения «политическая карта мира».

- Назовите цвет, который имеет Бразилия на политической карте мира.

Задание 10  (П):

- Можно ли по физической карте мира определить местоположение Бразилии? Обоснуйте свое мнение.

Задание 11 (У): 
Учебник, с125…..

- Составьте рассказ о Бразилии, используя иллюстрации, энциклопедические справки.

Задание 12 (У):
Учебник, с 126 - 127..

- Подготовьте путешествие в Бразилию, используя известный алгоритм.

Диагностические  задания:

 1. Прочитайте текст и слова для справок.

2. Впишите в текст подходящие по смыслу названия стран.

3.Проверьте правильность оформления текста.

На земле много _______. С ними можно познакомиться с помощью _________________ карты мира. Каждая страна имеет свою ___________.  ____________ - это главный город страны. На самом большом материке мира ____________, расположены такие страны как ___________, _____________, ____________, _____________. Такие страны как _____________ и ____________ имеют границы с нашей страной.

Слова для справок: стран, материков, физической, политической, столица, Евразия, Австралия, Украина, Турция, Казахстан, Франция, Мексика, Россия.

Познавательные умения:

-  называть   континенты,

страны и их столицы.

 - использовать названия столиц стран мира в активном словаре,

- соотносить страну ,столицу, флаг и достопримечательность столицы.

-раскрывать значение «политическая карта мира».

-анализировать объекты с целью выделения существенных признаков.

Регулятивные умения

- проверять учебное задание и вносить корректировку.

Коммуникативные умения:

 -  оформлять речевое высказывание, представляя свою позицию.

-  согласовывать позиции и находить общее решение. адекватно представлять результат деятельности в рамках диалога.

 Предметные умения:

- строить предложения используя названия стран, столиц;

- подбирать материал об изученных странах и корректно его использовать в тексте

- показывать на карте страны мира и их столицы,

- составлять рассказ о стране используя полученные знания,

- разрабатывать проект

путешествия  используя алгоритм.

Блок Г. Диагностика качества освоения темы

Цели деятельности

Тест

Планируемый  результат

Цели:

- установить степень усвоения темы;

- выполнять учебное действие в соответствии с правилом

Задание 1
Назовите к какому виду транспорта относится вертолёт?


- к водному

- к наземному

- к воздушному

- к подземному
Задание 2
Назовите земную поверхность, которую мы видим вокруг себя?

- горизонт

- линия горизонта

- Земля

- открытая местность

Задание 3

Назовите русские города.

- Париж

- Москва

- Новгород

- Санкт-Петербург

Задание 4

 Назовите куда должен указывать синий конец стрелки компаса?

- на юг

- на север

- на запад

- всё равно

Задание 5
Назовите какой материк поделён на две части света?

- Австралия

- Евразия

- Северная Америка

- Африка

Задание 6

 Назовите какие достопримечательности есть в столице России?

- Лувр

- Зимний дворец

- Третьяковская галерея

- храм Христа Спасителя

Задание 7

Назовите какие  города находятся не в России?

- Лондон

- Нью-Йорк

- Рязань

- Париж

Познавательные умения:

- раскрывать значения

слов   и использовать их в активном словаре;

 - называть виды транспорта,

- давать определение

 земной поверхности,

- ориентироваться на местности,

- определять  стороны света,

- называть города   разных стран;

 - называть достопримечательности разных стран;

Регулятивные умения:

 - соотносить учебные действия с известным правилом.

Коммуникативные умения:

 - адекватно представлять результат деятельности в рамках диалога.

Регулятивные умения:

 - выбирать правильный вариант ответа из предложенных;

Предметные умения:
-
умения пользоваться компасом , определять по нему стороны горизонта


III этап. Интеллектуально-преобразовательная деятельность

Цели деятельности

Варианты заданий

Планируемый  результат

• Стимулировать интерес, воображение к процессу создания маршрута путешествия в Австралию.

• Научить школьников:  

- ориентироваться в разных вариантах выполнения задания;

- планировать свое действие в соответствии с учебным заданием;

- использовать приобретенные знания для составления и оформления  маршрута путешествия в соответствии с алгоритмом.

- представлять результат свой деятельности.

Этап интеллектуально-преобразовательной деятельности включает:

- выбор варианта задания (информативный, импровизационный, эвристический);

- выбор способа деятельности (индивидуальный или коллективный);

- самоорганизацию по выполнению задания:
-
планирование деятельности;

- выполнение задания;

- представление результатов деятельности.

Информативный вариант:

Составьте маршрут путешествия коротышек в Австралию, используя предложенный порядок действий:

1. Цель путешествия - ………………………

2. Пункт отправления и прибытия. - ………………………..

3. Продолжительность путешествия (………………………..)

4. Выбор транспорта (самолёт, поезд , корабль ,автобус , машина , трамвай)

5. Места остановок

6.  Багаж

7.  Маршрут

Импровизационный вариант:

- Составьте маршрут путешествия коротышек в Австралию, используя известный алгоритм его подготовки.

- Помогите коротышкам исправить ошибки которые они совершили в путешествии, используя приобретенные знания и умения темы «Путешествие» составьте список нужных вещей которые пригодятся во время  путешествия в Австралию.

Эвристический вариант:

- Выберите страну, в которой хотелось бы побывать, и составьте  маршрут путешествия.

Личностные умения:

 - проявлять творческое отношение к процессу создания  маршрута по карте

Познавательные умения:

- выбирать вариант выполнения задания;

- использовать приобретенные знания для составления и оформления   маршрута по карте

Регулятивное умение:

-  выполнять учебное действие в соответствии с планом.

Коммуникативное умение:

-  адекватно использовать речевые средства для представления результата деятельности.

Предметные умения:

- оформлять  маршрут путешествия

IV этап. Рефлексивная деятельность

Цели деятельности

Самоанализ и самооценка ученика

Результат деятельности

Научить школьников:

• Соотнести полученный результат с поставленной целью;

• Оценить результат своей деятельности.

I. Задание на самоанализ:

Закончите предложения:

1. Мне важно правильно  ориентироваться по карте , потому что……

2. Чтобы  составить правильно маршрут путешествия без ошибок, нужно ………….

II. Задание на самооценку:

Закончите предложения:

1.Я доволен(льна) ………………..(очень, не очень)  маршрутом путешествия и сообщением , которое сделал сам.

Личностные умения:

 - оценивать результат собственной деятельности.

Регулятивные умения:

- соотносить поставленную цель и полученный результат  деятельности.

Цели деятельности

Самоанализ и самооценка ученика

Результат деятельности

Научить школьников:

• Соотнести полученный результат с поставленной целью;

• Оценить результат своей деятельности.

Цели темы:

- Сформировать представление о материках, океанах, странах и их особенностях и достопримечательности.

- Ввести правило работы с картой, умение составлять маршрут путешествия.

- Научить использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.

Ключевые умения темы:

Личностные умения:

- Проявлять позитивное отношение к процессу создания  маршрута путешествия по карте.

Познавательные умения:

- Использовать приобретенные знания при создании и оформлении маршрута по карте.

Регулятивные умения:

- Соотносить учебные действия с известным правилом.

Коммуникативные умения:

- Формулировать высказывание, мнение, используя термины в рамках учебного диалога.

Предметные умения:

-  Пользоваться (ориентироваться ) политическими и физическими картами , компасом, читать маршрутный лист .

*Заполняется учителем по окончании изучения темы

Ключевые умения

Умения

Личностные умения
Познавательные умения
Регулятивные умения
Коммуникативные умения
Предметные умения

Предметные умения:
- пользоваться картой;
-  находить, показывать и подписывать на карте океаны, материки;
- находить и показывать расположение изученных стран на политической карте мира;
- составлять маршрут путешествия по карте используя приобретённые знания.

Учителю на заметку

Мы с вами отправляемся в заочное путешествие  в Бразилию. Я начинаю предложение, а вы его продолжаете: …….Знаешь, где она находится? Ого-го как далеко –, на континенте, который называется Южная Америка.
Смотри, какой красивый у Бразилии флаг! Большинство жителей современной Бразилии это индейцы и потомки приплывших туда много-много лет назад европейцев. Говорят в Бразилии на португальском языке. Это столица Бразилии, город Бразилиа. Этот город совсем молодой, его построили специально для того, чтобы перенести столицу из очень большого и тесного города Рио-де-Жанейро подальше, вглубь страны всего 50-60 лет назад. Смотри, какой интересный и красивый мост в этом городе! Он носит имя одного из бывших президентов Бразилии – Жусулину Кубичка де Оливейра. Но Рио-де-Жанейро  все равно самый большой и, наверно, самый интересный город в Бразилии. Он находится на самом берегу Атлантического океана. Огромная статуя Иисуса Христа как-будто парит над городом и будто охраняет его. Каждый год в Рио-де-Жанейро проходит самый известный в мире карнавал. Посмотреть на него приезжают люди со всего света. Посмотри, какие красивые костюмы. Представляешь, к этому празднику начинают готовится за год – мастерят костюмы и маски, разучивают новые танцы. А когда наступает время – веселятся, поют и танцуют целую неделю.  Большую часть Бразилии занимает густой-прегустой вечнозеленый лес. Люди называют такой лес джунгли. В джунглях водится много разных интересных животных. Большинство из них можно повстречать только в Бразилии. Знаешь кто это? Ну конечно же муравьед. Как тебе кажется, зачем ему нужна такая смешная и длинная морда? Да, именно для того, чтобы добывать себе еду – ведь не даром же его назвали муравьед - засовывает мордочку в муравейник и затем, при помощи длинного и узкого языка лакомится своей любимой пищей – бразильскими муравьями - термитами. Опоссумтот зверек – единственное сумчатое животное, обитающее за пределами Австралии. На каждой лапке у опоссума по 5 пальчиков, как у тебя. И задние лапы у него сильнее чем передние, прямо как твои ноги. Но в отличие от тебя у него есть хвост, которым он может цепляться за ветки. Питается опоссум земноводными, насекомыми и растениями. Ленивец – тоже житель Бразилии Сам зверек он не слишком большой – около 50-60 см в длину.. А весит ленивец совсем мало - всего 4-5 кг, но зато может поворачивать голову аж на 180 градусов, прямо как сова. Живут ленивцы на опушках леса и по берегам рек. Питаться предпочитают листьями, цветами и плодами растения Ягуар. Он тоже представитель семейства кошачьих и прекрасно себя чувствует в бразильских джунглях, где водится довольно много разных животных, на которых он может охотиться.  Броненосец Туловище броненосца покрыто пластинками, которые защищают его тело от врагов. А в случае опасности броненосец может свернутся в клубок как ежик. Броненосец живет в норах. Питается растениями, мелкими насекомыми и червяками. У броненосца около 100 зубов, но едва пользуется ими. Еще в Бразилии водятся удивительные птицы. Например, эта крошечная колибри, питающаяся нектаром цветов, совсем как бабочка. Эта птичка самая маленькая в мире – размером она не на много превышает фасолинку. А посмотри какая она красивая – ее за расцветку даже прозвали «летающий драгоценный камень». У этой крошечной птички есть один очень большой рекорд – она делает 80 движений крыльями в секунду. А сколько раз за секунду ты можешь моргнуть?  туканы с их смешным клювом тоже живут в Бразилии. А знаешь ли ты, что нос тукана будто специально создан, чтобы разбивать орехи, которыми туканы питаются. И хотя он выглядит очень массивным и тяжелым, на самом  деле это вовсе не так – он полый внутри и тукану вовсе не тяжело его носить. Встречаются в Бразилии и совершенно особые растения. Из этого растения делают очень хорошо тебе знакомый продукт – шоколад. И называется дерево соответственно – шоколадное дерево. Его плоды называются кокао-бобы. Через джунгли течет самая – самая главная река Южной Америки – АМАЗОНКА. Амазонка – очень интересная река и до сих пор прячет от людей очень много разных секретов. Например, люди долго считали, что Амазонка вторая по длине река в мире, но несколько лет назад исследователи обнаружили, что длина Амазонки более 7000 км, а это значит, что именно она – самая длинная река в мире. Как ты думаешь, что здесь сфотографировано? Правда, это выглядит будто набежала тучка и ее тень накрыла часть реки? Но на самом деле это вовсе не тень тучки, а то место где Амазонка встречается с рекой Рио-Негро . Вода в Рио-Негро такая прозрачная и чистая, что кажется черной. А вот вода Амазонки мутная и желтая из-за того, что ее течение переносит огромное количество ила. Амазонку иногда даже называют «белой» рекой. Вот как из космоса выглядит тоже самое место – слияние Амазонки с рекой Рио-Негро. Коричневая – Амазонка, а черная – Рио-Негро В Амазонке водится небольшая, но очень хищная рыбка ПИРАНЬЯ. Смотри, какие у нее зубы! Но для человека опасны только 4 вида пираний из 18 известных. Вот видишь, малыш, какая интересная и загадочная страна – Бразилия. Сколько там разных и необычных животных можно повстречать, сколько интересных мест можно увидеть ... Когда – нибудь, наверняка, и ты там побываешь и своими глазами увидишь и карнавал в Рио-де-Жанейро, и реку Амазонку с ее прекрасными и загадочными джунглями...


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие "Тесты по окружающему миру" 4 класс

Учебно-методическое пособие "Тесты по окружающему миру" 4 класс...

Учебно-методический комплекс к уроку окружающего мира, 2 класс. Тема: "Чистота - залог здоровья"

Цель деятельности учителя: познакомить учащихся с новым разделом учебника; дать определение понятиям "чистота" и "гигиена", познакомить с правилами гигиены; дать первоначальные представления о микроба...

Учебно-методический комплекс к уроку окружающего мира, 4 класс. Тема: "Начало Московского государства"

Тип урока: изучение нового материала.Цели:Познакомить детей с историей создания Московского царства, дать характеристику личности Ивана III, Ивана IV.Ввести понятия "судебник", "Земский собор";Развива...

Раздаточный материал для работы в группе по окружающему миру 4 класс по теме "Географическая карта России, полезные ископаемые

Представлен раздаточный материал для групповой работы по окружающему миру 4 класс по теме "географическая карта России, полезные ископаемые"...

Учебно - методический комплект к уроку окружающего мира "Условия жизни на планете Земля" во 2 классе. Программа ПНШ

Предлагаю вашему вниманию учебно - методический комплект к уроку окружающего мира "Условия жизни на планете Земля" во 2 классе. Надеюсь, что данный материал окажется для вас полезным....