Урок окружающего мира. Тема: Куликовская битва. 4 класс
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tk_okr_mir_kulikovskaya_bitva.docx32.69 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока окружающего мира

УМК: «Школа России»

Тема урока: «Куликовская битва»

Класс: 4

Тип урока: Открытие нового знания.

Цель урока: Формирование представления о Куликовской битве.

Задачи урока:

Обучающие:

  1. Узнать ход событий Куликовской битвы.
  2. Проанализировать ход Куликовской битвы и ее исход.

Развивающие:

  1. Способствовать развитию навыка работы с картой.
  2. Способствовать развитию устной речи посредству дискуссии.

Воспитательные:

  1. Способствовать воспитанию интереса к истории своей страны.
  2. Способствовать воспитанию уважительного отношения к мнению других людей посредству дискуссии на определенные темы.

Планируемые результаты (для ученика):

Предметные

Метапредметные

Личностные

Умение пересказывать ход Куликовской битвы.

Умение анализировать ход событий.

Умение ориентироваться в карте.

Умение считывать информацию из карт и схем.

Коммуникативные:

Умение работать в паре.

Умение высказывать свою точку зрения.

Регулятивные:

Умение проводить самопроверку.

Умение проводить анализ своей деятельности.

Познавательные:

Умение анализировать прочитанный текст.

Умение сотрудничать с одноклассниками.

Умение грамотно излагать свои мысли в устной форме.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, парная.

Методы и приемы обучения:

Пересказ, беседа, дискуссия, анализ прочитанного текста, работа со схемой/картой, демонстрация и иллюстрация.

Формы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля:

самопроверка по образцу.

Оборудование, дидактические средства, раздаточный материал для учеников, электронные образовательные платформы:

презентация, учебник, рабочая тетрадь, 2 видео о куликовской битве.

ХОД УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

методы обучения;

формы организации учебной деятельности

(Ф, П, Г, И)

формы контроля

  1. Организационно-мотивационное начало урока

- Ребята, здравствуйте, сейчас у нас урок окружающего мира. Вам понадобится учебник и рабочая тетрадь.

- Начнем этот урок со слов Александра Невского.

- Кто как понимает эту фразу русского князя?

- Чтобы понять, о чем говорил князь Александр Невский, вернемся к этим словам в конце урока.

Приветствуют учителя.

Проверяют свои принадлежности.

«Кто с мечом к нам придёт, от меча и погибнет!»

Ответы учеников

Фронтальная работа

  1. Актуализация знаний по теме

- А для начала, поработаем с рабочей тетрадью и узнаем, как вы усвоили прошлую тему. Откройте тетради на 18-той странице и в паре с соседом выполните задание под номером один. Ваша задача найти из всех утверждений неверное, и поставить в квадратике рядом знак минус. Вы должны объяснить свой выбор устно. Даю 3 минуты и спрашиваю.

- Ребята вспомним князя, о котором вы говорили на прошлом уроке. Как его зовут?

- А как назвал его народ?

- Почему его так прозвали?

- Что сделал князь для Руси?

- Как называлось место торгов?

- Ребята, как думаете, для чего он собрал военных ремесленников?

- Для чего стране оружие?

- А кто на тот момент был врагом Руси.

- Что она требовало от Руси?

Анализируют все высказывания. Выявляют неверное.

Ответ:3. Потому что береста не дошла бы до наших дней.

- Иван Данилович.

- Иван Калита.

- Он жертвовал нищим из своей сумки – калиты.

- Наладил торговлю, развил ремесло. Обогатил русские земли, за счет доверия золотой орды. Нарастил военную мощь.

-То*ржище.

- Чтобы они создавали оружие.

- Защищаться от врагов.

- Золотая Орда.

- Большую дань.

Парная работа.

Фронтальная работа.

Беседа.

Опрос по пройденной теме.

  1. Этап выявления места и причины затруднений

- Ребята, как думаете, просто так ли русские князья укрепляли войско страны, собрали ремесленников, чтобы те делали оружие?

- Сегодня мы узнаем, чем же это обернулось.

(Включаю видео №1)

- Не зря. Они готовились к войне. Чтобы дать отпор Золотой Орде.

Открывают учебник.

- Куликовская битва.

Фронтальная работа.

Наводящий вопрос.

  1. Формулировка темы, цели и задач урока

- какая тема нашего сегодняшнего урока.

- Значит, не зря трудились ремесленники.

- Целью нашего урока станет знакомство с ходом Куликовской битвы.

- Составим план урока.

1. Узнаем, как проходила Куликовская битва.

2. Научимся определять место куликовской битвы на исторической карте.

3. Применим полученные знания.

- Куликовская битва.

Обозначают себе цель урока.

Фронтальная работа.

  1. Открытие новых знаний/основной этап работы на уроке

- Откроем учебник на 70-й странице.

-Прочтем первый абзац.

- Кто был князем на тот момент?

- Что он сделал?

- А почему он так сделал?

- Читаем дальше.

- Что происходило в Золотой Орде?

- Как думаете, зачем Мамай вызвался на войну с Русью?

- Читаем, что же случилось.

- Что стало известно летом 1380го года?

- Что приказал князь Дмитрий Иванович?

- Какие люди шли на войну?

- Что делали остальные?

- Читаем дальше.

- О Троицком монахе вы тоже читали на прошлом уроке. Что же он сделал?

- Запомните имя первого богатыря.

- Продолжим дальше.

- Что несли русские люди?

- Когда и кто крестил Русь и привел ее в христианство.

- То есть, Русь уже была христианской страной, а монголы были язычники.

- Читаем дальше.

- Вот где и появился Пересвет. На экране вы можете увидеть эту сцену битвы. (слайд)

- Они оба упали замертво. И началась жестокая битва.

Читаю следующий абзац.

- Чем же все кончилось?

(Видео №2)

- Где был наш князь?

- Где же был Мамай?

- Читаем дальше.

- Кто выиграл в этой битве?

- Что послужило бегству Орды?

- Дочитаем текст до конца

Читают 1-й абзац.

- Дмитрий Иванович, внук Ивана Калиты.

- Отказался платить дань. Велел построить белокаменные стены вокруг Кремля.

- Он понял, что Орда придет за данью с войском и хотел защитить город.

Читают 2-й абзац.

- Борьба за власть.

- Чтобы усмирить Русь, взять дань и вернутся победителем между своими конкурентами на власть.

Читают 3 абзац до конца страницы.

- Что Мамай двинулся на Русь.

- Собрать войско со всей Руси.

- Княжеские полки, дружины и даже те, кто не держал в руках оружие.

- Молились за победу Руси над Ордынским игом.

Читают 4 абзац.

- Благословил князя на битву и дал князю в помощь богатырей – Пересвета и Осля*бю.

Читают 5 абзац.

Читают следующий абзац.

- Лик Христа.

- В 988г. Русь крестил Владимир Красное Солнышко.

Читают следующий абзац.

Читают следующий абзац.

- Сбежало.

- На поле боя, как и все простые люди.

- Он стоял на высоком холме и смотрел, как его войско бежало прочь.

Дочитывают текст до конца.

- Русский народ.

- Внезапная атака русской конницы.

Фронтальная работа.

Чтение по цепочке.

Дискуссия.

Иллюстрирование.

Обсуждение прочитанного.

  1. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

- Ребята, посмотрите на карту на 73-й странице учебника. Чем обозначено место куликовской битвы?

- Теперь найдите его на карте. Покажите пальцем, я проверю.

- Теперь найдем обозначение пути войск Орды и Руси.

- Откуда шло русское войско?

- Ребята, а почему стрелка, показывающая путь Орды повернулась в конце в обратную сторону?

Смотрят на карту

- Находят обозначение места битвы.

Показывают место битвы.

Коричневая стрелка.

- Из московского княжества.

- Потому что их войско сбежало с поля битвы.

Работа с картой.

Демонстрация

  1. Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону

- Откройте рабочие тетради на 20-й странице.

- Вместе выполняем задание под цифрой 1.

Прочитаем описание первого человека. О нем мы говорили в начале урока.

- Второй человек, прочитаем описание.

- Кто же это?

- Задание под 2-м номером выполняем самостоятельно. Вам нужно выбрать из перечисленных ответов верные. Приступаем.

- После окончания работы глаза на меня и будем проверять работу по образцу.

- Обмениваемся тетрадями с соседом.

- Эталон проверки на экране.

Открывают рабочие тетради.

Выполняют задания в рабочей тетради.

- Александр Невский.

- Дмитрий Донской.

Выполняют задание в паре.

- 1. Река не относящаяся к куликовской битве – Дунай

2. Полководец возглавлявший русское войско – Дмитрий Донской

3. Куликовская битва произошла –

8 сентября 1380 года

4. Кто не был участником поединка, перед началом битвы – Мамай

5. Куликовская битва закончилась –

Победой русских войск

Самостоятельная работа.

Взаимопроверка по образцу.

  1. Этап включения в систему знаний и повторения

- Вернемся к нашему плану урока.

- Мы узнали, как проходила куликовская битва?

- Научились находить место куликовской битвы на карте?

-Применили полученные знания при работе с тетрадью?

Обратная связь по ходу урока.

Фронтальная работа.

Пересказ.

  1. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

- Давайте вернемся к словам Александра Невского. Прав ли он?

- На этом наш урок подходит к концу.

Аргументируют свой ответ.

Фронтальная работа.

  1. Подведение итогов работы на уроке Д/З

- Дома вам нужно выполнить 3 задание на 20 странице рабочей тетради. Чтобы заполнить кроссворд воспользуйтесь текстом учебника.

Записывают домашнее задание.

Фронтальная работа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира. Тема: «Животноводство». 3 класс.

Цели:1) познакомить с отраслями животноводства, с особенностями разведения и содержания домашних животных; с правилами безопасности, которые необходимо соблюдать при общении с домашними животными;2) р...

Конспект урока окружающего мира. Тема: "Грибы" 2 класс. (УМК Перспектива)

Тема: «Грибы»  Цели деятельности учителя: формировать представление о грибах как особом царстве живой природе, их строении и многообразии; развивать умение устанавливать связи между о...

Конспект урока окружающего мира. Тема: «Животноводство». 3 класс (УМК Школа России)

Тема урока: «Животноводство»Цели урока: познакомить с отраслью сельского хозяйства – животноводством, особенностями разведения и содержания домашних животных; воспитывать любовь к жи...

Конспект урока окружающего мира. Тема: «Растениеводство». 3 класс (УМК Школа России)

Тема урока: «Растениеводство»Цели урока: познакомить с одной из отраслей сельского хозяйства – растениеводством; учить различать и группировать культурные растения....

Конспект урока окружающего мира. Тема: "Грибы" 2 класс. (УМК Перспектива)

Тема: «Грибы» Цели деятельности учителя: формировать представление о грибах как особом царстве живой природе, их строении и многообразии; развивать умение устанавливать связи меж...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА Тема: «Животноводство» 3 класс Тема: «РАСТЕНИЕВОДСТВО»

Создать условия для обобщения знаний учащихся о растениеводстве; формирования представлений о животноводстве, его отраслях; ознакомления с особенностями разведения и содержания домашних животных, отра...

Урок окружающего мира. Тема: «Куликовская битва. Поход Мамая на Русь»

Урок окружающего мира по программе "Школа России" для 4 класса...