Урок окружающего мира по теме "Полезные ископаемые Курской области" 4 класс
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Комарова Светлана Федоровна

Урок окружающего мира в 4 классе. Раздел "Родной край - часть большой страны". Презентация к уроку. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дата 12 марта                                                                       4 класс         Окружающий мир

Тема      ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ

Педагогические цели

познакомить учащихся с разнообразием полезных ископаемых и некоторыми их свойствами, способами их добычи; профессиями людей, добывающих полезные ископаемые; показать их важную роль в экономике страны.

Тип урока

Открытие нового знания с практической работой

Планируемые
результаты

Цель урока: познакомить со свойствами полезных ископаемых, профессиями людей, добывающих их, раскрыть роль полезных ископаемых в деятельности человека и показать необходимость их бережного использования.

Формируемые УУД:

Предметные: знакомство с разнообразием полезных ископаемых и некоторыми их свойствами, способами их добычи; организация  исследования  школьниками основных свойств полезных ископаемых; показ их важной роли в экономике страны.

Метапредметные:

Познавательные: раскрытие  значение понятий и использование  их в активном словаре.

Коммуникативные:  умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности (умение работать в группе),  изложение  своей точки  зрения и аргументация ее,  задавать вопросы.

Рефлексивные: осознание собственных достижений при освоении учебной темы.

Личностные: показ  необходимости охраны полезных ископаемых; осознание причастности каждого школьника в результат совместной учебной деятельности, и в деле сохранения полезных ископаемых, воспитание  толерантности.

Тип урока: урок открытия нового знания с практической работой.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, презентация о полезных ископаемых, коллекция ископаемых, карточки для индивидуальной работы, таблица «Полезные ископаемые и их свойства», карточки с критериями отметок, результатом опроса. 

Ход урока

Формы, методы,

методические

приемы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Приемы

контроля

осуществляемые

действия

формируемые

умения

I. Мотивирование к учебной деятельности.

Фронтальная.

Словесный.

Слово учителя.

Приветствие учащихся.

Долгожданный дан звонок

Начинается урок.          Садитесь.

Ребята, а вы любите делать открытия?

А знаете ли вы главное правило открытий?

Открытия приходят в процессе работы.

 Я желаю вам, чтобы сегодня на уроке каждый из вас сделал открытие и узнал что-то новое для себя.

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место.

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя

II. Актуализация учебной деятельности

В группах.

Словесный.

Для работы на уроке давайте вспомним, что составляет основу экономики?

От чего зависит успех труда людей? 

Слушают учителя

Природные богатства и труд людей – это основа экономики. От здоровья людей и от образования зависит успех.

Формулируют тему урока совместно с учителем

III. Выявление места и причины затруднения

В группах. Словесный.

Наглядный.

Рассмотрите, пожалуйста, предметы, лежащие на столе. Как вы думаете, на какие группы их можно разделить? По использованным материалам? Разделите на объекты неживой природы и предметы, сделанные руками человека. (металлическая ложка, металлические ножницы, кусок железной руды, металлическая кружка; глиняный кувшин, кусок глины, керамическая чашка, керамический кот, красный кирпич; стеклянная банка, песок,  кусочек строительного раствора).

1 группа – метали

ческие предметы, они сделаны из стали. Сталь выплавляют из железной руды.

2 группа – глиняные, керамические пред

меты – сделаны из глины.  3 группа – предметы  сделаны из песка, 2 способ: объекты природы и предметы, сделанные руками человека

Выявляют место затруднения.

Беседа

IV. Построение проекта выхода из затруднения.

Групповая.  Словесный. Наглядный.

 Какие природные богатства вы видите на столе?

Как вы думаете,  о чем пойдет речь сегодня на уроке? (Мы продолжим разговор о природных богатствах и будем говорить  конкретно о полезных ископаемых).

- А что вы уже знаете о полезных ископаемых?

- Сегодня нам предстоит сделать много открытий. У каждого из вас  на парте лежит листочек с таблицей. В первой строчке вы видите номера вопросов, а под ними на 2 строчке вы будете ставить «+» - если вы верите или «-» - если не верите.

Верите ли вы, что…

  1. Природный газ извлекают из-под земли?
  2. Гранит используют, как топливо?
  3. В нашем посёлке есть  полезное ископаемое?
  4. Геологи – это люди, которые добывают полезные ископаемые?
  5. Нефть добывают с помощью скважин?
  6. Песок бывает только жёлтый?
  7. Геологи используют в своей работе вездеходы?
  8. Места, где в глубинах земли или на её поверхности залегают полезные ископаемые, называются месторождениями?
  9. Полезные ископаемые могут быть только жидкими  и твердыми?

- А сейчас отложите эти листочки, а в конце урока мы вернёмся к ним и проверим ваши знания.

Мы продолжим разговор о природных богатствах и будем говорить  конкретно о полезных ископаемых. Их используют в хозяйстве в зависимости от их свойств. К ним относятся нефть, природный газ, каменный уголь и др.

Заполняют таблицу.

Формулируют тему урока совместно с учителем.

Учатся работать самостоятельно,  высказывать свою точку зрения.

Беседа по вопросам

V. Реализация построенного проекта.

Словесный. Практический.

Как вы уже догадались, тема нашего урока «Полезные ископаемые». Чтобы вы еще хотели узнать о них? Как вы понимаете выражение:  полезные ископаемые. Что значит  полезные?  

– Что значит ископаемые?

Давайте обратимся к учебникам и найдем информацию об ископаемых.  Откройте учебник на стр. 46 прочитайте  1 абзац.

В каких состояниях находятся полезные ископаемые в природе?

Недра нашей страны богаты различными полезными ископаемыми. В стране есть большие залежи нефти и природного газа, месторождения каменного и бурого угля, известняка, гранита. Одни полезные ископаемые необходимы в строительстве, другие служат топливом, из руд выплавляют различные металлы, а поваренную соль человек использует для приготовления пищи. Добыча полезных ископаемых производится только в тех местах, где человек находит их большие скопления. Такие места называют месторождениями. Находят такие места геологи.

Геолог сможет в любых погодных условиях провести исследование горных пород, при этом, не боясь подняться высоко в горы или спуститься на самое дно водоёма, в шахты. Для своей работы геологи используют самое разное оборудование и специальную технику, чтобы пробраться к труднопроходимым местам, самую сложную аппаратуру, радиосвязь. После того, как геологи обнаружат месторождение полезных ископаемых, начинается их добыча.

Люди научились добывать полезные ископаемые открытым и закрытым способами. Посмотрите на слайд: открытый способ – это карьеры, когда полезные ископаемые залегают  неглубоко. И закрытый способ – шахты – для полезных ископаемых, залегающих глубоко.  

- Люди, какой профессии занимаются добычей полезных ископаемых в шахтах?

Мы говорим  о полезных ископаемых  в каком состоянии? http://school-collection.edu.ru/catalog/res/606f3f11-e0fe-11db-8314-0800200c9a66/view/ Познакомимся с добычей жидких и газообразных ископаемых. При помощи буровых установок добывают нефть и природный газ, залегающие глубоко.

Полезные - значит… нужные, необходимые.

Ископаемые  – значит их нужно доставать, извлекать.

Изучают  1 слайд.

Слайд 2.

Слайд 3.

Шахтеры занимаются добычей.

Слайд 4.

Слайд 5.

В твердом состоянии.

Учащиеся учатся рассуждать, слушать других.

Учащиеся учатся находить полезную информацию, отвечать на заданные вопросы.

Учащиеся запоминают информацию.

Учащиеся учатся слушать других, отвечать на вопросы.

VI. Физкультминутка.

Практический

Выполняют движения по строкам стихотворения.

Осуществляют профилактику утомления.

 Правильное выполнение дви
жений

VII.  Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Словесный. Практический. Наглядный.

Мы с вами живем в Курской области. Как вы думаете, в нашем регионе  есть полезные ископаемые? Какие? В процессе знакомства с этими полезными ископаемыми мы будем заполнять таблицу.

- Курская область славится своим месторождением железной руды. Называется оно курская магнитная аномалия, сокращено КМА. Перед вами образец железной руды, привезенный из города Железногорска. КМА – одно из крупнейших мест в мире, где железная руда залегает близко к поверхности земли. Как вы думаете, каким способом ведется добыча руды?  

Рассмотрите  образцы магнитного железняка. Из железной руды производят  чугун, сталь. А из них соответственно делают  инструменты, автомобили, станки,  посуду. Заносим данные об этом полезном ископаемом в таблицу.

- На территории Курской области есть залежи торфа. Его используют  как топливо, удобрение, теплоизоляционный материал. Рассмотрите образец торфа.

Рассматривание таблиц «ТОРФ» по группам. Торф образуется скоплением остатков мхов, подвергшихся неполному разложению.  Заполним данные в таблице.

Песок добывают во многих районах Курской области. Добыча его ведется и недалеко от поселка Возы. Песок бывает белый, желтый, красный. Рассмотрите образец. Где используют песок? (в строительстве, при производстве стекла, цемента, при производстве точильных камней).  Заполним таблицу.

Ведется у нас добыча твердого полезного ископаемого глины.  Добывают её в основном для Железногорского кирпичного завода и для предприятий Калужской и Нижегородской областей. Рассмотрите  образцы  глины. Заполним данные в таблице.

Дополним нашу таблицу полезными ископаемыми, которые использует ваша семья.

В последнее время мы отапливаем свои дома, готовим на плитах, используя именно это полезное ископаемое …  – газ.  Заполним таблицу.  

Из этого полезного ископаемого  получают бензин, дизельное топливо, резину, пластмассу, краски, кремы, шампуни, гели для душа. Заполним таблицу.     http://school-collection.edu.ru/catalog/res/5ca811f4-7aea-42ca-b5da-534dfd445e6c/view/  

Полезные ископаемые  есть.

У нас есть глина, песок, железная руда.

Рассматривают 6 слайд.

Добыча ведется открытым способом

Заносят данные в таблицу.

Слайд 7.

Слайд 8. Рассматривают образцы.

Заполняют таблицу. Слайд 9.

Рассматривают образец.

Заполняют таблицу.

Слайды 10, 11.

Рассматривают образец.

Заполняют таблицу.

Слайды 12, 13.

Вспоминают о полезных ископаемых.

Это природный газ.

Заполняют таблицу.

Слайды 14,15

Это нефть.

Учащиеся учатся слушать других, отвечать на вопросы.

Принимают учебное задание.

Учатся слушать, грамотно оформлять свои устные ответы.

Беседа по вопросам.

Устные ответы,

наблюдение

Беседа по вопросам.

Беседа по вопросам, письмо, правило

VIII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Практический Словесный.

Вы много узнали об ископаемых. Я предлагаю вам поработать самостоятельно в группах. Перед вами образцы двух ископаемых и атласы – определители «От земли до неба». Определите, что это за полезные ископаемые.

В нашей стране и в нашем регионе много полезных ископаемых. Но очень часто люди считают, что можно бесконтрольно их расходовать, забывая о том, что все когда – нибудь заканчивается. Так и полезные ископаемые закончатся, если добывать их необдуманно.  Как вы думаете, а мы с вами можем принять участие в их сохранении. (сбор металлолома, сбор мусора по разным контейнерам). Каждый, кто занимается добычей ископаемых должен помнить о том, что используя их, ни в коем случае нельзя наносить вред природе, обязательно беречь верхний плодородный слой земли при разработке карьеров, сократить выброс вредных веществ, использовать все компоненты ископаемых, создавать искусственные аналоги природным материалам.

Отвечают на вопросы, самостоятельно исследуют полезные ископаемые.

Слайд 16. 

Принимают учебное задание.

Понимают цели, содержание
и способы выполнения задания.

Работать в группах.

Учатся отстаивать свою точку зрения; слушать и слышать.

Беседа по вопросам. Саморегуляция

IX. Включение в систему знаний и повторение.

Словесный. Практический.

Оцените знания, полученные на уроке. Возьмите зеленые карточки и ответьте на вопросы.

№ 1   «Соедини стрелками»:

Соедините стрелками полезные ископаемые и соответствующие им свойства:

Гранит                     сыпучий, из крупинок

Песок                       зернистый, прочный

Торф                         белый, твёрдый

Известняк                чёрный, хрупкий

№ 2  «Выбери  правильный ответ»:

1.Большинство полезных ископаемых жидкие:                   да         нет

2.Места, где залегают полезные ископаемые, называются месторождениями.                                                                                                                                                                                                                                     да          нет

- Проверим ваши ответы.

 -Оцените свои знания: если вы не допустили ошибок, поставьте себе «5», если вы допустили 1 или 2 ошибки поставьте себе «4», если у вас 3- 4 ошибки поставьте себе «3».

Отвечают на вопросы.

Проверяют знания, оценивают свои знания.

Открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке

Самопроверка.

IX.  Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог) 

Словесный.

Изменились ли ваши представления о полезных ископаемых за этот урок, какие открытия вы сделали для себя, какие новые знания получили – вы узнаете, если вновь ответите на вопросы. Вернёмся к нашим листочкам. Согласны ли вы, что….

  1. Природный газ извлекают из-под земли?
  2. Гранит используют, как топливо?
  3. В нашем посёлке есть  полезное ископаемое?
  4. Геологи – это люди, которые добывают полезные ископаемые?
  5. Нефть добывают с помощью скважин?
  6. Песок бывает только жёлтый?
  7. Геологи используют в своей работе вездеходы?
  8. Места, где в глубинах земли или на её поверхности залегают полезные ископаемые, называются месторождениями?
  9. Полезные ископаемые могут быть только жидкими  и твердыми?

Проверка по карточке.

Вам урок понравился? Покажите, какое у вас настроение на карточке

Мне было приятно с вами сотрудничать. Спасибо за работу.

Определяют область знания и незнания.

Осмысливают свою деятельность.

X. Домашнее задание.

Фронтальный. Словесный. Объяснение
учителя.

Обеспечивает понимание цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Проверяет соответствующие записи.

Учебник стр. 46 -50 читать, отвечать на вопросы.

Слушают объяснение учителя. Делают соответствующие записи

Принимают учебное задание. Понимают цели, содержание
и способы выполнения задания


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест к уроку окружающего мира " Мастера печатных дел" для 4 класса

Данный тест подготовлен к уроку окружающего мира по теме "Мастера печатных дел" (УМК "Школа России", 4 класс)...

Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух". Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух".

Одна из основных задач педагогов -  разработать и показать урок в рамках реализации нового образовательного стандарта.Тип урока – урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Е...

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА (ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА «ШКОЛА 2100») 1 класс Тема урока: «Путешествие Колобка»

Урок относится к проблемно - развивающему типу. В содержательном плане он знакомит учащихся с профессиональной деятельностью людей. На примере колобка (хлебобулочного изделия) в обратном порядке просл...

Урок окружающего мира. Тема: "Полезные ископаемые. Соль"

Детям очень нравятся уроки окружающего мира. Многое хранится в недрах Земли. О разнообразных полезных ископаемых узнают дети на этом предмете....

Урок окружающего мира. Тема "Полезные ископаемые" (3 класс).

Конспект урока окружающего мира. Тема "Полезные ископаемые". Презентация к уроку (каждый слайд отдельно)....

Урок окружающего мира с применением ИКТ во 2 классе. Тема урока: Разнообразие профессий людей.

Урок разработан по УМК «Гармония» под редакцией Н.Б.Истоминой.Современный урок построен на основе технологии деятельностного метода обучения. На всех этапах урока происходит формирование УУД.Урок спос...