КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ (2 КЛАСС) -КРАСНАЯ КНИГА
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

Мелконян Сирануш Николаевна

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ (2 КЛАСС) -КРАСНАЯ КНИГА.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта по предмету: Окружающий мир  

Тема: Красная книга

Класс:2

Подготовила : учитель начальных классов

МБОУ Шаумяновской СОШ № 10

Мелконян  Сирануш Николаевна

 

2022 г.

УМК: Школа России

Класс: 2

Предмет: Окружающий мир

Тип урока: Открытие новых знаний

Тема: Красная книга

Цель – сформировать у учащихся представление о значении Красной книги и необходимости ее создания.

Задачи:

Образовательные: 

  • формировать понимание, что такое «Красная книга» и зачем она нужна;
  •  познакомить учащихся с животными и растениями, занесенными в Красную книгу;
  • познакомить учащихся с заповедниками, охраняющими редкие виды растений и животных.

Развивающие: 

  • развивать внимание, наблюдательность, память, воображение, мышление.

Воспитательные: 

  • воспитывать у учащихся любовь к природе и бережное отношение к ней;
  • воспитывать сознательную дисциплину на уроке;
  • воспитывать уважительное отношение друг к другу.

Планируемые результаты:

Предметные: 

  • выявлять причины исчезновения изучаемых растений и животных;
  • рассказывать о редких растениях и животных;
  • использовать дополнительную литературу для поиска необходимой информации;
  • рассматривать иллюстрации в учебнике, извлекать из них нужную информацию;
  • отвечать на вопросы и оценивать свои знания;
  • понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять;
  • работать в парах, используя представленную информацию для получения новых знаний.  

Метапредметные УУД:

Познавательные: 

  • использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;  

Регулятивные:

  • действовать с учетом выделенных учителем ориентиров;
  • адекватно воспринимать оценку учителя.

Коммуникативные:

  • формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
  • умение излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Личностные:

  • формировать целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, уважительное отношение к иному мнению, умение принимать и осваивать социальную роль обучающегося;
  • развивать мотивы учебной деятельности и формировать личностный смысл учения;
  • развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликты, видеть выходы из спорных ситуаций.

Технологическая карта урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный

Момент

(1 мин)

Покажите свои умные глазки , ровные спинки.

Улыбнитесь.

Мы готовы начинать урок. Садитесь.    

Учитель: Друзья мои!

Сегодня мы откроем тайну,

Ведь в жизни нашей часты чудеса.

Секрет окружающих чудес необычайных

Узнаем мы чуть больше, чем за полчаса.

Орешек знаний тверд, но все же

Мы не привыкли отступать.

Нам расколоть его помогут

Волшебные слова:

Дети: «Хотим всё знать!»

-Надеюсь, мы с вами хорошо, продуктивно поработаем, и уйдем домой с новыми знаниями и хорошим настроением.

Внимательно слушают учителя. Готовятся к уроку. Настраиваются на дальнейшую работу.

Актуализация знаний.

(3 мин.)

-Внимание на экран.

Как прекрасен этот мир! Не правда ли, прекрасны творения природы на этих фотографиях! Ими б только восхищаться, поражаясь сколь щедра на выдумки природа, но есть одно но…..
- Мы всегда куда-то торопимся: на работу, в школу, на занятия кружка. Сегодня мне хочется вас остановить. Оглянитесь вокруг.

Порадуйтесь солнцу — оно же светит для нас. Птицам — они поют для нас.( озвучка видео)

-Какое чувство у вас возникло при просмотре этого видео?

-Вспомним, о каких животных мы говорили с вами на прошлом уроке?

-К какой группе животных они относятся?

-Какую ещё группу  вы знаете?

— А как вы думаете, люди должны заботиться только о домашних животных?

-Как можно помочь диким животным, которые живут в природе? Например, птицам?

— А зверям в лесу вы можете, чем-нибудь помочь?

— Вы не можете, но есть специальные люди, лесники, которые следят, за сохранностью животных: они подкармливают птиц, оленей и лосей, следят, чтобы на них не охотились в период размножения. Раньше, когда таких людей не было животные, птицы и растения уничтожались постоянно и многие совсем исчезли с нашей планеты.

Дети внимательно смотрят и слушают.

Выдвигают свои предположения.

-Любовь к животным .

- О кошках и собаках.

-К домашним животным

-Дикие животные.

-Нет

-Строить скворечники ,кормить.

Формулировка цели и задач.

(3 мин.)

-Для того, чтобы узнать, о чем мы с вами будем говорить на сегодняшнем уроке и как будет звучать наша тема, вам необходимо отгадать загадку.

-«Говорит она беззвучно,

Но понятно и не скучно.

Ты беседуй чаще с ней,

Станешь вчетверо умней.»

-Что же это?

- А как вы думаете это какая это книга, обычная? Ведь мы говорим о природе, её охране. Кто догадался, что это за книга?

-Верно, сегодня мы с вами поговорим о Красной книге. Тема урока – Красная книга. (на доске )

-Ребята, как вы думаете, какую цель на сегодняшний урок мы можем перед собой поставить?

-Верно. (цель на доске) Но для того, чтобы мы с вами смогли достичь цели, нам необходим план достижения цели. Давайте же мы ознакомимся с этим планом. (на доске)

1.КАК ПОЯВИЛАСЬ КРАСНАЯ КНИГА?

2.КАКИЕ ЖИВОТНЫЕ И РАСТЕНИЯ ЗАНЕСЕНЫ В КРАСНУЮ КНИГУ?

3.КАКИЕ ЕСТЬ МЕРЫ ПО ОХРАНЕ ИСЧЕЗАЮЩИХ ЖИВОТНЫХ И РАСТЕНИЙ?

(карточки крепятся на доску )

- А справиться с выполнением пунктов нашего плана нам поможет ученая Сова!

-Давайте же приступим к выполнению 1 пункта нашего плана и узнаем, что же такое Красная книга.

-Книга!

-Красная Книга!

- Цель - узнать, что такое Красная книга.

Открытие нового знания

( 24 мин.)

Закрепление урока.(6 мин.)

 Итог урока

(3 мин.)

- Ребята, скажите, пожалуйста, где вы встречались с красным цветом?

-А что же в таких случаях означает красный цвет?

- Как вы думаете, а о какой опасности идет речь в Красной книге?

-Вы совершенно правы.

- На нашей планете существовало много разных видов животных и растений. И людям казалось, что они всегда будут жить и расти. Они использовали растения для своих нужд, безжалостно уничтожали животных. И пришло время, когда ученые забили тревогу: некоторые виды растений и животных исчезли бесследно. Некоторые виды растений и животных стоят на грани исчезновения. Поэтому наступила необходимость создать документ, который бы смог остановить человечество от уничтожения живой природы.

Чтобы сохранить многообразие живых существ, которые стали редкими на нашей планете Международный союз охраны природы и природных ресурсов создал «Комиссию службы выживания», которая в 1966 году  выпустила Международную Красную книгу.(СЛАЙД) 

В 1978г. Красная книга появилась и в нашей стране.
В этой книге перечислены животные и растения, которые могут безвозвратно исчезнуть. Полностью она называется так: «Книга редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений» – «Красная книга России».  (
СЛАЙД)

В каждом регионе России есть своя Красная книга. Как называется регион где мы живем ?

Ростовская область — край с уникальной природой. Создание Красной книги — еще один шаг к сохранению и восстановлению биологического разнообразия нашего региона. Красная книга Ростовской области была издана в 2004 г.

 — Страницы Красной книги разноцветные. Это сделано не для украшения. По тому, на странице какого цвета содержится информация о данном животном, можно сразу определить, в каком положении оно находится.(СЛАЙД)

— Ребята, первый вопрос был у нас –« Как появилась Красная книга?»

—Мы нашли ответ на него?

— Давайте проверим на сколько хорошо вы его запомнили. У вас на столах лежит карточка с заданиями. Выполните ,пожалуйста ,задание №1.Соедините линией год выпуска  с соответствующей  Красной книгой.

— Проверьте свою работу .(показ на слайде)

—Вы готовы  сейчас отправится в путешествие по разноцветным страницам?

I — страница – исчезнувшие.

— Сначала идут чёрные страницы. ( на доске шаблон книги разных цветов)

— На них записаны те животные, которых мы больше не увидим, то есть исчезнувшие

— Это морская корова.  

— Бескрылая гагарка.  

— Странствующий голубь

У кого есть карточки с изображением этих животных ?-Прикрепите  к доске на  черные страницы.

( слайд)

В 18 веке Морскую корову обнаружили вокруг Командорских островов в Беринговом море, между Россией и Аляской. Взрослая самка была длиной около 7,5 метров и весила до около 3,5 тонн. К сожалению, в течение 27 лет после их открытия морские коровы вымерли. Люди охотились на этих медленно передвигающихся животных из-за кожи, жира и мяса.

— Сейчас пойдет речь о красных страницах.

II — страница — редкие.

-На них записаны особо редкие, исчезающие животные. Их мало, но ещё можно встретить. Они могут исчезнуть совсем.

-Это лошадь Пржевальского.  

-Амурский тигр

У кого есть карточки с изображением этих животных ?-Прикрепите  на доску.

- Белый аист отнесен к числу очень редких птиц Ростовской области. В регионе ежегодно насчитывают до пяти гнездящихся пар.(СЛАЙД)

III— страница (жёлтая) — исчезающие.

— На жёлтые страницы занесены животные, количество которых стремительно уменьшается. Если мы не поможем им, то они могут попасть на опасные красные страницы.

- белый медведь

- розовый фламинго

- Исчез из нашего хутора Шаумяновского -крапчатый суслик (СЛАЙД) ,но сохранился еще в некоторых районах нашей области.

-Кто имеет желтую карточку, прикрепите ее к доске.        

IV — страница (серые) неопределенные.

— На серых страницах записаны животные, которые до сих пор мало изучены. Места их труднодоступны или точно не установлены.

 К таким животным относятся:

— Слоновая черепаха.  

— Дровосек реликтовый — самый крупный жук.  

   - Императорский пингвин

-У кого есть серые карточки ,пожалуйста, прикрепите их .

-  Салатный шелкопряд занесен в Красную книгу Ростовской области . (СЛАЙД) Его невозможно отнести к определённой категории из-за недостатка информации.

V— страница (белые) сохраняющие.

— Следующие страницы Красной книги- белые. Здесь записаны животные, численность которых всегда была невелика. Они обитают на небольших площадях.

-Белка-летяга

(СЛАЙД)

-Снежный барс – это удивительный обитатель горной местности, хищный, ловкий, и очень грациозный зверь. Животное не зря называется снежным. Это единственный представитель семейства кошачьих, который обитает в горах, где круглый год лежит снег. Хищника еще называют ирбисом, властелином гор или снежным леопардом.

Прикрепите белые карточки на доске,пожалуйста.

VI — страница (зеленые) восстанавливающиеся.

-Последние страницы Красной книги- зелёные. На них записаны животные, которые удалось спасти от вымирания

- Синий кит

—   Бурый медведь

- Атлантический морж ( слайд)

Обитающий на севере России атлантический морж был практически полностью истреблен в середине прошлого века. Но сейчас благодаря усилиям экологов наблюдается медленный рост его популяции.

-Прикрепите карточку с изображением синего кита..

  - Ещё об одном животном на этой страничке зубре – прочитаем на стр.91 в учебнике.

-Ребята, кроме животных в красную книгу занесены насекомые, растения. о них мы узнаем после того как немного разомнемся и выполним физминутку.

 

 Физминутка  

Мы немножко отдохнём.
Встанем, глубоко вздохнём.
Дети по лесу гуляли, за природой наблюдали.
Вдруг мы видим у куста
Выпал птенчик из гнезда.
Тихо птенчика берём (наклон, выпрямиться)
И назад в дупло кладём. (Поднять руки вверх)
Впереди из-за куста
Смотрит хитрая лиса.
Мы лисицу обхитрим
На носочках побежим. ( Бег на носках)
Зайка прыгал под кустом,
Приглашая нас в свой дом.

Учитель:  Также на земле в опасности 25 тысяч видов растений.

Давайте познакомимся с некоторыми из них. А в этом нам помогут стихи.

Но, что с ними случилось?! Все стихотворные строчки рассыпались и их невозможно прочитать. Ребята, помогите собрать стихи.

Учащиеся работают в группе, собирают разрезанные на части четверостишия (у каждой группы  свое задание).

Давайте, скорее, прочитаем, что у вас получилось.

 

Родился ландыш в майский день,

И лес его хранит,

Мне кажется: его задень,

И он тихонько зазвенит. (Слайд )

 

Колокольчики мои, цветики степные,

Что глядите на меня, темно-голубые?

И о чем звените вы в день веселый мая,

Средь некошеной травы головой качая. (Слайд )

 

Синее небо упало на луг,
Синим, пресиним всё стало вокруг,
На лугу расцвели, у синей реки,
Как синие небо, цветки – васильки. (
Слайд )

 

Тишина. Лишь кое- где
Скрипнет камышинка.
Спит на розовой воде
Белая кувшинка. (
Слайд )

 

Жарко солнце светит,
Грозы пронеслись,
Лилий многоцветья,
Краской взорвались.
(Слайд )

 

- Ребята, найдите в учебнике на стр. 90, какие еще растения занесены в Красную книгу. (Венерин башмачок, лотос, женьшень)

-Молодцы, ребята! Мы с вами познакомились с животными и растениями, внесенными в Красную книгу. Как вы считаете, мы справились со 2 пунктом нашего плана?

-Я с вами согласна, но хочу проверить. Выполните в карточке задание №2

Подчеркни в соответствующий цвет   листы Красной книги, на которых помещены:

 

ВОССТАНАВЛИВАЮЩИЕСЯ

РЕДКИЕ

НЕОПРДЕЛЁННЫЕ  

СОКРАЩАЮЩИЕСЯ

ИСЧЕЗАЮЩИЕ

Поменяйтесь с соседом по парте карточкой и проверьте работу.

Молодцы ребята! Вы отлично справились с заданием !

-Я хочу пригласить прочитать стихотворение Снежану.

 

«Недалекое будущее»

Человек идет, скучает

В одиночестве в лесу,

По дороге не встречает

Ни оленя, ни лису…

Не летит пчела на клевер,

Уток нету в камышах…

Вместо птиц китайский плеер

Заливается в ушах.

Не цветет в траве фиалка.

Рыбы нет в глубинах рек.

Слева – свалка, справа – свалка,

Посредине – человек.

Что стоишь – глядишь уныло?

Раньше думать надо было!

 

--Чтобы узнать  к чему призывает нас автор стихотворения , мы должны приступить к последнему пункту и узнать о мерах охраны редких растений и животных.  Её нужно беречь, как мы бережём самую жизнь человека. Потомки никогда не простят нам опустошение земли, надругательства над тем, что по праву принадлежит не только нам, но и им.

- Что же делают люди для того, чтобы помочь животным и растениям?

-В первую очередь, создаются заповедники, заказники, национальные парки.

-Как вы думаете, что такое заповедник?

-Ответ мы найдем в толковом словаре

Заповедники – это участки земли, где вся природа находится под строгой охраной.

В нашей стране их около 155.

Самый крупный заповедник не только в России, но и во всей Евразии-Большой Арктический заповедник. (СЛАЙД). На  его территории может поместиться целая Швейцария! Заповедник является домом для диких белых медведей.

Дальневосточный морской заповедник (СЛАЙД)

На острове Попова создан музей заповедника, в котором главным экспонатом является копия мамонтёнка. Он погиб около 40 тыс. лет назад, и его скелет полностью сохранился.

На юго-востоке Ростовской области в 100 км от Ростова-на-Дону, на территории Орловского и Ремонтненского районов расположен Ростовский заповедник.(СЛАЙД)  Из списка Красной книги Ростовской области здесь растет  множество растений, встречаются редкие птицы, а представителей класса млекопитающих здесь насчитывается более 50 видов.

-Так же для охраны природы были созданы национальные парки и заказники.

Ребята, мы узнали с вами о мерах охраны редких растений и животных. Как вы думаете, справились ли мы с 3 пунктом нашего плана?

А сейчас вам предстоит работа по карточке, задание №3 . Покажите, какие вы были внимательными и я уверена, что вы справитесь с предложенными заданиями.  Вам нужно выбрать то, что из перечисленного делать нельзя и закрасить кружки красным карандашом. Зеленым карандашом вы закрашиваете то, что делать можно. Приступайте.

-Прочитайте, что нельзя делать на природе.

-Прочитайте, что можно делать на природе.

-Молодцы ребята, вы не только много знаете о природе, но и умеете её охранять. Но что бы получить статус знатока предлагаю вам сыграть  в интерактивную  игру  « ЧТО, ГДЕ, КОГДА?» где против вас играют знатоки нашей школы ,старшеклассники.

       Вопросы к игре  -ЧТО ГДЕ КОГДА?

  1. Длина тела этого животного достигает  3 метров, а высота -2 метров. Кто это? (СЛАЙД)
  2. Он не только хозяин леса, но и является символическим животным нашей страны. (СЛАЙД)
  3.   Название его в переводе с китайского языка означает «человек – корень» (СЛАЙД)
  4.  Продолжи фразу: «Стерх — это…»(СЛАЙД)
  5. Строение этого растения имеет туфлевидную форму (СЛАЙД)
  6. Самый крупный жук в мире –это…(СЛАЙД)
  7. –Сектор  - музыкальный ключ.(отрывок из песни –Песенка мамонтенка)

- Кто плывет по синему морю?

-К кому он спешит?

-Скоро наши мамы отмечают праздник .Какой это праздник?

Если бы вы были ученными ,на какой странице поместили бы мамонтенка ?

-Почему  на черной?

-Молодцы ребята. Крутим волчок .

- И последний сектор на нашем барабане ,сектор черный ящик.А в черном ящике для вас подарок от знатоков нашей школы. Вам надо будем разгадать загадку ,что бы его получить.

Материки и острова,
Моря и океаны,
Планету эту ты дружок,
Из тысячи узнаешь!

-Как называется планета?

-Посмотрите какая она красивая , и совсем необычная. Ребята сделали над ней крышу .

-Что же они имели ввиду передав нам такой подарок?

-Как вы считаете, зачем нужна ей крыша?

-Кто же самый главный защитник на земле?

-Что нужно делать для защиты?

-На уроке мы говорили о животных ,растениях которые находятся на грани исчезновения.

Говорили о птице ,которая в Ростовской области стало редкой.

-Какая это птица?

-Верно, ребята.  Наш урок подходит к концу. Подошло время оценить нашу работу.

Рефлексия

На партах у вас лежат карточки с изображением этой птицы. Приклейте под клювик зеленый стразик ,если урок был полезен для вас ,вы хорошо работали на уроке , вам было все понятно ,вы понимали все о чем говорилось  и что делалось на уроке. Красный стразик, если пользы от урока вы получили мало и вам было не совсем все понятно.

 -Покажите, что у вас получилось.

 -Сейчас предлагаю поселить аистов над крышей нашего общего дома.  

- Молодцы! Вы очень хорошо поработали. Я вами горжусь!

Д/З

-Домашнее задание на следующий урок- подготовить проект о любом животном или растении, занесенном в Красную книгу, о котором мы с вами еще не говорили

-  Красный цвет можно увидеть на пожаре - огонь, в светофоре, на дорожных знаках.

- Опасность.

-Об опасности вымирания животных и растений.

Слушают рассказ учителя.

-Ростовская область.

-Да.

Фронтальная работа.

-Самопроверка.

-Да.

Крепят к доске карточки с изображением исчезнувших животных.

Крепят к доске карточки с изображением редких животных.

Крепят к доске карточки.

Крепят к доске карточки.

.

Крепят на доске карточки

Крепят на доске карточки

Выполняют физминутку

Работают в группе.

 Читает ученик с каждой команды

Читают поочередно

Взаимопроверка.

Ученик читает стихотворение А. Игнатовой –« Недалекое будущее».

Читает ученик.

-Да

Фронтальная работа.

Читают поочередно.

-Зубр

-Медведь

-Женьшень

-Журавль

-Венерин башмачок

-Дровосек

слушают

-Мамонтенок.

-К маме.

-День Матери

-На черной.

-Он относится к исчезнувшим животным

-Земля.

-Что земля наш дом.

-Для защиты.

-Человек.

-Надо соблюдать правила поведения в природе, относиться к ней бережно.

-Аист

Каждый ряд поочередно крепят аистов к доске под музыку.(Аист на крыше).

Записывают домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока по окружающему миру " Знакомство с Красной книгой"

Цель: : формирование и развитие природоохранных знаний посредством знакомства учащихся с животными и растениями, занесенными в Красную книгу . Задачи: Образовательные: - расширение и конкретизация ...

Открытый урок по окружающему миру 3 класс "Красная книга России."

Открытый урок по окружающему миру для 3 класса....

Конспект урока по окружающему миру 1 класс по программе Перспектива Тема: Красная книга

Конспект открытого  урока по окружающему миру в 1 классе по программе "Перспектива". Тема урока: "Красная книга"...

Технологическая карта урока по окружающему миру 2 класс "Красная книга"

Технологическая карта урока по окружающему миру 2 класс "Красная книга"...

Конспект урока по окружающему миру по теме: "Красная книга"

Урок относитмся к региональному компоненту содержания материала...

31.01.2020 год. Разработка урока по окружающему миру 2 класс "Красная книга"

Урок разработан для обучающихся 2 класса по окружающему миру на тему "Красная книга". Цель урока: познакомить учащихся с мерами по сохранению и увеличению численности редких растений и живот...