Кто что ест?
презентация к уроку по окружающему миру (3 класс)

Дыбов Денис Сергеевич

Тема:  Кто что ест

Цель: познакомить с классификацией животных по типу пи­тания.

Планируемые результаты: учащиеся научатся классифици­ровать животных по типу питания, моделировать цепи питания, обнаруживать признаки приспособляемости животных к добыва­нию пищи и защите от врагов.

Оборудование: распечатки таблицы; карточки с заданиями; бу­мажные листы, цветные карандаши, ножницы для изготовления моделей.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания

1. Индивидуальные задания

(Учитель раздает ученикам распечатки таблицы.)

—  В каждой группе отметь цифрами особенности строения животных.

Группа животных

Особенности строения

Насеко­мые

Птицы

Звери

1. Тело покрыто перьями.

2. Тело покрыто шерстью.

3. Три части тела: голова, грудь, брюшко.

4. Два крыла, две ноги.

5. Три пары ног.

6. Крылья и ноги прикрепляются к груди.

7. Развиваются из яиц.

8. Рождают живых детенышей, вскармли­вают их молоком

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 (Ответ. Насекомые - 3, 5, 6. Птицы — 1, 4, 7. Звери — 2, 8.) (Учитель раздает ученикам карточки с заданиями.)

—  Ответь на вопросы.

1) Можно ли животных уголка живой природы, например че­репаху, попугая, щегла, назвать домашними?

(Ответ. Они относятся к особой группе: декоративные жи­вотные.)

2) К каким группам животных ты отнесешь жабу, ящерицу, окуня? Опиши признаки этих групп животных.

(Ответ. Жаба: земноводные, кожа влажная, часть жизни про­водит в воде, другую на суше; ящерица: пресмыкающиеся, кожа сухая, покрыта чешуйками; окунь: рыбы, имеют плавники, тело покрыто чешуей.)

2. Фронтальный опрос

—  Перечислите группы животных по их групповым признакам.

—  Назовите представителей каждой из групп.

—  Приведите примеры животных одной группы, но разных видов.

III. Самоопределение к деятельности

—  Назовите признаки живых организмов. (Дышат, пита­ются, двигаются, растут, размножаются, развиваются, умирают.)

—  А что необходимо для роста и развития животного? (Пи­тание.)

Сегодня на уроке будем говорить о питании животных.

IV. Работа по теме урока

1. Беседа Питание животных

—  Прочитайте названия животных. (Слова записаны на доске.) Медведь, заяц, волк, стриж.

—  Расскажите, чем питаются эти животные. (Ответ. Медведь всеяден, то есть ест и животную, и растительную пищу. Может есть желуди, орехи, корни, клубни и стебли ра­стений. В его рацион входят насекомые (муравьи), черви, ящерицы, лягушки, мыши, суслики. Заяц летом ест травы, зимой — почки, молодые побеги, тонкие веточки, кору, семена, ягоды деревьев. Волку достаточно съесть бобра, или кролика, или мышь, или птицу, и он будет сыт. Стае нужна крупная добыча — лось или баран. Их жертвами ста­новятся старые, больные или неопытные животные, поэтому волков называют санитарами леса. Стриж ловит на лету насекомых.)

—  Разные животные питаются разной пищей. Как вы думае­те, как называются животные, которые питаются другими животными? (Хищные животные, или хищники.)

—  Чем еще питаются животные? (Растениями.)

—  Приведите примеры животных, которые питаются расти­тельной пищей.

—  Как называются животные, которые питаются растительной пищей? (Растительноядные.)

—  А как называются животные, которые питаются насекомы­ми? (Насекомоядные.)

—  А еще есть животные, которых называют всеядными. По­чему их так назвали? (Они едят и растения, и животных.)

(Учитель рисует на доске схему.)

Животные

Хищники      Растительно­ядные               Насекомояд­ные            Всеядные

1.                      1.                                         1.                                           1.

2.                      2.                                         2.                                          2.

— Приведите примеры животных разных групп.

(Учитель записывает их под цифрами, побуждая учеников на­зывать примеры животных всех групп.)

Хищники: лиса, енот, песец, ласка, паук, морская звезда, стрекоза, щука, ястреб.

Растительноядные: дождевые черви, моллюски, большинство насе­комых, карп, сом, заяц, лось.

Насекомоядные: крот, землеройка, поползень, малиновка, уклейка, стерлядь, ящерица, выхухоль.

Всеядные: белка, барсук, медведь, ворона, галка, язь (рыба), рак.

  1. Работа по учебнику

Цепи питания

Животные питаются растениями или другими животными, поэтому говорят, что живые существа связаны между собой в цепи питания.

Сегодня мы должны научиться составлять цепи питания. Они начинаются с растений. Это первое звено.

Второе звено цепи - это растительноядные животные.

—  Как вы думаете, почему? (Растениями питаются раститель­ноядные животные.)

Третье звено - насекомоядные или хищные животные.

—  Давайте попробуем составить цепь питания белки. Шишка -»белка -> куница.

—  Прочитайте в учебнике на с. 94—95 текст о цепях питания.

—  С чего начинается цепь питания? (С растения.)

—  Что идет во втором звене? (Растительноядное животное.)

—  Что в третьем звене? (Насекомоядное или хищное животное.)

—  Составьте свои примеры цепей питания.

Кто как приспособился

—  Прочитайте в учебнике текст на с. 95—96.

—  Как приспособились хищники к добыванию пищи? Приве­дите примеры. (Лиса — тихие шаги, прекрасный слух, острые зубы. Сова — мягкое оперение делает полет бесшумным, ог­ромные глаза, которые прекрасно видят ночью, острые когти, изогнутый клюв.)

—  Как приспособились животные к защите от хищников? Приведите примеры. (Заяц — быстрые ноги, цвет шубки зи­мой белый, летом — серый. У ежа — иголки. Ящерицы от­брасывают свой хвост. У божьей коровки — едкая кровь.)

V. Физкультминутка

Скок-поскок, скок-поскок,

Зайка прыгнул на пенек.

В барабан он громко бьет,

В чехарду играть зовет.

Зайцу холодно сидеть,

Нужно лапочки погреть.

Лапки вверх, лапки вниз,

На носочках потянись.

Лапки ставим на бочок,

На носочках скок-скок-скок.

А затем вприсядку,

Чтоб не мерзли лапки.

VI. Закрепление изученного материала

Выполнение заданий в рабочей тетради

№ 1 (с. 43).

—  Прочитайте задание. На какие группы делятся животные по способу питания? (Растительноядные, насекомоядные, хищники, всеядные.)

—  Прочитайте в первом столбике названия животных в первой строке.

-  Во втором столбике прочитайте, чем они питаются.

-  К какой группе относятся эти животные? (К группе насекомоядных.)

-  Каким цветом нужно закрасить кружок? (Синим.)

-  Прочитайте названия животных во второй строке.

-  К какой группе относятся эти животные? (К группе хищных.)

-  Каким цветом нужно закрасить кружок? (Красным.)

-  Выполните остальные задания самостоятельно. (3 — всеяд­ные (желтым), 4 —растительноядные (зеленым).)

(После выполнения задания проводится взаимопроверка.)

-  А теперь выполните усложненное задание: приведите свои примеры животных, которые питаются разной пищей.

№2 (с. 44).

Прочитайте задание. Представителей каких групп нужно записать? (Растительноядных и хищных животных.)

Каких животных мы называем растительноядными?

-  Каких животных называем хищными?

-  Запишите по три названия животных каждой группы. (После выполнения задания проводится проверка.)

№3(с. 44).

-  Прочитайте задание. Найдите приложение к данному за­данию.

-  Вырежьте и наклейте рисунки на месте пропусков в цепях питания.

(После выполнения задания проводится взаимопроверка.)

№4 (с. 45).

-  Прочитайте задание. Составьте цепь питания: волк, дуб кабан.

-  Что нужно написать в первом квадрате? (Дуб.)

А во втором? (Кабан.)

-  Почему кабан, а не волк? (Кабан относится к растительно­ядной группе животных.)

-  Что запишем в последнем квадрате? (Волк; относится к хищникам.)

-  Составьте вторую цепь питания из данных представителей. Поставьте стрелки.

-  В последней строчке вам самим нужно подобрать три пред­ставителя для цепи питания и записать ее.

(После выполнения задания проводится проверка.)

№5 (с. 45).

-  Прочитайте задание. Выполните его.

(После выполнения задания проводится взаимопроверка.)

—  Выполним усложненное задание: вспомните и запишите свои примеры животных.

(После выполнения задания проводится проверка.)

VII. Рефлексия

1. Работа в группах

—  Изготовьте из бумаги модели цепей питания, представлен­ных в учебнике, или составьте свои. Проверьте друг друга с помощью иллюстраций, текста учебника на с. 94 и атласа-определителя. Если потребуется, исправьте ошибки, пере­мещая детали моделей.

2. Беседа

Доброе слово о хищниках

—  Надо ли уничтожать хищных животных? (Ответы учеников.)

—  Прочитайте в учебнике текст на с. 97.

—  Почему необходимо беречь и охранять хищников? (Заранее подготовленный ученик рассказывает о питании животных. Затем второй учащийся читает стихотворение.)

Про всех на свете

Все-все, все на свете,

На свете нужны!

И мошки не меньше

Нужны, чем слоны.

Нельзя обойтись

Без чудищ нелепых

И даже без хищников

Злых и свирепых!

Нужны все на свете!

Нужны все подряд —

Кто делает мед

И кто делает яд.

Плохие дела

У кошки без мышки,

У мышки без кошки

Не лучше делишки.

Да, если мы с кем-то

Не очень дружны —

Мы все-таки очень

Друг другу нужны.

А если нам кто-нибудь

Лишним покажется,

То это, конечно,

Ошибкой окажется!

Б. Заходер

—  Почему цепи питания начинаются с растений? (Только ра­стения способны использовать энергию Солнца и производить питательные вещества (сахар, крахмал и др.) из углекислого газа и воды.)

—  Что произошло бы, если на Земле не осталось бы лягушек, змей, сов, стрекоз? (Не стало бы растений на Земле, их съели бы растительноядные животные.)

Итак, животные бывают растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные. Животные связаны между собой и с растения­ми в цепи питания.

VIII. Подведение итогов урока

-  На какие группы делятся животные по способу питания?

-  Назовите животное и группу, представителем которой оно является.

Домашнее задание

1. Учебник: прочитать текст на с. 94—97, ответить на вопросы; раздела «Проверь себя» на с. 96.

2. Рабочая тетрадь: № 6 (с. 46).

Дополнительный материал

Правда о волке, зайце, лисе и медведе

Не любили волка люди. И поделом: летом пастух то теленка в стаде не досчитается, то коровы. А зимой, бывало, серый разбойник ночью даже в деревню захаживал, овец таскал. Правда, если волков в округе немного и пищи им хватает, они близко к деревне не подойдут.

Волки — отличные охотники, неутомимые бегуны и всегда найдут себе добычу в лесу. Недаром говорят: волка ноги кормят. Вот и рыщет он по полям, по лесам — где мышкой поживится, где зайчишку глупого схва­тит, где тетерева поймает. Здоровый-то тетерев от серого улетит. Другое дело — больной. Жалко, конечно, птицу, но ведь ей все равно не жить, а больная, она заразит своих сородичей, тогда уж не один, а сотни тете­ревов погибнут. Поэтому волка называют санитаром леса.

Нет у зайца ни острых когтей, ни страшных клыков, зато есть длин­ные чуткие уши, быстрые ноги. Врагов у зайца много, и спасение у него одно: вовремя услышать-увидеть опасность и задать стрекача. Помчится заяц во всю прыть да еще следы запутает — поди-ка распутай!

Получается, что заяц не трус, а просто очень осторожный. Но иной раз длинноухий заяц за себя и постоять может. Вовремя заметит сову или филина — перевернется на спину, и тут уж не подходи — задние лапы у него сильные: ударит — не то что филину или сове, тут и собаке не по­здоровится.

Теперь про лису. В сказках она самая хитрая: всех может прове­сти, любого обмануть. А на самом деле лиса ничуть не хитрее многих других зверей. Если бы не ее зоркие глаза, острый слух, а главное, удивительное чутье — никакая хитрость не спасла бы лису от волков и охотничьих собак. Чтобы лягушку поймать, лисе особой хитрости не требуется. И свою главную добычу — мышей-полевок — она без всяких уловок находит, ей нос и уши помогают. Мышка пискнет под снегом — лиса тут как тут: мигом разроет снег, почует норку и ее рас­копает.

Впрочем, хитрой ее, наверное, назвали за другие проделки. Уж очень ловко она забирается в курятник. То бесшумно устроит подкоп, то лаз по соломенной крыше сделает. Придет утром хозяйка — курочки как не бывало.

Но частенько ругали хозяйки рыжую воровку напрасно. Им бы на следы посмотреть! И следы-то вовсе не лисьи. Тут другой зверь по­хозяйничал — гибкий и проворный хорек, тоже большой любитель курятинки. А подумали на лису: дескать, и как она пролезла в такую щель? Вот хитрющая!..

Только в сказках еж живет в теремке с мышкой-норушкой и ля­гушкой-квакушкой. На самом деле им втроем никогда не ужиться: съел бы ежик своих соседок — и мышь, и лягушку. Ежи даже норками не обзаводятся. Осенью натаскает еж на своих колючках сухих ли­стьев в какую-нибудь ямку между корней, зароется и спит всю зиму. Ну а в сказку он попал, конечно, из-за своих колючек, ведь в наших лесах ни у одного зверя нет такой удивительной защиты. Мал ежик, а никто ему не страшен. Свернется в клубок, выставит иголки — по­пробуй тронь.

Медведь умный, ловкий, быстрый, хитрый зверь. Когда крадется ia добычей, ни одна веточка не хрустнет под его тяжелыми лапами. А убе­гает от кого-нибудь — не догнать. Медведь и пловец отменный, и на де­ревья легко взбирается — полакомиться медом диких пчел. Медведь еще рыбак. Стоит в реке — караулит. Вдруг как ударит лапой - брызги фон­таном. И рыбка уже бьется на берегу.

Хоть медведь и хищник, но охотится редко. С утра до вечера бродит по лесу, ищет, чем бы поживиться. Тут корешки выкопает, там муравей­ник разворотит; облепят муравьи медвежью лапу, а он их слижет. Снова облепят — снова слижет. Все идет ему в пищу: и личинки, и стебли и ко­решки разных растений.

Особенно любит топтыгин ягоды. Найдет малинник, заляжет в кусты и прямо с веток обсасывает ягоды, а сам даже чмокает и урчит от удоволь­ствия. Если близ леса есть овсяное поле, медведь ночью и туда непремен­но пожалует: молодой овес для него тоже лакомство.

К осени нагуляет медведь жиру, и вдруг пропадает у него аппетит — ничего не ест. У него теперь одна забота — найти в чаще самое глухое место, где бы можно было устроить берлогу. Подыщет вывороченное дерево, подкопает немного, натаскает сухой травы, примнет свою по­стель — и на боковую. До самой весны спит медведь, всю зиму не ест, не пьет. Говорят, будто он с голоду лапу сосет, но это шутка — зимой косолапому есть совсем не хочется, аппетит разыгрывается только весной

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kto_chto_est.pptx2.71 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Работа по учебнику. 1.Откройте учебник на стр.94. 2.Прочитайте текст: Чем могут питаться животные?

Слайд 3

Животные Растительноядные Насекомоядные Хищники Всеядные

Слайд 4

Это животные, которым нужна растительная пища: ( листья, стебли, трава, плоды, семена, корни, мох, грибы) Растительноядные Гусеница Полевая мышь

Слайд 5

Это животные, которые питаются пищей животного происхождения. Хищные животные встречаются среди рыб, птиц, пресмыкающихся, млекопитающих ,червей, насекомых. Хищники

Слайд 6

Хищники Рысь Щука Божья коровка Ресничный червь

Слайд 7

Основную пищу насекомоядных составляют насекомые, сороконожки и черви. Насекомоядные Ёж Землеройка

Слайд 8

Это животные, употребляющие как растительную, так и животную пищу. Всеядные Барсук Дрозд

Слайд 9

Работа по учебнику. 1.Откройте учебник на стр.94-95. 2.Прочитайте текст: Что такое цепи питания?

Слайд 10

Животные питаются растениями или другими животными. Поэтому говорят, что живые существа связаны между собой в цепи питания . Цепь питания

Слайд 11

Цепи питания начинаются с растений. Это первое звено. Цепь питания Ведь только растения способны использовать энергию Солнца, создавать, производить питательные вещества (сахар, крахмал) из углекислого газа и воды. Второе звено в цепи-это растительноядные животные. Третье звено- насекомоядные или хищные животные.

Слайд 12

Животные питаются растениями или другими животными. Поэтому учёные говорят, что живые существа связаны между собой в цепи питания . Цепи питания всегда начинаются с бактерий гниения, которые работают в почве. В лесу растут осинки. Их корой питаются зайцы. Зайца может поймать и съесть лиса. Лиса умирает и превращается в бактерии гниения. бактерии гниения бактерии гниения растения растительноядные хищники

Слайд 13

Составьте цепи питания лисицы

Слайд 14

Цепи питания лисицы

Слайд 15

Расскажите по картинке про цепи питания

Слайд 16

Работа по учебнику. 1.Откройте учебник на стр.95-96. 2.Прочитайте текст: Кто как приспособлен?

Слайд 17

Тихие шаги, прекрасный слух, острые зубы-всё это помогает лисе охотиться. Лиса

Слайд 18

Огромные глаза её прекрасно видят ночью и днём, мягкое оперение делает бесшумным полёт, острые когти и сильный изогнутый клюв помогают удерживать и поедать добычу. Сова

Слайд 19

У зайца быстрые ноги, поэтому его трудно догнать. Спасает зайца и цвет шубки: летом она серая, зимой белая. Заяц

Слайд 20

У ежа защита-иголки. Ёж

Слайд 21

Если враг схватит её за хвост, то она его оставит хищнику, а сама убежит . Потом у неё вырастает новый хвост. Ящерица

Слайд 22

Кузнечика спасает зелёный цвет-в траве он становится невидимкой. Кузнечик

Слайд 23

Божья коровка привлекает к себе внимание яркой окраской. Кровь у неё едкая. Своей яркой окраской, она как бы предупреждает врагов: «Мы несъедобные! Не прикасайтесь!» Божья коровка

Слайд 24

Домашнее задание: Прочитать С. 94 – 97. (подготовить пересказ) Выполнить задание в р/т. С. Выполнить задание для домашней работы 1 и 2 1)Подготовить модель цепи питания; 2)Подготовить доклад об Экологии «Глобальные проблемы современности».