Технологическая карта урока речевой практики в 1 классе "День Победы"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс)

    Данный урок направлен на реализацию требований АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по учебному предмету «Речевая практика».

    На уроках речевой практики в 1 классе обучающиеся учатся понимать и четко выполнять речевые инструкции, общаться друг с другом, отвечать на вопросы, участвовать в мини-диалогах по знакомым бытовым ситуациям. У первоклассников не сформированы элементарные представления о празднике «День Победы», поэтому при работе над речевой ситуацией учитель оказывает помощь в конструировании высказываний. Для этого используются условно-графические схемы, картинки, раздаточный материал, образец речевого высказывания, который обучающиеся дополняют и повторяют.

   Коррекционная работа связана с развитием познавательной деятельности, речи, моторики, направлена на коррекцию всей личности.

   Урок сопровождается компьютерной презентацией, что  существенно облегчает восприятие материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_rechevoy_praktiki_1_klass.docx26.54 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное общеобразовательное учреждение Республики Коми «Специальная (коррекционная) школа-интернат №9» с. Ижма

Номинация: «Лучший урок»

Урок речевой практики

Тема «Праздник День Победы»

1 класс.

           

       

                                                  Составила: Рочева Надежда Васильевна,

                                          учитель начальных классов

                                                  ГОУ РК «С(К)ШИ №9» с.Ижма

                 

                                                       

                                                       

Пояснительная записка

    Данный урок направлен на реализацию требований АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по учебному предмету «Речевая практика».

    На уроках речевой практики в 1 классе обучающиеся учатся понимать и четко выполнять речевые инструкции, общаться друг с другом, отвечать на вопросы, участвовать в мини-диалогах по знакомым бытовым ситуациям. У первоклассников не сформированы элементарные представления о празднике «День Победы», поэтому при работе над речевой ситуацией учитель оказывает помощь в конструировании высказываний. Для этого используются условно-графические схемы, картинки, раздаточный материал, образец речевого высказывания, который обучающиеся дополняют и повторяют.

   Коррекционная работа связана с развитием познавательной деятельности, речи, моторики, направлена на коррекцию всей личности.

   Урок сопровождается компьютерной презентацией, что  существенно облегчает восприятие материала.

Основные методы, используемые на уроке:

1.По виду источника информации:

Словесные (объяснение, беседа с обучающимися, ответы на вопросы, рассказ учителя, аудирование);

Наглядные (картинки, демонстрация презентации, схемы-опоры).

2.По виду учебной деятельности: частично-поисковый метод (поиск решения поставленных перед обучающимися проблем); практический (игры, проигрывание диалога, упражнения)

Формы организации познавательной деятельности обучающихся: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.

Межпредметные связи: чтение, русский язык  

Целевая аудитория: 1 класс.

Конспект урока речевой практики.

Тема урока: «Праздник День Победы»

Тип урока: урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков

Цель: формировать представление  о празднике  «День Победы»

Задачи:

Образовательные:

ознакомление с основными традициями празднования Дня Победы,

закрепление умения выполнять задания по словесной инструкции

Коррекционно-развивающие: 

коррекция и развитие диалогической  формы речи на основе упражнений в составлении  предложений с опорой  на условно-графическую схему

коррекция и развитие мелкой моторики на основе конструирования, расширение словарного запаса

Воспитательные: воспитание патриотических чувств, мотивации к учебе

Познавательные  БУД: 

устанавливать простейшие взаимосвязи и взаимозависимости,

слушать, извлекать нужную информацию для установления причинно-следственных связей,

произносить речевой материал правильно, с различной интонацией

Регулятивные БУД:

определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя,

учиться выполнять  задание по словесной инструкции,

ориентироваться в задании при помощи учителя,

осуществлять  самоконтроль при выполнении задания под руководством учителя

Личностные БУД: 

положительное отношение к учебе, к познавательной деятельности

Коммуникативные БУД:

слушать и понимать речь других,

учиться работать в паре, соблюдать нормы речевого этикета, участвовать в диалоге,

строить речевое высказывание в устной форме в соответствии с поставленными задачами

Оборудование: презентация, мультимедийный проектор, компьютер, раздаточный материал (картинки), цветы, счетные палочки

Этапы урока, цель

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1.Мотивационный

Цель: осуществить межличностный контакт, создать комфортную психологическую атмосферу

Упражнение «Солнышко»

Давайте представим, что наши руки – это солнечные лучики. Коснемся друг друга и подарим тепло своим друзьям, улыбнемся и с хорошим настроением начнем работать.

Выполняют упражнение: становятся в круг, вытягивают руки вверх

2.Речевая гимнастика

Цель: формирование и развитие умения  произносить речевой материал правильно, в разном темпе, с разной интонацией

Чистоговорка (слайд 2)

Читает предложение

ЛО-ЛО-ЛО - всем от солнышка тепло.

НА-НА-НА – на дворе весна.

АЙ-АЙ-АЙ - наступил месяц май.

РЯ-РЯ-РЯ – красный день календаря

-Прочитайте первую строчку тихо, протяжно.

-Прочитайте вторую строчку утвердительно.

-Прочитайте третью строчку радостно.

-Прочитайте четвёртую строчку удивленно                                                        

Читают слоги вслух  по очереди, чётко произносят чистоговорку хором

Выполняют упражнение по инструкции учителя

3.Аудирование

Цель: развитие  умения слушать и понимать обращенную речь

Вступительная беседа

-Что означает выражение «красный день календаря»?

-Что обозначают буквами в календаре? (дни недели)

-Цифрами? (число)

-Каким цветом написаны цифры ? (черным и красным)

-Что означают красные цифры? (выходные дни) А еще? (праздники) (слайд 3)

Слушание песни «День Победы» (1 куплета) (слайд 4)

Послушайте песню и скажите, о каком она празднике?

Отвечают на вопросы

Слушают песню

4.Актуализация опорных представлений обучающихся.

Цель: мотивация к учебному действию

Проблемная ситуация

- О каком празднике песня? (День Победы)

-Когда будет этот праздник? (9 мая)

-Почему отмечают 9 мая?/ можете ответить?

Назовите тему урока.

Сегодня мы узнаем, уточним что такое …(День Победы) (слайд 5)

Ответим на вопросы:

Почему отмечают  День Победы 9 мая?

Как празднуют 9 Мая в нашей стране?

Отвечают на вопросы

С помощью учителя определяю тему и цели урока

5.Усвоение новых знаний.

Цель: построение тематического диалога, высказывания

Рассказ учителя (слайд 6)

 22 июня 1941 года  без объявления войны германские войска напали на нашу Родину. Была остановлена мирная жизнь народа. Началась великая отечественная война. Фашисты очень  хотели захватить нашу страну, поработить наш народ. Война – это вой сирен, разрывы бомб, стрельба.   Целых четыре года день за днём, месяц за месяцем, год за годом сражался наш народ с фашистской армией. Война принесла много горя и страданий: страх, голод, холод, слезы.

   Но наши дедушки, прадедушки выстояли и защитили Родную землю  (слайд 7)

    9 мая 1945 года война закончилась нашей победой. И теперь каждый год 9 мая все люди отмечают замечательный праздник – День Победы. Это радость, светлый и любимый праздник нашей страны.

-Почему 9 мая отмечают День Победы? (в этот день закончилась война)

В это день мы поздравляем наших ветеранов, благодарим за Победу, за мирное небо.

-Почему это праздник со слезами на глазах? (Не все солдаты вернулись домой. Многие погибли, защищая землю от врагов).  

Народ не забывает своих героев. О них поют песни, им посвящают стихи. В их честь установили много памятников, один из них  «Вечный огонь» - памятник всем солдатам, которые сражались с фашистами (слайд 8)

Возложение цветов

Слушают рассказ учителя, отвечают на вопросы

Возлагают цветы около экрана с изображением «Вечного огня», произносят: «Никогда не забудем вас, герои»

6.Первичное закрепление.

Цель: самостоятельное выполнение типовых заданий на новый способ действия

Физминутка  (слайд 9)

Как солдаты на параде,

Мы шагаем ряд за рядом,

Левой – раз, правой- раз,

Посмотрите все на нас.

Мы захлопали в ладоши

Дружно, веселей!

Застучали наши ножки

Громче и быстрей!

Игра «Подбери картинку» (слайды 10-11)

Читает стихотворение «День Победы» А. Усачева

Что такое День Победы?

Это утренний парад:

Едут танки и ракеты,

Марширует строй солдат.

Что такое День Победы?

Это праздничный салют:

Фейерверк  взлетает в небо,

Рассыпаясь там и тут.

Что такое День Победы?

Это песни за столом,

Это речи и беседы,

Это дедушкин альбом.

Это фрукты и конфеты,

Это запахи весны…

Что такое День Победы –

Это значит – нет войны.

-Зачем в это праздник проводят парад (маршируют солдаты), устаивают салют, поют военные песни, смотрят фильмы?  (Благодарим ветеранов за мир,  Победу, чтим память тех, кто отстоял нашу Отчизну от фашистских захватчиков)

Говорят и выполняют движения по тексту

Слушают стихотворение, подбирают картинки

Вклеивают картинки в тетрадь

 

Отвечают на вопросы

7. Включение в систему знаний и повторение.

Цель: закрепление речевых ситуаций в ролевых соотношениях

Упражнение «Закончи предложение» (слайд 12)

1.В День Победы солдаты маршируют на … (параде)

2.В этот день поют военные …(песни)

3.Люди возлагают цветы у …(памятника)

4.Вечером любуются ярким …(салютом)

Конструирование звезды из счетных палочек с опорой на образец (слайд 13)

Контролирует, оказывает помощь

-Что такое салют? (яркие огоньки, звездочки на небе после выстрела из специального оружия)

Упражнение  «Составление предложений с опорой на условно-графические схемы»

(слайд 14)

Показывает образец, контролирует выполнение, оказывает помощь

 (Алеша,  ты видел памятник героям/солдатам?)

Заканчивают предложение.

Повторяют вслух предложения (фронтальная работа)

Конструируют звезду из счетных палочек по образцу

Работа в парах:

моделируют диалог. Составляют вопросы с  опорой  на условно-графические схемы, отвечают на вопросы

8.Подведение итогов.

Рефлексия

Цель: организовать рефлексию обучающихся по определению своей деятельности, повторить основные слова и выражения

Игра «Хлопки»  / «Найди  картинку» (дифференцированное задание)

Хлопни в ладоши, если услышишь слово, относящееся  ко Дню Победы:

салют,  памятник, радость, ёлка, парад, слёзы, салют.

-О каком  празднике сегодня узнали? (День Победы)

-Что можно увидеть на этом празднике? (салют, парад)

Рефлексия (слайд 15)

Сегодня  я  узнал  о  празднике … (День Победы)

Я запомнил  … ( отмечают 9 мая)

Сегодня я научился …

Мне было трудно/ легко …

Вручение Георгиевских лент.

Еще один символ Дня Победы – это  Георгиевская лента. Повязывают ленточку на одежду в знак уважения, памяти солдат, отстоявших свободу нашей страны.

-Спасибо за работу! (слайд 16)

Слушают,  хлопают (Валерия  у доски  выкладывает картинки)

Формулируют результат своей работы на уроке

Список литературы:

1.Казаков А.П., Шорыгина Т.А. /Детям о Великой Победе! Беседы о Второй мировой войне в детском саду и в школе. М.: Издательский дом «Гном», 2015

2.Комарова С.В. Речевая практика. Методические рекомендации. М.: Просвещение, 2016

3.Стихи о Победе .https://materinstvo.ru/art/stihi-o-voine-i-pobede 

4. Шипунова В.А. Комплект карточек «Защитники Отечества».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока речевой практики "Готовимся к Новому году"

Конспект урока предназначен для обучающихся 8 вида (класс разноуровневый). Учащиеся научатся строить простые предложения и короткие рассказы, отвечать на вопросы в беседе и инициировать общение, образ...

технологическая карта урока Речевой этикет

Урок для овладения нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения...

Технологическая карта урока по предмету "Речевая практика"

Урок систематизации знаний "Отправляемся в магазин за покупками"...

Технологическая карта урока Речевая практика.

Урок. Речевая практика. " Телефонный разговор". 3 класс...

Технологическая карта к уроку "Речевая практика"

Описание технологической карты урока "Речевая практика", 3 класс...

Конспект урока речевой практики "Праздник День Победы"

Данный урок направлен на реализацию требований АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по учебному предмету «Речевая практика».    На у...