Край, в котором мы живем. Природа нашего края
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

Открытый урок

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ua_okruzhayushchiy_mir_2_kl.docx21.11 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока  

Тема: Край, в котором мы живем. Природа нашего края

 Цели урока: создание условий для развития умения учиться на собственном опыте и опыте других в процессе работы.

Планируемые результаты

Личностные: развитие познавательного интереса и мотивов, направленных на изучение данной темы; развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; развитие осознания необходимости в изучении данной темы;

Предметные: развитие познавательного интереса, развитие интереса к изучению о родном крае, богатстве, получить  представления о неповторимости  своего края, учить работать с картой, познакомить с географическим положением и  климатическими условиями, растительным и животным миром края;  воспитывать  чувство любви и гордости  за свой родной край,    бережное отношение к ней, экологическую культуру;

Тип урока: открытие новых знаний.

Оборудование: учебник Окружающий мир 2 класс УМК «Школа России», презентация, физическая и административная карта Бурятии, фотографии и рисунки с изображением природы края, тексты гимна Бурятии, карточки, цветные карандаши.

Технология

проведения

(этапы урока)

Деят-ть

учителя

Деят-ть

учащихся

 УУД

  • Орг. момент

Эмоциональная,  психологическая и мотивационная  подготовка учащихся  

к усвоению изучаемого

материала.

Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку.

- Здравствуйте, ребята! Прежде, чем начать урок, создадим себе  хорошее настроение. А хорошее настроение начинается с улыбки. Улыбнулись, подарили частичку добра своим одноклассникам, гостям, своему учителю.

Проверили, всё ли готово к уроку?

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.

Регулятивные: нацеливают  на успешную деятельность.

Личностные: выражают  положительное отношение к процессу познания, проявляют желание изучать новое.

Коммуникативные: формируют   умения слушать и слышать.

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

Цель: выведение проблемного вопроса на основе имеющихся знаний учащихся.

Ребята, посмотрите на доску, прочитаем вместе. Как вы думаете, что это может быть?

1. Символика

2. Географическое положение

3. Климатические условия

4. Растительный и животный мир

5. Достопримечательности

Это план работы может быть или разделы книги.  

Регулятивные: действуют с учётом выделенных учителем ориентиров, адекватно  воспринимают оценку учителя.

Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая свои успехи в учении с усилиями, трудолюбием.

Коммуникативные:  слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания.

3. Постановка учебной задачи

Цель:

Сегодня я Вам предлагаю вместе сделать книгу справочник о нашей малой родине.

Кто знает, что означает слово «Родина»?

Что мы Родиной зовём?
Дом, где мы с тобой растём,
И берёзки у дороги,
По которым мы идём.
Что мы Родиной зовём?
Солнце в небе голубом
И душистый, золотистый хлеб
За праздничным столом.
Что мы родиной зовём?
Край, где мы с тобой живём.

 -Можно ли сказать, что автор  любит Родину? А как называется наш родной край? Республика Бурятия. Предположите, о чём мы будем говорить на уроке? О малой Родине.Малая Родина, это то – место где мы родились и живем. Даже у каждого растения, у каждой былинки есть своё место, откуда она берёт жизненную силу.

Тема нашего урока- ваши предположения

Край в котором мы живем.

-Где мы можем увидеть изображение нашей Родины целиком? (На карте) .Карта – это уменьшенное изображение земной поверхности на плоскости. Карта поможет нам, не выходя из класса, совершить путешествие по родному краю.

Республика Бурятия

Познавательные:  самостоятельно формулируют  познавательные цели;

строят  логические цепи рассуждений;

Регулятивные: определяют и формулируют  цель деятельности с помощью учителя, ищут  средства ее осуществления; понимают  и принимают учебную задачу.

Личностные: развивают познавательные  интересы  учебных мотивов;

Коммуникативные:  ясно и четко излагают свое мнение, выстраивают речевые конструкции.

4. Построение проекта выхода из затруднений

Цель: сделать книгу –справочник.

Так, чтобы сделать книгу- справочник, нам поможет карта.
Еще материал- фотографии,  интересные статьи о нашей Родине. А самое главное мы сами должны знать: В каком разделе, о чем писать?

Обложка

Давайте разберемся по разделам, но прежде у любой книги  должна быть обложка , на ней название и автор.

Давайте придумаем название.

Авторами мы будем всем классом: потому что все вместе дружно будем работать над книжкой.

1 страница Символика.

Что может относиться к символике?


У каждой страны, республики, города  есть   символы, как герб, флаг и гимн.    Символы   отражают историю своего народа, отображают национальный характер.  Есть они и у нашей Родины. Оскорбление  государственных символов – это оскорбление государства, его народа, его истории и культуры.

Гимн - это торжественная песня, которую слушают и исполняют стоя.

Итак,  узнаем у нашей республики какие символы.

1) Выбери герб республики (4 разных на выбор)

Что изображено на гербе республики?


Герб обрамлен кругом- символом вечности из трех цветовых полос флага республики. Внутри круга- волны Байкала и горы. Вверху герба - «соембо» (луна, солнце, очаг). Внизу герба- хадаг- символ гостеприимства с названием республики на русском и бурятском языках.

Флаг республики, из каких цветов состоит?

Сейчас такое вам задание- нужно выбрать цвета и собрать флаг Бурятии.

Синий цвет олицетворяет исторические корни и культурные связи народов Бурятии.

Белый цвет символ счастья, спокойствия, благополучия, мира и единства.

Желтый цвет подчеркивает духовное начало.

И следующая символика- гимн

Гимн Бурятии написал поэт Дамба Жалсараев,  а музыку написал Анатолии Андреев.

Послушаем гимн. Надо всем встать.

Первая страница справочника оформлена, перейдем ко второй странице.

2 страница

Согласно нашего плана, вторая страница будет о географическом положении нашей республики.

Посмотрите на карту, наша Республика находиться на азиатской части материка Евразия.

Как чашу, наполненную до краев драгоценной водой, обхватила земля бурятская продолговатый, чуть изогнутый контур  Байкала, и подняла перед всем миром неповторимое чудо природы, которое издавна называется «священным сибирским морем».

Республика Бурятия находится в южной части Восточной Сибири. Она занимает выгодное географическое положение. Граничит с Иркутской областью и Забайкальским краем,  республиками Тыва, Монголией. В основном представляет собой преимущественно горную страну с небольшим  количеством равнинных участков. Территория республики – 351000 кв.км. Она  делится на 21 район, имеет 6 городов, 29 посёлков городского типа (города: Улан-Удэ, Кяхта, Закаменск, Селенгинск, Гусиноозёрск, Северобайкальск). По ней протекают самая  крупная река Бурятии - Селенга, а также очень интересные и своеобразные реки - Баргузин,  Турка,  Уда, Чикой, Хилок.

Посмотрите внимательно на слайд, с чем граничит наша республика. Нам нужно расположить «соседей».

Я перечислила 6 городов нашей республики. Назовите город, которого не хватает. Какой из этих городов является столицей нашей республики. Все мы живем в Улан-Удэ, все мы можем рассказать о нашем городе. Поэтому следующее задание состоит в том, чтобы выбрать предложения, которые описывают наш город.

Теперь переходим к следующей странице, которая будет посвящена климату. Климат у нас резко-континентальный. Вы сейчас будете подбирать прилагательные к словам; зима, лето…

Следующая страница – растительный и животный мир Бурятии. Природные ресурсы Бурятии уникальны и создает благоприятные условия для животного и растительного мира.

Игра «отгадай животное»

Осенью у меня забот не мало,

Во-первых, я линяю, Во –вторых, надо позаботиться о спокойном убежище, где можно спокойно проспать до весны, но чтобы спокойно спать мне нужно накопить запас жира, а это можно сделать летом или в начале осени, ведь в это время много еды. Жир - это запас пищи на всю зиму. (Медведь)

 

От врагов кто в дуплах спасается, кто прячется под снегом, кто в нормах, а я ничего этого делать не умею, а врагов у меня полным полно. И все таки я живу – не тужу. Выручает меня нос, быстрые ноги и неприметная шубка. Осенью я линяю, вместо белой шерстки вырастаем снежно- белая. Кормлюсь я по ночам, так безопаснее, объедаю кору деревьев. (Заяц)

А сейчас я хочу рассказать, о тех животных и растениях, которые обитают только у нас в Бурятии.

Посмотрите  картины на слайде.  Сейчас я о них вам расскажу, а вы поможете подписать в справочнике названия этих растении и животных. Мы познакомились с некоторыми представителями животного и растительного мира.

Переходим к следующей последней странице. Это задание вы должны сделать самостоятельно.

Эта страница посвящена достопримечательностям нашей республики.

Что означает слово « достопримечательность» ?

Расскажите мне, что вы видите на картине. ?
Памятник В.И.Ленин, Гостеприимная Бурятия, Мемориал Победы ВОВ.

Это Иволгинский дацан- достопримечательность нашей республики. Все гости, которые приезжают к нам обязательно хотят побывать в дацане. Что же там такого особенного?
Прочитайте сами, а потом ответите на вопросы по тексту.

В нашей республике много достопримечательностей, поэтому вот на этой последней страничке, вы найдете информацию о каком  нибудь  примечательном месте и дополните наш справочник.

Проводит физкультминутку

Познавательные:

Общеучебные – осознанно строят речевое высказывание в устной форме о том, что такое карта;

Логические – осуществляют поиск необходимой информации.  

Коммуникативные:

- участвуют в диалоге, отвечают на поставленные вопросы, слушают и понимают речь других, оформляют свои мысли в устной речи;  

-  контролируют оценку  действий партнера на основе совместной деятельности направленной на общий результат.

Регулятивные:  осуществляют пошаговый контроль своих действий, ориентируются  на показ движений учителем.

Познавательные:

Общеучебные – осознанно строят речевое высказывание в устной форме.

Логические – осуществляют поиск необходимой информации;

Коммуникативные:

- участвуют в диалоге, отвечают на поставленные вопросы, слушают и понимают речь других, оформляют свои мысли в устной речи;  

-  контролируют оценку  действий партнера на основе совместной деятельности направленной на общий результат.

Регулятивные: решают учебную задачу  на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и  что еще неизвестно; ориентируются в учебнике и тетради.

Работа по карте

Знаково- символические УУД

Выбор по описанию

Регулятивные:  осуществляют пошаговый контроль своих действий, ориентируются  на показ движений учителем.

  • Первичное закрепление

Цель: нацелить на дальнейшее познание

И так давайте еще раз пройдемся по страницам  нашего справочника и повторим все что узнали нового?

Наш край очень богат и красив , мы должны сохранить красоту края, беречь природу.

Как вы думаете как нам может пригодиться справочник?

Можно ли сказать что здесь вся информация о нашей республике?

Наша работа по познанию нашего края только началась, у нас впереди много работы.

проверка качества усвоения материала.

6. Рефлексия

Цель: оперативный контроль знаний

А сейчас проверим вас насколько прочно вы усвоили тему урока.

Тест. Вы  обводите одно слово да или нет

Тест:

1.В республике Бурятия находится самое глубокое оз. Байкал. (Да/Нет)

2.Столица Бурятии – Кяхта. (Да /Нет)

3.В нашем крае резко континентальный климат. (Да /Нет)

4. На гербе республики есть соембо. (Да/ Нет)

5.Бурятия граничит с Иркутской областью. (Да /Нет)

контроль

7. Д/з

Цель: расширить интересы, источники информации, проявить индивидуальность при оформлении

 В нашей республике много достопримечательностей, поэтому вот на этой последней страничке, вы найдете информацию о каком-  нибудь  примечательном месте и дополните наш справочник. Красивое оформление должно быть.

Творческое задание

Самоанализ урока

Урок по данной теме – третий  в системе  адаптационных уроков.  На уроке использовался словесный, наглядно-иллюстративный, проблемно-поисковый методы. Выбранные методы обучения и способы управления учебной деятельностью подчинены целям урока и соответствовали уровню обученности учащихся. Учитывался объем учебного материала и сложность информации с возрастными особенностями и учебными возможностями учащихся. Отбор дидактического материала, наглядных пособий полностью соответствовал целям урока и был использован строго по назначению без излишеств.

           Новое знание не давалось детям в готовом виде, а постигалось ими путем самостоятельного анализа, сравнения, выявления существенных признаков.  Для этого была показана презентация о красоте нашего края, а дети вместе с учителем слушали Гимн “О родной земле” (муз. А.,Андреева, сл.Д.Жалсараева). Постановка учебной задачи  проводилась в виде беседы по содержанию стихотворения (Что вы можете сказать о Республике Бурятии? Где мы можем увидеть изображение нашего края целиком?). Дети сами открывали знания, а учитель лишь подводил детей к этим «открытиям», организуя и направляя их поисковые действия.

           В младшем школьном возрасте эмоции играют едва ли не самую важную роль в развитии личности, поэтому на уроке стремилась поддерживать атмосферу доброжелательности, создавать для каждого ребенка ситуацию успеха. Использовала в ходе урока демократический стиль общения, выступая в роли руководителя процесса и сотоварища. Большое внимание уделено эмоциональному полю урока, тому, чтобы ребенок не чувствовал себя дискомфортно, а стремился быть активным участником в ходе урока, чтобы ему было интересно на занятии, и чтобы он ушел с урока с пользой для себя и определенным багажом знаний. Так, как младшие школьники воспринимают учебный материал в основном визуально, использовала на уроке много наглядного материала

Формируемые УУД (универсальные учебные действия):

Познавательные - осознавать познавательную задачу, слушать и смотреть, извлекая  нужную информацию, коммуникативные: достаточно полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

регулятивные – принимать и сохранять учебную задачу, планировать в сотрудничестве с учителем и одноклассниками нужные действия;

личностные: устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Выбранная структура соответствует поставленным целям и содержанию учебного материала. Все задания урока носят развивающий характер. Основная форма контроля - наблюдение за детьми, степенью их активности и самостоятельности, осмысленности суждений. Такой контроль позволил оперативно корректировать ошибки. Все этапы урока взаимосвязаны и подчинены одной цели, изготовлению продукта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мини сочинение Край, в котором я живу.

Сочинение учащейся 4 "В" класса МОУ "СОШ№ 6" Корсаковаского городского округа....

Программа по краеведению "Край, в котором я живу"

Программа по краеведению "Край, в котором я живу" рассчитана на учащихся 3-4 классов....

Презентация "Край, в котором мы живем"

Презентация ктематическому  классному часу "Край, в котором мы живем" 3-4 класс. Рассказ о истории возникновения села, современное село....

Край в котором я живу.

Патриотическое воспитание....

Урок по курсу "Наш край" по теме «Природа нашего края в произведениях художников Владимирской земли»

Данная разработка содержит краткий конспект занятия в 3 классе по региональному курсу "Наш край"...

Познавательная игра "Край родной-дальневосточный" по факультативному курсу "Край, в котором я живу"

Урок в виде интерактивной игры.Обобщение знаний об истории края, о городах и поселках края, животном и растительном мире. Игра в командах....

Конспект + презентация урока окр. мира по теме: "Наша родина – Россия. Особенности неживой и живой природы родного края" 1 класс, ПНШ.

Цель деятельности учителя: расширение представления детей о стране, в которой они живут, о родном городе; знакомство с особенностями природы России; Планируемые результаты:Предметные:-знать: симв...